Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Шоу женский реслинг (бой в грязи). Современные амазонки

. *) Кусти представляет собой синтез местного вида борьбы древних арийских и индусских племен (история которых восходит к пятому веку до нашей эры) и персидского (иранского) стиля борьбы, принесенного в Южную Азию во время правления Великих Моголов . Старые борцы (пехлваны ) жили изолированно от женщин и должны были целиком посвящать себя совершенствованию своего тела..

В настоящее время этот стиль борьбы по-прежнему популярен во многих регионах Индии. Борцовские состязания ведутся на квадратных влажных глиняных площадках (или неглубокоих ямах) "акара" (или акада). Самые важные состязания привлекают до двадцати тысяч зрителей и больше.

В течение столетий стили индийской борьбы претерпели изменения - как в правилах и установлениях, так и в методиках тренировок. Наибольшее влияние оказали персидские установки для борьбы и западные методы тренировок.

В древности короли иногда отказывались от вооруженных битв с противником, а вместо этого посылали сильнейших борцов против борцов враждебного лагеря. Борец, сумевший победить соперника, приносил победу своему королю. Некоторые короли сами были хорошими борцами.

В течение столетий мужчины занимались борьбой для телесного совершенствования и утверждения социального статуса. Приемы сцепления рук, использование торса и ног, закручивания, перевороты и броски технически трудны и требуют большой выносливости. Например, требуется большая сила, чтобы перевернуть на спину соперника, лежащего на животе. Пехлваны усиленно тренировались и придерживались специальной диеты, включающей в себя масло, молоко и миндальный орех. Они развивали огромную выностливость позволявшую им бороться в течение нескольких часов.

В настоящее время, социальный статус женщин в Индии беспрецедентно высок, и естественно, они вторгаются в области, когда-то бывшие привилегией мужчин, в том числе, это относится к борьбе кусти.

Первоначально борцы в грязи составляли привилегированную группу, считалось, что они происходят от индуисского обезьяноподобного божества войны Ханумана. Даже в нынешние времена борцы кусти пользуются особым почетом, и им отводятся для тренировок храмы Ханумана.

Борьба кусти неспроста ведется в грязи, поскольку у индусов считается, что грязь обладает сакральными (священными) свойствами; в нее добавляют осветленное масло, лепестки розы и целительные травы. Помимо сакральных свойств самой грязи, борьба в грязи видимо привлекает зрителей и борцов еще чем-то. Возможно, в грязи можно вернее посрамить соперника, перепачкав его, да и зрителям больше сильных впечатлений. После борцовской схватки особое удовольствие смыть с тела землю, грязь и пот. **)

Существует много школ кусти, названия которых происходят от имен их легендарных или реальных основателей. Самые известные среди них три: Бхимасени, Джарасандхи, Хануманти и Джамбуванти. В тренировке пехлванов главное внимание уделяется общефизической и атлетической подготовке. Она включает в себя сотни и тысячи отжиманий (данд) с волнообразным движением позвоночника (джор), выполняемых ежедневно, с опорой на обе руки и ноги, на руки и колени, на обе руки и одну ногу, на пальцах, на одну руку и одну ногу в положении на боку. Точно также обязательными являются многочисленные ежедневные приседания (байтхак) на одной ноге с вытянутой другой. Приседания часто выполняются с тяжелым каменным кольцом, надетым на шею или с партнером, сидящим на плечах.

Цель схватки в кусти сводится к тому; чтобы повалить противника и заставить его/ее сдаться, используя приемы четырех основных типов. Первый тип - это захваты и броски, основанные на использовании грубой силы. Второй - захваты и броски, основанные на использовании инерции движений противника. Третий - приемы обездвиживания и ослабления противника. Наиболее опасны приемы четвертого типа - болевые замки (позволяющие ломать конечности, пальцы и даже позвоночник), а также удушающие захваты.

Перед поединком борцы растирают землю в ладонях, чтобы обеспечить лучший захват. Чемпиона (“Рустама” ) награждают большой деревянной булавой, покрытой позолотой, с резьбой и украшениями. Название титула победителя восходит к имени легендарного героя персидского эпоса Рустама , могучего богатыря.

Одним из самых выдающихся мастеров кусти считался “Великий Гама” (1878- 1960), на протяжении многих лет обладавший званием всеиндийского чемпиона. В 1947 году, когда Индия стала независимой, кусти объявили национальным видом спорта.

Борцовские состязания, известные как дангалы, проводятся на уровне деревень, причем, правила в каждом месте - свои. Обычно победитель определяется по решению коллегии судей или в результате нокаута, остановки поединка или капитуляции. Борьба кусти по-существу ведется по правилам борьбы сабмиш - до капитуляции одного из соперников или невозможности его/ее продолжать поединок.

