Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Методы спортивного отбора. Тренер и условия занятий

На первом этапе отбора проводится массовый просмотр контингентов детей 6-10 лет с целью их ориентации на занятия тем или иным видом спорта . Основная задача отбора - помочь ребёнку правильно выбрать вид спорта лля спортивного совершенствования.

В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются дети в соответствии с возрастом, определенном для данного вида спорта. Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учителя физической культуры, данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка с позиции перспективы.

Необходимым условием первоначального отбора детей в детско-юношескую спортивную школу является проведение его после курса обязательного обучения детей началам видов спорта.

Желательно, чтобы такой курс включал не менее 30 уроков. Это обеспечивает не только овладение детьми полезными для жизни навыками, но и значительно повышает эффективность оценки перспективности детей. При отсутствии массового обучения легко ошибиться и принять лучше бегающих, плавающих или катающихся на катающихся на коньках или лыжах за более способных.

При начальной оценке перспективности детей необходимо опираться на качества и способности, которые обусловливают успех в спорте высших достижений . Признаки, имеющие временный характер и проявляющиеся только при обучении, не могут быть использованы в качестве критериев отбора. При определении способностей, например, нельзя ориентироваться на быстроту овладения техникой вида спорта.

При начальном отборе в первую очередь необходимо ориентироваться на стабильные факторы, в малой степени зависящие от тренировочных воздействий. В наибольшей мере этим признакам отвечают морфологические показатели: Продольные размеры тела, относительная длина верхних и нижних конечностей, туловища. В определённой степени наследуется и так называемая активная масса тела (мышечный компонент состава тела).

С измерений тотальных размеров туловища в сочетании с визуальной оценкой внешнего вида ребёнка и необходимо начать оценку его перспективности.

В спортивной практике выработались определённые представления об «анатомическом типе» спортсмена (рост, телосложение, вес), характерном для каждого вида спорта. Такие виды спорта как , академическая гребля, прыжки в высоту с разбега, требуют роста, значительно превышающего средний рост населения. В , фехтовании, современном пятиборье – рост желателен. В , конькобежном спорте, беге, велоспорте рост не имеет существенного значения. В , нет крайних типов телосложения, в то время как рост гимнастов, фигуристов-одиночников ниже среднего роста населения. Наиболее прогностичными показателями «взрослого роста» являются длина стопы и кисти.

Наряду с ростом большую роль в ряде видов спорта играет вес тела. Это относится прежде всего к видам спорта, требующим больших силовых возможностей (тяжёлая атлетика, легкоатлетические метания).

В видах спорта, где решающую роль играют функциональные возможности аэробной системы энергообеспечения (лыжные гонки, бег на длинные дистанции, плавание, велосипедный спорт), уже при первоначальном отборе необходимо оценить показатели жизненной ёмкости легких (ЖЕЛ), максимальное потребление кислорода (МПК).

Двенадцатилетние подростки, желающие заниматься лыжными гонками, должны иметь показатель ЖЕЛ – не менее 3000 – 3500 см³, МПК – 47 – 50 мл/кг/мин.

В последние годы при отборе перспективных спортсменов всё шире используются данные мышечной биопсии. Известно, что от структуры мышечной ткани в значительной степени зависит предрасположенность спортсменов к достижению высоких результатов на дистанциях различной длины. Тренировка не оказывает большого влияния на сократительные свойства волокон различных видов и их процентное соотношение; индивидуальные различия в структуре мышечной ткани в основном обусловлены генетически. На рис. 1 приведены соотношения различных мышечных волокон, характерные для спортсменов высокого класса, специализирующихся в различных дисциплинах циклических видов спорта

Оптимальное соотношение БС- (1) и МС- волокон (2) мышц в площади поперечного среза скелетной мышцы спортсменов в зависимости от продолжительности соревновательного упражнения

Количество быстро сокращающихся (БС) волокон мышц у спринтеров очень велико и может занимать до 80 % общей площади поперечного среза скелетных мышц. У спортсменов, специализирующихся на средние дистанции, это соотношение изменяется, и их мышцы характеризуются примерно равным количеством волокон различных типов. В структуре мышечной ткани стайеров преобладают медленно сокращающиеся (МС) мышечные волокна, которые могут занимать до 80 – 90 % площади поперечного среза мышцы.

В процессе начального отбора следует широко использовать простые педагогические тесты, позволяющие оценить уровень двигательных способностей детей.

Показатели общей физической подготовленности юных волейболистов

Контрольные испытания (тесты) Мальчики 10 лет Мальчики 11 лет
Отлично Хорошо Удовлетв. Отлично Хорошо Удовлетв.
Бег на 30 м с высокого старта, с 5,3 и < 5,4 – 5,7 5,8 – 6,2 5,1 и< 5,2 – 5,5 5,6 – 6,0
Бег с изменением направления (6x5 м), с 12 и < 12,2– 12,4 12,5- 12,8 11,8 и < 11,9- 12,2 12,3- 12,6
Выпрыгивание вверх с места, см 40 и > 39 – 33 32 – 26 42 и > 41 -35 34 - 29
Прыжок в длину с места, см 180-165 164-159 149-140 186 и > 185-168 167-150
Метание набивного мяча (1 кг) из-за головы двумя руками, м 11 и > 10-9 8-6 13 и > 12-10 9,8
Метание теннисного мяча, м 24 и > 23-20 19-16 26 и > 25-22 21-18

При этом предпочтение следует отдавать тем тестам, которые характеризуют двигательные способности, в значительной мере обусловленные природными задатками. В частности, особое вниманием следует отдавать тестам, позволяющим оценить скоростные качества, координационные способности, выносливость при аэробной и анаэробной работе.

Огромное значение при отборе детей имеет оценка состояния их здоровья. Отсутствие нарушений в нормальной деятельности организма – одно из важнейших условий достижения успеха в современном спорте.

Важным моментом осмотра детей во время отбора для занятий спортом является сопоставление их паспортного и биологического возраста. Хорошо известно, что от темпов полового созревания зависят различия в уровне развития детей одинакового паспортного возраста. Опыт же работы детско-юношеских спортивных школ свидетельствует, что часто имеет место отбор детей с ускоренным биологическим развитием, которые в дальнейшем очень быстро теряют свои преимущества и довольно рано оставляют занятия спортом. Значительно больших успехов на последующих этапах спортивного совершенствования, как правило, добиваются дети с нормальным ходом созревания или имеющие признаки замедленного биологического развития. У таких детей в возрасте 16 – 17 лет отмечается резкое возрастание функциональных возможностей различных органов и систем, в то время как у акселератов наблюдается стабилизация или снижение морфофункциональных возможностей.

Необходимо подчеркнуть, что при первичном отборе ориентация на показатели физической работоспособности является малопрогностичной. В основном они не стабильны, зависят от тренировочных воздействий и являются второстепенными в процессе отбора. Практически бесполезны при первичном отборе неспецифические для того или иного вида спорта тесты, которые часто используют недостаточно квалифицированные тренеры. Применительно к циклическим видам спорта это, например, подтягивания в висе, отжимания в упоре лёжа, прыжки в длину с места, становая и кистевая динамометрия. Одновременно физические возможности в профильных качествах могут помочь в отборе детей, перспективных для занятий тем или иным видом спорта.

Окончательное решение о привлечении ребёнка к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке по всем перечисленным критериям отбора, а не на учёте какого-либо одного или двух признаков. Особая важность комплексного подхода на этой ступени многолетнего отбора обусловлена тем, что спортивный результат здесь практически не несёт информации о перспективности юного спортсмена.

