Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Прыжки с трамплина что означает зеленая полоса. История возникновения и развития прыжков на лыжах с трамплина. Зарождение прыжков с трамплина

Несмотря на то, что в прыжках с трамплина россияне не могут пока навязать борьбу за медали, по своей зрелищности это один из самых интересных олимпийских видов спорта. В преддверии двух финалов Игр-2010 в Ванкувере призер Кубка Европы, главный специалист центра сборных команд Москомспорта по прыжкам с трамплина Евгений Плехов ответил на десять наивных вопросов Sportbox.ru.

1)Как замеряют длину прыжка — по передним концам лыж или по задним?

Длину прыжка замеряют по тому месту, где находится крепление и лыжный ботинок, то есть посередине лыжи. На международных турнирах, как правило, есть специальная компьютерная программа, которая высчитывает место приземления, но для подстраховки есть еще и судьи.

2) Почему длину прыжка не измеряют с точностью до сантиметров?

Длина прыжка пересчитывается в баллы. Один метр дальности прыжка соответствует, в зависимости от величины трамплина, различным баллам, поэтому измерять в сантиметрах просто нет смысла. Например, на трамплине К-120 каждый метр равен 1,8 очкам, а на К-90 — двум.

Встречный ветер создает дополнительную подъемную силу, в среднем полтора-два метра в секунду. К тому же во время прыжка при встречном ветре образуется воздушная подушка, которая помогает лететь дальше. А вот при попутном спортсмен попадает в безвоздушное пространство и не может опереться о воздух и «проваливается». Боковой ветер очень мешает. Чтобы в таких условиях не опрокинуло, прыгуны обычно помогают себе руками. Очень важно быть гибким и раскованным в полете, чтобы вовремя успеть среагировать на какие-то изменения ветра. Так, на соревнованиях всегда вешают специальные ленточки, которые показывают направление ветра. Также обязательно есть светофор. Стартовать можно только на зеленый свет.

4) Длина и ширина лыжи стандартна или каждый прыгун подбирает их под себя?

Ширина лыжи стандартна, она не должна превышать 11,5 см спереди и сзади на расстоянии 30 см от концов лыжи, и должна быть 10.5 см в районе креплений. А вот длина варьируется в зависимости от роста спортсмена. Раньше ее не ограничивали, но потом пришли к выводу, что спортсмены хитрят, ведь чем длиннее лыжи, тем дальше полет. Поэтому Международная федерация лыжного спорта (FIS) ввела технические требования, которые четко регламентируют характеристики лыж. Теперь их длина не может превышать 146% роста спортсмена. У меня, к примеру, рост 185 см, и я прыгал на лыжах длиной 2 метра 70 см.

Очевидно, что чем легче спортсмен, тем дальше он улетит, но всегда нужно соблюдать меру. Если будешь слишком худым, то будет сложно управляться со своим телом. Так, на данный момент существует росто-весовая таблица, в которой рассчитано, сколько нужно весить при твоем росте, чтобы добиться идеального прыжка. Опять же приведу в пример себя — при росте 185 см я весил 66 кг, и это было оптимально.

6) Есть ли на перчатках прыгунов перепонки между пальцами?

Нет. Да они и не нужны. Понятно, что бытует мнение, что перепонки между пальцами придадут больше обтекаемости, но если бы это на самом деле было так, то наверняка это новшество уже ввели бы в основную экипировку. К тому же любые лишние движения руками во время полета наказываются Думаю, вряд ли прыгуну могут пригодиться перепонки.

7) Какая оценка важнее — за длину прыжка или за технику?

Обе оценки одинаково важны. На мировом уровне спортсмены прыгают по дальности примерно одинаково. Поэтому, если твое преимущество небольшое, а техника подкачала, можно и проиграть. Хотя в то же время, если ты прыгнул метров на 15 дальше остальных, то, конечно, станешь чемпионом. Но, как правило, такие случаи очень редки и чаще выигрывает более техничный спортсмен. В правилах четко прописано, за что снижается оценка. Пристальней всего судьи следят за приземлением. Идеальный вариант — позиция «Телемарк», то есть разножка, когда одна нога впереди, другая сзади.

8) Почему костюм прыгуна такой свободный и из чего он сделан?

Комбинезон изготавливается из специального волокна толщиной 5 мм. Он дополнительно покрывается слоем металлического материала. Все новшества, как правило, направлены на уменьшение сопротивления воздуха. Кроме того, экипировка прыгуна всегда определенного размера. По техническому регламенту комбинезон может быть длиннее не более чем на 10% от размеров самого прыгуна. Спортсмены мирового уровня меняют свой костюм каждый сезон, потому что от падений на снег он становится шершавым и менее обтекаемым, а должен быть гладким и блестящим, как вторая кожа.

9) Смазывают ли прыгуны лыжи?