Город Колхапур (450 тысяч жителей) считается главным центром борьбы кусти в Индии. Если в Америке сумасшедшим успехом пользуется бокс, то Колхапур знаменит борцами кусти.

Этот, когда-то исключительно мужской вид спорта, породил популярнейшее в настоящее время во всем мире развлечение и спорт - “борьба в грязи” , в которой большинство борцов - женщины.

Изобретателем борьбы в грязи, этой западной версии стариной борьбы кусти, считается легендарный промоутер профессионального реслинга Пол Бойш. Борьба в грязи получила широкое распространение в США в 1980-е годы, после чего разошлась по миру. Хотя поначалу схватки в грязи устраивали в барах, ночных клубах и стриптизных, в настоящее время поединки проводятся в самых различных местах - от парков до стадионов - для развлечения, соревнования и благотворительности.

Тем не менее, современная борьба в грязи - это не только "бестыжие раздетые женщины, которые плескаются перед пьяными мужиками, пускающими слюни как идиоты". Некоторые соревнования по женской борьбе в грязи - это настоящая борьба. Борьба в грязи превратилась в реальный соревновательный вид спорта - со своими чемпионатами мира. В Индии некоторые женщины стали тренироваться и состязаться в настоящей древней борьбе кусти, требующей силы и выносливости. В отличие от мужчин, которые борются в трусиках, женщины борются в более закрытой униформе.

Кусти явилась также источником или основой нескольких связанных с ней видов борьбы, в которых один атлет отбивается от группы соперников. Эта форма состязаний используется в широко популярной в Индии, Пакистане и Бангладеш командной игры кабадди .Однако опасные приемы четвертого типа (болевые замки и удушения). здесь запрещены, это своего рода атлетическая игра, немного напоминающая регби, только без мяча. В некоторых ситуациях кабадди игроку (игрокам) необходимо обездвижить соперника и не дать ему/ей вырваться; для этого используется техника кусти: захват ноги, захват двух ног, захват корпуса, растяжка, захват за бедра, туше и т.п. Аналогия схваток в каббади с борьбой кусти усиливается тем фактом, что в каббади играют на грязной земляной площадке, и если борются, то борются в грязи, так же как реальные борцы кусти.

*) Кушти (или Кусти, или Кошти) - священный пояс, который (наряду с рубахой Сэдрэ) носят зороастрийцы.

Знаете ли вы, что существуют шоу единоборства? Например, бои женщин в грязи. Бои в этих субстанциях (шоколаде, грязи и других) сложно отнести к реальным единоборствам. Тут главное не столько сила удара, сколько его эстетичность. И это понятно ведь в квадрате ринга — девушки. Если вы думаете, что это шоу не требует от спортсменок больших усилий, то напрасно. Ведь они современные амазонки.

Перед рингом нужно разогреть мышцы и провести разминку. Каждая частичка нашего тела нуждается в этом: и спина, и руки, и ноги. Нагрузка в шоу единоборствах приходится буквально на всё. Идёт разминка позвоночника. Важно растянуть и размять ноги. Разработать плечевые суставы. На них во время боя приходится наибольшая нагрузка и после общей разминки — удары. Ведь если как следует не разогреться, травм не избежать. Травмы не редкость в любом виде спорта, в том числе и в реслинге.

Все приёмы отрабатываются заранее и ответная реакция тоже не исключение. Как сознаются сами участницы, на ринге, даже если тебе не больно, нужно всё обыграть, даже если соперник по тебе промахнулся, свалился и упал. Всё должно быть натурально. Главное — артистичность. И боль, и презрение, и ненависть, и страх — надо уметь изобразить.

Перед началом поединка необходимо собрать собственно сам ринг. Это четыре батута, надуваемые пылесосом. Сверху водонепроницаемая ткань. Она не только защищает, но и создаёт необходимый шум от ударов и падений.

Ровно 100 лет назад Мария Поддубная, жена знаменитого борца Ивана Поддубного первой из россиянок стала чемпионкой Европы в женской борьбе. С тех пор эти бои приобретают популярность. Они обзавелись спортсменками, тренерами и зрителями. История женских единоборств уходит в глубину веков. Ещё император Нерон прославился тем, что проводил в Риме бои женщин с обнажёнными ногами.

Сегодня месить грязь допускаются девушки от 19 до 25 лет приятной внешности и пропорций. Отдельно оговаривается наличие базовой или профессиональной спортивной подготовки, владение спортивными единоборствами. Ведь специфика борьбы, скользкое тело противника и неустойчивое в прямом смысле положение на ринге требует от спортсменов недюжинной силы и ловкости. Отличительной особенностью шоу является использование большого количества высокотехничных эффектных, а порой и опасных приёмов.