Спортивная практика свидетельствует о том, что на первом этапе далеко не всегда можно выявить идеальный тип детей, сочетающих морфологические, функциональные и психические качества, необходимые для дальнейшей специализации в определённом виде спорта.

Поэтому в процессе предварительного отбора необходимо ориентировать на спортивные занятия каждого ребёнка, учитывая индивидуальные особенности и не упустить из вида одарённых детей, привить им интерес к спорту.

Тестирование работоспособности и общего физического состояния сердечно сосудистой системы

Тестирование физической работоспособности лиц , занимающихся физкультурой и спортом в покое не отражает его функционального состояния и резервных возможностей, так как патология органа или его функциональная недостаточность заметнее проявляются в условиях нагрузки, чем в покое, когда требования к нему минимальны. К сожалению, функция сердца , играющего ведущую роль в жизнедеятельности организма, в большинстве случаев оценивается на основе обследования в состоянии покоя. Хотя очевидно, что любое нарушение насосной функции сердца с большой вероятностью проявится при минутном объеме 12-15 л/мин, чем при 5-6 л/мин. Кроме того, недостаточные резервные возможности сердца могут проявиться лишь в работе, превышающей по интенсивности привычные нагрузки. Это относится и к скрытой коронарной недостаточности, которая нередко не диагностируется по ЭКГ в состоянии покоя. Поэтому оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы на современном уровне невозможна без широкого привлечения нагрузочных тестов.

Задачи нагрузочных тестов :


  • определение работоспособности и пригодности к занятиям тем или иным видом спорта;

  • оценка функционального состояния кардиореспираторной системы и ее резервов;

  • прогнозирование вероятных спортивных результатов, а также прогнозирование вероятности возникновения тех или иных отклонений в состоянии здоровья при перенесении физических нагрузок;

  • определение и разработка эффективных профилактических и реабилитационных мер у высококвалифицированных спортсменов;

  • оценка функционального состояния и эффективности применения средств реабилитации после повреждений и заболеваний у тренирующихся спортсменов.
Тесты на восстановление предусматривает учет изменений и определение сроков восстановления после стандартной физической нагрузки таких показателей кардиореспираторной системы, как частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), показания электрокардиограммы (ЭКГ), частота дыхания (ЧД) и многие другие. В спортивной медицине используются пробы В.В. Гориневсксго (60 поскоков в течение 30 с), проба Дешина и Котова (трехминутный бег на месте в темпе 180 шагов в минуту), проба Мартине (20 приседаний) и другие функциональные пробы. При проведении каждого из этих тестов учитывают ЧСС и АД до нагрузки и после ее окончания на 1-й, 2-й, 3-й и 4-й минутах. К тестам на восстановление относятся и различные варианты теста со ступеньками (step-test).

В 1925 г. A. Master ввел двухступенчатый тест, где регистрируется также ЧСС, АД после определенного количества подъемов на стандартную ступеньку. В дальнейшем этот тест начал применяться для регистрации ЭКГ после нагрузки (A. Master а. Н. Jafte, 1941). В современном виде двухступенчатый тест предусматривает определенное, зависящее от возраста, пола и массы тела обследуемого количество подъемов на стантартную двойную ступеньку в течение 1,5 мин (табл. 1 ), или удвоенное количество подъемов за 3 мин при двойной пробе (высота каждой ступеньки 23 см). ЭКГ фиксируется до и после нагрузки.

Таблица 1. Минимальное количество подъемов (раз) на ступеньку в зависимости от массы, возраста и пола при пробе Мастера


Масса тела, кг

Возраст, лет

20-29

30-39

40-49

50-59

60-69

Число подъёмов на ступеньку

40-44

29 (28)

28 (27)

27 (24)

25 (22)

24 (21)

45-49

28 (27)

27 (25)

26 (23)

25 (22)

23 (20)

50-54

28 (26)

27 (25)

25 (23)

24 (21)

22 (19)

55-59

27 (25)

26 (24)

25 (22)

23 (20)

22 (18)

60-64

26 (24)

26 (23)

24 (21)

23 (19)

21 (18)

65-69

25 (23)

25 (21)

23 (20)

22 (19)

20 (17)

70-74

24 (22)

24 (21)

23 (19)

21 (18)

20 (16)

75-79

24 (21)

24 (20)

22 (19)

20 (17)

19 (16)

80-84

23 (20)

23 (19)

22 (18)

20 (16)

18 (15)

85-89

22 (19)

23 (18)

21 (17)

19 (16)

18 (14)

90-94

21 (18)

22 (17)

20 (16)

19 (15)

17 (14)

95-99

24 (17)

21 (15)

20 (15)

18 (14)

16 (13)

100-104

20(16)

21 (15)

19 (14)

17 (13)

16 (12)

105-109

19 (15)

20 (14)

18 (13)

17 (13)

15 (11)

110-114

18(14)

20 (13)

18 (13)

16 (12)

14 (11)

^ Гарвардский степ тест Оценка функции сердечно сосудистой системы

Гарвардский степ-тест (L. broucha, 1943) заключается в подъемах на скамейку высотой 50 см для мужчин и 43 см для женщин в течение 5 мин в заданном темпе. Темп восхождения постоянный и равняется 30 циклам в 1 мин. Каждый цикл состоит из четырех шагов. Темп задается метрономом 120 ударов в минуту. После завершения теста обследуемый садится на стул и в течение первых 30 с. на 2-й, 3-й и 4-й минутах подсчитывается ЧСС. Если обследуемый в процессе тестирования отстает от заданного темпа, то тест прекращается. О физической работоспособности спортсмена судят по индексу гарвадского степ-теста (ИГСТ ), который рассчитывается, исходя из времени восхождения на ступеньку и ЧСС после окончания теста. Высота ступеньки и время восхождения на нее выбираются в зависимости от пола и возраста обследуемого (табл. 2 ).

Таблица 2. Высота ступеньки и время восхождения в гарвадском степ-тесте


Обследуемые

Возраст, лет

Высота ступеньки, см

Время восхождения, мин

Примечание*

Мужчины

Взрослые

50

5

-

Женщины

Взрослые

43

5

-

Юноши и подростки

12-18

50

4

Поверхность тела 1,85 м 2

Девушки и подростки

12-18

40

4

-

Мальчики и девочки

8-11

35

3

-

Мальчики и девочки

до 8

35

2

-

Индекс гарвардского степ-теста рассчитывают по формуле:

ИГСТ =Т x 100 / (f 1 +f 2 + f 3) х 2

Где Т - время восхождения в секундах, f 1 , f 2 , f 3 - частота сердечных сокращений (ЧСС) за 30 с на 2-й, 3-й и 4-й минутах восстановления соответственно. При массовых обследованиях можно пользоваться сокращенной формулой:

ИГСТ= Т x 100 / f x 5,5

Где Т - время восхождения в секундах, f- частота сердечных сокращений (ЧСС).

Подсчет облегчается при использовании табл. 3; 4; 5. Табл. 3 предусмотрена для определения ИГСТ у взрослых людей, если нагрузка была выдержана до конца (то есть в течение 5 мин).