Как и в других лыжных видах спорта, в прыжках с трамплина используется смазка для лыж. Со сборной всегда ездит бригада сервисменов, которая ориентируясь на погоду, готовит спортсменам лыжи. По сути, подготовка лыж та же самая, как и в обычных гонках, с той только разницей, что в прыжках с трамплина больше внимания уделяется быстрому разгону. Нам принципиально ускорение только на первых 20-30 метрах.

10) Почему трамплин называется 90-метровым, если прыгуны улетают за 100 метров?

Название трамплинов означают не высоту, а расстояние, на которое, как минимум, должен прыгнуть спортсмен. Понятно, что как правило спортсмены улетают намного дальше, чем 90 метров.

Татьяна Помельникова, Sportbox.ru

Приспособленный склон горы или сооружение, профиль которых позволяет совершать прыжки на лыжах. Зимой используют трамплины со снеговым покровом, а в теплое время года - трамплины со спец. покрытием из пластмассовых щеток.

Лыжный трамплин может быть естественным, если его профиль полностью «вписан» в склон горы, или комбинированным, когда из-за несоответствия размеров и крутизны склона приходится надстраивать над ним искусств, сооружение (эстакаду из дерева, металла пли железобетона). Продольный профиль устанавливается спец. нормами с расчетом на прыжки длиной от 5 до 100 м и более; он включает гору разгона, гору приземления и площадку остановки.

Высота трамплина - разница отметок между стартом и площадкой остановки - примерно в 1,5 раза должна превышать длину расчетного прыжка. Около 0,4 высоты приходится на гору разгона и 0,6 - на гору приземления. Ширина трамплина на участке горы разгона от 1,5 до 4,0 м (на естественных трамплинах) п от 3,0 до 5,0 м (на комбинированных Т.); горы приземления под уступом прыжкового стола-от 4,0-5,0 м (для малых трамплинов) до 10,0-12,0 м (для больших трамплинов); в нижней точке дорожки приземления - от 8,0 - 10,0 м (на малых Т.) до 1/в длины расчетного прыжка плюс 4 м (для больших Т.). Ширина площадки остановки в конце ее может достигать 40 м, длина - от 50 до 150 ж (желательно с контруклоном) .

Для лыжных трамплинов обычно используют сев., защищенные лесом от ветра склоны, профиль к-рых возможно ближе подходит к профилю Т. Трамплины сооружают в р-нах с хорошей транспортной доступностью для спортсменов и зрителей и наличием энергии для электроосвещения Т., работы подъемников и др. механизмов. Сбоку горы приземления устанавливают судейскую вышку. Расстояние от прыжкового стола до вышки 0,4-0,5 длины расчетного прыжка, а от продольной оси Т. до вышки - 0,25-0,4. Пол вышки должен находиться на 1,5 ж ниже плоскости, являющейся продолжением прыжкового стола. Места для зрителей (трибуны) располагают по обеим сторонам горы приземления и вокруг площадки остановки.

При проведении соревнований по боковым границам горы приземления через каждый метр устанавливается разметка метража в виде фанерных щитов. Подъем на Т. осуществляется по лестницам на склоне или механич. подъемниками. При Т. сооружается павильон с помещениями для хранения лыж и обслуживания спортсменов и зрителей.

В СССР сооружен ряд трамплинов в гг.: Горьком (90 ж), Ворохте (80 ж), Южно-Сахалинске (80 ж), Томске (75 ж), Бакурпани (70 ж), Кирове (70 ж), Москве (65 ж), Ленинграде (65 ж), Алма-Ате (65 ж) и др. Из зарубежных наиболее известны Т.: Оберст- дорф (120 ж), Планица (120 ж), Закопане (90 ж), Холменколлен (80 ж), Инсбрук (80 ж), Кортина д"Ампеццо (72 ж), Гармиш-Партенкирхен (70 ж).

Лит.: Галли А. П., Трамплины для прыжков на лыжах, 2 изд., М., 1956; О р т н е р Р., Спортивные сооружения, пер. с нем., М., 1959.

В феврале 1910 года на том же Ходынском поле проходил уже первый лыжный чемпионат России. … Лыжные палки в ту пору были выше роста лыжника. ПЕРВЫЙ ТРАМПЛИН .

один из наиболее распространенных видов спорта, разнообразный по … специальной тренировки, относятся гонки на скорость, горнолыжный спорт, прыжки с трамплина .

Или Хольменколлен, где среди поросших лесом холмов построен лыжный трамплин . Здесь ежегодно проводится лыжный фестиваль.

На базе Унтусских гор и долины р. Патрушихи образован Унтусский лесопарк; его основной композиционный центр - горно-лыжный трамплин всесоюзного значения.

Дорогой, устланной соломой, тунгусские народы -- Лыжным следом … действительно можно назвать прямым трамплином в Космос.

