Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Упражнения для рта и щек - упражнения для укрепления круговой мышцы рта и щечной области. Упражнения для развития мимико-артикуляторных мышц. При неполном смыкании губ

Миогимнастика в ортодонтии – это один из наиболее действенных способов лечения и профилактики аномалий зубочелюстной системы. Эффективен при дисфункции мимических и жевательных мышц, а также суставов нижнечелюстной и височной групп .

Неправильный прикус исправляется при помощи специального комплекса упражнений.

Основные принципы

Формирование прикуса обуславливается работой мышц, которые расположены в непосредственной близости с рядами зубов. Нарушения в работе мускулатуры могут привести к развитию дефектов .

Одним из самых распространенных методов коррекции прикуса является миотерапия, суть которой заключается в тренировке челюстных мышц .

В ортодонтии такой способ может быть использован :

  • как самостоятельная терапия;
  • в рамках комплексного лечения;
  • как подготовка к ортодонтической коррекции;
  • для профилактических целей.

Упражнения способны дать положительный результат и при неправильном прикусе.

Эффект от гимнастики достигается благодаря пристальному контролю за выполнением рекомендаций лечащего врача и регулярности тренировочного процесса. Весь комплекс упражнений подбирается врачом после тщательного осмотра.

Важно, чтобы гимнастика была понятной и простой, иначе эффективность коррекции может быть низкой.

Лечебная гимнастика назначается врачом за 2 месяца до начала специального ортодонтического лечения . Это обуславливается тем, что лечебная нагрузка на зубы подготавливает их к особенностям силового воздействия оборудования.

В большинстве случаев гимнастику целесообразно применять совместно с аппаратным лечением дефектов и аномалий челюсти .

Комплекс миогимнастики Рокабадо, применяемый при дисфункции внчс (височно-нижнечелюстного сустава) дополняют точечным массажем и аутогенной тренировкой.

Эффективность и правила выполнения

Положительный результат упражнений прямо зависит от уровня развития патологии, а также от регулярности и качества выполняемой гимнастики. К ней предъявляется следующий комплекс требований:

  • Обязательно мышечное сокращение полости рта с максимально возможной амплитудой.
  • Важно учитывать то, что сокращения должны осуществляться в рамках физиологических пределов.
  • Необходимо после каждого упражнения делать паузу, равную времени, затраченному на него.
  • Сокращения должны повторяться до появления легкой усталости.

Особенность заключается в тренировке специальных мышечных групп, которые способствуют лечению, так называемых антагонистов и синергистов. Гимнастика позволяет достичь необходимых результатов при профилактике детских аномалий временного прикуса.

Именно поэтому для данной формы лечения особенно подходят дети от 4-х лет , которые уже могут понимать и выполнять требуемые задания.

Для исправления прикуса

Существуют действенные комплексы миогимнастики, которые предназначаются для коррекции и полного устранения различных аномалий прикуса :

Глубокий прикус

  • Гимнастика проводится исключительно стоя. Руки заносятся назад, а подбородок поднимается вверх. В данном положении требуется выдвинуть на максимально возможное расстояние нижний зубной ряд.

    Для достижения хорошего эффекта желательно выполнять тренировку три раза в день.

  • Через 30 дней упражнение слегка видоизменяется. Отличие заключается в выдвижении нижнего ряда зубов с их установкой впереди верхней челюсти.

Открытый прикус

  • Тренировка заключается в последовательном сжатии и разжимании зубных рядов. Сила мышечного сокращения должна контролироваться пальцами, которые необходимо прижать к щекам.

    Выполняется до возникновения легкого утомления.

  • Два пальца должны располагаться в районе передних зубов нижней челюсти и исключать возможность ее поднятия.

Зубами можно прикусить палочку, с нанизанной на нее небольшой резиновой трубкой для исключения вероятности повреждения эмали.

Мезиальный прикус

  • В упражнении важно надавить кончиком языка на заднюю поверхность верхнего зубного ряда и удерживать данное положение, как минимум, 5 минут до образования мышечной усталости.
  • Голова должна быть слегка закинута назад. При закрывании рта нужно коснуться языком задней поверхности неба.
  • Нижняя губа помещается под верхний ряд зубов.

Косой прикус

В случае, если основной причиной образования такого прикуса стало изменение положения нижнего ряда зубов со смещением в сторону, то упражнение будет иметь следующий вид:

  • Рот максимально открывается, а нижний зубной ряд передвигается в сторону, где наблюдается некорректное смыкание челюсти.
  • После, нижняя челюсть поднимается до сопряжения с зубами верхней группы и удерживается, как минимум, 5 секунд.

При проблеме смыкания губ

Существует несколько основных упражнений :

  • При плотном сжатии губ требуется осуществлять вращательные движения языком под губами.
  • Вытянутый язык размещается на поверхности нижней губы, в то время, как верхняя, при быстром смыкании, должна ударить по языку.
  • Требуется прижать язык к небу и открыть рот с максимальной возможной амплитудой. При смыкании губ нужно издать звук, напоминающий стук молотка.

Каждое из описанных упражнений выполняется сначала в сидячем положении. По мере усложнения необходимо встать.

Продвинутый гимнастический комплекс выглядит следующим образом:

  • Нижняя челюсть выдвигается вперед до перекрытия нижними резцами верхнего зубного ряда.

    Такое положение удерживается, по меньшей мере, 10 секунд. После этого челюсть полностью возвращается в изначальное положение.

  • Предыдущее упражнение может быть усложнено путем равномерного поворота головы. Челюсть нужно постараться удержать в вытянутом положении.
  • Голова отклоняется назад, ноги устанавливаются на ширине плеч. Зубной ряд выдвигается до тех пор, пока не произойдет краевое сопряжение челюсти.