Таблица 3. Таблица нахождения индекса по гарвадскому степ-тесту по полной форме у взрослых людей (t = 5 мин)


0

1

2

3

4

5

80

188

185

183

181

179

176

90

167

165

163

161

160

158

100

150

148

147

146

144

143

110

136

135

134

133

132

130

120

125

124

123

122

121

120

130

115

114

114

113

112

111

140

107

106

106

105

104

103

150

100

99

99

98

97

97

160

94

93

93

92

92

91

170

88

88

87

87

86

86

180

83

82

82

82

82

81

190

79

78

78

78

77

77

200

75

75

74

74

74

73

210

71

71

71

70

70

70

220

68

67

67

67

67

67

230

65

65

65

64

64

64

240

62

62

62

62

61

61

250

60

60

60

59

59

59

260

58

57

57

57

57

57

270

56

55

55

55

55

55

280

54

53

53

53

53

53

290

52

52

51

51

51

51

Сначала суммируют три подсчета пульса (f 1 + f 2 + f 3 + f 4 = ∑f), затем в левом вертикальном столбике находят две первые цифры этой суммы, а в верхней горизонтальной строчке - последнюю цифру. Искомый ИГСТ находится на месте пересечения указанных строк. Если подсчет пульса производился только один раз по сокращенной форме, то ИГСТ находят по значению этого подсчета аналогичным образом в табл. 4 .

Таблица 4. Таблица для нахождения индекса по гарвадскому степ-тесту по сокращённой форме у взрослых людей (t=5 мин)


0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

30

182

176

171

165

160

156

152

147

144

140

40

136

133

130

127

124

121

119

116

114

111

50

109

107

105

103

101

99

97

96

94

92

60

91

89

88

87

85

84

83

81

80

79

70

78

77

76

75

74

73

72

71

70

69

80

68

67

67

66

65

64

63

63

62

61

90

61

60

59

59

58

57

57

56

56

55

100

55

54

53

53

52

52

51

50

50

50

110

50

49

49

48

48

47

47

46

46

46

Табл. 5. облегчает расчет ИГСТ при неполном времени восхождения (сокращенная форма). В левом вертикальном столбике находят фактическое время восхождения (округленное до 30 с), а в верхней горизонтальной строчке - число ударов пульса за первые 30 с со 2-й минуты восстановления.

Таблица 5 . Зависимость ИГСТ от времени восхождения (сокращенная форма)


Пульс за первве 30 с со 2-й минуты восстановления

Время, мин

40-44

45-49

50-54

55-59

60-64

65-69

70-74

75-79

0-1 1/2

6

6

5

5

4

4

4

4

1/2-1

19

17

16

14

13

12

11

11

1-1 1/2

32

29

26

24

22

20

19

18

1 1/2-2

45

41

28

24

21

29

27

25

2-1-1/2

58

52

47

43

40

36

34

32

2-1/2-3

71

64

58

53

48

45

42

39

3-3 1/2

84

75

68

62

57

53

49

46

3-1/2-4

97

87

79

72

66

61

57

53

4-4 1/2

110

98

89

82

75

70

65

61

4 1/2-5

123

1110

100

91

84

77

72

68

5

129

116

105

96

88

82

77

71

Из-за большой интенсивность нагрузки тест применяют только при обследовании спортсменов. Критерии оценки результатов гарвадского степ-теста приведены в табл. 6 . Самые большие показатели (до 170) отмечены у спортсменов экстракласса, тренирующихся на выносливость (лыжные гонки, академическая гребля, плавание, марафонский бег и др.).

Таблица 6 . Оценка результатов гарвадского степ-теста

Это важно!


  1. Все испытуемые должны иметь письменное разрешение от родителей на проведение исследований.

  2. У школьника не должно быть хронических заболеваний (медицинская карточка).
Куратор темы: Вайкшнорайте Марина Альвирасовна [email protected]

Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки.

Этапы отбора

Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса - это сложный процесс, качество которого определяется целым рядом факторов. Один из таких факторов - отбор одаренных детей и подростков, их спортивная ориентация.

Спортивный отбор - это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).

Спортивный отбор - длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.).

Педагогические методы позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На основе медико-биологических методов выявляются морфофункциональ-ные особенности, уровень физического развития, состояние анализаторных систем организма спортсмена и состояние его здоровья. С помощью психологических методов определяются особенности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борьбы, а также оценивается психологическая совместимость спортсменов при решении задач, поставленных перед спортивной командой.

Социологические методы позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.

Спортивная ориентация - система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта.

Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности.

Выбрать для каждого занимающегося вид спортивной деятельности - задача спортивной ориентации; отобрать наиболее пригодных, исходя из требований вида спорта, - задача спортивного отбора.

Большое разнообразие видов спорта расширяет возможность индивида достичь мастерства в одном из видов спортивной деятельности. Слабое проявление свойств личности и качественных особенностей применительно к одному из видов спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способностей. Малопредпочтительные признаки в одном виде спортивной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечивать высокую результативность в другом виде. В связи с этим прогнозирование спортивных способностей можно осуществлять только применительно к отдельному виду или группе видов, исходя при этом из общих положений, характерных для системы отбора.

Способности - это совокупность качеств личности, соответствующая объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающая успешное ее выполнение. В спорте имеют значение как общие способности (обеспечивающие относительную легкость в овладении знаниями, умениями, навыками и продуктивность в различных видах деятельности), так и специальные способности (необходимые для достижения высоких результатов в конкретной деятельности, виде спорта).

Спортивные способности во многом зависят от наследственно обусловленных задатков, которые отличаются стабильностью, консервативностью. Поэтому при прогнозировании спортивных способностей следует обращать внимание прежде всего на те относительно мало изменчивые признаки, которые обусловливают успешность будущей спортивной деятельности. Поскольку роль наследственно обусловленных признаков максимально раскрывается при предъявлении к организму занимающегося высоких требований, то при оценке деятельности юного спортсмена необходимо ориентироваться на уровень высших достижений.

Наряду с изучением консервативных признаков прогноз спортивных способностей предполагает выявление тех показателей, которые могут существенно изменяться под влиянием тренировки. При этом для повышения степени точности прогноза необходимо принимать во внимание как темпы роста показателей, так и их исходный уровень. В связи с гетерохронностью развития отдельных функций и качественных особенностей имеют место определенные различия в структуре проявления способностей спортсменов в разные возрастные периоды. Особенно отчетливо эти различия наблюдаются у занимающихся в технически сложных видах спорта, в которых высоких спортивных результатов достигают уже в детском и подростковом возрасте и в которых вся подготовка спортсмена, от новичка до мастера спорта международного класса, протекает на фоне сложных процессов формирования юного спортсмена.

Спортивный отбор начинается в детском возрасте и завершается в сборных командах страны для участия в Олимпийских играх. Он осуществляется в четыре этапа.

На первом этапе отбора проводится массовый просмотр контингентов детей 6-10 лет с целью их ориентации на занятия тем или иным видом спорта. В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются дети в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта. Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учителя физической культуры, данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы.

Спортивная практика свидетельствует о том, что на первом этапе далеко не всегда можно выявить идеальный тип детей, сочетающих морфологические, функциональные и психические качества, необходимые для дальнейшей специализации в определенном виде спорта. Существенные индивидуальные различия в биологическом развитии начинающих значительно затрудняют эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, следует использовать как ориентировочные.