Прыжки с трамплина (ski jumping) - вид спорта, включающий прыжки на лыжах со специально оборудованных трамплинов. Выступают как самостоятельный вид спорта, а так же входят в программу лыжного двоеборья. Входят в состав Международной федерации лыжного спорта (FIS).

История прыжков с трамплина

Этот вид спорта зародился в Норвегии, где был распространен народный обычай состязаться в искусстве катания с гор (слалом).

В программе первых Зимних Олимпийских игр в Шамони (1924) были включены прыжки с 70 метрового трамплина, с 1964 - с 70 и 90 метрового трамплина. Участвуют только мужчины. С 1992 личные соревнования проводятся на трамплинах 90 метров и 120 метров, командные - на трамплине 120 метров.

В 1925 в Чехословакии состоялся первый чемпионат мира по лыжным видам спорта. В 1929 ФИС, посчитав, что разрыв в 4 года между очередными Олимпийскими играми большой, принял решение ежегодно разыгрывать первенства мира по всем видам лыжного спорта. С 1950 первенства по гонкам, двоеборью и прыжкам стали проводиться один раз в 4 года, между Олимпийскими играми, а с 1982 - раз в два года.

Соревнования

Соревнования по прыжкам на лыжах с трамплина проводятся в зимний и летний сезон. Наиболее авторитетными и значимыми являются старты, проводящиеся в зимнее время на трамплинах с критической точкой 90 метров и более.

Олимпийские игры и Чемпионаты мира

В программу Зимних Олимпийских игр (раз в 4 года) и Чемпионатов мира (ежегодно) входят следующие три дисциплины:

* K-120 личное первенство - 120 м трамплин, мужчины
* K-120 командное первенство - 120 м трамплин, мужчины
* K-90 личное первенство - 90 м трамплин, мужчины. На чемпионатах мира программа может меняться (трамплин K-90 или K-100)

В национальную команду входит четыре спортсмена.

Кубок мира

Ежегодные зимние соревнования, включающие в себя 37 индивидуальных и командных стартов (сезон 2008-2009 года) на трамплинах Европы, Северной Америки и Азии. Соревнования Кубка мира проводятся на трамплинах с критической точкой от 105 метров. Несколько этапов проводится на полётных трамплинах.

Победители в личном и командном первенстве определяются по сумме очков, набранных спортсменами во всех стартах, в которых они приняли участие.

В программу Кубок мира отдельным стартом входит «Турне четырёх трамплинов» - соревнования, имеющие самостоятельный авторитет в прыжковом мире, проводящиеся в новогодние праздники с 29 декабря по 6 января по особым правилам.

Прочие соревнования

— Континентальный Кубок
Летний Кубок мира.

Техника прыжка

Техника включает в себя разгон, уход со стола отрыва, полётную фазу и приземление. Слаженное выполнение всех элементов, координация тела в воздухе — это важнейшие технические элементы в арсенале прыгуна.

В момент приземления, ноги спортсмена, прежде лежащие в одной плоскости, должны принять положение именуемое «телемарк» (неофициально - «разножка»). При этом положении одна из ног выставлена вперёд, а другая отведена назад; обе ноги согнуты в коленях; колено «задней» ноги опущено вниз; руки расставлены выше плеч. Лыжи во время приземления параллельны и максимально сближены. Для выполнения такого приземления требуются высокая координация движений и безупречное равновесие. За невыполнение «разножки» при приземлении снимаются баллы.

Оценка прыжков

Техника (стиль) выполнения прыжков оценивается пятью судьями (максимальное количество - 20 баллов), к судейским баллам добавляются баллы за дальность прыжка (по специальной таблице).

Таблица для оценки дальности прыжка(в зависимости от критической точки):

* K20 - K24: 4,8 баллов за метр
* K25 - K29: 4,4 баллов за метр
* K30 - K34: 4 баллов за метр
* K35 - K39: 3,6 баллов за метр
* K40 - K49: 3,2 баллов за метр
* K50 - K59: 2,8 баллов за метр
* K60 - K69: 2,4 баллов за метр
* K70 - K79: 2,2 баллов за метр
* K80 - K99: 2 баллов за метр
* K100 - K169: 1,8 баллов за метр
* K170 и выше: 1,2 баллов за метр

Приземление и телемарк

Судьи эстетически оценивают полётную фазу спортсмена и особенно критически подходят к грамотному приземлению в телемарк. Судьями карается касание любой частью тела поверхности горы приземления, лишние движения и падение спортсмена. Если падение или касания происходят за специальной линией, то они уже не сказываются на оценке. Результат участника определяется по сумме балов двух зачётных попыток.