Для участков языка

Передний участок

Необходимо подготовить специальные резиновые кольца, которые нарезаются из пипетки. Элемент помещается на конец языка, который, в свою очередь, подносится к альвеолам. После этого нужно сглотнуть слюну.

Важно следить за тем, чтобы резинка случайно не провалилась в горло. Количество глотаний за одну тренировку – не более 15.

Альтернативным вариантом упражнения может быть прикладывание языка к альвеолам с сомкнутыми губами. В этом положении необходимо удерживать язык не менее 5 минут.

Интенсивность и частота упражнения постепенно увеличиваются, в зависимости от стадии лечения.

Средний участок

Цоканье языком не менее 50 раз. Предварительно на середину языка помещается резиновое кольцо. Зубы смыкаются, а губы приоткрываются. После этого язык поднимается кверху и прижимается к своду неба.

Для восстановления укороченной уздечки

Упражнение выполняется в 3 этапа :

  • Облизывание губ языком. Движение осуществляется от одного уголка рта к другому, после чего осуществляется попытка касания с подбородком и кончиком носа.
  • «Пересчет» зубов языком снаружи и изнутри.
  • Упор языка в обе щеки.

Для круговых мышц

Тренировка круговой мышцы щек и рта является важной составляющей миогимнастики для лица и выполняется в случаях ее недостаточной работоспособности , наблюдаемой, обычно, во время дыхания через рот.

Упражнения проводятся и при деформации верхних зубов. Мышечная недостаточность распознается по перевесу мускула, удлиняющего щель между губами во время улыбки.

Мышечная недостаточность распознается по перевесу мускула, удлиняющего щель между губами во время улыбки.

Существует несколько основных упражнений для ортодонтического лечения данной мышцы:

  • Упражнение №1. Согнутые мизинцы помещаются в углы рта. Лечение осуществляется путем незначительного растяжения рта и параллельного сокращения мышц. Важно, чтобы губы не выворачивались в процессе тренировки.
  • Упражнение № 2. Тренировка выполняется при помощи специального оборудования – межгубного диска Фриэля. Данное приспособление должно придерживаться губами в течение 60 секунд.

Развитие круговой мышцы крайне полезно при диагностике ротового дыхания, а также при образовании промежутка между губами. Тренировки вызывают изменение формы верхней губы и формируют корректные контуры ротовой полости.

Вероятность рецидива дефектного наклона зубов верхней челюсти практически исключена.

Использование специальных приспособлений

Корректировать ротовой тип дыхания и позицию языка следует как можно раньше, поскольку после 9 лет, наблюдаемый эффект от миогимнастики значительно ниже .

Вестибулярная пластинка

Вкладывается в рот во время сна. Днем элемент применяется только для гимнастики, основная цель которой заключается в нормализации дыхания, исправлении структуры нижней челюсти и положения языка.

Пластина вкладывается в рот большим пальцем руки и немного вытягивается за специальное кольцо, параллельно удерживаясь губами.

Металлический диск

Предназначается для борьбы с вредной детской привычкой сосания пальцев, с неправильным ротовым дыханием и с дистальным прикусом. Также может использоваться для коррекции осанки.

Диск сжимается губами, при этом нижнюю челюсть выдвигают немного вперед. Зажатый губами диск должен располагаться строго горизонтально.

Приспособление позволяет тренировать мышечные группы околоротовой области.

Заключение

Миогимнастика назначается лечащим врачом с целью профилактики и лечения разнообразных зубных аномалий.

Характер описанных коррекционных мероприятий скорее лечебный, но стоматологи назначают гимнастику и с целью закрепления результата, для устранения вероятности рецидивов.

Примерный комплекс упражнений миогимнастики для детей смотрите на видео:

Основополагающим фактором для результативного лечения является позитивный настрой . Эффект и степень лечебного воздействия непосредственно зависит от терпения, усидчивости и готовности на постоянной основе выполнять монотонные упражнения.

Именно данные составляющие, совместно с контролем исполнения, очень важны для достижения необходимого результата.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Речь – это сложный процесс, в котором задействованы различные органы. Артикуляционная гимнастика для детей помогает тренировать мышцы этих органов, в результате чего развитие речи происходит быстрее и у ребенка вырабатывается правильное произношение. Существуют различные комплексы упражнений. Одни направлены на общее речевое развитие, другие помогают справиться с проблемами дикции.

Правильно подобрать комплекс упражнений поможет логопед. Осмотрев малыша и пообщавшись с ним, он подберет индивидуальную программу занятий. В случае сильного отставания в формировании разговорных навыков желательно обратиться и к врачу-неврологу, так как проблемы в речевом развитии могут быть связаны с серьезными заболеваниями.

Существуют упражнения, разработанные для вызывания активной речи, и если ребенок здоров, то мама может заниматься с ним самостоятельно. Хотя консультация у логопеда все равно будет полезна: возможно, нужна особая программа. Упражнения тренируют определенные мышцы и помогают малышу начать активно разговаривать. Они развивают подвижность и ловкость артикуляционного аппарата:

  • языка;
  • уздечки.

Гимнастику для детей нужно сделать красочной и интересной. Если упражнения подаются в форме игры, маленький непоседа будет заниматься с удовольствием и быстрее освоит тонкости мира звуков. Хорошо при этом усиливать словесные описания визуальными образами, приготовив красочные картинки с изображениями для каждого упражнения.

Что еще нужно учитывать: ребенок не видит своего языка, и поэтому ему тяжело понять требования взрослых, если что-то идет не так. Поэтому хорошо, если упражнения он может выполнять перед зеркалом и видеть положение губ и языка. Если же он все равно не справляется, нужно помочь ему, направив язык с помощью шпателя, черенка ложки или другого чистого продолговатого и неострого предмета.

