Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Как правильно ставить приемы по дзюдо. Приемы для детей. Данные анкетирования и опроса дзюдоистов

Узнайте, историю развития дзюдо и технические нюансы, которые помогут вам быстро достичь технического совершенства в этом виде спорта.

Содержание статьи:

Дзюдо было создано в Японии и достаточно быстро завоевало популярность во всем мире. Этим видом борьбы могут заниматься люди любого возраста. Отследить историю становления данного спортивного единоборства достаточно просто. Можно смело говорить, что оно основано на технике джиу-джитсу, которое в свою очередь берет истоки от национального японского вида спорта сумо. Сегодня мы поговорим о том, как можно проводить тренировки дзюдо в домашних условиях.

Как создавалось дзюдо?


История дзюдо начинается в 1882 году, ведь именно в это время Дзигоро Кано была создана первая школа «Кодокан». Сейчас сложно представить, но первое время площадь «Кодокан» составляла чуть более 20 квадратных метров. Несмотря на массу трудностей, возникших перед Дзигоро Кано, он делал все возможное, чтобы популяризовать новый вид спортивных единоборств.

Спустя пять лет были сформированы технические основы стиля «Кодокан дзюдо». На рубеже двадцатого столетия появились и первые правила, без которых судейство соревнований было невозможным. Однако несколько раньше, в 1888 году дзюдо уже преподавали полицейским и военным морякам. Дзюдо достаточно быстро обретало популярность на родине и с 1907 года этот вид борьбы включили в программу школьного обучения.

Все это не могло пройти незамеченным и поклонников у дзюдо становилось все больше. В результате Кано возглавил одну из самых многочисленных и влиятельных спортивных организаций во всей Японии. В 1889 году была открыта и первая школа за пределами Страны Восходящего солнца - во Франции. Со временем дзюдо стали преподавать и в других европейских государствах.

Заметим, что новое спортивное единоборство вызвало интерес у президента Соединенных Штатов Теодора Рузвельта. По его распоряжению в Белом доме было оборудовано отдельное помещение, в котором сам Рузвельт осваивал искусство дзюдо под руководством опытных японских мастеров.

В 1926 году Дзигоро Кано принял решение на базе своей школы в Токио создать секцию дзюдо для девушек. За организацию данного направления взялась супруга мастера. В 1932 году сам Кано с лучшими учениками во время проходивших Олимпийских игр провели показательные выступления. После начала Второй мировой распространение дзюдо остановилось и во многих странах, включая США, оно было запрещено. Однако уже в 1948 году все ограничения были сняты.

С этого момента началось быстрое распространение нового вида спортивных единоборств, и в начале пятидесятых была основана Международная федерация, руководителем которой был избран сын основателя - Рисэй Кано. К этому времени дзюдо было популярным практически во всех странах планеты, и состоялся первый мировой чемпионат. Произошло это событие в 1956 году.

В соревнованиях приняли участие спортсмены двадцати стран. Отметим, что к этому времени еще не существовало градации по весовым категориям. Впервые это было введено на чемпионате мира 1961 года, проходившего в столице Франции. Это было уже третье мировое первенство.

Чемпионаты мира среди женщин начали проводиться с 1980 года. На данный момент Международная федерация дзюдо объединяет 178 государства планеты. Только в одной Японии этим видом борьбы занимается около восьми миллионов человек. Во всем мире поклонников дзюдо насчитывается около двух десятков миллионов.

Технические нюансы дзюдо


О проведении тренировок дзюдо в домашних условиях мы еще поговорим, а сейчас хотелось бы познакомить вас с техническими особенностями данного спортивного единоборства. Перед началом поединка и после его завершения бойцы выполняют приветственный поклон. Сегодня в дзюдо существует 3 технических раздела:
  1. Ката - комбинации упражнений, выполняемы в паре.
  2. Рандори - борьба по определенным правилам, позволяющая освоить тот или иной прием.
  3. Сиай - соревнование между атлетами.
Тренировки проводятся на специальных матах, изготовленных из синтетических материалов либо прессованной соломы. Они носят название татами. Спортсмены на тренировке и во время соревнования не носят обувь, выступая босиком. Одежда в дзюдо - дзюдоги, состоящая из куртки и штанов белого цвета. Во время международных соревнований используется дзюдоги синего и белого цветов.

Во время становления борьбы в дзюдо имелось четыре десятка приемов, представлявших собой различные виды бросков. По мере развития этого спортивного единоборства были выделены три технических раздела:

  1. Нагэ-вадза - бросковая техника.
  2. Катамэ-вадза - техника обездвиживания, которая включает в себя, болевые (кансэцу вадза) и удушающие (симэ вадза) приемы, а также удержания (осаэкоми вадза).
  3. Атэми-вадза - техника ударов по болевым точкам.
Практически все современные техники дзюдо основаны именно на этих разделах. В дзюдо разрешены броски через бедро, спину и плечо, различные подножки, отхваты и обхваты. Кроме этого существует и две техники бросков - со стойки (тати вадза) и с падением (сутэми вадза). Броски, выполняемые со стойки, обладают собственными подвидами. Например, их можно разделить следующим образом:
  • Броски с использованием рук - тэ вадза.
  • Броски через бедро - коси вадза.
  • Броски с применением ног - аси вадза.
Броски в падении также имеют собственную классификацию:
  • Выполняемые на бок - еко сутеми вадза.
  • Выполняемые на спины - масутэми вадза.
Широко в технике дзюдо применяются и болевые приемы, которые можно разделить на две группу: рычаги (конечности разгибаются в суставах) и узлы (конечности скручиваются в области суставов).

Бойцы могут проводить болевые приёмы на все суставы, однако в спорте используются только на локтевой. Вполне очевидно, что подобное ограничение введено для минимизации рисков получения травмы. К слову о травмоопасности этой спортивной дисциплины. Среди всех видов спорта дзюдо занимает 15 место по степени травматизма. Если вы решили проводить тренировки дзюдо в домашних условиях, об этом следует помнить. В то же время большинство травм атлеты получают из-за собственных ошибок.

Стоит ли заниматься дзюдо?


Этот вопрос интересует многих, и мы постараемся сейчас на него ответить. Специалисты рекомендуют начинать тренировки с пяти или шести лет. Однако это не говорит о том, что взрослым людям дорога в дзюдо закрыта. Если вы проявляете интерес к занятиям этим видом спортивных единоборств, то можете смело приобретать дзюдоги.

Если вы являетесь родителем и еще не решили, в какую спортивную секцию отдать своего малыша и необходимо ли это делать вообще, то давайте разберемся с этим вопросом. Начнем с того, что даже тренировки дзюдо в домашних условиях способствуют улучшению физического состояния и укрепляют дух. Занятия этим видом борьбы позволят детям научиться совмещать работу мозга с телом.

Кроме этого дзюдо требует от спортсменов большой гибкости, а это качество пригодится и в обычной жизни. Не менее важным является и умение увеличить свою концентрацию. Во время тренировки детей научат правильно бороться и при этом не причинить вреда сопернику и себе. В заключение напомним, что дзюдо является отличным способом самообороны и это определенно не будет лишним в современной жизни.

Особенности тренировки дзюдо в домашних условиях


Принято считать, что дзюдо можно заниматься исключительно на татами и с партнером. Это не совсем так, ведь все зависит от поставленных задач. Тренировки с партнером помогут оттачивать различные приемы. Однако не у всех есть свободное время, чтобы регулярно посещать секцию. В такой ситуации вы может проводить тренировки дзюдо в домашних условиях.

Для занятий не требуется много места, а в качестве спортивного инвентаря можно использовать шест и эластичные толстые веревки, например, шины от велосипедных колес или простые резиновые жгуты. Заметим, что длина эластичных веревок должна составлять от 2.5 до 3 метров. Начинайте свои тренировки дзюдо в домашних условиях с простейших видов учикоми:

  1. Сложите резиновый жгут пополам и прикрепите его к шесту, примерно на уровне плечевых суставов. При этом оба конца жгута должны свободно свисать.
  2. Возьмите концы жгута в руки и выполните шаг назад. Потяните жгут на себя, чтобы создать необходимое натяжение.
  3. Начинайте выполнять, постепенно наращивая темп.
  4. Сделайте по 10 повторов вправо и лево, удерживая жгут в постоянном напряжении.
  5. Когда вы адаптируетесь к нагрузке, увеличивается степень натяжению жгута и скорость выполнения движения.
Отметим, что тренировки с резиновым жгутом помогут улучшить ваши навыки владения телом. Также при работе со жгутом не стоит наматывать его конец на ладони, просто удерживайте их в руке.