Буквенные обозначения отдельных элементов и параметров лыжного трамплина:

P нормативная точка приземления
TP табличная точка приземления
K критическая точка (конец успокоительного участка дорожки приземления и начало криволинейного вогнутого участка выезда)
B конец выпуклого участка дорожки приземления
M страховочный участок дорожки приземления (расстояние от P до K)
M1 расстояние от Р до В
L расстояние от переднего края уступа трамплина до Р
L1 расстояние от переднего края уступа трамплина до K
H проекция L на вертикальную плоскость
N проекция L на горизонтальную плоскость
H: N соотношение вертикальной и горизонтальной проекций
a уклон прыжкового стола трамплина
b уклон дорожки приземления от нормативной точки приземления Р до критической точки K
c уклон горы разгона
R1 радиус вогнутой кривой на участке от горы разгона до начала прыжкового стола трамплина
R2 радиус вогнутой кривой до дорожки приземления до дорожки выезда
R3 радиус выпуклой кривой от прыжкового стола трамплина до дорожки приземления
T длина прыжкового стола трамплина
U часть дорожки разгона, на которой скорость спуска лыжника более не возрастает
E часть дорожки разгона, на которой скорость спуска лыжника возрастает
F общая длина разгона (F - U + Е + Т)
A длина дорожки выезда
Vo скорость спуска лыжника на прыжковом столе трамплина
D расстояние по горизонтали от уступа прыжкового стола трамплина донижней грани судейской вышки
O расстояние от продольной оси дорожки приземления до передней грани судейской вышки (см. план)

Размеры частей и уклоны малых трамплинов:

E L
с с с 8 - 10 ° 7 - 9 ° 6 – 8 ° ← a
30° 35° 40° U T VoH/N = 0,5 0,48 0,46 0,44 0,42 0,4 0,38 B ↓
26 23 21 4,5 3,3 15 20 19,5 19 18,5 18 17,5 17 30 – 34 °
32 28 25 5,1 3,5 16 25,5 24,8 24 23,3 22,5 21,8 21 30 – 35 °
39 32 28 5,8 3,7 17 31 30 29 28 27 26 25 33 – 36 °
46 37 32 6,5 4 18 36,5 35,3 34 32,8 31,5 30,3 29 33 – 36 °
52 43 37 7,2 4,2 19 42 40,5 39 37,5 36 34,5 33 34 – 37 °
59 49 42 8 4,4 20 47,5 45,8 44 42,3 40,5 38/8 37 34 – 37 °

Размеры частей и уклоны больших трамплинов:

E L
с с с 9 - 12 ° 8 – 10 ° ← a
30° 35° 40° U T VoH/N = 0,56 0,54 0,52 0,5 0,48 B ↓
62 52 44 8,8 4,6 21 53 51 35 – 37°
71 58 49 9,7 4,8 22 65,3 63 60,8 58,5 56,2
80 65 54 10,6 5,1 23 71,5 69 66,5 64 61,5 36 – 38°
89 72 60 11,4 5,3 24 77,7 75 72,2 69,5 66,7
99 80 67 12,5 5,5 25 84 81 78 75 72 37 – 39°
111 90 74 14 5,7 26 90,2 87 83,7 80,5 77,2
124 100 81 15 5,9 27 96,3 93 89,5 86 82,5 38 – 40°
137 110<;/td> 88 16 6,2 28 91,5 87,7

Нормативные параметры для важнейших частей лыжного трамплина H: N = от 0,48 до 0,56.

Нормативная точка приземления трамплина определяется из уравнения Р = L1 - М, причем нормативные значения М следующие:

М = от 0,5 до 0,8 Vo для трамплинов с Р до 70 м;

М = от 0,7 до 1,1 Vo для трамплинов с Р до 90 м;

М = от 0 до 0,2 Vo;

Rl = от 0,12 V2o до 0,12 V2o + 8м;

R2 = от 0,14 V2o до 0,14 V2o + 20 м;

R3 - выбирается тот профиль дорожки приземления, который в наибольшей мере соответствует кривой полета:

A = от 4 до 5 Vo при горизонтальной площадке выезда;

D = от 0,5 до 0,7 х L1, считая до нижней грани судейской вышки;

Q = от 0,25 до 0,5 х L1.

Пример . В соответствии с характером отведённой территории для L1 и H/N заданы следующие значения: H/N = 0,54; с = 35°; L = 87 м. По таблице находим: L = 87 и в графе левее L - V0 = 26; в той же строке под графой с = 35° имеем: Е = 90 м, U = 14 и T= 5,7; F = E + U + Т= 90+14+ 5,7 = 109,7 м.

Лыжный трамплин, размеры которого несколько отличаются от приведенных выше, может быть признан пригодным для проведения соревнований Международной федерации лыжного спорта. Для этой цели строители трамплина должны представить в письменной форме детальные обоснования.

Расстояние ограждения самой нижней судейской кабины от проведенной через уступ трамплина горизонтали d составляет от D х tg 16° до D х tg20°. Кабины должны располагаться ступенчато по наклонной линии от уступа прыжкового стола до концевой точки d. Площадки отдельных кабин находятся на 1 -1,20 м ниже поручней ограждения. В плане судейская вышка должна быть расположена под углом 7 -10° к продольной оси трамплина, с тем чтобы судьям были хорошо видны весь ход полета и приземление соревнующихся.