В начале занятий нужно предложить ребенку выполнить несколько упражнений, а остальные добавлять постепенно, не больше одного нового упражнения за одно занятие. Если существуют проблемы в выполнении старых, то новые упражнения вводить не следует. Лучше дать ребенку освоиться и чувствовать, что у него все получается.


Комплекс для детей 1-4 лет

Малышам тяжело концентрировать на чем-то долго внимание, к тому же они быстро устают. Поэтому гимнастика должна длиться не более 10 минут в день, а начинать ее следует с двух-трех, постепенно увеличивая время.
Динамичные упражнения для детей до 4 лет:

  • «Змейка»;
  • «Замесили тесто»;
  • «Чистим зубки»;
  • «Часики»;
  • «Качели»;
  • «Сытый хомячок»;
  • «Шарики».

Статические упражнения:

  • «Бегемотик»;
  • «Улыбочка»;
  • «Хоботок»;
  • «Блинчик»;
  • «Голодный хомячок».

Чередуйте статичные и динамичные упражнения, тогда ребенку будет не скучно. Сопровождайте объяснения элементами сказок или рассказов о животных. Например, при упражнении «Хоботок», можно рассказывать, что ребенок изображает маленького слоненка, который учится вытягивать свой хобот.


Комплекс упражнений для детей 4-7 лет

Дети в этом возрасте уже больше подготовлены для занятий, поэтому их продолжительность увеличивается. Артикуляционная гимнастика для детей может длиться 15-20 минут. Этого будет достаточно для развития соответствующих мышц, а ребенок не успеет за этот время устать. Упражнения можно выполнять в любой последовательности, но лучше начинать с упражнений для губ. Одно упражнение должно длиться около 5-10 секунд или повторятся 5-7 раз. Для этой возрастной группы подходят все элементы из комплекса, который описан ниже.

Ребенку непонятно, сколько времени он должен выполнять упражнение, поэтому взрослый во время его выполнения должен считать вслух до 5 или 7.


Блок упражнений для развития мышц губ.

  • «Улыбочка» . Ребенка нужно попросить улыбнуться, не показывая зубы. Такое положение мышц сохраняется до 5 секунд.
  • «Хоботок» . Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.
  • «Бегемотик» . Ребенка нужно попросить широко открыть рот и посидеть в таком положении 5 секунд.
  • «Заборчик» . Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы верхние и нижние зубы были максимально открыты. Такое выражение лица тоже сохраняется около 5 секунд.
  • Чередование упражнений «Улыбка» и «Заборчик» . Выполняется 5 раз.

Блок для развития мышц языка.

  • «Блинчик» (лопаточка). Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая). Длится 5 секунд.
  • «Сердитая киска» . Кончик языка упирается в нижние зубы, боковые ложатся на коренные, а средняя часть имитирует горку. Зубами ребенок должен слегка покусывать «горку». Упражнение выполняется с открытым ртом.
  • «Качели» . Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.
  • «Змейка» . Язычок высовывается как можно дальше, при этом ребенок должен стараться сделать его как можно уже. После этого язычок прячется. Действие повторяется до 7 раз.
  • «Чистим зубки» . Кончиком языка нужно провести (почистить) по верхним, а затем по нижним зубам от левого до правого края. Выполняется по 2 раза сверху и снизу.
  • «Парус» . Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении 7-10 секунд.
  • «Маляр» . Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык – малярная кисточка, которой раскрашивается небо.
  • «Индюки» . Кончиком языка нужно быстро двигать взад-вперед по верхней губе.
  • «Часики» . Ребенок должен приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта. Чтобы было интереснее, можно объяснить, что это имитация часового маятника. Нужно сделать 5-10 движений туда-обратно.
  • «Чашечка» . С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху, но при этом не касаться зубов.
  • «Вкусное варенье» . Широким языком облизывается верхняя губа (слизывается варенье), после чего язык прячется. Упражнение нужно повторить несколько раз.
  • «Дятел» . Кончиком языка нужно быстро и с силой стучать сзади верхних зубов на протяжении 5-7 секунд.
  • «Мотор» . Положение, как в предыдущем упражнении, – рот открыт, язык стучит сзади верхних зубов. При этом нужно сильно выдыхать, чтобы получился звук «дын-дын-дын».
  • «Замесили тесто» . Язык ложится на нижнюю губу (положение «блинчик»), а рот при этом открывается и закрывается.

Для подъязычной связки языка.

  • «Лошадка» . Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.
  • «Грибок» . Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и в таком положении держится 5 секунд.
  • «Гармошка» . Держа язык в положении «грибок» нужно 5 раз открыть/закрыть рот.

Упражнения для мышц щек.

  • «Шарики» . Щеки надуваются, затем ребенок должен ударить по ним с умеренной силой, чтобы воздух вышел.
  • «Сытый хомячок» . Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.
  • «Голодный хомячок» . Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются 5-7 секунд.


Родители или педагоги?

Дети с плохо развитым речевым аппаратом не будут демонстрировать головокружительные успехи. Им гимнастика дается тяжело, и обязанность родителей не отступать, несмотря на неудачи. При этом нельзя показывать ребенку свое недовольство. Логопеды не зря изучают основы педагогики. Родителям для занятий с ребенком тоже придется стать немного учителем и немного психологом.

Будьте с ребенком ласковы и терпеливы, ведите себя спокойно. То, что взрослый человек воспринимает, как норму для маленького человечка – целый новый мир, на его освоение нужно время. Терпение будет обязательно вознаграждено и малыш порадует вас правильной дикцией.