Прогностически значимые признаки, которые необходимо учитывать при массовом отборе юных спортсменов в ДЮСШ, СДЮШОР

Признаки

Массовый просмотрдетей

Отбор в учебно-тренировочные группы

Физическое развитие:

длина тела

весоростовой индекс

жизненная емкость легких

окружность грудной клетки

сила мышц-сгибателей кисти

длина стопы

Общая физическая подготовленность:

бег на 30 м со старта

непрерывный бег 5 мин

скоростной бег на месте 10 с

челночный бег 3x10 м

прыжок в длину с места

подтягивание в висе

бросок мяча 2 кг

прыжок в высоту с места

Функциональные возможности:

темпы прироста спортивных показателей

специальная физическая подготовленность

параметры тренировочной деятельности

координационные способности

В таблице приведены прогностически значимые признаки, которые необходимо учитывать при массовом просмотре и тестировании детей, а также при отборе юных спортсменов в учебно-тренировочные группы ДЮСШ, СДЮШОР.

На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполнение контрольно-переводных нормативов, разработанных для каждого вида спорта и изложенных в программах для спортивных школ; антропометрические измерения; выявление темпов прироста физических качеств и спортивных результатов.

В ходе второго этапа отбора осуществляется систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы с целью окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации. В это время проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и слабых сторон подготовленности занимающихся. На основе анализа результатов обследования окончательно решается вопрос об индивидуальной спортивной ориентации занимающегося.

Каждый вид спорта предъявляет специфические требования к физическому развитию и способностям спортсмена. В таблице 45 перечислены требования, предъявляемые к занимающимся несколькими видами спорта, которые учитываются в процессе отбора детей и подростков в спортивные школы. Основными методами отбора на данном этапе являются антропометрические обследования, медико-биологические исследования, педагогические наблюдения, контрольные испытания (тесты), психологические и социологические обследования.

Антропометрические обследования позволяют определить, на сколько кандидаты для зачисления в учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования спортивных школ соответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного вида спорта. В спортивной практике выработались определенные представления о морфотипах спортсменов (рост, масса тела, тип телосложения и т.п.). Например, в баскетболе, легкоатлетических метаниях, академической гребле необходим высокий рост, в марафонском беге рост не имеет существенного значения и т.п.

Медико-биологические исследования дают оценку состоянию здоровья, физическому развитию, физической подготовленности занимающихся. В процессе медико-биологических исследований особое внимание обращается на продолжительность и качество восстановительных процессов в организме детей после выполнения значительных тренировочных нагрузок. Врачебное обследование необходимо и для того, чтобы в каждом случае уточнить, в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждаются дети и подростки.

Педагогические контрольные испытания (тесты) позволяют судить о наличии необходимых физических качествах и способностях индивида для успешной специализации в том или ином виде спорта. Среди физических качеств и способностей, определяющих достижение высоких спортивных результатов, существуют так называемые консервативные, генетически обусловленные качества и способности, которые с большим трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки. Эти физические качества и способности имеют важное прогностическое значение при отборе детей и подростков в учебно-тренировочные группы спортивных школ. К их числу следует отнести быстроту, относительную силу, некоторые антропометрические показатели (строение и пропорции тела), способность к максимальному потреблению кислорода, экономичность функционирования вегетативных систем организма, некоторые психические особенности личности спортсмена.

В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не столько то, что уже умеет делать занимающийся, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, т.е. выявить его способности к решению двигательных задач, проявлению двигательного творчества, умению управлять своими движениями. Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало о его перспективных возможностях. А потенциальный спортивный результат спортсмена зависит не столько от исходного уровня физических качеств, сколько от темпов прироста этих качеств в процессе специальной тренировки. Именно темпы прироста свидетельствуют о способности или неспособности спортсмена к обучению в том или ином виде деятельности.

Психологические обследования позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований и т.п. Роль психологических обследований за спортсменами возрастает на третьем и четвертом этапах отбора.

Сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов являются в значительной мере природными свойствами центральной нервной системы человека. Они с большим трудом поддаются совершенствованию в процессе многолетней тренировки. Особое внимание обращается на проявление у спортсменов самостоятельности, решительности, целеустремленности, способности мобилизовать себя на проявление максимальных усилий в соревновании, реакцию на неудачное выступление в нем, активность и упорство в спортивной борьбе, способность максимально проявить свои волевые качества на финише и др. Учитывается также спортивное трудолюбие.

С целью выявления волевых качеств спортсмена целесообразно давать контрольные задания, лучше в соревновательной форме. Показателем интенсивности проявления волевых усилий спортсмена служит успешное выполнение упражнений с кратковременным напряжением, показателем настойчивости - выполнение относительно сложных в координационном отношении упражнений.для освоения специальных упражнений и т.п. Следует подчеркнуть необходимость всестороннего изучения личности, а не отдельных его способностей. Поэтому их оценка должна даваться в процессе тренировки, соревнований, а также в лабораторных условиях.

Социологические обследования выявляют интересы детей и подростков к занятиям тем или иным видом спорта, эффективные средства и методы формирования этих интересов, формы соответствующей разъяснительной и агитационной работы среди детей школьного возраста.

Окончательное решение о привлечении детей к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке всех перечисленных данных, а не на учете какого-либо одного или двух показателей. Особая важность комплексного подхода на первых этапах отбора обусловлена тем, что спортивный результат здесь практически не несет информации о перспективности юного спортсмена. Процесс отбора тесно связан с этапами спортивной подготовки и особенностями вида спорта (возраст начала занятий, возраст углубленной специализации в избранном виде спорта, классификационные нормативы и т.д.).

На третьем этапе отбора с целью поиска перспективных спортсменов и зачисления их в центры олимпийской подготовки, СДЮШОР и УОР проводится обследование соревновательной деятельности спортсменов с экспертной оценкой и с последующим их тестированием в ходе республиканских соревнований для младших юношеских групп, т.е. в том возрасте, когда комплектуются группы спортивного совершенствования.

На четвертом этапе отбора в каждом олимпийском виде спорта должны проводиться просмотровые учебно-тренировочные сборы. Отбор кандидатов осуществляется с учетом следующих показателей:

1) спортивно-технические результаты и их динамика (начало, вершина, спад) по годам подготовки);

2) степень закрепления техники выполнения наиболее неустойчивых элементов при выполнении упражнения в экстремальных условиях;

3) степень технической готовности и устойчивости спортсмена к сбивающим факторам в условиях соревновательной деятельности.

По итогам соревнований, а затем и комплексного обследования тренерские советы определяют контингент спортсменов, индивидуальные показатели которых соответствуют решению задач предолимпийской подготовки. Отбор кандидатов в основные составы сборных команд областей, краев, России осуществляется на основе учета двигательного потенциала, дальнейшего развития физических качеств, совершенствования функциональных возможностей организма спортсмена, освоения новых двигательных навыков, способности к перенесению высоких тренировочных нагрузок, психической устойчивости спортсмена в соревнованиях. В процессе этого этапа отбора кандидатов учитываются следующие компоненты: уровень специальной физической подготовленности; уровень спортивно-технической подготовленности; уровень тактической подготовленности; уровень психической подготовленности; состояние здоровья.

Основной формой отбора кандидатов в сборные команды страны служат спортивные соревнования. При этом учитываются не только сегодняшние спортивные результаты, но и их динамика на протяжении двух-трех последних лет, динамика результатов в течение текущего года, стаж регулярных занятий спортом, соответствие основных компонентов физической подготовленности и физического развития требованиям данного вида спорта на уровне результатов мастера спорта международного класса.

Методика спортивного отбора на этапе начальной подготовки определяется основной задачей первой ступени отбора - помочь ребенку правильно выбрать вид спорта для спортивного совершенствования. Правильное решение этой задачи не только свидетельствует об эффективности работы детско-юношеских спортивных школ, отдельных тренеров, но и имеет достаточно глубокий социальный смысл. Успешные занятия спортом позволяют молодому человеку раскрыть свои природные задатки, ярко ощутить результаты вложенного труда и уверенность в собственных силах, являются путем самоутверждения. Все это создает хороший фундамент для последующей жизни и активной позиции в любых сферах деятельности.