На горе разгона в пределах 1/5 её длины должно быть равномерно размещено возможно большее число стартовых площадок, расстояние которых друг от друга по вертикали должно быть порядка 1 м. Местонахождение самой нижней стартовой площадки определяется разностью Е - Е/5.

Минимальная ширина дорожки приземления в точке К должна быть равна L1/7 + 4м.

Примечания. Все уклоны даны в градусах. Если переходные участки трамплина

должны быть параболическими, то радиусы K1 и R2 должны соответствовать минимальной кривизне параболы.

При наличии естественной горы разгона всю основную трассу разгона следует через каждые 2 м замаркировать, чтобы облегчить нахождение точного местоположения стартовых площадок. Уклон прыжкового стола, а также многие точки кривой между стартом и прыжковым столом должны быть по обеим сторонам зафиксированы с помощью стационарных профилирующих конструкций, дающих возможность даже неспециалистам воспроизводить точный и правильный профиль трамплина в зимнее время.

Рекомендуется устанавливать профильные марки по обеим сторонам дорожки приземления вплоть до площадки для остановки; это дает возможность восстанавливать точный профиль снегового покрова особенно при сильных снегопадах. Как правило, лыжные трамплины, предназначенные для прыжков свыше 50 м (L > 50 м), должны строиться с расчетом на скорость Vо не менее 21 м/с. Трамплины для прыжков на расстояние свыше 90 м не требуют утверждения со стороны Международной федерации лыжного спорта.

Эрнст Нойферт . «Строительное проектирование» / Ernst Neufert "BAUENTWURFSLEHRE"

Сегодня получится слегка объемный пост, посвящен он передаче "Технологии спорта", в которой перед началом сезона рассказали о прыжках с трамплина: интересна как для болельщиков-любителей, так и со стажем.

Видео продолжительностью 25 минут можно посмотреть по данной ссылке . В блоге - стенограмма передачи с интересными моментами (выделено жирным ), которые есть также и в видео-формате. В общем, такой бюджетный вариант, кому важна суть. А так, идите по ссылке, редкая передача про прыжки с трамплина.

ТЕХНОЛОГИИ СПОРТА. ПРЫЖКИ С ТРАМПЛИНА

2011год. В Норвегии проходит один из этапов Кубка мира по прыжкам на лыжах с трамплина (имеется в виду Викерсунд – прим.), весь спортивный мир замер в ожидании чуда: уже шесть лет не было ни одного мирового рекорда. Возможно, на этот раз болельщикам повезет, ведь соревнования проходят на только что построенном полетном трамплине мощностью 225 метров.

Говорят, что этот гигант – воплощение самых передовых научных технологий. Действительно, уже в первом квалификационном раунде норвежец Юхан Ремен Эвенсен устанавливает новый мировой рекорд – летающий лыжник преодолевает отметку в 246,5 метров. Еще семеро спортсменов бьют собственные рекорды. Радости болельщиков нет предела. Похоже, в прыжках на лыжах с трамплина наступила новая эра – эра рекордов и новых спортивных технологий.

Чтобы узнать, какие именно технологии реанимировали этот вид спорта, мы отправились в Финляндию в город Лахти, здесь проходит один из этапов Кубка мира по прыжкам на лыжах с трамплина.

Кубок мира, 13:30

Перед началом соревнований спортсмены разминаются и отрабатывают отдельные элементы прыжка на земле. Все движения должны быть доведены до автоматизма, ведь спортсменам предстоит прыгать с одного из самых уникальных трамплинов мира. По мощности он, конечно, уступает норвежскому собрату: всего 130 метров вместо 225; но по технологиям – ничуть.

Как и все подобные сооружения, трамплин в Лахти состоит из стартовой площадки, гора разгона, стола отрыва, горы приземления и зоны выката. Этот исполин из бетона и стали построен в строгом соответствии с международными стандартами. Однако его конструкцию обычной не назовешь. Трамплин установлен не в профиль естественной горы, а на искусственном бетонном возвышении.

Вальтер Хофер, рейс-директор Кубка мира: «Больше, чем 100 метров над землей, пойдемте наверх».

На стартовую вышку ведет скоростной лифт. Представьте, что вы поднимаетесь на крышу 30-этажной башни. Еще одна особенность трамплина в Лахти – искусственная гора разгона. Отсюда спортсмены начинают свой полет.

Вальтер Хофер: «Угол наклона горы разгона 37 градусов, и спортсмены развивают скорость от 0 до 100 км/ч меньше чем за пять секунд».

Оптимальный угол горы разгона – 30-37 градусов, такое значение позволяет спортсмену набрать хорошую скорость. Если гора будет слишком пологая, то скорость разгона снизится, и лыжник не сможет показать хороший результат. Если спуск окажется слишком крутым, спортсмена под воздействием центробежной силы сильно прижмет к горе. Ему будет сложно оттолкнуться и занять в воздухе безопасное положение.