Второй этап тренинга предполагает выполнение имитационных движений. После первой части занятия ваши руки достаточно устанут, и стоит перейти к работе над ногами. Для этого мы предлагаем вам простой комплекс, состоящий из нескольких движений:

  1. Ноги располагаются на уровне плечевых суставов. Удерживайте руки так, словно схватили противника за кимоно. После этого выполните имитацию боковой подсечки рабочей ногой и одновременно опускайте вниз руку, представив, что тяните за собой соперника. После этого рабочая нога быстро отводится назад и выполняется аналогичное движение второй. В каждую сторону необходимо выполнить по 50 повторов.
  2. Это контратакующее движение против боковой подсечки, которое называется тсубамэ-гаеши. Выполните его в каждую сторону по 20 раз. При этом руки для имитации броскового движения использовать нельзя.
  3. Следующим идет подсекающее движение с поворотом, которое выполняется в каждую сторону в 20 повторах. Для его выполнения вам необходимо представить, что вы удерживаете своего соперника. Повернитесь и при имитации разворота противника, это движение должно совпадать с вашим.
  4. Движение таи-отоши или передняя подножка должно выполняться с высокой скоростью по диагонали на расстоянии от 1.5 до 2 метров. Выполняйте сначала в одну сторону, а затем во вторую, передвигаясь всегда по диагонали. В каждую сторону необходимо выполнить по десять повторов.
Если вы обладает определенным уровнем начальной физической подготовки, то в паузах между упражнениями лучше не садиться, а отжиматься, приседать, выполнить скручивания для мускулов пресса и т. д. Рекомендуем постепенно сокращать длительность пауз для отдыха. Чтобы тренировки дзюдо в домашних условиях были максимально эффективными, практикуйтесь ежедневно в течение минут 40. В результате вы сможет освоить базовые принципы этого вида спортивных единоборств. Однако следует понимать, что высокие спортивные результаты могут быть достигнуты только во время тренировок с опытным наставником.

Тренировка дзюдо на улице в следующем видео.

Это мнение не совсем правильное, поскольку все зависит от ваших целей занятий борьбой дзюдо. Когда занятия проходят на специальном ковре с одним или несколькими партнерами, то главная задача вашего обучения – это изучение и улучшение техники, например, в таких формах, как рандори, учикоми, соревновательные поединки.

Но иногда бывает так, что нет возможности посещать занятия дзюдо нужное количество раз в неделю, но это не значит, что вы не должны отрабатывать уже известные вам приемы дома. Все, что вам для этого необходимо, это немного места (возможно на заднем дворике, в просторной комнате или тренажерном зале), эластичные толстые веревки (для этой цели прекрасно подойдут обычные резиновые жгуты, шина от велосипедного колеса или специальные резиновые амортизаторы), а также шест. Предпочтительно использовать жгут или амортизаторы, так как они позволяют выполнять больший объем движений с различной скоростью и различным сопротивлением. Их длина должна быть около 2,5-3 метров.

Начинайте с выполнения простых вариантов учикоми.

Сложите «резину» пополам и привяжите ее к шесту на уровне плеч, таким образом, чтобы оба конца свободно болтались. Возьмитесь за концы «резины».
Отшагните назад, потяните за концы «резины» до получения необходимого сопротивления.
Теперь начните выполнять само учикоми, сначала в медленном темпе, поскольку вам необходимо привыкнуть.
Попробуйте сделать 10 раз в правую сторону, а затем 10 раз в левую, не отпуская «резину» и сохраняя ее напряжение. Это упражнение поможет вам усилить ваши захваты, увеличить скорость и мощность входа в бросок.
Как только вы привыкните к упражнению, можно увеличить скорость и сопротивление.

Обратите внимание, что при выполнении упражнений с резиной, совершенствуются навыки управления телом, поэтому очень важно следить за правильной работой, как рук, так и ног. Вы можете выполнять учикоми для таких приемов, как Seoi-nage (бросок через спину), Sode-Tsuri-Komi-Goshi (бросок захватом за рукава), Tai-Otoshi (передняя подножка), Seoi-Otoshi (бросок через спину с колен) и некоторых других.

После того как вы попрактиковались в выполнении учикоми бросков, выполните некоторые упражнения для выработки навыков сопротивления и его преодоления, например, такие:

Слегка присядьте, чуть согнув ноги и вытянув вперед руки, удерживая концы «резины», сохраняйте напряженную позу, словно вы готовитесь поднимать штангу. Начинайте выполнять движения прямыми руками назад – за ваши ягодицы. Выполните это упражнение в 3 подходах по 20 раз.
В том же положении, как указано выше, держите обе руки около левого колена. Начните быстро перемещать руки с одной стороны в другую, от левого к правому колену (представьте, что вы на лыжах).
Встаньте спиной к шесту, удерживая каждый конец веревки по обе стороны от вас, сгибайте и разгибайте руки, как будто вы выполняете жим лежа. Чтобы увеличить сопротивление отойдите дальше от шеста.

Еще одно примечание по поводу правильного захвата «резины». Постарайтесь не закручивать ее вокруг кистей рук, а просто держите концы в кулаках. Такой вариант более правдоподобно имитирует захваты за кимоно, что поможет сделать вашу хватку более крепкой.


Вторая часть комплекса для тренировок дома будет посвящена имитационным упражнениям. К ним следует переходить сразу после упражнений, описанных в первой части. Выполнив 150-300 учикоми (в зависимости от вашего уровня подготовки), вы, должно быть, почувствуете, как сильно устали ваши руки. Это хорошее время для того, чтобы перейти к упражнениям для ног.

1) Поставьте ноги чуть шире плеч, держите руки так, как если бы вы выполнили захват за кимоно, выполните имитацию броска боковой подсечкой правой ногой, одновременно опуская правую руку, как если бы вы тянули вашего противника вниз, выполняя бросок.

Затем быстро отставьте правую ногу назад и выполните то же движение левой ногой, опуская левую руку вниз. Выполните 50 раз вправо и столько же влево.

2) Следующее упражнение – Tsubame-Gaeshi – контратака боковой подсечкой против боковой подсечки. Выполните по 25 раз в каждую сторону. Не забывайте использовать руки для имитации броска.

3) Затем выполните по 25 подсекающих движений с поворотом. Чтобы сделать это, представьте, что вы держите своего противника, повернитесь, выполняя имитацию разворота соперника в одном направлении с вами, совмещая его с подсекающим движением.

Возможно, ваши ноги уже устали, но это еще не все.

4) Следующее упражнение - Tai-otoshi (передняя подножка), выполняется в передвижении с достаточно высокой скоростью по диагонали на 1,5-2 метра. Сначала выполните в правую сторону, затем сразу же в левую, каждый раз двигаясь по диагонали. Доведите количество повторений до 10 раз в каждую сторону.

Обратите внимание, что это упражнение лучше выполнять поочередно в каждую сторону, чтобы избежать головокружения.

5) Предыдущее упражнение является подготовкой к следующему. Теперь вы должны выполнять короткие забеги (на 8-10 м), завершая каждый из них имитацией броска Seoi-nage или Tai-otoshi. Спринт должен выполняться со скоростью 85%-90% от максимальной. Выполните 3 подхода по 10 раз (туда и обратно – это 1 повторение).

Если вы достаточно подготовленный спортсмен, то в перерывах между подходами имеет смысл не отдыхать, а приседать, отжиматься выполнять упражнения для пресса. Также очень полезно включать упражнения для предплечий. Старайтесь сократить время между подходами до минимума, практически сразу переходя к выполнению следующего упражнения.

Замечательно, если все эти упражнения, в том числе учикоми, вы будете выполнять ежедневно в течение 40 минут.

И хотя это не профессиональные занятия на татами с реальным противником, выполняя эти упражнения ежедневно, вы добьетесь хороших результатов и усвоите главные принципы дзюдо.


Бывают случаи, когда вы очень заняты и не можете придти на тренировку. Есть много индивидуальных упражнений, которые вы можете выполнять дома, и которые улучшат ваше владение дзюдо. Приведем некоторые эффективные упражнения для дзюдо, которые вы можете выполнять не посещая борцовский зал.