Одним из основных моментов, определяющих дальнейшие спортивные успехи ребенка, является возраст начала занятий спортом (табл. 1.3). В этом возрасте приступили к занятиям спортом большинство сильнейших спортсменов. В отдельных случаях нельзя отказывать в приеме в спортивную секцию и детям, чей возраст несколько превышает приведенные границы. Достаточно сказать, что прославленная лыжница Г. Кулакова начала заниматься спортом в возрасте 20 лет, олимпийская чемпионка в скоростном беге на коньках Г. Степанская - в 17 лет, известные велосипедисты Н. Горелов, В. Каминский, А. Чуканов - в возрасте 17 - 19 лет.

Таблица 1.3.

Благоприятный возраст начала занятий в различных видах спорта

Вид спорта (соревнований)

Возраст, лет

Мальчики

Художественная гимнастика

Спортивная гимнастика

Фигурное катание

Плавание

Волейбол

Скоростной бег на коньках:

Гребля на байдарках

Тяжелая атлетика

Велосипедный спорт

Академическая гребля

Следует отметить, что в спортивных школах многих стран мира на протяжении многих лет существует тенденция искусственного омоложения спорта высших достижений. Это отражается в программах детско-юношеских спортивных школ, системе соревнований, введении различных ограничений для великовозрастных спортсменов. Практика убедительно свидетельствует о том, что такой подход приводит к негативным последствиям. На это обстоятельство многократно обращали внимание специалисты (Чудинов, 1976; Платонов, 1980, 1986; Булгакова, 1976, 1986; Сахновский, 1995 и др.), показывая, что искусственное «омоложение» приводит к нарушению принципиальных закономерностей спортивного отбора и многолетнего совершенствования. Например, В.И. Чудинов (1976) установил, что только в 13 % случаев «директивный» возраст (приведенный в программах для детско-юношеских спортивных школ) совпадает с фактическим возрастом начала занятий спортом спортсменов, добившихся выдающихся результатов. В подавляющем большинстве видов спорта фактический возраст начала занятий сильнейших спортсменов на 3-5 лет больше «директивного». В связи с этим руководителям детских спортивных школ, которые делают акцент на привлечение к занятиям детей 6-7 лет, необходимо учесть следующие обстоятельства. Во-первых, стремление к более раннему прогнозированию спортивных способностей сопряжено с резким снижением его достоверности. Во-вторых, особенности современной спортивной тренировки предъявляют столь высокие требования к организму спортсмена, что дети, которые раньше приступили к занятиям спортом, как правило, раньше и уходят из спорта. И действительно, многочисленные наб­людения показывают, что дети, приступившие к занятиям в 6-8 летнем возрасте, во многих случаях прекращают занятия спортом в 15-17 лет, т. е. до оптимального возраста для достижения наивысших результатов.

В настоящее время в различных странах мира просматривается стремление к обучению плаванию 3-5-летних и даже грудных детей. В некоторых детских спортивных школах пытаются привлечь к занятиям спортом детей из детских садов. С позиций решения задач массового оздоровления детей с помощью плавания или ходьбы на лыжах, их гармоничного развития такой подход целесообразен. Однако ни в коем случае нельзя придавать работе с малолетними детьми спортивную направленность, как это, к сожалению, часто делается на практике. Специальных исследований этого вопроса не проводилось, однако косвенные данные убеждают в том, что попытки организовать спортивную работу с 4-6-летними детьми являются безрезультативными и даже вредными для их дальнейшего спортивного совершенствования. Практика показывает, что значительно лучше опоздать с привлечением детей в спорт высших достижений на 2-3 года, чем сделать это на такой же срок раньше.

Специфика каждого вида определяет оптимальное время начала занятий спортом, что накладывает свой отпечаток и на систему отбора и ориентации.

Таблица 4

Возрастные границы приема детей и подростков в группы начальной подготовки (Волков, Филин, 1983)

Вил спорта

Вид спорта

Спортивное плавание

Волейбол

Фигурное катание на коньках

Художественная гимнастика

Спортивная гимнастика (девочки)

Водное поло

Акробатика

Фехтование

Спортивная гимнастика (мальчики)

Борьба спортивная

Прыжки в воду

Гребля на байдарках

Прыжки на лыжах с трамплина

Гребля на каноэ

Легкая атлетика (ряд видов)

Скоростной спуск

Стрельба пулевая

Конный спорт

Лыжные гонки

Современное пятиборье

Лыжное двоеборье

Бадминтон

Велосипедный спорт

Конькобежный спорт

Тяжелая атлетика

Гребля академическая

Стрельба стендовая

Баскетбол

Примечание. В таблице указан оптимальный возраст для зачисления в группы начальной подготовки. Максимальный возраст в ряде случаев на 1-3 года больше указанного.

Необходимым условием первоначального отбора детей в детско-юношескую спортивную школу является проведение его после первоначального обязательного курса обучения детей двигательным действиям. Желательно, чтобы такой курс включал не менее 30 уроков. Это обеспечивает не только овладение детьми полезными для жизни навыками, но и значительно повышает эффективность оценки перспективности детей. При отсутствии массового обучения легко ошибиться и принять лучше плавающих, бегающих или катающихся на велосипеде за более способных.

При начальной оценке перспективности детей необходимо опираться на качества и способности, которые обусловливают успех в спорте высших достижений. Признаки, имеющие временный характер и проявляющиеся только при обучении, не могут быть использованы в качестве критериев отбора. При определении способностей, например, нельзя ориентироваться на быстроту овладения техникой вида спорта. Опыт показывает, что при начальном обучении дети небольшого роста и крепкого сложения лучше осваивают спортивную технику, быстрее прогрессируют. Однако именно они «отсеиваются» как малоперспективные уже на первых этапах многолетней подготовки. В то же время худощавые, высокого роста дети, которые зачастую на ранних этапах труднее осваивают технику, впоследствии становятся спортсменами высокого класса в различных видах спорта.

При начальном отборе в первую очередь необходимо ориентироваться на стабильные (малоизменяемые в ходе развития и в малой степени зависящие от тренировочных воздействий) признаки. В наибольшей мере этим требованиям отвечают морфологические признаки. Так, по результатам исследований Н.Ж. Булгаковой (1986), наблюдается тесная связь между ростом детей в возрасте 11 - 12 и 16-17 лет. В 12-летнем возрасте мальчики достигают примерно 86 % своего будущего роста. В процессе оценки перспективности спортсменов необходимо учитывать, что наиболее прогностичными показателями «взрослого роста» являются длинные стопы и кисти. Длина стопы в сочетании с другими размерами может служить более надежным показателем окончательного роста, чем сам рост.

Выявить индивидуальную динамику роста и массы тела у мальчиков и девочек в возрасте от 1 до 17 лет помогают номограммы, приведенные на рис. 1.1, 1.2. Обращает внимание широкий диапазон возможных колебаний, который предопределяет возможности детей к достижениям в различных видах спорта. Спортивная специализация детей во многом обусловливает динамику зависимости между ростом и массой тела, что хорошо проявилось при обследовании тяжелоатлетов и волейболистов (см. рис. 1.1). Интересно, что величина и направленность нагрузок могут существенно повлиять на динамику роста в течение года (рис. 1.3). Высокие объемы специальных тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно на фоне утомления, оказываются сдерживающим фактором в отношении увеличения роста юных спортсменов. Тренировка общей направленности при относительно невысокой интенсивности работы, а также перерывы в тренировке, наоборот, способствуют увеличению роста.