Поскольку от скорости разгона зависит длина прыжка, то немаловажную роль играет сама лыжня – ее нарезает специальная машина. Ширина должна составлять примерно 13 см, что соответствует ширине самой лыжи. Глубина – 3 см, она рассчитывается из соображений безопасности, чтобы лыжи во время спуска с горы не вылетали из углублений.

Лыжня разгона сделана из искусственного снега или льда. Под ней находится специальное охлаждающее устройство. Это обязательное условие. Чтобы все спортсмены выступали в равных условиях, снег не должен таять.

Торгейр Нордбю, техделегат: «Мы не используем никаких химических реагентов, препятствующих плавлению снега. Мы только поддерживаем нужную температуру с помощью холодильных установок».

Перед соревнованиями лыжню раскатывают прыгуны, которые не участвуют в чемпионате. И только потом на старт уходят профессионалы.

Кубок мира, 14:00

Первая зачетная попытка. На подготовку каждому спортсмену дается 10-15 секунд. Атлет занимает место на площадке. Сигналом к старту служит зеленый светофор, однако неожиданно загорается красный. Это значит, что прыжок отменен из-за погодных условий: усилился ветер, прыгать опасно.

Скорость и направление ветра контролируют специальные приборы. Вдоль всего трамплина установлены чувствительные датчики: они фиксируют параметры ветра и передают их в информационный центр.

Вальтер Хофер: «Здесь вы можете увидеть что-то вроде коридора, так как поток ветра никогда не бывает линейным, он всегда волнообразный. Мы делаем коридор, чтобы на верхней и нижней стороне скорость ветра была около 2,5 м/с».

Если ветер выходит за пределы коридора и дует сильнее, прыжок останавливают. Ведь любое дуновение ветра может сбить спортсмена с траектории. Система автоматически переключает зеленый сигнал светофора на красный, и спортсмен должен покинуть стартовую вышку.

Вальтер Хофер: «Это очень удобная система. Можно представить, сколько рук и ног, не говоря уже о жизнях, она спасла».

Ветер может быть очень опасен. На случай, если надежная электроника все же выйдет из строя, вдоль каждой стороны трамплина стоит восемь ветровых флажков и указателей направления ветра. По ним также можно судить о характере стихии.

А вот от сильного бокового ветра трамплин защищен металлической сеткой. Вальтер Хофер: «Эта сетка защищает гору разгона. Когда скорость ветра достигает 10 метров в секунду, то сетка ее уменьшает».

Кубок мира, 14:20

Наконец загорелся зеленый свет, и спортсмен может совершить прыжок. Летающий лыжник показал хороший результат – он преодолел отметку в 132 метра. Однако службе контроля необходимо удостовериться: не нарушил ли спортсмен правил экипировки.

Лыжника приглашают пройти повторный контроль. На эту процедуру может выйти любой выступающий: незначительное изменение в размере костюма или в длине лыж может дать спортсмену преимущество.

Зепп Гратцер, контролер экипировки: «Сейчас мы будем измерять длину лыж, максимальная длина (для конкретного прыгуна – прим.) – 2,64 м. Эти лыжи – 2,63 м, нормально».

Лыжи должны соответствовать росту и весу атлета, максимальная длина может составлять 145% от роста спортсмена. Чем больше лыжи, тем больше площадь несущей поверхности, а, значит, и дальность полета. Если лыжи окажутся большего положенного размера, спортсмена ждет дисквалификация.

Зепп Гратцер, контролер экипировки: «Сейчас я проверяю размер костюма. Вытащите перчатки, пожалуйста… Этот размер в порядке».

По правилам, костюм может отставать от тела не больше чем на 6 см. Такой запас необходим для того, чтобы лыжнику было легче планировать в воздухе. Надев костюм большего размера, спортсмен получает незаконное преимущество, увеличивая за счет лишних сантиметров площадь несущей поверхности.

Еще один важный параметр – воздухопроницаемость материала. Чем она меньше, тем плотнее ткань, и тем лучше костюм держит спортсмена в воздухе.

Зепп Гратцер: «Воздухопроницаемость и толщину костюма я буду проверять с помощью специального прибора в разных частях костюма. Минимальная воздухопроницаемость – 40 литров. У этого костюма она равна 45,4, нормально».

Получается, этот костюм практически непродуваем. Это достигается за счет многослойности костюма: два слоя поролона и специальная ламинированная пленка между ними. Чем она плотнее, тем продуваемость ниже. Все три слоя склеиваются между собой и покрываются цветной тканью.

Комбинезон шьется по индивидуальным лекалам, ширина шва не должна превышать 12 мм. Это необходимо для того, чтобы контроллер смог определить, из каких материалов сделаны все части костюма. Размер воротника тоже строго регламентирован.