Перед началом турнира собирается специальный ринг, представляющий (как это было описано выше) ванну или небольшой бассейн. Туда помещается некоторое количество жидкости: масла, шоколада или пены. Спортсменки никогда не называют себя реальными именами, а предпочитают псевдонимы греческого или травматологического происхождения. Диана с Герой вполне могут состязаться с Вулканом или Скалой. Тренерами же могут быть люди, в жизни выполняющие совершенно иную работу, например менеджеры среднего звена.

В реслинге у каждого своё амплуа, отличающее от остальных. Это и музыка и костюм. Гладиаторы этим гордятся: «Долой однообразие! Да здравствует личность!».

Для подобных поединков главное научиться правильно падать. Надо отработать разные приёмы, заломы. Руку соперницы надо научиться брать в неплотное кольцо, чтобы её не повредить. Научиться делать всё красиво, естественно и живо, большое искусство. И никогда не забывать про артистизм: даже если вас лишь слегка коснулись, сильнейшая боль просто обязана пронзить ваше тело.

С начала ХХ века очень заметное место на цирковых аренах России заняли состязания в борьбе. Отдельные матчи естественно устраивались и ранее, но с определенного времени стали проводиться так называемые чемпионаты по "французской борьбе" (“греко-римская” или "классическая" борьба, при которой запрещалось хватать соперника ниже пояса). В таких соревнованиях разыгрывались не шуточные призы, вплоть до званий действующих чемпионов России, Европы и мира. Состязания по борьбе проводились как в цирках, так и в летних театрах, на катках, порою даже в зоосадах. Представлю объявление тифлисского театра «Лира»: «Впервые! Открытие международного мужского чемпионата борьбы». Здесь, слово "мужской" появилось в этом объявлении отнюдь не случайно, так как тогда во многих цирковых борцовских труппах выступали и женщины.

Не удивителен тот факт, что во времена, когда только зачиналась феминистское движение, к женской борьбе относились весьма скептически, порою снисходительно, а зачастую и с едкой иронией. К примеру один из репортажей женской борьбе того времени звучал так: "Эх! Курочки покудахтали, попрыгали и пощипали друг другу перышки". Или цитата из репортажа о дамской борьбе из известной книги историка российского цирка Юрий Дмитриева, которая так и называется "Цирк в России": “Борчихи тренированы весьма скверно, приемы и парады делаются ими грязно, незаконченно и как то неумело. Само собой, по этой причине вместо изящного демонстрирования приемов франзуцской борьбы мы видим в высшей степени некрасивую возню двух растрепанных женских существ, напоминающих ведьм из «Макбет». Дошло до того, что в Ярославле в цирке в одном состязании боролись борцы и борчихи. Они даже устраивали схватки друг с другом”. После чего Дмитриев делает следующий вывод: “Это была откровенная похабщина, конечно. Так под влиянием буржуазных вкусов публики цирковая борьба с каждым таким чемпионатом все больше опошлялась”. Сегодня мы бы сказали, что такое мнение является проявлением мужского шовинизма. Но есть немало свидетельств и об весьма успешных выступлениях женщин на российских цирковых борцовских аренах.

Без сомнения, самая известная женщина цирковой борец России того времени - мощная Маша Матлос (или как она нам еще известна, Мария Поддубная), родная сестра известнейшего русского борца Ивана Поддубного. Судите сами: до 1910 года она шесть раз становилась обладательницей титула "чемпионки мира по борьбе" (здесь, Матлос это измененная фамилия специально для цирковых афиш - по мужу она Матлаш). Тогда цирковые афиши ещали, что она приглашает всех без исключения желающих на цирковую арену, чтобы испытать удачу в борьбе с ней (уже после того как она непременно разделается со всеми членами своей цирковой борцовской команды). Истории известен лишь один случай, когда Маша была повержена женщиной из зала - ее победила по всем позициям и положила на лопатки весьма миниатюрная дама, оказавшаяся знаменитой, и никем тогда не узнанной Трефиловой-Бубновой. Та при весе 52кг выжимала 57кг чугунную гирю и с этим результатом даже завоевала третье место по поднятию тяжестей не просто так, а среди мужчин легчайшего веса.

В то время как в столицах над женской борьбой подтрунивали, то в не избалованной зрелищами провинции отношение к этому было совсем иное.