Рис. 1.1. Взаимосвязь между массой тела и ростом на различных этапах возрастного развития. Специфические отклонения, характерные для тяжелоатлетов (1) и волейболистов (2) (Wutscherk, Schmidt, Schuke, 1988)

С измерений тотальных размеров туловища в сочетании с визуальной оценкой внешнего вида ребенка и необходимо начать оценку его перспек­тивности. Применительно к плаванию и гребле, например, следует отдавать предпочтение детям высокого роста. В гребле нужно обращать внимание на подростков с большой длиной туловища, большим размахом рук и широкими плечами. Для плавания отбирают детей, пропорционально сложенных, имеющих гладкую (с нечетко обозначенным рельефом) мускулатуру, легкий костяк, тонкие лодыжки и запястья, большой размер стопы и кисти. Отбирая велосипедистов и конькобежцев, необходимо отдавать предпочтение подросткам с небольшим показателем массы тела и хорошо развитыми мышцами бедер и голени. На эти показатели и ориентируются опытные тренеры при первоначальной оценке предрасположенности детей к занятиям спортом.

Рис. 1.3. Динамика увеличения длины тела у 14-летних тяжелоатлетов (1), гандболистов (2) и лиц, не занимающихся спортом (3) (Wutscherk, Schmidt, Schulze, 1988)

В видах спорта, где решающую роль играют функциональные возможности аэробной системы энергообеспечения (лыжные гонки, бег на длинные дистанции, велосипедный спорт), уже при первоначальном отборе необходимо оценивать такие показатели, как и жизненную емкость легких (ЖЕЛ). Двенадцатилетние подростки, желающие заниматься лыжными гонками, должны иметь уровень (л/мин) не менее 2-2,5, относительной величины (мл/кг мин) - не менее 47-50, показатель ЖЕЛ - не менее 3000- 3500 см3. В сочетании с морфологическими данными эти показатели позволяют составить представление о будущих возможностях ребенка.

Правильно сориентироваться в процессе отбора на первом этапе многолетней подготовки могут помочь данные исследований, проведенных в различных видах спорта (табл. 1.5, 1.6). Заметим, почти все критерии оценки перспективности велосипедистов являются объективными критериями оценки возможностей в скоростном беге на коньках. Эти два вида спорта предъявляют к спортсменам настолько близкие требования, что некоторые победители мировых первенств в скоростном беге на коньках добиваются выдающихся результатов и в велосипедном спорте (Шила Янг, Бет Хайден и др.).

Таблица 1.5.

Показатели для оценки предрасположенности 10-12-летних детей к занятию плаванием (Булгакова, 1986)

Антропометрические показатели

Мальчики

Длина тела, см

Длина руки, см

Длина кисти, см

Ширина плеч, см

Ширина таза, см

Окружность грудной клетки, см

Окружность плеча, см

Масса тела, кг

Подвижность в суставах, град:

плечевом

голеностопном

Длина скольжения, м

Однако несовпадение фактического уровня развития отдельных параметров физического развития юных спортсменов с приведенными не является строгим противопоказанием к отбору в детско-юношеские спортивные школы, поскольку успех в различных видах деятельности определяется комплексом способностей, и даже ряд признаков, неблагоприятно влияющих, например, на результаты в плавании, могут быть компенсированы очень высоким уровнем развития других качеств. Достаточно привести следующие примеры. Рост экс рекордсмена мира в плавании на дистанциях 100 и200 мна спине Т. Стока (США) составлял167,2 см, двукратного олимпийского чемпиона Б. Гуделла -173 см, серебряного медалиста, олимпийского чемпиона Д. Нельсона -167,2 см, двукратного олимпийского чемпиона в плавании на1500 мвольным стилем М. Бартона -171 см, рекордсменки мира в плавании на 400 и800 мвольным стилем австралийской спортсменки Т. Уикхэм -156 см, знаменитой американской спортсменки Ц. Вудхед -162 сми т. д. Имея не­большой рост, эти пловцы добились выдающихся успехов на водной дорожке, обладая другими ярко выраженными способностями.

Таблица 1.6

Показатели физического развития для оценки предрасположенности детей к занятиям конькобежцев

Перспективы юных спортсменов во многом определяют гидродинамические (у пловцов) и аэродинамические качества тела (у конькобежцев и велосипедистов), которые также в небольшой степени подвержены изменениям в ходе спортивного совершенствования. Эти качества особенно важны для достижения успеха на средних и длинных дистанциях.

В процессе начального отбора следует широко использовать простые педагогические тесты, позволяющие оценить уровень двигательных способ­ностей детей (табл. 1.7). При этом предпочтение следует отдавать тем тестам, которые характеризуют двигательные способности, в значительной мере обусловленные природными задатками. В частности, особое внимание следует отдавать тестам, позволяющим оценить скоростные качества, координационные способности, выносливость при аэробной и анаэробной работе.

Рис. 1.4. Объем сердца (пунктирная линия) и максимального потребления кислорода (сплошная линия) у акселерата (1) и ребенка, отстающего в физическом развитии (2) (Hollman, Hettinger, 1980)

Таблица 1.7.

Показатели общей физической подготовленности юных волейболистов (Железняк, 1981)

Контрольные испытания (тесты)

Мальчики 10 лет

Мальчики 11 лет

Удовлетво­рительно

Удовлетво­рительно

Бег на30 мс высокого старта, с

5,3 и лучше

5,1 и лучше

Бег с изменением направления (6x5 м), с

12,0 и лучше

11,8 и лучше

Прыжок в высоту с места, см

Прыжок в длину с места, см

186 и больше

Метание набивного мяча (1 кг) из-за головы двумя руками, м

11 и больше

13 и больше

Метание теннисного мяча, м

24 и больше

26 и больше

Уровень координационных способностей, например, можно определить по качеству выполнения сложных упражнений в процессе их разучивания. Оценка ставится в зависимости от амплитуды движений, соблюдения структурного и ритмического рисунка упражнения, умения быстро менять темп движений в соответствии с командой.

Размеры тела, объем и возможности мышц мальчиков и девочек до вступления их в период полового созревания практически не различаются. Поэтому в детском возрасте различия между мальчиками и девочками в уровне скоростно-силовых качеств, выносливости и других двигательных качеств минимальны. Это предопределяет и идентичную соревновательную результативность, а в отдельных случаях и преимущество девочек над мальчиками (Fox et al., 1993). Поэтому относительно невысокие достижения мальчиков в различных тестах и, особенно, в соревновательной деятельности не должны восприниматься как отрицательные в плане оценки их перспективности.

Огромное значение при отборе детей имеет оценка состояния их здоровья. Отсутствие нарушений в нормальной деятельности организма - одно из важнейших условий достижения успеха в современном спорте. Даже незначительные отклонения в состоянии здоровья могут существенно снизить приспособительные возможности организма.

Важным моментом осмотра детей во время отбора для занятий спортом является сопоставление их паспортного и биологического возраста. Хорошо известно, что от темпов полового созревания зависят различия в уровне развития детей одинакового паспортного возраста. Опыт же работы детско-юношеских спортивных школ свидетельствует, что часто имеет место отбор детей с ускоренным биологическим развитием, которые в дальнейшем очень быстро теряют свои преимущества и довольно рано оставляют занятия спортом. Значительно больших успехов на последующих этапах спортивного совершенствования, как правило, добиваются дети с нормальным ходом созревания или имеющие признаки замедленного биологического развития. У таких детей в возрасте 16-17 лет отмечается резкое возрастание функциональных возможностей различных органов и систем организма, в то время как у акселератов наблюдается стабилизация или даже снижение морфофункциональных возможностей (рис. 1.4).