Вольфганг Меинингер, директор компании по производству костюмов: «И тут у нас есть ограничения, не больше 8 см. Воротник комбинезона не должен растягиваться, чтобы во время полета воздух не проникал под его верхнюю часть. В противном случае создается эффект парашюта, что дает спортсмену преимущество».

Кубок мира, 14:40

Соревнования вновь приостановлены. Неужели организаторы отменят выступления из-за нелетной погоды? Но судьи принимают решение снизить уровень стартовой площадки.

Стартовая площадка представляет собой скамейку, закрепленную на подвижной железной конструкции. Перенос площадки на метр выше или ниже позволяет обойти неблагоприятные погодные условия.

Вальтер Хофер: «Стартовые площадки должны двигаться, так как мы регулируем скорость разгона и расстояние. Иногда ветер встречный, тогда скорость должна быть меньше. Иногда ветер попутный, и скорость должна быть выше, чтобы достичь того же расстояния. Вот почему нам приходиться подстраиваться под условия ветра».

Кроме направлений ветра, на уровень стартовой площадки влияет температура воздуха. Например, если поверхность станет мокрой, скорость разгона замедлится. В этом случае площадку поднимают. Если лыжню подмораживает, скорость разгона увеличивается, тогда площадку опускают.

Судьи следят за тем, чтобы на горе разгона сохранялась одинаковая скорость для всех спортсменов.

Вальтер Хофер: «Это очень важно, мы не можем допустить, чтобы у кого-то было обидное преимущество. Что противоречит принципу этого вида спорта (видимо, съемка была, когда поправок на ветер и ворота не было – прим.)».

Кубок мира, 15:00

Наконец, стартовая площадка установлена. Спортсмен совершает прыжок, но результат далек от победного. Прыгуну необходимо собраться и подготовить лыжи ко второй попытке. Спортсмен отдает их мастеру на обработку.

Франц Фишер, сервисер: «Всем необходимо, чтобы лыжи были быстрыми на горе разгона и чтобы прыжок был хорошим и длинным».

В каждой команде подготовкой лыж занимается специальный человек, в его мастерской сотни коробочек с воском и пудрой, специальные щеточки и полировочные машины. Перед каждым прыжком мастер натирает лыжи специальным составом, в него входят воск, парафин, канифоль, смолы и жиры. В мази, предназначенной для повышенной температуры, содержание парафина увеличивается. Благодаря его водоотталкивающим свойствам, скольжение по лыжне в теплую погоду становится идеальным.

Франц Фишер: «Мы знаем, какая сейчас температура, проводили специальные исследования. Теперь мы знаем, какой воск необходим для подготовки лыж. Вот сейчас закончена одна лыжа. Когда будет готова вторая, можно идти на выступление».

В отличие от беговых, прыжковые лыжи в два раза шире и тяжелее. Благодаря своей массе они обеспечивают хорошую скорость при разгоне и безопасность во время приземления. Таким большим и увесистым лыжам наверняка полагаются очень надежные крепления. Ведь от того, насколько крепко сидит ботинок в креплении, порой зависит жизнь спортсмена.

Илья Росляков, член сборной России: «Вставляем ботинок, застегиваем носок. Лыжи свободно ходят, что чревато падением, поэтому сзади есть штырек и клипса, которые вставляются в заднюю часть ботинка. Теперь лыжа зафиксирована, то есть в полете я ее уже контролирую».

Для обеспечения максимальной безопасности лыжные крепления очень прочные, однако в случае падения крепление, связывающее лыжу с ботинком, отсоединяется, чтобы прыгун не переломал себе ноги. Ботинки имеют очень высокий подъем, что позволяет им сильно наклоняться вперед во время прыжка.

Проверим, насколько на самом деле надежны крепления. Для этого мы пригласили акробата. Кто, как не он, умеет профессионально висеть вниз головой. Но на этот раз перед акробатом стоит непростая задача. Необходимо испытать на прочность лыжные крепления своим весом (75 кг – прим.). Акробат должен провисеть на лыжах вниз головой в течение 30 секунд. Посмотрим, выдержат ли эти на первый взгляд хлипкие железки такую нагрузку.

Что же, крепления справились. Усложним задачу и попросим акробата сделать несколько отжиманий, тем самым увеличим нагрузку. И на этот раз все в порядке. Не опасаясь за надежность креплений, на этих лыжах смело можно разгоняться до 100 км/ч.

Поскольку прыжковые лыжи в два раза больше и шире беговых, можно предположить, что за счет своей площади они вездеходные и вполне могут состязаться с беговыми. Проверим нашу гипотезу на деле.

На старте два спортсмена. Один – в беговых, другой (Росляков – прим.) – в прыжковых лыжах. Им предстоит пробежать 50 метров на время. На старт, внимание, марш.