В далеком 1901 году в не менее далеком дальневосточном городе Благовещенске уже тогда гремела некая госпожа Юдина, проявившая небывалый героизм при защите города от китайцев. Весьма эксцентричная Юдина покорила окружающих тем, что вызвала на "дуэль" силовую циркачку Грен, гастролировавшую в городе. К ранней радости хозяина цирка, народу на бой набилось до отказа. Борьбу обставили как самую настоящую дуэль - по команде секундантки обе дуэлянтши должны были набежать друг на друга из исходных угловых позиций в противоположных частях арены. Нелепо одетые в шаровары дамы, не обладающие специальной борцовской подготовкой, со всей яростью набросились друг на друга, жестко сцепились в объятьях и начали толкаться, топча арену по кругу. Дамочки никак не желали перейти в партер, расходую все силы на исключительно прямолинейный напор. Естественно, рано или поздно, но все же, женщины завалились и стали кататься по бархатной арены. Зрители возбудились до реально крайнего состояния (так, во всяком случае, согласно "Московским ведомостям", публика "словно белены объелась и гикала"). Спустя какое то время, наконец, Юдиной все же удалось надолго забраться на противницу, и, к непритворной радости всего зала, ей была по праву была присуждена победа. Этот поединок открыл ее, после чего она стала организовывать другие борцовские схватки на арене. Естественно, вскоре желающих бороться с Юдиной среди женщин было найти все сложнее и сложнее, и тогда она боролась с мужчинами, которым, дабы сравнять шансы, правую руку завязывали специальным ремнем за спину. Тренером и наставником Юдиной был ее муж, артиллерийский офицер, весьма хорошо владевший приемами различной борьбы, и со временем она начала “класть” почти всех мужчин (тем не менее по-прежнему вынужденных давать ей фору). Но вот однажды, Юдина решила поэпатировать цирковую публику и предложила “однорукому” смельчаку, вышедшему из зала, заменить привычную борьбу на кулачный бой в перчатках. Сначала тот не соглашался, но девушка все же настояла, и он некоторое время даже оборонялся одной рукой от вошедшей в невиданный боевой раж женщины, до тех пока ему это не надоело и он слегка, даже не вполсилы не ударил Юдину по корпусу. Известно, что женская психика не всегда предсказуема. Дамочка, не убоявшаяся пуль и штыков при обороне родного города, а затем неоднократно участвовавшая в борцовских поединках, впала в истерику от единого несильного удара в бок и в слезах покинула шокированный таким поведением зал. Публика естественно негодовала и даже готова была растерзать невиновного, но смущенного участника поединка, у которого был, согласитесь, небольшой выбор: быть побитым дамой, или, побив ее, быть побитым разгневанной публикой... После этого случая госпожа Юдина навсегда прекратила участвовать в борцовских поединках.

В конце 1900-х годов прославилась некая Лариса Белая по кличке "Печь" (сибирячка родом из Омска), гастролировавшая по России и за границей с силовыми номерами. Высоченная и полная Лариса (она весила около 120 кг при росте 185 см) практиковалась также в цирковой борьбе, которая была организована очень умело и вызывала неописуемый восторг зрителей. На одной из афиш 1900-х годов было написано: "Непоборимая Лариса Белая. Всего три дня в Пензе. Поднимает и подбрасывает тяжести. Вызывает на борьбу смельчаков обоего пола”. Она особенно успешно боролась с мужчинами, для которых были приготовлены некоторые “дамские уловки”. Во время циркового представления выходил конферансье и объявлял, что тому, кто сумеет победить Ларису в борьбе, будет вручен немалый денежный приз. Мужчины, клюнувшие на приманку, должны были сначала бороться друг с другом на выбывание, и лишь победитель встречался с Ларисой. Проблема для ее соперников заключалась в том, что после нескольких предварительных схваток, они изрядно уставали, а достаточной передышки им не давали. Но и это было еще не все. Перед схваткой с Ларисой, ее и ее соперника ставили в обязательную исходную позицию - они должны были стать вплотную и сильно обхватить друг друга, сведя руки за спиной соперника. Распорядитель всегда мешкал с установкой позы, долго поправляя участников поединка. В результате плотного контакта с молодым дородным телом Ларисы, ее соперник приходил в смущение, стеснение и возбуждение, что не давало ему возможность сконцентрироваться на борьбе, да и просто мешало физически. Как только раздавался сигнал к борьбе, мощная Лариса мгновенно приседала, резко заваливалась назад, увлекая за собой растерянного мужчину, и в падении переворачивала и подминала его под себя, после чего "судья" немедленно прекращал пединок, не давая мужчине опомниться (хотя после такого потрясения тот и так вряд ли сопротивлялся бы). Этот прием был настолько эффектным, что публика по полчаса стоя апплодировала Ларисе.