Анастасия Воронцова

Одним из методов профилактики и лечения нарушений в развитии зубочелюстной системы является миогимнастика.

Миогимнастика в ортодонтии получила широкое применение не только, как самостоятельный процесс, но и в комплексе с другими методами лечения зубочелюстных аномалий.

В детской стоматологической практике миогимнастику применяют для коррекции дефектов прикуса.

Что такое миогимнастика

Миогоимнастика в ортодонтии – это эффективный метод профилактики и коррекции зубочелюстных аномалий с помощью лечебной физкультуры .

Специалисты разработали комплекс упражнений, которые восстанавливают функции мышц полости рта, окружающих зубные ряды.

Перед проведением лечения оценивается функциональное состояние зубочелюстной системы пациента. Одним из методов оценки является жевательная проба по И. С. Рубинову.

Принцип лечения с помощью миогимнастики заключается в тренировке мышц, в результате которой происходит их нормальное функционирование.

Лечебная гимнастика может применяться, как:

  • Самостоятельное лечение.
  • Перед началом ортодонтического лечения.
  • В комплексе с ортодонтическим лечением нарушений прикуса.
  • После лечения с целью закрепления результата и предупреждения рецидива заболевания.

И только врач может назначить наиболее эффективный комплекс миогимнастики для устранения дефекта.

Эффективность

Эффективность миогимнастики зависит от степени выраженности аномалии, а также от качества и регулярности выполнения пациентом упражнений.

С помощью упражнений можно получить хороший результат у детей с молочным прикусом (в возрасте от 4 до 7 лет), когда они понимают, что от них требуется.

Как самостоятельное лечение, миогимнастика дает положительные результаты при аномальных изменениях верхних резцов.

Правила проведения

К проведению упражнений предъявляются следующие требования:

  • Мышцы должны сокращаться с максимальной амплитудой.
  • Необходимо следить за тем. Чтобы интенсивность сокращения мышц была в физиологических пределах.
  • Постепенное увеличение скорости и продолжительности сокращений.
  • Между последовательными сокращениями необходимо делать паузу, равную продолжительности самого сокращения.
  • При каждом упражнении сокращения мышц необходимо повторить несколько раз, пока не появится легкая усталость.
  • Наиболее эффективна миогимнастика для детей в возрасте от четырех до семи лет.

Миогимнастические упражнения проводятся со специальными аппаратами или без них.

Видео: «Как исправить прикус и сделать зубы ровными»

Комплекс упражнений

Существует много методик и упражнений, которые могут применяться для устранения дефектов.

Миогимнастика при глубоком прикусе

  • Выполняется в положении стоя. Необходимо занести в направлении назад руки, а подбородок вверх. Находясь в таком положении постараться максимально выдвинуть нижнюю челюсть вперед, а затем вернуться в исходное положение. Упражнение необходимо повторять от 10 до 15 раз три раза в день.
  • Через месяц упражнение немного видоизменяют: делают все точно также с той лишь разницей, что при выдвигании нижней челюсти, нижние передние зубы должны установиться впереди верхних.
  • Упражнение по Рубинову И. С., которое сводится к выполнению дозированных упражнений, длительностью от 3 до 5 минут, как открывание и закрывание рта без выдвижения нижней челюсти. Частота проведения упражнения до пяти раз в сутки.

Упражнения при открытом прикусе

Используются приемы, способствующие тренировке мышц, поднимающих нижнюю челюсть:

  • Производить сжимание и разжимание зубов. Контроль силы мышечного сокращения осуществляется с помощью пальцев, прижатых к щекам у коренных зубов (в области жевательных мышц). Упражнение выполнять до тех пор, пока не появится ощущение усталости жевательной мышцы
  • Упражнение выполняется точно так же, как и предыдущее, но с сопротивлением. Указательным и средним пальцами правой руки, расположенными на нижних передних зубах, препятствовать поднятию нижней челюсти.
  • На деревянный карандаш или палочку надеть резиновую трубочку и прикусывать передними зубами.

Гимнастика при недоразвитии круговой мышцы рта

Тренировка круговой мышцы имеет важное значение при наличии ротового дыхания и межгубном зиянии.

Упражнения способствуют удлинению верхней губы и развитию нормальных контуров ротового отверстия.

В результате успешной тренировки мышцы отсутствует опасность рецидива наклона верхних резцов.

Упражнения, направленные на восстановление функциональности круговой мышцы рта и коррекцию смыкания губ:

  • Необходимо вытягивать губы, подобно тому, когда человек пытается задуть свечу, а затем растянуть их в широкой улыбке. После этого губы надо вытянуть вперед, пытаясь при этом что-нибудь говорить. Губы в таком положении удержать секунд на тридцать.
  • Сильно сжав губы, носом набрать воздух и раздуть щеки. Затем кулаками на них надавить, чтобы вышел воздух. При этом губы разжимать не надо.
  • Плотно сжав губы, набрать воздух под нижнюю губу, а затем под верхнюю (рекомендуется при протрузии резцов).
  • Между губами проложить полоску плотного картона, и плотно сжав, удерживать ее в течение 30-50 минут. В начале занятий удерживать губами картон, начиная с минуты и постепенно доводя до пятидесяти минут.
  • Для тренировки круговой мышцы рта рекомендуется дуть на перемещающиеся предметы: например, перышко или кусочек ваты.
  • В уголки рта закладываются мизинцы пальцев и слегка их растягивают, затем производится плотное смыкание губ.
  • Ватные валики небольших размеров закладывают за нижнюю и верхнюю губу по бокам от уздечки. При сомкнутых губах произносить звуки: п, б, м.