Исследования Т.С. Тимаковой (1985) показывают, что среди 12-13-летних мальчиков-пловцов - победителей крупных юношеских соревнований, выполнивших норматив мастера спорта, все 100 % характеризуются ранним типом полового созревания. Среди 17-летних пловцов, добившихся высоких результатов, лишь 4,5 % имели балл биологической зрелости, соответствующий более взрослым пловцам, а замедленное развитие было у 42 % спортсменов. Эти данные, естественно, должны учитываться как при отборе, так и при ориентации юных спортсменов.

Среди детей и подростков, рано выполняющих нормативы I спортивного разряда - мастера спорта, более половины имеют признаки ускоренного полового развития. В числе спортсменов, выполнивших нормативы мастеров спорта международного класса, акселератов уже менее 20 %

В мировой практике высшие достижения довольно часто показывают спортсмены с поздним развитием и крайне редко - с ранним. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен во второй главе.

Существенное значение на ранних этапах отбора имеет и учет психических показателей предрасположенности к спортивной деятельности. При первичном отборе основными психическими показателями являются желание новичка заниматься спортом, стремление получать высокие оценки при выполнении заданий, решительность и напористость в игровых ситуациях, смелость при выполнении незнакомых заданий.

Необходимо подчеркнуть, что при первичном отборе ориентация на показатели физической работоспособности является малопрогностичной. В основном они не стабильны, зависят от тренировочных воздействий и являются второстепенными в процессе отбора. Практически бесполезны при первичном отборе неспецифические для того или иного вида спорта тесты, которые часто используют недостаточно квалифицированные тренеры. Применительно к циклическим видам спорта это, например, подтягивание в висе, отжимания в упоре лежа, прыжки в длину с места, становая и кистевая динамометрия. Оценка результатов подобных тестов не может являться критерием перспективности спортсмена. Одновременно физические возмож­ности в профильных качествах могут помочь в отборе детей, перспективных для занятий тем или иным видом спорта. Информативность показателей физической работоспособности для решения задач отбора повышается, если эти показатели используются после одного и более лет занятий спортом.

Окончательное решение о привлечении ребенка к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке по всем перечисленным критериям отбора, а не на учете какого-либо одного или двух признаков. Особая важность комплексного подхода на этой ступени многолетнего отбора обусловлена тем, что спортивный результат здесь практически не несет информации о перспективности юного спортсмена.

Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса - это сложный процесс, качество которого определяется целым рядом факторов. Один из таких фак­торов - отбор одаренных детей и подростков, их спортивная ори­ентация.

Спортивный отбор - это комплекс мероприятий, позволяю­щих определить высокую степень предрасположенности (одарен­ность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).

Спортивный отбор - длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена ком­плексная методика оценки его личности, предполагающая исполь­зование различных методов исследования (педагогических, меди­ко-биологических, психологических, социологических и др.).

Педагогические методы позволяют оценивать уровень разви­тия физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На осно­ве медико-биологических методов выявляются морфофункциональ-ные особенности, уровень физического развития, состояние ана­лизаторных систем организма спортсмена и состояние его здоро­вья. С помощью психологических методов определяются особен­ности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борь­бы, а также оценивается психологическая совместимость спорт­сменов при решении задач, поставленных перед спортивной ко­мандой.

Социологические методы позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.

Спортивная ориентация - система организационно-методичес­ких мероприятий, позволяющих наметить направление специали­зации юного спортсмена в определенном виде спорта.

Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности.

Выбрать для каждого занимающегося вид спортивной деятельно­сти - задача спортивной ориентации; отобрать наиболее пригод­ных, исходя из требований вида спорта, - задача спортивного отбора.

Большое разнообразие видов спорта расширяет возможность индивида достичь мастерства в одном из видов спортивной де-

ятельности. Слабое проявление свойств личности и качествен­ных особенностей применительно к одному из видов спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способнос­тей. Малопредпочтительные признаки в одном виде спортив­ной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечивать высокую результативность в другом виде. В связи с этим прогнозирование спортивных способностей можно осуществлять только применительно к отдельному виду или группе видов, исходя при этом из общих положений, характер­ных для системы отбора.

Способности - это совокупность качеств личности, соответ­ствующая объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающая успешное ее выполнение. В спорте имеют значение как общие способности (обеспечивающие отно­сительную легкость в овладении знаниями, умениями, навыками и продуктивность в различных видах деятельности), так и специ­альные способности (необходимые для достижения высоких ре­зультатов в конкретной деятельности, виде спорта).

Спортивные способности во многом зависят от наследствен­но обусловленных задатков, которые отличаются стабильнос­тью, консервативностью. Поэтому при прогнозировании спор­тивных способностей следует обращать внимание прежде всего на те относительно мало изменчивые признаки, которые обус­ловливают успешность будущей спортивной деятельности. По­скольку роль наследственно обусловленных признаков мак­симально раскрывается при предъявлении к организму занима­ющегося высоких требований, то при оценке деятельности юного спортсмена необходимо ориентироваться на уровень высших достижений.

Наряду с изучением консервативных признаков прогноз спортивных способностей предполагает выявление тех показате­лей, которые могут существенно изменяться под влиянием тре­нировки. При этом для повышения степени точности прогноза необходимо принимать во внимание как темпы роста показате­лей, так и их исходный уровень. В связи с гетерохронностью раз­вития отдельных функций и качественных особенностей имеют место определенные различия в структуре проявления способнос­тей спортсменов в разные возрастные периоды. Особенно отчет­ливо эти различия наблюдаются у занимающихся в технически сложных видах спорта, в которых высоких спортивных результа­тов достигают уже в детском и подростковом возрасте и в которых вся подготовка спортсмена, от новичка до мастера спорта между­народного класса, протекает на фоне сложных процессов форми­рования юного спортсмена.

Спортивный отбор начинается в детском возрасте и заверша­ется в сборных командах страны для участия в Олимпийских иг­рах. Он осуществляется в четыре этапа.

На первом этапе отбора проводится массовый просмотр контингентов детей 6-10 лет с целью их ориентации на занятия тем или иным видом спорта. На основе массового просмотра де­тей в различных городах и сельских районах страны с помощью ЭВМ разрабатывается автоматизированная информационно-спра­вочная система для привлечения двигательно одаренных детей в детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ).

В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются дети в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта. Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учи­теля физической культуры, данные медицинского обследования, ан­тропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы.

Спортивная практика свидетельствует о том, что на первом этапе далеко не всегда можно выявить идеальный тип детей, со­четающих морфологические, функциональные и психические ка­чества, необходимые для дальнейшей специализации в опреде­ленном виде спорта. Существенные индивидуальные различия в биологическом развитии начинающих значительно затрудняют эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, сле­дует использовать как ориентировочные.

В таблице 42 приведены прогностически значимые признаки, которые необходимо учитывать при массовом просмотре и тести­ровании детей, а также при отборе юных спортсменов в учебно-тренировочные группы ДЮСШ, СДЮШОР.

В таблицах 43 и 44 даны ориентировочные нормативы оценки физического развития и физической подготовленности юных спортсменов.