Мысленное учикоми

Неважно, едете вы в автобусе или сидите на диване, всегда можно позаниматься дзюдо в своем воображении. Просто закройте глаза и мысленно тренируйте отдельные приемы. Представьте, как вы заходите на бросок и бросаете соперника. Постарайтесь почувствовать, как ваше тело движется из позиции в позицию. Как только вы погрузитесь в мысленное учикоми, начинайте прибавлять скорость или усложнять комбинации. Это не только поможет вам прислушаться к собственному телу, но и заставит задуматься о каждом аспекте броска. Такой аутотренинг в дзюдо особенно важен, если вы получили серьезную травму и долгое время не можете выходить на татами. Аутотренинг поможет не растерять ощущение дзюдо и сохранить технические навыки на достойном уровне.

Учикоми с тенью

Если у вас достаточно места дома или в гараже, тренируйте движения и атаки, как будто у вас есть партнер. Сосредоточьтесь на том, чтобы колени были слегка согнуты, а спина оставалась прямой. Постарайтесь «прочувствовать» свои броски, а не просто делать их вхолостую. Учикоми с тенью очень полезно, потому что заставляет вас думать и двигаться, как в поединке. Многие тренеры рекомендуют своим ученикам выполнять учикоми с тенью в качестве разогрева – тогда они не смогут использовать отговорку, что у них нет партнера. Если у вас хорошо получается учикоми с тенью, иногда партнер и не нужен.

Аси-вадза

Если у вас недостаточно места, чтобы заниматься учикоми с тенью, вы можете двигаться по коридору, отрабатывая приемы аси-вадза (броски выполняемые преимущественно ногами) – такие, как дэ-аши-барай (боковая подсечка), окури-аши-барай (боковая подсечка в темп шагов), харай-цурикоми-аши (передняя подсечка под отставленную ногу), о-учи-гари (зацеп изнутри голенью) и ко-учи-гари (подсечка изнутри). При выполнении этих приемов, следите, чтобы ваш корпус двигался одновременно с ногами.

Уход от удержания

Многие дзюдоисты не уделяют достаточно времени домашней тренировке нэ-вадза. Существует множество упражнений на подвижность и ловкость, которые вы можете выполнять дома, и которые значительно повысят ваши навыки борьбы в партере. Многократная тренировка уходов от удержания не только укрепит ваши ноги, но и сильно усложнит противнику задачу вас обездвижить. Для тренировки ухода от удержания хорошо подойдет коридор квартиры, а небольшая ширина только улучшит вашу технику.

Гимнастика

Базовые гимнастические упражнения всегда пойдут на пользу дзюдоисту. Перекаты вперед и назад, «колесо» (боковой переворот), стойка на руках и другие гимнастические движения помогут вам оставаться в форме и повысят вашу ориентацию в пространстве. Если у вас мало места дома, пойдите в местный парк и разминайтесь там.

Дзюдо представляет собой комплексный вид борьбы. Многие увлекаются им для самозащиты, а также для самореализации в физическом плане и для успеха в соревнованиях.

Разнообразные приемы имеют свои цели:

  1. Броски. Это отличный способ повалить соперника, используя его собственный вес.
  2. Сковывание. Это возможность зафиксировать противника и лишить его подвижности и не дать вернуться в бой.
  3. Удары. Классические удары, позволяющие оглушить, нанеси физический урон.

Для того чтобы освоить этот вид борьбы полностью, необходимо целиком освоить каждую часть. Дзюдо могут заниматься дети и уже взрослые люди, как мужчины, так и женщины.

Это отличная возможность закалить себя физически и духовно. Есть особенные приемы именно для этого вида борьбы, вряд ли где-то еще возможно изучить тай-отоси, уги-госи и многие другие.

Броски

Бросок может производиться из стойки или же с последующим падением. Это две отдельные категории приемов. В зависимости от ситуации отдать предпочтение следует одной или другой.

В первом случае необходимо внимательно изучить стойку противника и основная задача заключается в том, чтобы научить начинающих разрушать точку опоры другого человека и выполнять правильный подхват.

В зависимости от того, какая часть тела задействуется, рука, бедро или же бросок через ногу, техника может быть разной.

Иногда используются болевые приемы, но чаще достаточно веса противника. Уже за первые тренировки даже дети научатся делать подсечки и сами станут устойчивее, а движения будут увереннее. Такая борьба для детей пригодится для самозащиты, она необходима мальчикам и девочкам в любом возрасте.

Выведение из равновесия нередко осуществляется с помощью техники ката, использующей всего три точки опоры на теле соперника. Популярным является бросок отоши, через спину противника или же суми, выполняемые толчком назад.

Вторая категория представляет собой броски, где требуется упасть, увлекая противника за собой. Дзю — означает мягкость. Очень важно уметь правильно сгруппироваться и бороться так, чтобы не повредить ни себя ни соперника. Даже падение должно быть аккуратным, с целью обезвредить, а не травмировать.


Важно, чтобы только лишь одну цель преследовали все спортсмены, это соревнование, а не драка. Технические приемы должны быть отработаны со спортивным поведением, без лишних эмоций. Тренер с самого начала должен показать и правильно это донести.

Сковывание

Самым распространенным вариантом сковывания является использование болевого приема, например​ это хиза.

Стойки помогают научить себя устойчивости и суметь зафиксировать противника в определенном положении. Во время сковывания следует соблюдать все правила безопасности с обеих сторон.

Сковывание подразделено на удержание, удушение и болевые приемы. В большинстве случаев противники борятся лежа или полулежа, но иногда они могут и стоять, применяя приёмы сковывания.

Важно: учитывая, что спортсмены борются без защиты, необходимо беречь голову и стоя, понимать, что в любой момент может понадобиться сгруппироваться.

Японцы начинают обучение при котором боевое искусство будет доведено до совершенства. Необходимо выучить названия, захваты, понять как действует плечо, нога и другие части тела.

Удушающие, удержание и болевые используются с помощью точного знания тела противника. Необходимо уметь воздействовать на горло, грудь, конечности и другие части тела определенным образом, это основы боевых искусств.

Обратите внимание: в дзюдо имеются запрещенные приемы, необходимо изучать лучшие из допустимых, а нарушение правил опасно для здоровья и жизни.

Удары

Удары в дзюдо занимают далеко не первое место, все же это борьба, а не бокс. Лежа невозможно выполнить многие приемы.

Необходима передняя стойка, из которой наносится большинство ударов. Некоторые из них заканчиваются падением, другие же просто предназначены для ослабевания противника.

Это может быть удар в спину. Есть разные техники в этой борьбе. Вадза и многие другие применяются для исполнения других упражнений.

В ударах же идет разделение на ноги и руки. Для взрослых могут быть применимы приемы изнутри, устойчивость колен дает им возможность изучить больше вариантов.

Простая подножка и удар могут заставить противника упасть, нередко техники, как надо бороться, связаны друг с другом. Например из удара выходить на болевой или же на падение.



Ударная техника также подразделяется на рубящие, тычковые, поддевающие, пинающие.
Это не могут быть защитные комбинации, только лишь нападение. Но у дзюдоистов нередко именно контрудар является лучшей защитой.

Выучив все упражнения и их комбинации, оттренировав их с тренером, можно быть уверенным в собственной физической подготовке и отличной защите. Многие приемы имеют под собой багаж знаний о физическом строение тела, а также определенные психологические навыки, например это хидза-гурума или уки-вадза.
Смотрите видео одного из самых эффектных приемов дзюдо бросок подхватом под одну ногу:

Учиться дзюдо нужно в процессе тренировок - иными словами, в ходе практических занятий под руководством опытного наставника. Им нельзя овладеть самостоятельно. Для того чтобы достичь мастерства, необходимо найти человека, готового вас обучать, и группу учеников, вместе с которыми можно было бы тренироваться. Выбор школы, или додзё, зависит от ваших возраста, интересов и условий, но поскольку опытных учителей, сэнсэев, достаточно, найти удобное место для тренировок не составит особого труда.

Кроме додзё со специальными матами, вам потребуется дзюдоги - спортивная униформа. Сэнсэй обычно помогает новичкам с ее выбором и приобретением. Дзюдоги сшита из прочной хлопчатобумажной ткани, она не стесняет движений, поэтому в ней очень удобно заниматься. Это также важное подспорье для выполнения захвата и броска противника. Традиционная дзюдоги белого цвета, но для соревнований может потребоваться и синяя.