Упражнения при наличии мезиального прикуса

  • Кончиком языка надавливать на небные поверхности передних зубов верхнего ряда в течение трех-пяти минут, пока не появится чувство усталости мышц.
  • Слегка запрокинув голову открывать и закрывать рот. В момент закрывания рта кончиком языка дотронуться до заднего края твердого неба.
  • Подтягивать нижнюю губу под передние верхние зубы.

Гимнастика при косом прикусе

Если причиной косого прикуса является смещение нижней челюсти в сторону, применяется следующее упражнение:

Открыв максимально рот, перемещают нижнюю челюсть в ту сторону, где имеется неправильное смыкание зубов (перекрытие верхних зубов нижними), затем, не меняя положение нижнюю челюсть поднять до смыкания с зубами верхней челюсти и удержать в таком положении не менее пяти секунд, после чего челюсть можно опустить.

Миогимнастика для мышц языка

Упражнения, применяемые для коррекции смыкания губ:

  • «Часики». Плотно сжав губы, совершать языком круговые движения поочередно под верхней и нижней губой.
  • «Накажем непослушный язычок». Вытянутый язык разместить на нижней губе. Верхней губой, стараясь быстро сомкнуть губы, как бы шлепнуть по языку.
  • «Красим потолок». Представить, что язык – это кисть, которой надо покрасить потолок. В роли потолка выступает небо. Покрасить потолок надо очень тщательно, ничего не пропуская.
  • «Отбойный молоток». Язык надо прижать к небу широко открыв рот. Пытаться сомкнуть губы, издавая при этом звук молотка.

Гимнастика после подрезания уздечки языка:

  • Производится облизывание языком нижней и верхней губы. Язык движется в направлении от одного уголка рта к другому, производится попытка достать языком подбородок и кончик носа.
  • Языком изнутри и снаружи «пересчитываются» зубы.
  • Упереться кончиком языка сначала в одну, затем в другую щеку.
  • «Всадник». Щелканье языком широко открывая рот.

Гимнастика для мышц передней части языка

Применяется при инфантильном глотании.

  • Язык держать столбиком.
  • Приготовить резиновые колечки, нарезав резинку от пипетки. Накладывать резиновое колечко на кончик языка. Язык поднять к альвеолам и прижать к ним кольцо. Затем сглотнуть, не смыкая зубы и не закрывая рот. Необходимо следить за тем, чтобы кольцо не соскользнуло. После каждого глотания проверять наличие кольца на языке. Количество глотаний за один раз – от 10 до 12. В первый день упражнение проделать 5- 6 раз, во второй – достаточно двух раз.
  • Прижать язык с кольцом к альвеолам при сжатых зубах и губах и удержать кольцо в течение пяти минут, постепенно увеличивать время и довести до 15 минут.

Упражнения для среднего участка языка

  • Цоконье языком в течение 50-60 раз.
  • На кончик и середину языка накладываются два резиновых колечка. Зубы должны быть сомкнуты, а губы чуть приоткрыты. Поднять язык кверху и прижать к своду неба.

Гимнастика для задней части языка

  • Для расслабления мышц с последующим массажем проводить полоскание горла подогретой водой.
  • Зевота.

Гимнастика для мышц, выдвигающих нижнюю челюсть

Упражнения выполняют вначале сидя. По мере усложнения – стоя.

  • Нижнюю челюсть выдвигать вперед до того момента, когда нижние резцы не перекроют резцы верхнего ряда. Удерживать челюсть в таком положении на протяжении десяти секунд, после чего вернуть в исходное положение.
  • Это же упражнение усложняется поворотами головы влево и вправо. Удерживать челюсть в таком положении как можно дольше. Повторить упражнение не менее десяти раз.
  • Запрокинув голову слегка назад, ноги – на ширине плеч, а руки отведены назад. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед до краевого смыкания зубов.

Видео: «Как исправить неправильный прикус»

Иногда достаточно вовремя обнаружить начавшиеся проблемы в формировании челюсти у ребенка и обратиться к специалисту за помощью. Тогда можно предотвратить многие аномалии за счет простых, доступных и бесплатных методов, потратив всего лишь время на занятия с любимым чадом.

Что такое миогимнастика?

Это определенный комплекс упражнений для лицевых и жевательных мышц, которые находятся вокруг зубного ряда и тем или иным способом влияют на его формирование. С их помощью можно изменить начавшиеся дефекты прикуса, улучшить дикцию, а также частично повлиять на правильное формирование челюсти и овала лица. Не удивительно, что миогимнастика в ортодонтии занимает столь важное место.

Особенно эффективным ее применение оказывается для детей 4-7 лет. Считается, что уже после достижения ребенком 9 лет данные упражнения не способны выступать в роли лечебного метода. И все же их часто прописывают в дополнение к другим ортодонтическим воздействиям на зубочелюстную систему.

Разработал первые диагностические параметры и гимнастические комплексы такого плана А.Роджерс еще в прошлом столетии. На основе его работы сегодня в стоматологии разрабатывают новые упражнения, стараясь предотвратить или исправить большинство проблем в функционировании мышц челюсти.

Миогимнастику лица чаще всего назначают в таких вариациях:

  • как самостоятельный метод лечения;
  • в качестве подготовки к любым ортодонтическим вмешательствам;
  • или как дополнительное влияние по ходу такой коррекции;
  • для закрепления результата после специального лечения;
  • и как метод профилактики будущего функционирования челюсти.

Врачи говорят о том, что важно изначально провести соответствующую диагностику и только потом определиться с теми упражнениями, которые будут адекватными в каждом конкретном случае. Поэтому самолечение полностью исключается. Только специалист может установить, что именно подходит ребенку и подобрать лучший вариант.