Однажды произошел скандальный случай, когда вызов ей бросила женщина, к тому же весьма субтильная. В связи с этим, предварительные схватки и “установку позы” проделывать не стали. Лариса снисходительно посматривала на "малышку", одетую в дамский наряд и едва доходившую ей до плеча - как соперницы по борьбе эти двое смотрелись весьма нелепо, что вызвало громкие смешки из зала. Результат ни у кого сомнений не вызывал. К изумлению публики, миниатюрная дама проворно, умело и очень эффектно, за несколько секунд, положила гигантшу на обе лопатки. Она выполнила проход в ноги Ларисы, резко опрокинула ее на спину и удерживала ее на лопатках до тех пор, пока поединок не был прекращен. Но проницательная Лариса проявила находчивость и, вставая с ковра, резко задрала победительнице юбку и приспустила ей панталоны, под которыми все увидели... мужские очертания. Борец-легковес бежал с арены с позором, хотя учитывая более чем двукратное превосходство Ларисы в весе, красивое молниеносное туше - совсем неплохой результат, даже против борца женского пола.

Отсутствие у Ларисы опыта борьбы с женщинами и тот факт, что против них не работали ее фирменные “дамские уловки”, явились причиной того, что однажды в Сибири Лариса с треском проиграла настоящей женщине - знаменитой эстонской силачке и борчихе, Марии Лоорберг (Марина Лурс), гастролировавшей в конце 1900х годов по всей России. (Используя подлинную биографию Марии Лоорберг, писатель Андрес Ехин написал роман с характерным названием: "Она одолела сотню мужчин"). Значительно уступая в весе и росте Ларисе, Мария (168см /80кг) мгновенно подсекла грузную соперницу и бросила ее на обе лопатки. Вид беспомощной поверженной гигантши почему-то рассмешил публику, так, что Ларисе было горько вдвойне. Тем не менее, она сумела извлечь урок из этого поражения - она взяла на вооружение шейный захват, примененный Марией Лоорберг, который, в сочетании с ее огромным весом, сделал ее почти непобедимой. Впоследствии, после несколький убедительных побед Ларисы над женщинами, те стали бояться выходить против нее, так как их пугала перспектива быть придушенными и придавленными семипудовым грузом.

Из-за большого веса Лариса Белая двигалась по борцовской арене слишком медленно, и не могла противостоять быстро и резко проведенным приемам - отсюда ее мгновенные поражения от борца-легковеса и от Марии Лоорберг. В то же время, ее уникальные данные - габариты, сила и боевитость идеально подошли бы для женской формы японской борьбы сумо. Жаль, что в ее времена в Европе сумо не знали.

Самый же знаменитый поединок Лариса провела, будучи в Вене, где одно время женские чемпионаты по цирковой борьбе были очень популярны, причем женщины боролись друг с другом по-настоящему, без притворств и уловок, демонстрируя силу, смелость, умение и спортивную ярость. Лариса участвовала там в международном турнире, и ей пришлось нелегко, хотя она и выиграла 3 из 4 схваток (имея, правда, преимущество в весе), проиграв в финале прославленной суффражистке, феминистке и атлетке Кати “Сандвине” Брумбах ("Женщина-Геркулес", на снимке слева), которая оказалась немного проворнее и техничнее Ларисы. Кати постаралась обставить турнир и свою победу на нем как праздник и триумф “освобоженной женщины”. Поединок состоял из трех раундов; в первых двух Лариса (120 кг) подавляла Кати (85 кг) своим весом, но перевернуть ту на спину никак не могла. В третьем раунде подуставшая Лариса не смогла вырваться из мощных зажимов неутомимой Кати и оказалась на лопатках, хотя сопротивлялась отчаянно.

В отличие от позорного поединка с Марией Лоорберг, борьба с Кати велась на равных и держала зал в напряжении до последней минуты. Лариса хоть и проиграла, но выглядела достойно и заслужила аплодисменты. Этот поединок называли "схваткой века", и он ничуть не уступал по накалу и интересу публики выступлениям самых знаменитых цирковых борцов. Интересно отметить, что обе дюжие участницы вышли на поединок в необычных для того времени свободных спортивных одеждах, напоминающих современные тренировочные костюмы.