Идите в додзё в хорошем настроении, приготовившись сделать все, что в ваших силах. С самого первого занятия вы начнете изучать правила безопасности и этикета в дзюдо. Обычно занятия начинаются с поклона, призванного продемонстрировать ваше уважение к сэнсэю и партнерам, помогающим вам учиться. Затем следуют разминка и обучение искусству безопасно падать на мат после броска - укэми. Укэми - важное умение, которым необходимо овладеть, прежде чем приступать к другим элементам обучения, поскольку оно помогает не получать травм при падении. Способность уверенно падать освобождает сознание и расслабляет тело. Овладев ею, можно переходить к более сложным движениям. Большинство людей боятся падать. Преодолеть этот страх поможет лишь упорная практика. Вариантов укэми много, но, какими бы вы ни воспользовались, вам потребуется научиться падать в любом направлении. К технике бросков дзюдо можно переходить лишь после того, как вы достаточно попрактиковались в укэми.

Занятия дзюдо повысят уровень вашей физической подготовки; в свою очередь, чем она выше, тем легче вам будет заниматься дзюдо. Большинство спортсменов дополняют свои занятия силовыми тренировками, бегом и другими интенсивными упражнениями, дзюдоисты не исключение.

И еще: никогда не следует забывать о мерах предосторожности, особенно если вы занимаетесь дзюдо для общего развития. Ведь ваша цель - обретение здоровья, а не его утрата. Так как для дзюдо характерны динамика и сила, некоторые из приемов, если их выполнять неправильно, неосторожно, могут причинить серьезную травму. Опасные приемы не следует практиковать вне класса и на неподготовленных людях. В классе же их нужно выполнять, внимательно следя за действиями партнера. Словом, к практике дзюдо нужно относиться очень серьезно.

Костюм дзюдоиста называется по традиции кимоно или дзюдоги, белого или синего цвета. Костюм дзюдоиста включает в себя широкие хлопчатобумажные брюки и просторную куртку из той же ткани и пояса. Ткань дзюдоги должна быть достаточно прочной, т.к. во многих приемах дзюдо используются захваты за одежду.

Куртка должна быть такой длины, чтобы покрывать бедра и доставать до кистей рук, опущенных вниз вдоль туловища, запахиваться левой полой на правую. Рукава куртки должны быть длиной максимум до запястья и минимум до точки, расположенной на 5 см выше запястья. По всей длине рукава между рукавом и курткой должно быть пространство 10-15 см. Брюки должны быть достаточно длинными, чтобы покрывать ноги максимально до голеностопного сустава или минимально до точки, расположенной на 5 см выше его. Между ногой и брюками должно быть пространство 10 - 15 см по всей длине штанины.

Прочный пояс шириной 4-5 см, должен быть завязан на уровне талии плоским узлом, плотно фиксируя куртку, не давая ей возможности свободно выходить из-под него. Длина пояса должна быть такой, чтобы после двух оборотов вокруг талии, который завязывается спереди узлом, оставались концы длиной 20-30 см.

В массовом сознании существует заблуждение, что вожделенный черный пояс является наиболее престижным. На самом деле высшее мастерство (по большому счету - знание) отмечается поясом красного цвета. Хотя сам Дзигоро Кано под конец жизни снова надел белый пояс, подчеркнув тем самым глубину и безграничность секретов созданного им же боевого искусства. До сих пор в Европе пользуются следующей цветовой гаммой, позволяющей определить уровень мастерства дзюдоиста, глядя на его пояс Вначале идут шесть ученических степеней: б кю - белый пояс, 5 кю - желтый, 4 кю -оранжевый, 3 кю - зеленый, 2 кю - синий, I кю - коричневый. Далее следуют 10 мастерских степеней - данов: обладатели первых 5 данов носят пояса черного цвета, которые различаются количеством поперечных белых нашивок у конца пояса, 6-8 дан - пояса красно-белые, 9-10 дан - пояса красного цвета.

К началу тренировки участник должен быть одет в кимоно по правилам. Снимать кимоно в течение тренировки запрещено, снимать его можно только с разрешения тренера, если это необходимо при некоторых видах упражнений. Под кимоно не надеваются майки. Надевать майку под кимоно разрешается в случае, когда надо «сбросить» ненужные килограммы или поддержать определенную температуру тела.

Упражнения и борьба проходят исключительно босиком, использовать носки, тапочки считается в дзюдо неэтичным, негигиеничным, правила это тоже запрещают. Исключение делается, если участник повредил стопу. Женщины под кимоно должны надевать гимнастический купальник (верхняя и нижняя часть вместе).

Подготовка дзюдоиста состоит из упражнений для развития силы мышц и подвижности суставов, отработки приемов с партнером и «рандори» - учебных поединков, где проверяются правильность и степень усвоения приемов. Большое внимание уделяется различного рода страховкам - специальным действиям, позволяющим избежать травм при падении.

Упражнения общего характера, подготовительные упражнения, тренировка на развитие силы мышц могут осуществляться практически везде. Специальная же подготовка и соревнования невозможны без соответствующего татами.

Традиционно занятия дзюдо проводились на полу, устланном соломенными матами, называемыми «татами» - это мат из рисовой соломы стандартного размера, несколько больше 1,5 кв. м, очень плотный. Современные виды татами делаются из искусственных материалов, они гибкие, плотные. Уже долгое время производятся татами из прочной резины, которые после соединения покрываются специальной тканью.

Поединки в дзюдо проходят на площадках, размером 10х10 метров. При этом основная борьба ведется в квадрате размером 8х8 метров. Остальная зона, имеющая красный цвет, называется опасной зоной. Площадка за опасной зоной имеет ширину 3 метра и называется зоной безопасности, так как должна предохранять соперников от травм. В центре рабочей зоны на расстоянии 4 метров друг от друга белой и синей липкой лентой длиной около 50 см и шириной около 10 см делаются две отметки, откуда борцы должны начинать поединок.

Схватка обязательно начинается и заканчивается поклоном . Всего борец должен продемонстрировать свое уважение сопернику 7 раз. Первый поклон нужно совершить перед тем, как вступить в зону безопасности, второй - перед тем, как пересечь «красную зону», третий - перед самым началом поединка. Четвертый поклон следует сразу после оглашения результата поединка. Пятый поклон нужно сделать перед тем, как начать движение с татами, шестой - после пересечения «красной зоны», седьмой - после выхода из зоны безопасности. Продолжительность одного поклона составляет около 4 секунд, сгиб в талии - 30 градусов.

Во время поклона ладони, сначала прижатые по швам, естественным образом касаются колен. Ступни ног образуют угол в 60 градусов. Рот закрыт, а голова держится прямо.Поединок обслуживает главный судья (арбитр), работающий на татами, и 2 боковых судьи-ассистента. Время поединка лимитировано: 5 минут для мужчин и 4 минуты для женщин.

Виды подготовки в дзюдо.

Большой объем тренировок - не главный путь достижения результата в дзюдо.

Дзюдо - вид спорта, требующий комплексного развития всех физических, психических и моральных качеств. Для правильного планирования учебного процесса нужно иметь в виду, что специалисты определяют пять видов подготовки для осуществления успешной деятельности в дзюдо и не только в нем:

1. Теоретическая подготовка, то есть знание законов спортивной тренировки, правил соревнований и т.п.

2. Техническая подготовка.

Под спортивной техникой понимаем автоматические движения, от которых зависит результат. Спортивная техника и результат между собой тесно взаимосвязаны.

Техническая подготовка, как одна из основных частей тренировки, подчиняется законам педагогического процесса. Спортсмен не только учится, но и повышает функциональные способности организма. Техническая подготовка самая специфическая составная часть тренировки.

Дзюдо - спорт, богатый движениями, поэтому техническая подготовка очень важна: Многие специальные упражнения и средства технической подготовки возникли в ходе развития дзюдо.

Борцы экстра-класса владеют пятью-семью бросками из различных групп приемов, пятью-шестью удержаниями, пятью-шестью удушающими и болевыми приемами.

3. Тактическая подготовка.

Это владение множеством подготовок к любимым приемам. Ведение схваток с различными противниками. Изучение вероятных противников и подготовка к схваткам с ними. Тактика участия в соревнованиях. Тактика в году тренировок и соревнований. Соревнования могут быть подводящими, отборочными, основными - и тактика в них разная.