Принцип действия

Чтобы добиться ожидаемого результата нужно придерживаться таких основных принципов лечения:

  • последовательность – сначала изучаются и активно используются простые упражнения, и только после их освоения можно приступать к более сложным комплексам;
  • систематичность – заниматься нужно ежедневно, регулярно, на постоянной основе, не делая длительных перерывов;
  • сознательность – лучше всего миогимнастика помогает в том случае, когда ребенок понимает, что от него требуется и с большим желанием выполняет правильные движения;
  • активность – мышцы должны совершать максимальную амплитуду;
  • индивидуальный подход – только учитывая строение челюсти конкретного ребенка можно говорить о каких-либо упражнениях, так как они не универсальны и в каждом клиническом случае применяются свои сочетания;
  • возрастные рамки – самым лучшим периодом для эффективных результатов оказывается возраст с 4 до 7 лет;
  • комплексный подход – наибольшими достижениями могут похвастаться те пациенты, которые использовали миогимнастику совместно с другими способами лечения зубочелюстных аномалий, например, комплекс Рокабадо часто дополняют аутогенной тренировкой и точечным массажем.

Плюсы и минусы

Эффективность миогимнастики определяется такими преимуществами:

  • восстанавливает полную функциональность жевательных мышц;
  • нормализует общий тонус лица;
  • улучшает работу нижней челюсти, делая ее более подвижной;
  • влияет на развитие необходимых суставов.

Достоинством метода является то, что он применим не только в ортодонтии, но и в логопедии, положительно воздействуя на дикцию.

Правда, есть и некоторые недостатки:

  • во время выполнения специальных упражнений довольно сложно контролировать правильность воздействия на нужные мышцы и точно устанавливать требуемую длительность занятия;
  • к сожалению, не все формы прикуса и других челюстных аномалий поддаются такому воздействию, а для взрослых они и вовсе оказываются малоэффективными.

Так, излишним будет совершать гимнастические мероприятия при , гипертрофии лицевых мышц, парестезии щек и других аномалий, спровоцированных патологическим строением самой кости.

Миогимнастика при неправильном прикусе

В зависимости от формы окклюзии и интенсивности дефекта, назначают следующие упражнения.

  1. Встать ровно, руки вытянуть и завести назад. Подбородок также приподнять и стараться выдвинуть его как можно сильнее вперед. Периодически возвращать в исходное положение. За один сеанс сделать до 10-15 повторений. За день нужно не меньше трех подходов.
  2. Постепенно усиливают нагрузку и уже через 30 дней усложняют. Вытягивая нижнюю челюсть вперед, стараются расположить резцы перед верхними.
  3. В дополнение предлагается совершать специальное упражнение по Рубинову. Для этого требуется смыкать и раскрывать рот без каких-либо смещений хотя бы 3-5 минут. Повторять за день не меньше пяти раз.
  1. Нужно сильно сжимать и разжимать зубные ряды. Чтобы проконтролировать, насколько хорошо справляется ребенок, можно прижать пальцы к лицу в области роста моляров.
  2. Для придания усиления, делают то же самое, но с увеличенным сопротивлением. Располагают указательный и средний палец на фронтальной части ряда и при раскрытии рта стараются помешать активным движениям челюсти. Таким образом, человек прикладывает гораздо больше усилий, хорошо прорабатывая нужные мышцы.
  3. Еще одно упражнение делается с использованием карандаша или палочки подходящего размера. На этот предмет надевают резиновую трубочку и прикусывают резцами.

Лечение предполагает такое воздействие:

  1. Языком стараются дотянуться и сильно надавить на заднюю часть неба. Делают это 3-5 минут или до первого чувства усталости мышц.
  2. Запрокидывают голову и совершают открытие и закрытие рта. Когда идет смыкание челюстей, нужно языком тянуться к дальнему краю неба.
  3. На протяжении некоторого времени подтягивают нижнюю челюсть вперед до полного перекрытия верхних резцов.

Если обнаружен : широко раскрывают челюсти, нижнюю стараясь сместить в ту сторону, где наблюдается проблемная зона. А дальше смыкают их в таком же положении и удерживают до пяти секунд.

  1. Стараются нижний ряд зубов оттянуть вперед так, чтобы он оказался впереди верхнего. Удержать положение требуется как минимум 10 секунд.
  2. Усложняют предыдущий вариант одновременными поворотами головы сначала влево, потом вправо. Повторы совершают 10 раз.
  3. Нужно поставить ноги на ширине плеч, голову запрокинуть, а руки отвести за спину. Стараться выдвигать нижнюю челюсть так, чтобы достичь смыкания зубов краями.

Упражнения для языка

Также в некоторых случаях нужна миогимнастика для коррекции положения и функционирования языка. Чаще всего ее назначают в случаях проблем с глотанием. Применяются такие упражнения:

  1. «Часики» – с тщательно сомкнутыми губами делают движения языком по кругу, проводя по внутренней стороне губ.
  2. «Непослушный язычок» – положить его в вытянутом положении, слегка выдвинув вперед. Закрывая рот, делать так, чтобы получилось «шлепнуть» его верхним рядом.
  3. «Красим потолок» – пусть ребенок представит, что язык – это кисточка, а небо – потолок. Нужно стараться провести им по верхней части слизистой с максимальной тщательностью, ничего не пропуская.
  4. «Отбойный молоток» – рот широко открывают, а языком дотягиваются до неба. В таком положении стараются быстро сомкнуть губы, сымитировав удар молотка.

В случаях с подрезанием уздечки языка предлагаются такие упражнения:

  1. Облизывают губы поочередно верхнюю и нижнюю. Движения должны проводиться от одного края к другому, а также стараются достать подбородок и край носа.
  2. Аналогично проводят им так, чтобы посчитать все зубы в ряду.
  3. Упираются кончиком поочередно в каждую щеку.
  4. Совершают щелкающие звуки, как всадник, с открытым ртом.