Сандвина была пожалуй самой знаменитой силачкой своего времени, она обладала исключительными физическими данными: вес 85кг, рост 184см, окружность бицепса - 44 см, окружность запястья - 20 см, окружность ляжки - 67 см (см. снимок справа). Сандвина сумела превзойти в силовых упражнениях самого Евгения Сандова, от которого она и взяла свой псевдоним (“Сандвина” - женская производная от “Сандов”). В течение многих лет Катя выступала вместе со своей цирковой семьей. Наиболее волнующая часть семейных силовых и акробатических выступлений с участием Сандвины начиналась с момента, когда ее отец объявлял, что даст сто марок любому мужчине в зале, кто сумеет побороть Катю. Говорят, что никто не смог заработать эти сто марок. Будущий муж Кати, Макс Хейманн (с которым она прожила 52 года), был одним из смельчаков, которые приняли этот вызов. Вот что он сам рассказывал: "Когда я вышел на арену, я подумал, что, если бы я сумел заработать эти 100 марок, это было бы самым экстравагантным заработком в моей жизни. Но мои мысли были внезапно прерваны, и единственное, что я запомнил - вращение моего тела в воздухе, мелькание голубых небес в глазах, а затем свободное падение. Задыхающийся, я очутился на полу, в полубессознательном состоянии. Я увидел нагнувшуюся надо мной девушку, которая спрашивала: "Я не повредила вас?" Затем она взяла меня на руки, как куклу и понесла в свою палатку".

Кстати, вызов зрителей в зал происходил почти на всех цирковых представлениях, в которых женщины демонстрировали силу. Кроме приглашений побороться с силачкой, предлагалось попробовать поднять вес, которым она только что играючись манипулировала.

Известнен случай, когда дочь прославленного дрессировщика и клоуна В. Дурова, Анна, боролась в Ашхабаде с местным жителем. Вышло так, что, когда Анна жонглировала тяжелыми булавами, кто-то из зала крикнул, что булавы - картонные. Уязвленная Анна немедленно вызвала зрителя на борьбу. Он долго отказывался выходить и упирался, но публика вытолкала его на арену. Борьба получилась на редкость упорной и длительной (даже для профессиональных схваток) - в течение 20 минут разозленная Анна пыталась положить мужчину на лопатки. Хотя ей это и не удалось, она имела явное преимущество "по очкам".

В Воронеже в начале ХХ века существовал клуб "Давай поборемся", напоминающий современную спортивную секцию. Его возглавлял энтузиаст спортивной борьбы Александр Веселов. В клубе наряду с мужчинами тренировались и несколько девушек. Мужчины из клуба часто боролись на аренах цирка и вне их, для девушек же Веселов устраивал показательные выступления. Ученицы Веселова демонстрировали красивые броски на любом добровольце-мужчине. По мнению зрителей, они великолепно владели техникой и приемами борьбы. В то же время, Веселов, как сын своего времени, был противником реальной соревновательной женской борьбы, считая ее опасной для женщин, ограничивая их тренировками и отработками приемов. Пользу для женщин от занятий борьбой он видел в развитии гибкости и выносливости, а также в умении защитить себя от нападения. Спустя годы одна из питомиц Веселова успешно отразила нападение насильника, по поводу чего Маяковский написал строки: "Баба, не будь дурой, а занимайся физкультурой!"

А вот какое объявление было напечатано в местной самарской газете в 1907 году: “Не пропустите! Двадцать пятого августа с. г. в помещении цирка Шапито в Струковском саду состоится первое в мировой истории женское единоборство "Панкратион", в котором разрешено ударять кулаками, ломать, бросать противниц наземь и валять их там. В бою участвуют две лучшие бойчихи мира, и продолжаться он будет до полной капитуляции или беспомощности одной из них. Кто же эти удалые дамы? Нашу губернию представляет могучая и непобедимая баба-самородок, крестьянка Ставропольского уезда Евдокия Коноплева, урожд. Лопаткина, мать троих детей, неизменная участница сельских кулачных боев стенка на стенку, а также потех на кулачках один на один и борьбы. Многократно бивала и барывала мужиков и баб окрестных деревень и сел, а также успешно боролась в цирках Поволжья и Урала. Ее противница - мощная девица Екатерина Петушкова из Нижнего, долго прожившая в Париже и Лондоне, где обучалась кулачному и борцовскому ремеслу. В Париже Екатерина брала уроки французской борьбы у лучших борцов, в том числе, у знаменитого Рауля Буше. В Лондоне она тренировалась в английской забаве - кулачном боксинге. Многих господ и дам сбивала с ног и валила на лопатки Екатерина Петушкова. Итак, кто кого одолеет? Обученная правильному бою образованная девица или бойчиха-самоучка из народа? Мастерство классической французской борьбы и английского аристократического боксинга или русская удаль, сила и разухабистость? Это будет настоящий нещадный бой за принцип и приз. Не упустите свой шанс увидеть чудо!” Увы, к сожалению, репортажи об этой необычной схватке отсутствуют, и мы не знаем, было ли это цирковое представление или реальный бой реальных женщин. Неизвестно даже, состоялся ли сам бой. Но объявление любопытное, оно возможно дает представление о малоизвестных нравах российской провинции.