Тактика - оптимальный способ борьбы в конкретных условиях, направлена на достижение победы. По ходу борьбы возникает много неожиданных ситуаций, когда дзюдоист должен принять самостоятельное решение, т. е. найти и осуществить подходящий прием. Такой опыт приобретается многолетней тренировкой.

Тактическая подготовка находится в тесной связи с остальными составными частями подготовки, особенно с технической. В конкретных случаях тактическая подготовка опирается на сведения о сопернике, о его сильных и слабых сторонах, физической, технической, психической и тактической подготовках. На основе разбора этих информации определяется тактическая задача для данного конкретного поединка.

В дзюдо по ходу схватки можно отличить определенные тактические ситуации.

1. Начало схватки. Повторяется неоднократно после команды судьи «хадзимэ», после предыдущего прекращения схватки, после нарушения правил. Командой «хадзимэ» начинается борьба.

2. Момент в движении соперника, который пытается атаковать, но еще не принял устойчивого положения.

3. Ошибка в атаке соперника дает возможность осуществить контрприем.

4. Применение оптимального захвата в атаке на соперника.

5. Борьба в углу и на краю татами.

6. Мгновенный переход в борьбу лежа:

После неудачной атаки соперника;

После собственной неудачной атаки;

После применения приема катамэ-вадза в стойке.

4. Психическая подготовка.

Задача психической подготовки - создание оптимального уровня психического состояния, от которого прямо зависит моментальная результативность спортсмена.

В процессе тренировки психическая подготовка находится в прямой зависимости от физической, технической и тактической подготовок.

Психическая подготовка направлена на решение задач общего характера, на развитие личности спортсмена, на достижение максимальной результативности в определенном периоде или соревновании.

Необходимо знать и применять индивидуальные методы и приемы психологической настройки на схватку, на тяжелую тренировку, на длительную и упорную работу по совершенствованию своей подготовки, приемы аутогенной тренировки для более быстрого восстановления после нагрузок.

5. Физическая подготовка.

Физическая подготовка -- это целеустремленный систематизированный процесс, направленный на:

а) улучшение общего движения;

б) развитие специальных двигательных способностей в зависимости от характера спортивной деятельности.

Поэтому надо учитывать две стороны физической подготовки: общую и специальную. Общая физическая подготовка направлена на гармоничное развитие спортсмена. Она повышает общую функциональную работоспособность организма и образует основу для ускорения специальной подготовки. Большое значение имеет освоение других спортивных дисциплин, развитие силы, скорости, выносливости, координации движений, гибкости и т. д.

Специальная физическая подготовка основывается на общей подготовке. Она углубляет и развивает двигательные способности.

Выносливость - для общей выносливости борцу достаточно бегать кросс один раз в неделю по 30 минут, но в «рваном» темпе, в процессе бега моделируя темп реальной схватки.

Ловкость - лучше всего развивается освоением новых приемов борьбы.

Гибкость - достаточно уметь делать шпагат, крутой гимнастический и борцовский «мост», хорошо гнуться вперед.

Сила - для развития силы необходимо больше бороться в положении борьбы лежа. Подтягиваться необходимо в быстром темпе. Хорошо развивает силу лазание по канату на одних руках. Необходимо делать много прыжковых упражнений.

Можно проверить свою физическую подготовленность: если результаты в прыжке в длину с места в сантиметрах разделить на рост спортсмена в сантиметрах и получится 1,5 и более, значит спортсмен обладает хорошей взрывной силой ног, что необходимо для выполнения бросков через спину, бедро и подхватов.

Если измерить окружность мышц плеча (бицепс) в напряженном и расслабленном положении и разница будет 4 и более сантиметра, то это значит, что силы в руках достаточно, чтобы стать хорошим дзюдоистом.

Быстрота - это физическое качество, которое очень трудно поддается тренировке. Это качество больше врожденное, чем приобретенное. Оно зависит от соотношения «быстрых» и «медленных» волокон в мышцах человека, а также от подвижности и проводимости нервной системы. Если человек не очень быстрый, то ему необходимо больше совершенствоваться в борьбе лежа, а в «стойке» применять тактику сковывания и подавления. В атаке больше надеяться на опережающее начало атакующего действия, с предчувствием предстоящих движений противника.

Если быстрота достаточная, то можно опережать более медлительного противника, импровизируя действия по ходу поединка

В систему программы самозащиты вошли движения всего туловища, рук и ног, эффективные в борьбе в стойке и в партере, позволяющие нарушить равновесие противника, обездвижить и, в конечном счете, нейтрализовать его.

Практикующий дзюдоист должен стремиться достичь гибкости всего тела и конечностей, уметь сохранять равновесие и управлять своим дыханием, быть отрешенным и безмятежным, только познав все возможности и гармонию своего тела можно добиться положительных результатов.

Виды тренировки в дзюдо.

Основные, традиционные виды тренировки в дзюдо -- ката и рандори.

Сиай, или состязания, -- это особая форма рандори. Кроме того, для развития определенных навыков есть много упражнений и игр, которые можно включать в программу тренировок.

Ката - означает «форма». Это способ тренировки с партнером, при котором ученики повторяют определенные движения, заранее составленные экспертами для освоения определенных навыков и техники боя. Для выявления того, насколько ученик освоил ката, устраиваются специальные ката-турниры.

Ката -- это также важная составляющая тренировки в дзюдо. Именно во время выполнения ката ученик овладевает самыми разнообразными навыками, включая выполнение различных бросков и захватов, нанесение ударов, определение необходимой дистанции, нахождение болевых точек и т. д., -- многие из которых никогда не выполняются во время рандори и сиай. Партнеры учатся выполнять различные приемы с обеих сторон в ответ на различные атаки, в том числе с использованием оружия, такого, как пистолеты и ножи.

Классификация типов ката, разработанная японским институтом Кодокан-дзюдо, поможет ученикам понять основную роль каждой ката, но это не значит, что эта роль единственная. Все ката разработаны для физического развития, тщательного освоения методов атаки и обороны, а также для понимания самой сути дзюдо.

Наиболее часто выполняются рандори-но ката, потому что они включают приемы свободной практики и дополняют изучение многих популярных бросков и захватов. Другие ката обычно изучают после получения черного пояса.

Кодокан-ката помогают сохранять общемировые стандарты теории и практики дзюдо. Их освоение поддерживает связь между учениками и составившими их учителями, включая Дзигоро Кано. Они помогают основательно изучить технику в работе с партнером, так что в дополнение к соревновательным навыкам ученики получают навык совместной работы. При совместной работе во время выполнения ката подразумевается, что ваш партнер -- укэ (человек, на котором отрабатываются приемы) -- играет не самостоятельную роль, а просто соглашается выполнить атаку определенного типа. Предполагается, что каждая его атака должна вести к успеху, а тори (человек, отрабатывающий приемы) должен противопоставить ей правильные методы обороны.

Полное изучение ката включает и такие важные элементы, как концентрация духа (киай), выбор правильной дистанции (маай), выполнение подходящего действия в соответствии с теорией боя (риай) и достижение особого состояния бдительности с целью получения преимущества над противником (дзан-син). Если техники и приемы дзюдо можно сравнить с буквами, то ката, в соответствии с данной аналогией, представляет собой целые слова, основную грамматику и структуру предложений.

Типы ката согласно институту Колокан-Дзюдо.

Свободные упражнения (рандори-но ката): нагэ-но ката (броски), катамэ-но ката (захваты).

Бой: кимэ-но ката (классические формы атаки и обороны), кодокан-госин-дзюцу (современные формы атаки и обороны), дзёси-госинхо (современные формы самообороны для женщин).

Физическое развитие: сэйрёку-дзэнъё-кокумин-таиику-но ката (формы общего физического развития), дзю-но-ката (формы мягких приемов).

Теория: ицуцу-но ката (формы пяти), косики-но ката (формы древности).

Краткое описание техники дзюдо.

Всю технику Дзюдо можно условно разделить на несколько разделов:

Стойки - сизэй - основа любого технического действия. Любое действие в дзюдо начинается из определённого положения сизэй.

При разучивании техник следует придерживаться:

Сизэй хонтай - естественного положения: ноги на ширине плеч, вес тела на передних частях стоп, колени и плечи расслабленны.