На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплектов вания учебно-тренировочных групп и групп спортивного совер­шенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Отбор проводится в те­чение последнего года обучения в группах начальной подготовки по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполне­ние контрольно-переводных нормативов, разработанных для каж­дого вида спорта и изложенных в программах для спортивных школ; антропометрические измерения; выявление темпов прироста фи­зических качеств и спортивных результатов.

В ходе второго этапа отбора осуществляется систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы с целью оконча­тельного определения его индивидуальной спортивной специали­зации. В это время проводятся педагогические наблюдения, конт­рольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и сла­бых сторон подготовленности занимающихся. На основе анализа результатов обследования окончательно решается вопрос об ин­дивидуальной спортивной ориентации занимающегося.

Каждый вид спорта предъявляет специфические требования к физическому развитию и способностям спортсмена. В таблице 45 пе­речислены требования, предъявляемые к занимающимся несколь­кими видами спорта, которые учитываются в процессе отбора детей и подростков в спортивные школы. В таблице 46 дана характеристи­ка тех качеств и морфофункциональных показателей, которые яв­ляются наиболее значимыми для отбора в определенном виде спорта.

Основными методами отбора на данном этапе являются антропо­метрические обследования, медико-биологические исследования, педагогические наблюдения, контрольные испытания (тесты), пси­хологические и социологические обследования.

Антропометрические обследования позволяют определить, на сколько кандидаты для зачисления в учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования спортивных школ со­ответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного вида спорта. В спортивной практике вы­работались определенные представления о морфотипах спортсме­нов (рост, масса тела, тип телосложения и т.п.). Например, в бас­кетболе, легкоатлетических метаниях, академической гребле не­обходим высокий рост, в марафонском беге рост не имеет суще­ственного значения и т.п.

Медико-биологические исследования лают оценку состоянию здо­ровья, физическому развитию, физической подготовленности занимающихся. В процессе медико-биологических исследований особое внимание обращается на продолжительность и качество восстановительных процессов в организме детей после выполне­ния значительных тренировочных нагрузок. Врачебное обследова­ние необходимо и для того, чтобы в каждом случае уточнить, в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждаются дети и подростки.

Педагогические контрольные испытания (тесты) позволяют су­дить о наличии необходимых физических качествах и способнос­тях индивида для успешной специализации в том или ином виде спорта. Среди физических качеств и способностей, определяющих достижение высоких спортивных результатов, существуют так на­зываемые консервативные, генетически обусловленные качества и способности, которые с большим трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки. Эти физические качества и способности имеют важное прогностическое значение при отборе детей и подростков в учебно-тренировочные группы спортивных школ. К их числу следует отнести быстроту, относи­тельную силу, некоторые антропометрические показатели (стро­ение и пропорции тела), способность к максимальному потребле­нию кислорода, экономичность функционирования вегетативных систем организма, некоторые психические особенности личнос­ти спортсмена. В таблице 47 приведен комплекс контрольных ис­пытаний (тестов), которые целесообразно применять в различных видах спорта на начальных этапах отбора.

В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не столько то, что уже умеет делать занимающийся, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, т.е. выявить его способности к решению двигательных задач, про­явлению двигательного творчества, умению управлять своими дви­жениями. Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало о его перспективных возможностях. А потенциальный спор­тивный результат спортсмена зависит не столько от исходного уровня физических качеств, сколько от темпов прироста этих ка­честв в процессе специальной тренировки. Именно темпы приро­ста свидетельствуют о способности или неспособности спортсме­на к обучению в том или ином виде деятельности.

Психологические обследования позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований и т.п. Роль психологических обследований за спортсменами возрастает на третьем и четвертом этапах отбора.

Сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов яв­ляются в значительной мере природными свойствами централь­ной нервной системы человека. Они с большим трудом поддаются совершенствованию в процессе многолетней тренировки. Особое внимание обращается на проявление у спортсменов самостоятель­ности, решительности, целеустремленности, способности моби­лизовать себя на проявление максимальных усилий в соревнова­нии, реакцию на неудачное выступление в нем, активность и упор­ство в спортивной борьбе, способность максимально проявить свои волевые качества на финише и др. Учитывается также спортивное трудолюбие.

С целью выявления волевых качеств спортсмена целесообразно давать контрольные задания, лучше в соревновательной форме. Показателем интенсивности проявления волевых усилий спортсмена служит успешное выполнение упражнений с кратковременным напряжением, показателем настойчивости - выполнение относи­тельно сложных в координационном отношении упражнений для освоения специальных упражнений и т.п. Следует подчеркнуть не­обходимость всестороннего изучения личности, а не отдельных его способностей. Поэтому их оценка должна даваться в процессе тре­нировки, соревнований, а также в лабораторных условиях.

Социологические обследования выявляют интересы детей и подростков к занятиям тем или иным видом спорта, эффектив­ные средства и методы формирования этих интересов, формы соответствующей разъяснительной и агитационной работы среди детей школьного возраста.

Окончательное решение о привлечении детей к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке всех перечисленных данных, а не на учете какого-либо одного или двух показателей. Особая важность комплексного под­хода на первых этапах отбора обусловлена тем, что спортивный результат здесь практически не несет информации о перспектив­ности юного спортсмена. Процесс отбора тесно связан с этапами спортивной подготовки и особенностями вида спорта (возраст начала занятий, возраст углубленной специализации в избранном виде спорта, классификационные нормативы и т.д.).

На третьем этапе отбора с целью поиска перспектив­ных спортсменов и зачисления их в центры олимпийской подго­товки, СДЮШОР и УОР проводится обследование соревнова­тельной деятельности спортсменов с экспертной оценкой и с по­следующим их тестированием в ходе республиканских соревнова­ний для младших юношеских групп, т.е. в том возрасте, когда комплектуются группы спортивного совершенствования.

На четвертом этапе отбора в каждом олимпийском виде спорта должны проводиться просмотровые учебно-трениро­вочные сборы. Отбор кандидатов осуществляется с учетом следу­ющих показателей:

    спортивно-технические результаты и их динамика (начало, вершина, спад) по годам подготовки);

    степень закрепления техники выполнения наиболее неус­тойчивых элементов при выполнении упражнения в экстремаль­ных условиях;

    степень технической готовности и устойчивости спортсмена

к сбивающим факторам в условиях соревновательной деятель- * ности.

По итогам соревнований, а затем и комплексного обследова­ния тренерские советы определяют контингент спортсменов, ин­дивидуальные показатели которых соответствуют решению задач предолимпийской подготовки. Отбор кандидатов в основные со­ставы сборных команд областей, краев, России осуществляется на основе учета двигательного потенциала, дальнейшего разви­тия физических качеств, совершенствования функциональных возможностей организма спортсмена, освоения новых двигатель­ных навыков, способности к перенесению высоких тренировоч­ных нагрузок, психической устойчивости спортсмена в соревно­ваниях. В процессе этого этапа отбора кандидатов учитываются следующие компоненты: уровень специальной физической под­готовленности; уровень спортивно-технической подготовленнос­ти; уровень тактической подготовленности; уровень психической подготовленности; состояние здоровья.

Основной формой отбора кандидатов в сборные команды страны служат спортивные соревнования. При этом учитываются не толь­ко сегодняшние спортивные результаты, но и их динамика на протяжении двух-трех последних лет, динамика результатов в те­чение текущего года, стаж регулярных занятий спортом, соответ­ствие основных компонентов физической подготовленности и физического развития требованиям данного вида спорта на уров­не результатов мастера спорта международного класса.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!