Тифлисские газеты в мае 1911 года собщали о женском чемпионате по борьбе в цирке “Модерн”. В чемпионате принимали участие знаменитости со всего мира: англичанка Реотер, украинка Шевченко, россиянка Морозова (по кличке “женщина - богатырь”), норвежка Розинг, полька Янковская, австрийка Оффенбахер, шотландка Келт и испанка Гиралд - все они были чемпионками своих стран. В турнире боролись две чемпионки мира: немка Фрида Дамберг и шведка Педерсон. Интересно отметить, что почти все поединки продолжались необычно долго. Например, россиянка Морозова сумела победить четырех своих соперниц: Оффенбахер за 18 минут, Янковскую за 10 минут, Реотер за 8 минут и Шевченко за 5 минут. Поединок Морозовой с Гиралд после 20 минут упорной борьбы закончился вничью, так как обе борчихи были примерно равны по силе и технической подготовке. Расстроенная Морозова по окончании поединка так "сборола" арбитра, что тот еле поднялся на ноги...

Особой симпатией тбилисского зрителя пользовалась чемпионка мира Фрида Дамберг, которая очень хорошо владела техникой французской борьбы и, в тоже время, была очень пластична. Из многочисленных побед Дамберг особо отмечали ее убедительные и красивые победы на туше над Реотер и Келт. Местные газеты взахлеб описывали поединок между Дамберг и Гиралд. “На ринг вышли две самые высокие и сильные дамы, которые прекрасно владели приемами борьбы. Яростная схватка продолжалась 15 минут и закончилась победой немки, прижавшей огромную испанку лопатками к ковру, что вызвало у зрителей большой восторг. В результате, Фрида уложила на пол всех борчих”.

Вот еще некоторые собщения из местных газет начала века:

На прошлой неделе в цирке состоялся "Дамский чемпионат французской борьбы". (Местная газета г. Екатеринбурга 1911)

В нашем цирке состоялся первоклассный дамский чемпионат, состоящий из 12 дам-борцов и атлеток под руководством эстонца, профессора борьбы и атлетики Алекса Мюллера (Миллера). (Местная газета г. Челябинска, 1916)

19 сентября - в саду «Аквариум» открытие первого международного женского чемпионата французской и другой национальной борьбы. В чемпионате принимали участие 10 дам-борцов. (Омский вестник. Сентябрь 1917).

В 1910-е годы в Ярославле известный борец Иван Чуфистов боролся сразу против двух крепких дам - силовых акробаток и борчих из Италии, сестер Терезы и Луизы Карлуччи. Чуфистов избрал удачную стратегию - он сначала полностью сконцентрировался на более сильной старшей сестре Терезе, стараясь игнорировать атаки младшей Луизы, благо его недюжинная сила это позволяла. Несмотря на отчаянные попытки Луизы помешать ему одолеть сестру, он сумел тушировать Терезу, которая долго не могла встать, придавленная двойным весом борца и своей же сестры, навалившейся на него сверху. Луиза, осознав бесполезность дальнейшего сопротивления, тотчас вскочила и, не дожидаясь его атаки, сбежала за кулисы. Борец галантно взял на руки поверженную даму (немалого веса) и бережно вынес ее с арены. Поговаривали, что у них тогда даже завязался кратковременный роман...

Еще один любопытный случай произошел в Харькове. Там проводились схватки борцов-мужчин, в перерывах между которыми на арену приглашались смельчаки из зала побороться с цирковыми атлетами за денежный приз. Обычно, никто из зрителей не был способен противостоять тренированным циркачам, и приз долго время оставался невредимым, привлекая толпы зрителей и желающих его получить. Парадокс заключался в том, что в конце концов получила его... женщина. Однажды за приз пожелала бороться одна из зрительниц. Все борцы категорически отказались от борьбы с женщиной, считая это ниже своего достоинства. Просто же отказать ей в получении приза было нельзя, так как организаторы не догадались заранее исключить женщин из претендентов на приз. Прижимистый хозяин арены, не желавший расставаться с деньгами, велел срочно разыскать единственную в труппе женщину-борца, чтобы выставить ее против зрительницы, но выступлений у нее в тот день не было, и найти ее не удалось. Хозяину ничего не оставалось, как просить выйти свою молодую жену-акробатку, которая помогала ему в организации представлений. Долгое время вплотную наблюдая за борцами, их подготовкой и используемыми приемами, эта женщина не только знала многие борцовские секреты и трюки, но и сама участвовала в их разработке. Так, что расчет хозяина был именно на это. Жена сначала поотнекивалась, но, тоже не желая расставаться с деньгами, согласилась, с условием, что ей дадут переодеться. Зрительницу тоже переодели, причем служительницы за кулисами на всякий случай придирчиво проверили ее принадлежность к женскому полу (видимо, зная про случай с миниатюрной "соперницей" Ларисы Белой). К досаде хозяев, зрительница довольно легко разделалась с хозяйкой, завалив ее на спину как мешок. Кто была та женщина и где научилась бороться, так и осталось неизвестным.