Но увы, наши предположения не подтвердились. В результате забега первым к финишу пришел спортсмен на беговых лыжах. Спортсмен на прыжковых заметно отстал от соперника. Для этого испытания лыжи для прыжков оказались слишком длинными, широкими и тяжелыми.

Кубок мира, 15:10

Полет каждого спортсмена на большом трамплине в Лахти длится около пяти секунд, а приземление занимает сотые доли. За это время судьи должны точно определить длину прыжка. В этом им помогает разметка горы приземления.

Вся разметка делается вручную. Первая и самая важная линия – линия конструкционной точки, к-поинт. Трамплин построен таким образом, что до этой линии могут допрыгнуть практически все спортсмены. Отсюда начинается начисление очков за длину прыжка.

Йоуко Торманен, комитет по прыжкам с трамплина: «Точка К находится на расстоянии 116 метров, там верхняя линия. За достижение этой точки спортсмен получает 60 баллов, каждая точка за этой линией дает 1,8 балла».

Далее гора приземления размечается параллельными линиями через каждые полметра, и так – до нижней линии Hill Size, которая определяет размер трамплина и является предельной. Однако чемпионы часто перепрыгивают HS, поэтому за ней также размечено еще несколько дополнительных секторов. Кстати, длина прыжка измеряется не по лыжам, а по ступням ног спортсмена.

Вдоль всей зоны приземления расположены видеокамеры, которые фиксируют каждое приземление.

Вальтер Хофер: «Эти камеры находятся в положении угла наклона приземления. На мониторе мы видим четыре сектора, и, когда спортсмен стартует, камеры начинают работать и следить за спортсменом, как он летит по секторам. Наконец, изображения с сектора приземления поступают к оператору, чтобы их можно было использовать. Затем расстояние измеряется и сообщается онлайн. Это занимает 4-5 секунд».

На случай, если видимость станет низкой и камеры не смогут четко увидеть сектор приземления, длину прыжка оценивают судьи.

Кубок мира, 15:20

На Кубке мира работает 25 судей, оценка выступления спортсменов скалывается из двух баллов: первый балл выставляют за длину прыжка, второй балл начисляют за технику исполнения. Даже если спортсмен прыгнул дальше всех, незначительная помарка может здорово сказаться на общем результате.

Вальтер Хофер: «Это кабина для пяти судей по технике прыжка, мы в кабине С. У каждого судьи есть электронный прибор, с помощью которого он может отнимать очки по трем категориям оценки».

Максимальная оценка за технику – 20 баллов, однако, чтобы их заработать, нужно изрядно потрудиться и показать идеальное исполнение во всех элементах прыжка.

Александр Арефьев, главный тренер сборной России: «Сгибание ног, например. – это самая грубая ошибка при выполнении прыжка на лыжах. Если спортсмен отталкивается с трамплина и сгибает ноги, то может быть очень опасным падение».

Поскольку прыжки на лыжах с трамплина – спорт далеко не безопасный, особое внимание спортсмены уделяют защитному шлему.

Шлем не просто обязательный элемент экипировки, но и важнейший ее атрибут. Профессиональные шлемы для спортсменов производят в Германии. Внешняя часть сделана из высокотехнологичного карбона. Этот полимер состоит из переплетенных нитей углеродного волокна, которые обрабатывают высокими температурами. Карбон прочнее стали, он очень жесткий и легкий. Благодаря карбону поверхность шлема очень прочная. Внутренняя часть шлема сделана из пены ЭПС, это вспененный полистирол.

Гранулы полистирола помещаются в прессовую форму, которая отлита по форме шлема. Затем под воздействием пара и давления гранулы расширяются и формируют клетки, которые заполняют форму.

Сигмунд Пиллер, компания по производству шлемов: «Во время удара застывшая пена сжимается и создает эффект пружины, тем самым уменьшая его силу».

Но прежде, чем эти шлемы появятся на головах спортсменов, они проходят тестирование. Для этого шлемы надевают на железную голову весом 5 кг. Затем ее поднимают на высоту полутора метров и бросают на металлическую пластину. При этом скорость падения головы составляет 25 км/ч.

Сигмунд Пиллер: «Посмотрите, это удивительно. При такой мощной нагрузке единственное, что повредилось, - это внешнее лакокрасочное покрытие. Внутри и в целом шлем цел и невредим».

Кубок мира, 16:00

Итак, выступления закончены. Пришло время подводить итоги, на очередном этапе Кубка мира первое место в командном зачете заняла австрийская сборная. Никаких сюрпризов, австрийцы – признанные лидеры. Новых рекордов также не было установлено, но есть все основания предполагать, что новая революция в прыжках на лыжах с трамплина не за горами.

В Европе уже строятся новые трамплинные комплексы с искусственным микроклиматом, а это значит, что погодные условия и другие внешние факторы в скором времени перестанут влиять на результаты выступлений, а болельщиков ждут неповторимые полеты и новые мировые рекорды. И все это благодаря новейшим технологиям спорта.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!