Сиго хонтай - защитное положение: ноги расставлены широко, центр тяжести внизу, ноги в коленях согнуты, туловище наклонено вперёд.

Кумиката - захваты - то с чего начинается техника дзюдо. С правильного захвата начинается истинное дзюдо.

Передвижения - синтай - основное передвижение в дзюдо - цуги аси -построено на мягком перемещением стоп. Расстояние между стопами должно быть неизменным.

Повороты и подвороты - тайсабаки - более сложные движения - важнейшие элементы, на которых строятся техники защиты и атаки.

Падения - укеми - от умения правильно падать зависит возможность продолжения боя после пропущенной атаки, а зачастую и вообще здоровье и даже жизнь.

Техники приёмов - вадза.

1. Тати вадза - приёмы в борьбе стоя:

Тэвадза - техника рук, например - сэойнагэ.

Госивадза - техника бёдер - оогоси.

Асивадза - техника ног - дэасибарай.

2. Сутэми вадза - броски с падением проводящего приём:

Масутэми вадза - броски с падением на спину - томоэ нагэ

- ёкосутэми вадза - броски с падением на бок.

3. Катамэ вадза - приёмы в борьбе лёжа:

Осаэвадза - техника удержания - кесагатамэ.

Симэ вадза - техника удушения - хадака дзимэ.

Кансэтсу вадза - техника болевых приёмов - удэ гарами

Классификация приемов дэюдо.

Техника дзюдо традиционно делится на 3 раздела:

– техника бросков;

– техника сковывания;

– техника нанесения ударов в уязвимые точки тела.

Броски делятся на: проводимые в основном ногами; проводимые в основном тазобедренным суставом; проводимые в основном руками; броски с падением на спину; броски с падением на бок.

Техника сковывания делится на: удержания; удушения; болевые приемы на суставы: локоть, колено и кисть.

Техника нанесения ударов в уязвимые точки тела делится на: удары руками; удары ногами; удары головой.

Запрещенные действия в дзюдо.

1. В положении стоя, после того как взяты захваты не проводить какие-либо атакующие действия.

2. В стойке захватывать рукой (руками) ступню (ступни), ногу (ноги) или штанину (штанины) соперника, если при этом одновременно не проводится бросок.

3. Обматывать полой куртки или концом пояса какую-либо часть тела противника.

4. Захватывать зубами дзюдогу.

5. Упираться рукой (ладонью), ногой (ступней), прямо в лицо соперника.

6. Упираться ступней или ногой в пояс, воротник или отворот куртки противника.

7. Проводить удушающие захваты с использованием концов своего пояса или полы куртки, или используя только пальцы.

18. Зажимать ногами туловище, шею или голову соперника (скрещивая ноги, выпрямляя колени).

9. Сбивать ногой или коленом кисть или руку соперника с целью освобождения от захвата.

10. Заламывать палец (пальцы) противника с целью освобождения от захвата.

11. В положении стоя или в момент борьбы лежа выходить за пределы рабочей зоны или умышленно выталкивать соперника.

12. Пытаться бросить соперника, обвивая его ногу, повернувшись почти в ту же сторону, что и соперник, и падать на него (кавазу-гаке).

13. Проводить болевые приемы на все суставы кроме локтевого.

14. Поднимать противника, лежащего спиной на татами, и бросать его опять на татами.

15. Сбивать опорную ногу противника при проведении бросков типа «хараи-гоши» (подхват под две ноги).

16. Не подчиняться указаниям арбитра.

17. Делать в ходе схватки не нужные выкрики, замечания или жесты оскорбительные для противника или судей в течение схватки.

18. Выполнять технические действия, которые могут травмировать или представлять опасность для шеи или позвоночника соперника или противоречащие духу Дзюдо.

19. Падать прямо на татами при попытке или при проведении технического действия «ваки-гатаме».

20. Нырять головой вперед в татами, при попытке проведения таких технических действий как «учи-мата» (подхват под разноименную ногу), «хараи-гоши» (подхват под две ноги), и т.п.

Правила завязывания пояса.

При правильной длине пояса, его завязанные концы не должны опускаться ниже колен или быть выше нижнего края куртки.

Концы завязанного пояса должны быть одинаковой длины - это символизирует гармонию между телом и духом.

Пояс (оби) можно завязывать несколькими способами.

Первый способ.

Первый способ является наиболее распространенным.

Второй способ.


Этот способ хорош тем, что позволяет получить более надёжный и в то же время плоский узел. Наиболее предпочтителен при использовании жёстких поясов.

Аннотация

В статье приведены данные анкетирования сильнейших спортсменов Кыргызстана на предмет выявления излюбленных приемов в разные периоды спортивной карьеры: в 10-13 лет, 14-17 лет и в последние два года занятий. Проведен опрос дзюдоистов для выявления излюбленных приемов в 10-13, 14-15 и 16-18 лет. Проанализированы соревнования спортсменов разного возраста, в том числе и соревнования мужчин 2009 и 2013 годов для определения наиболее используемых и эффективных приемов в разном возрасте и в разные годы выступления в соревнованиях. Исследование показало, что наиболее часто используемые и эффективные приемы далеко не одно и то же. Причем состав самых эффективных приемов в разных возрастных группах совпадает. Совпадают и наиболее эффективные приемы сборной Кыргызстана и сильнейших дзюдоистов мира.

Ключевые слова: дзюдо, соревнования, возрастная группа, анкетирование, излюбленные приемы.

Abstract

To the article these questionnaires of the strongest athletes of Kyrgyzstan are driven for the purpose the exposure of favorite movements in different periods of sport career: in 10-13, 14-17 and in the last two years of employments. Questioning of judoists is conducted for the exposure of favourite receptions in 10-13, 14-15 and 16-18. The competitions of athletes of different age, including competitions of men, are analysed 2009 and 2013 for determination of the most used and effective movements in different age and in the different years of performance in competitions. Research showed that the most often used and effective movements far not the same. Thus, composition of the most effective movements coincides in the different age-related groups. The most effective movements of the combined team of Kyrgyzstan and strongest judoists of the world coincide.

Keywords: judo, competitions, age-related group, questionnaire, favorite movements.

Начиная заниматься дзюдо, спортсмен проходит ряд этапов подготовки: 1) начальной специализации; 2) углубленной специализации; 3) спортивного совершенствования . На первом этапе происходит знакомство с техникой дзюдо. Занимающиеся осваивают все многообразие приемов, у них появляются первые предпочтения . Какие-то приемы им нравятся больше, чем другие. Они стараются их лучше изучить и пробуют применять в борьбе . Переходя от этапа к этапу, круг излюбленных приемов может расширяться или, наоборот, сужаться. В отдельных случаях предпочтения в технике меняются полностью. У каждого спортсмена свой путь к «коронным» приемам . Мы попытались отследить этот путь у лучших дзюдоистов Кыргызстана и с этой целью провели анкетирование 42 человек. Из них: 8 спортсменов I-го разряда, 19 кандидатов в мастера спорта, 11 мастеров спорта, 4 мастера спорта международного класса. Анкета включала три вопроса:

  • излюбленные приемы в 10-13 лет;
  • излюбленные приемы в 14-17 лет;
  • излюбленные приемы в последние два года.

После обработки выяснилось, что в 10-13 лет у большинства респондентов любимый бросок через спину с колен - 26,83% всех указанных приемов; на втором месте - передняя и задняя подножки - 21,95%; на третьем - зацепы голенью и бросок через бедро - по 12,20%; на четвертом - подсечки - 9,76% (табл. 1-3).

В 14-17 лет бросок через спину с колен по-прежнему на первом месте - 21,69%; на втором - подхват под одну ногу - 10,84%; на третьем - подсечки и зацепы голенью - по 9,64%; на четвертом - передняя и задняя подножки и бросок через спину - по 8,43%.

В последние два года наиболее излюбленный прием - подхват под одну ногу - 15,33%; на втором месте - передняя и задняя подножки - 14,60%; на третьем - бросок через спину с колен - 11,68%; на четвертом - бросок через спину - 10,95%; на пятом - зацепы голенью - 10,22%.