Повторять комплекс до десяти раз.

При трудностях глотания для разрабатывания функции передней части данного органа:

  • Язык удерживают в положении «столбика».
  • Нарезают резиновые колечки от пипетки, накладывают их на кончик языка и прижимают к альвеолам. В таком положении сглатывают и закрывают рот без смыкания зубных рядов. Важно при этом постоянно следить, чтобы резиновые колечки не соскользнули. Глотать до 10-12 раз за один подход. Начать можно с пяти или даже двух.
  • Удерживать такое же кольцо языком со сжатыми зубами. Постепенно увеличивают время выполнения от 5 до 15 минут.

Для коррекции работы средней части органа отлично подходит:

  • цоканье по 50-60 раз;
  • прижимать языком колечки к небу с сомкнутыми зубами и приоткрытыми губами.

Задняя часть разрабатывается следующим образом:

  • прополоскать горло простой теплой водой некоторое время;
  • выполнять зевающие движения.

Для губ

При проблемах их смыкания делают похожие упражнения, но в другом сочетании:

  • плотно сжав рот, проводят языком по кругу;
  • вытягивают его вперед, располагая на нижней губе, а верхней стараются ее ударить;
  • открыв рот, размещают кончик языка на небе, а при закрытии пытаются имитировать стук молотка;
  • выдвигают нижний ряд до перекрытия верхних резцов и удерживают 10 секунд такое положение;
  • усложняют действия, выполняя их с поворотами в стороны;
  • вытягивают нижнюю челюсть, запрокинув при этом голову назад.

То есть, часть упражнений повторяется аналогично некоторым другим проблемам.

Для круговых мышц рта

Следующие варианты миогимнастики особо эффективны при наличии межгубного пространства и привычке не дышать носом:

  1. Попеременно вытягивают губы вперед, как будто задувают свечку и потом растягивают их в широкой улыбке. Одновременно с этим можно пытаться выговаривать звуки.
  2. Сжать плотно губы, а носом в это время набрать максимум воздуха, чтобы раздуть щеки. Теперь можно кулаками на них резко надавить и выдохнуть. Губы при этом не разжимаются.
  3. Если присутствует такая проблема, как протрузия резцов, то опять же плотно сжимают челюсти и стараются набрать побольше воздуха. Но делают это под каждую из губ, верхнюю и нижнюю попеременно.
  4. Между рядами зажимают картонную полоску и удерживают ее до часа. Но при первых упражнениях начинают всего лишь с минуты.
  5. Для дополнительной тренировки дают ребенку дуть на какой-либо легкий перемещающийся предмет – перышко или кусочек ваты.
  6. Мизинцами растягивают уголки рта, а мышцами при этом пытаются их свести вместе.
  7. Делают ватные валики и закладывают под губы возле уздечки с обеих сторон. Стараются произносить глухие звуки (п, м, б).

Как повысить эффективность упражнений?

Чтобы добиться наилучших результатов, нужно придерживаться определенной техники и следующих правил:

  1. Активно работать мышцами с максимальной амплитудой.
  2. Но при этом выдерживаются физиологические пределы допустимых движений.
  3. Постепенно увеличивают скорость, интенсивность и сложность каждого упражнения.
  4. Для сохранения безопасности, нужно давать мышцам отдыхать ровно столько времени, сколько они перед этим работали.
  5. Каждое движение повторять до тех пор, пока не почувствуете усталость.
  6. Для занятий выделять определенное время и точно следовать ему на регулярной основе.

Видео: о миогимнастике.

Специальные приспособления

Также в ортодонтии дополнительно используются такие вспомогательные средства:

  • Вестибулярные пластинки – их надевают на время сна с целью нормализации дыхания и коррекции положения языка и нижней челюсти. Вкладывать ее нужно с помощью большого пальца, одновременно вытягивая особое кольцо.
  • Металлический диск – ориентирован на отучение ребенка от вредных привычек по типу сосания пальца, а также исправление ротового дыхания и дистального прикуса. Нужно сомкнуть диск губами, а нижнюю челюсть при этом выдвинуть слегка вперед. Требуется следить, чтобы его положение было строго горизонтальным.

Упражнения,направленные на укрепление мышц рта

Исходное положение во всех предложенных упражнениях одинаковое.Сидим по-турецки на кровати: прямая спина,опущенные плечи.

Упражнение 1. Начинайтевытягивать губы в трубочку, надуйте щеки и двигайте воздух внутри нихпоочередно, то к одной, то к другой щеке. При этом начинайте произноситьгласные звуки «о», «у», «а». Повторяйте упражнение не менее трех-четырех раз.

Упражнение 2 . Вдохнитевоздух через носовую полость. Теперь сделайте выдох через рот. Губы в это время должны быть полностьюрасслаблены. Сделайте повторение, но только вытянув губы как во времяпоцелуя – трубочкой. Повторяйте упражнение столько же раз, как в предыдущемварианте.

Упражнение 3. Сожмите зубы и вдохните сквозь них воздух. Задержите дыхание. Выдохните воздух сначала через один уголокрта, а потом через другой. Повторите три–четыре раза.

Упражнение 4. Прижмитегубы друг к другу, не поджимая их сильно. Напрягите уголки рта, словнозасасываете 2 куска лимона по направлению к задним зубам. Зубы сжимать ненужно. Теперь попробуйте поднять уголки рта, слегка улыбаясь. Затем немногоопустите их вниз. Совершайте круговые крохотные, пульсирующие движения своимипальцами в уголках рта вверх-вниз, пока не сосчитаете до тридцати. Отдохните ирасслабьтесь.