Подобно Маше Поддубной, борцовские навыки приобретали и жены других борцов, которым они иногда пригождались на арене. В Одессе был случай, когда один местный борец, струсивший бороться против заезжего соперника, заявил, что мол соперник слабый и выставил против него... свою жену. Поскольку соперник отказался от борьбы с женщиной (на что и рассчитывал хитрец), местные пристрастные "судьи" уже хотели засчитать ему поражение. Но тот в свою очередь вызвал из зала свою жену, которая сумела основательно намять бока жене трусливого борца и даже сломала той ребро. Так жена в полной мере расплатилась за трусость мужа.

Похожий случай имел место в Киеве, когда разъяренная жена проигравшего борца потребовала "сатисфакции" у жены победителя. Лично уязвленные и оскорбленные дамы от борьбы перешли к свирепой дамской драке, что в современной терминологии называлось бы "кетфайтингом”. К неудовольствию публики, дерущихся фурий с расцарапанными физиономиями с трудом разняли и была объявлена “ничья”.

Иногда ради усиления увлекательности цирковой борьбы, антрепренеры переодевали борцов-мужчин в женские наряды, а их поединки представляли как женскую борьбу. Искусная борьба двух “дам”, изобилующая техническими приемами и бросками, производила ошеломляющее впечатление. Однажды такого рода мистификация была с позором изобличена в цирке шапито на знаменитой нижегородской ярмарке, где из зала вышла женщина, пожелавшая побороться с одной из "борчих". Той ничего не оставалось, как принять вызов. Как только началась борьба, и переодетый борец лихо повалил даму на ковер, та вцепилось ему в "груди" и сдернула с него накладной бюст. Выяснилось, что эту даму подкупил и направил конкурент, владевший другой цирковой ареной города.

Стоит также остановиться на зрителях на соревнованиях по цирковой борьбе. Вернее зрительниц. Писатель Валентин Катаев в автобиографической книге "Алмазный мой венец" вспоминает, что наблюдать восторженных зрительниц цирковой борьбы было увлекательнее, чем самих борцов, которые частенько халтурили и подставлялись по указке антрепренеров. Дамы в зале, захваченные мужским единоборстом, не обращали внимания на такие тонкости, они восторженно приветствовали борцов, а в кульминационные моменты поединка "испуганно" визжали и бросали на арену надушенные платочки (а иногда и другие части женского туалета). Они грезили рельефными торсами и бицепсами борцов и поджидали их на выходе из цирка как знаменитых теноров, подставляя им пальчики для поцелуя. В то же время, современники отмечали резко враждебное отношение женской части публики к появлению на арене женщин-борцов. Их завизгивали и зло обругивали, обзывая "драными кошками".

И все-таки женщина-борец, на цирковой арене или вне ее, была в те времена редким исключением и рассматривалась большинством людей скорее как цирковой номер, вроде считающей лошади. Или, хуже того, как отвратительное зрелище. Вот как например французский журналист Макс Витербо описывает состязания по женской борьбе в зале на улице Монмартр в Париже в 1903 году (там же, где возможно была сокрушена Лариса Белая): "В ваши ноздри ударяет спертый запах потного и скверного воздуха. В этом перегретом помещении краснеют лица зрителей. Дым схватывает вас за горло, а непристойная брань свербит вам уши. Борчихи швыряют себя друг на друга как современные вакханки, они терзают друг другу плоть. Развеваются волосы, оголяются груди, неприлично пенятся рты, мужчины в зале вопят, апплодируют, топают ногами”. Тогда еще не было ни традиций женского спорта вообще, ни тем более традиций женской спортивной борьбы, не были разработаны ни женская спортивная одежда, ни женские протекторы, ни правила борьбы для женщин. Тогдашнее общество еще не воспринимало женщину так, как ее воспримимают сегодня. Заботясь о здоровье и благополучии женщины, в те времена преувеличивали ее беспомощность и слабость.

Современное развитие женской спортивной борьбы и включение ее в программу Олимпийский игр поставило точку в дискуссиях о том, способны ли женщины по-настоящему бороться.

Boonville Beer Fest 2009 mud wrestling


college hotties mud wrestle



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!