По мере роста мастерства спортсменов происходит смена приоритетов. Если вначале излюбленные приемы: бросок через спину с колен, подножки, зацепы, бросок через бедро, то в период достижения наивысших результатов - подхват под одну ногу, подножки и на третьем месте - бросок через спину с колен. Зацепы голенью на пятом месте. Конечно, главное внимание должно уделяться «коронному» (первому) броску, и такая смена приоритетов объясняется просто: бросок через спину с колен наиболее прост для выполнения: низкая стойка на коленях позволяет при незначительных усилиях вывести противника из равновесия; подхват, наоборот, более красивый, но и более сложный в техническом отношении бросок и требует значительных усилий, чтобы вывести противника из равновесия, и дети в начале своей спортивной карьеры не в состоянии выполнить такой бросок.

Таблица 1

Данные анкетирования и опроса дзюдоистов

Примечание. А. - данные анкетирования членов сборной команды Кыргызстана в разные периоды их спортивной карьеры. О. - данные опроса спортсменов разного возраста.

Таблица 2

Соревновательный арсенал дзюдоистов


Примечание. Соревновательный арсенал в 10-13, 14-15, 16-18 лет. Соревновательный арсенал участников соревнований 2013 и 2009 годов.

Таблица 3

Эффективные приемы дзюдоистов


Примечание. Эффективные приемы в 10-13, 14-15, 16-18 лет. Эффективные приемы участников соревнований 2013 и 2009 годов. ССМ - эффективные приемы сильнейших спортсменов мира.

Кроме анкетирования сборной команды, был проведен опрос дзюдоистов 10-13 лет (31 человек), 14-15 лет (20 человек) и 16-18 лет (22 человека). Вопрос был один: «Наиболее излюбленные броски».

Для детей 10-13 лет, согласно опросу, на первом месте был бросок через бедро - 21,98%; на втором - бросок через спину с колен - 19,78%; на третьем - передняя и задняя подножки -17,58%; на четвертом - бросок через спину - 16,48%.

В 14-15 лет, также на первом месте бросок через бедро - 20,00%; на втором - бросок через спину в стойке и с колен - по 18,18%; на третьем - передняя и задняя подножки - 12,73%; на четвертом - зацепы голенью - 9,09%.

В 16-18 лет: на первом месте подножки, подхват под одну ногу, бросок через спину с колен - по 14,81%; на втором - бросок через спину - 12,96%; на третьем -подхват под две ноги - 11,11%; на четвертом - зацепы и бросок через бедро - по 9,26%.

И опять, если в первых двух случаях приоритеты одинаковые, то в третьем - вместо броска через бедро на первое место выходят подножки, подхват под одну ногу, бросок через спину с колен. То есть количество «коронных» приемов увеличилось, что, несомненно, расширяет возможности борца.

Обследование соревновательной деятельности подтвердило, что дети 10-13 лет чаще пытаются провести бросок через спину с колен - 23,33% всех попыток. На втором месте подсечки - 14,89%; на третьем - передняя и задняя подножки - 12,97%; и на четвертом - зацепы голенью - 11,97%. На бросок через бедро пришлось всего 2,30% всех попыток, в то время как при опросе на него приходилось 21,98% всех излюбленных приемов. Подсечки при опросе вообще никто не упоминал, видимо, считают их вспомогательными приемами, а в соревнованиях их используют довольно часто. Зацепы голенью, согласно опросу начинающих дзюдоистов, используются в 7,69% всех приемов, а в соревнованиях они составляют 11,97%. Бросок через спину с колен и подножки остаются в числе наиболее используемых приемов.

Дзюдоисты 14-15 лет - также наиболее часто используют бросок через спину с колен - в 29,52% случаев. На втором месте подсечки - в 13,54% всех случаев; на третьем - зацепы голенью - в 10,65% случаев; и на четвертом - подножки - в 9,54%. То есть по сравнению с дзюдоистами 10-13 лет предпочтения почти не изменились.

У 16-18-летних дзюдоистов на первое место выходят подсечки - 19,60% всех попыток; на второе - бросок через спину с колен - 18,61%; на третье - подножки -10,73%; на четвертое - зацепы - 9,78%; на пятое - подхват под одну ногу - 9,26%. По сравнению с испытуемыми 14-15 лет, у спортсменов 16-18 лет только подсечки вышли со второго на первое место и подножки с зацепами поменялись местами.

Участники соревнований 2013 г. на кубок «Дордоя» и турнира, посвященного памяти К. Касмалиева, - также наиболее часто использовали подсечки - 29,20%; на втором месте бросок через спину с колен - 11,09%; на третьем - подножки - 9,91%; на четвертом - зацепы -9,72%; на пятом - подхват под одну ногу - 8,98%.

Участники соревнований на кубок Президента НФД КР (Национальной федерации дзюдо Кыргызской республики) 2009 г. чаще проводили бросок через спину с колен - 22,86% всех попыток; несколько реже - подсечки -16,05%; на третьем месте по количеству применений -бросок через голову с упором стопы в живот - 10,99%; на четвертом - броски с захватом ног - 10,22%; на пятом - подножки - 8,26%.

Отсюда следует, что во всех турнирах последних лет набор приемов и их последовательность по предпочтениям с возрастом изменялись мало. А вот по сравнению с 2009 г. - значительно. Там среднее положение занимают броски через голову и с захватом ног. Объяснение этому - изменение правил соревнований . Позже броски с захватом ног, как известно, вообще запретили, а за неудачный бросок через голову с упором стопы в живот стали наказывать как за фальшатаку. Поэтому в 2013 г. бросок через голову выполнялся в исключительных случаях.

Совсем иная картина получается при подсчете количества эффективных приемов в соревнованиях. Так, у дзюдоистов 10-13 лет из 2701 попытки проведения приема 546 оказались удачными. Это составляет 20,21%. На бросок через спину с колен приходится 19,96% всех оцененных приемов. Это наибольший процент в этой совокупности. Кстати, по количеству попыток выполнения он тоже стоит на первом месте - 23,33%. На втором месте находится удержание - 13,19% всех оцененных попыток; на третьем - подножки - 11,17%; на четвертом - зацепы - 9,34%; на пятом - сваливание - 8,42%.

У спортсменов 14-15 лет из 760 попыток проведения приема 177 оказались удачными. Это 23,29%. На первом месте, как и по количеству попыток описанных ранее, -бросок через спину с колен - 27,12% всех оценок; на втором - подхват под одну ногу - 10,73%; на третьем -удержание - 9,04%; на четвертом - подсечки - 8,47%; и на пятом - зацепы голенью - 7,91%.

У спортсменов 16-18 лет из 3158 попыток проведения приема 589 оказались удачными. Это составляет 18,65% всех попыток. Как и в предыдущих двух группах, чаще всего удавался бросок через спину с колен. На него приходится 20,20% всех оцененных приемов; на втором месте - удержание - 14,94% всех оцененных приемов; на третьем - подножки - 10,36%; на четвертом - подхват под одну ногу - 8,83%; на пятом - зацепы - 8,49%.

У мужчин в соревнованиях 2013 г. на кубок «Дордоя» и турнире, посвященном памяти К. Касмалиева, из 2769 попыток проведения приема удачными оказались 406, что составляет 14,66%. На первом месте находятся бросок через спину с колен и подножки - по 12,07% всех попыток; на втором - подсечки - 10,59%; на третьем - подхват под одну ногу и удержание - по 10,10%; на четвертом - зацепы голенью - 9,11%; на пятом - бросок через голову с упором стопы в живот - 7,39%.

В 2009 г. на кубке Президента Национальной федерации дзюдо Кыргызской республики было выполнено 2375 попыток проведения приема. Удачными оказались 417; что составляет 17,56%. На первом месте по количеству оценок по-прежнему бросок через спину с колен -20,14%; на втором - броски с захватом ног - 11,51%; на третьем - подхват под одну ногу - 9,35%; на четвертом - передняя и задняя подножки и бросок через голову с упором стопы в живот - по 7,91%; на пятом - удержание - 7,67%.