Упражнение 5. Прижмитегубы друг к другу, не стискивая зубов. Начните постукивать указательным пальцемпо центру губ. Не спеша убирайте палец от губ, пока не начнете чувствоватьжжение. После чего начните делать пальцем быстрые пульсирующие движения, пока несосчитает до тридцати. Расслабьтесь.

Какого эффекта можно добиться: происходит исчезновение«печального лица» – вечно опущенных губ. Морщинки вокруг губ исчезают, а самигубы становятся полнее.

Комплекс упражнений длярта и щек - "между делом"

Представленный комплекс упражнений, направлен на улучшениекруговой ротовой мышцы. Особенноактуально для рабочих офисов.

Исходное положение для всех упражнений – садимся к спинкестула спиной, руки опускаем на колени в расслабленном состоянии.

Упражнение 1. Глубоковдохните через носовую полость. Ноздри при этом расширены. Начните надувать максимальнощеки, и начинайте толчками, выталкивать воздух наружу, сквозь сжатые губы.Повторите три-четыре раза.

Упражнение 2. Начнитепроизносить гласные «и», «а», «о», «у», «ы», повторяя каждый из них попять-шесть раз.

Упражнение 3. Вдохнитевоздух через нос, при этом пытаясь вытягивать губы трубочкой. Держите уголкирта 3-мя пальцами. Спокойно выпустите воздух через рот. Старайтесь делатьупражнение максимально энергично. Повторите четыре раза.

Упражнение 4. Не спешаоткрывайте и закрывайте рот. Оставляйте рот открытым и держите так некотороевремя.

Упражнение 5. Наполовинуоткройте рот, втяните вовнутрь губы.Напрягите мышцы и держите так некоторое время. Повторите упражнение неменее пяти раз.

Упражнение 6. Попеременноподнимайте уголки рта, затем поднимайте оба уголка одновременно.

Упражнение 7. Сожмитегубы, заверните их вовнутрь до упора, чтобы они исчезли.

Упражнение 8. Попеременноопускайте уголки губ. Задерживайтесь в таком положении некоторое время.

Упражнение 9. Поднеситеуказательные пальцы ко рту и прижмите их к уголкам. Сделайте попыткуулыбнуться. Давите на губы. Теперь расслабляйтесь. Повторите двадцать раз.

Упражнение 10. Опускайтеуголки губ одновременно. Зафиксируйте такое положение на десять секунд.

Эффект: вы сможете укрепить все мышцы вокруг рта, расправитевертикальные складки, избавитесь от морщин на верхней губе.

Комплекс упражненийдля щек - "утренний"

Данный комплекс необходимо выполнять непосредственно послесна.

Сядьте на кровать по-турецки. Опустите плечи, расправьте спину.

Упражнение 1. Наберитемного воздуха через носовую полость. Крылья носа должны напрячься. Медленно, через одинаковый промежуток времени,выпустите через рот весь воздух два-трираза, с интервалом три-четыре секунды.

Упражнение 2. Вдохнитеглубоко через нос. Остановите дыхание - внутренние лицевые мышцы должнынапрячься, к лицу начнет приливать кровь. Не вдыхая воздух при сжатых губах, начнитенадувать щеки. Через две-три секунды толчками, с силой вытолкните воздух.Повторите два-три раза.

Упражнение 3. Вдохнитеглубоко через нос, втягивая при этом щеки. После кратковременной задержкидыхания примерно на секунду, выдохните медленно, равномерно через рот, при сомкнутыхгубах. Щеки при этом надуты. Повторите два раза.

Упражнение 4. Вдохнитевоздух и «покатайте шарик» в разные стороны.

Упражнение 5. Указательныепальцы прижмите кверху щек. Откройте рот не спеша, чтобы губы растянулись вовал. Улыбнитесь и почувствуйте, как ваши мышцы напрягаются под пальцами.Упражнение повторите десять раз.

Упражнение 6. Надуйтещеки и сожмите плотно губы. Нажмите пальцами на щеки, держа разомкнутыми губы.Воздух не выпускайте. Ведите счет до десяти, потом отдохните. Сделайте десятьповторов. Постепенно увеличивайте счет, пока не дойдете до тридцати.

Упражнение 7. Правойрукой возьмите левую щеку так, чтобы большой палец попал в рот, на внутреннюю частьщеки. Остальные пальцы должны плотно прилегать к коже с внутренней стороны.Попробуйте улыбнуться, вдыхая через нос. При этом мышцы щеки сожмутся, а пальцыначнут им противодействовать. На время отдыха надо разжать пальцы. Повторите подва раза, для обеих щек.

Упражнение 8. Надуйтеправую щеку и выдохните воздух через уголок рта. Теперь все то же самоеповторите с другой щекой. Повторите три-четыре раза.

Упражнение 9. Правой рукой зафиксируйте левую часть шеи. Поместите три пальца другой руки на левый уголок рта. Сокращенныемышцы оттягивают левый уголок рта вниз. Рука держит его на месте. При выдохемышцы расслабляются.

Упражнение 10. Представьте2 точки: одну над верхней губой, ровно посередине, другую – над нижней губой.Откройте рот, растягивая точки таким образом, чтобы появился правильный овал.Верхнюю губу необходимо прижать к зубам. Пальцы поместите на верхнюю часть щек,не надавливая на них. Удерживая губы в таком положении, попробуйте улыбнуться уголкамирта. Опустите уголки. Немедленно повторите.

Эффект: Заметно укрепятся мышцы шеи и щек, подниметсяобвисшая кожа щек, исчезнет эффект «запавших» глаз, улучшится форма лица.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!