Итак, анализ процентного соотношения эффективных приемов показал:

  1. Количество эффективных приемов по отношению к общему количеству попыток с возрастом снижается. Так, в 10-13 лет количество оцененных технических действий составляет 20,21 % всех попыток; в 14-15 лет - 23,29%; в 16-18 лет - 18,65%; у мужчин: 14,66% в 2013 г. и 17,56% в 2009 г. Если в начале спортивной специализации дети используют в соревнованиях все мало-мальски знакомые приемы, часто без подготовки, и они получаются, то с ростом тренированности выполнить результативный прием становится все труднее и труднее.
  2. Во всех исследуемых случаях наиболее эффективным оказался бросок через спину с колен. Только у взрослых спортсменов - участников соревнований 2013 г. на первое место вместе с ним вышли подножки. На 2-4 месте - подхват под одну ногу, кроме самых юных испытуемых, которые не в состоянии выполнить такой сложный бросок.
  3. Во всех возрастных группах в первую тройку наиболее эффективных приемов входят удержание и подножки, кроме дзюдоистов 14-15 лет. И на 4-5 месте - зацепы голенью. Остальные броски, вошедшие в первую пятерку наиболее эффективных приемов, характерны только для каждой отдельной группы.
  4. У взрослых спортсменов - участников соревнований 2013 и 2009 гг. различия в составе приемов обусловлены изменениями правил соревнований - имеются в виду броски с захватом ног. Поэтому, в 2009 г. подсечки и зацепы голенью не вошли в первую пятерку.

В целом можно сказать, что процентное соотношение приемов по анкетам, опросу и в соревнованиях несколько отличается, но еще больше различия видны при подсчете эффективных приемов. Видимо, соревнования вносят свои коррективы в предпочтения борцов. И мастерство их тем ярче, чем лучше они могут использовать сложившуюся соревновательную ситуацию.

Анализ 235 схваток на крупнейших международных соревнованиях 2011-2013 гг. - Олимпийских играх, чемпионатах Европы, Большого Шлема показал, что наиболее часто дзюдоисты получают оценки за бросок через спину с колен - в 15,75% всех случаев; на втором месте - зацепы голенью - 13,36%; на третьем месте - подхват под одну ногу - 8,22%; на четвертом - подножки и удержание - по 6,51%; на пятом - бросок через спину - 5,82%. То есть по составу пяти наиболее эффективных приемов кыргызстанцы в 2013 г. в основном соответствуют международному уровню. Бросок через спину с колен и подхват под одну ногу в обоих случаях занимают первое и третье места соответственно. А вот зацепы голенью по эффективности находятся на втором месте, в то время как у кыргызстанцев - на четвертом. Кроме того, в отличие от кыргызстанцев сильнейшие дзюдоисты мира предпочитают бросок через спину броску через голову с упором стопы в живот.

Проанализировав данные анкетирования, опроса, соревновательной деятельности можно выделить следующее.

Согласно анкетированию, у большинства респондентов в 10-13 лет наиболее излюбленный бросок через спину с колен - 26,83% всех указанных приемов; на втором месте - передняя и задняя подножки - 21,95%; на третьем - зацепы голенью и бросок через бедро -по 12,20%; на четвертом - подсечки - 9,76%.

В 14-17 лет бросок через спину с колен по-прежнему на первом месте - 21,69%; на втором - подхват под одну ногу - 10,84%; на третьем - подсечки и зацепы голенью - по 9,64%; на четвертом - подножки и бросок через спину - по 8,43%.

В последние два года тренировок на первом месте -подхват под одну ногу - 15,33%; на втором - подножки -14,60%; на третьем - бросок через спину с колен - 11,68%; на четвертом - бросок через спину - 10,95%; на пятом -зацепы - 10,22%.

Таким образом, с ростом мастерства дзюдоистов происходит смена приоритетов в технике.

Согласно опросу, дзюдоисты 10-13 лет указывают излюбленные приемы в таком порядке: на первом месте бросок через бедро - 21,98% всех указанных приемов; на втором - бросок через спину с колен - 19,78%; на третьем - подножки - 17,58%; на четвертом - бросок через спину - 16,48%.

В 14-15 лет: на первом месте бросок через бедро -20,00%; на втором - броски через спину в стойке и с колен - по 18,18%; на третьем - подножки - 12,73%; на четвертом - зацепы - 9,09%.

В 16-18 лет на первом месте - подножки, подхват под одну ногу, бросок через спину с колен - по 14,81%; на втором - бросок через спину - 12,96%; на третьем -подхват под две ноги - 11,11%; на четвертом - зацепы голенью и бросок через бедро - по 9,26%.

Как видим, с ростом тренированности на первое место вместо броска через бедро в двух младших группах, в 16-18 лет вышли сразу три броска: подножки, подхват под одну ногу и бросок через спину с колен. Несомненно, увеличение числа «коронных» приемов расширяет возможности борцов.

Анализ соревновательной деятельности обнаружил, что у детей 10-13 лет на бросок через спину с колен приходится 23,33% всех попыток; на подсечки - 14,89%; на подножки - 12,97%; на зацепы - 11,97%.

В 14-15 лет в 29,52% случаев применяют бросок через спину с колен; на втором месте подсечки - 13,54%; на третьем - зацепы - 10,65%; на четвертом - подножки -9,54%. Что свидетельствует о сохранении предпочтений по сравнению с предыдущей группой.

В 16-18 лет на первом месте подсечки - 19,60%; на втором - бросок через спину с колен - 18,61%; на третьем - подножки - 10,73%; на четвертом - зацепы - 9,78%; на пятом - подхват под одну ногу - 9,26%.

По сравнению с предыдущими двумя группами на первое место вышли подсечки, а подножки - с четвертого на третье место.

У взрослых спортсменов в соревнованиях 2013 г. использовались чаще подсечки - 29,20% всех попыток; на втором месте - бросок через спину с колен - 11,09%; на третьем - подножки - 9,91%; на четвертом - зацепы -9,72%; на пятом - подхват под одну ногу - 8,98%.

В соревнованиях 2009 г. взрослые дзюдоисты чаще проводили бросок через спину с колен - 22,86% всех попыток; на втором месте подсечки - 16,05%; на третьем -бросок через голову с упором на стопы в живот -10,99%; на четвертом - броски с захватом ног - 10,22%; на пятом - подножки - 8,26%.

Отличия в составе приемов у мужчин связаны с изменениями правил соревнований: к 2013 г. броски с захватом ног были запрещены, а неудачный бросок через голову стал расцениваться как фальшатака.

Количество эффективных приемов с возрастом меняется: в 10-13 лет составляет 20,21% всех попыток; в 14 -15 лет - 23,29%; в 16-18 лет - 18,65%; у мужчин: на соревнованиях 2013 г. - 14,66% и 2009 г. - 17,56%.

Снижение количества эффективных приемов связано с ростом надежности защиты.

Арсенал наиболее оцениваемых приемов не соответствует арсеналу наиболее используемых приемов. Так, в 10-13 лет наиболее часто оценивался бросок через спину с колен - 23,33% всех оценок; на втором месте удержание - 13,19%; на третьем - подножки - 11,17%; на четвертом - зацепы - 9,34%; на пятом - сваливание - 8,42%.

В 14-15 лет эта динамика выглядит так: бросок через спину с колен - 27,12%; подхват под одну ногу - 10,73%; удержание - 9,04%; подсечки - 8,47%; зацепы голенью - 7,91%.

В 16-18 лет: бросок через спину с колен - 20,20%; удержание - 14,94%; подножки - 10,36%; подхват под одну ногу - 8,83%; зацепы голенью - 8,49%.

У мужчин в соревнованиях 2013 г.: бросок через спину с колен и подножки - по 12,07%; подсечки - 10,59%; подхват под одну ногу и удержание - по 10,10%; зацепы голенью - 9,11%; бросок через голову с упором на стопы в живот - 7,39%.

В соревнованиях 2009 г.: бросок через спину с колен -20,14%; броски с захватом ног - 11,51%; подхват под одну ногу - 9,35%; подножки и бросок через голову с упором на стопы в живот - по 7,91%; удержание - 7,67%.

Следовательно, наиболее эффективные приемы во всех возрастных группах: бросок через спину с колен, удержание, подножки, подхват под одну ногу (кроме дзюдоистов 10-13 лет, которые не в состоянии выполнить подхват).

Анализ 235 схваток сильнейших дзюдоистов мира выявил такую динамику наиболее эффективных приемов: бросок через спину с колен - 15,75%; зацепы голенью -13,36%; подхват под одну ногу - 8,22%; подножки и удержание - по 6,51%; бросок через спину - 5,82%.

Итак, по составу наиболее эффективных приемов кыргызстанцы в основном соответствуют международному уровню. Только зацепы у них на четвертом месте, а у сильнейших дзюдоистов мира - на втором, и бросок через спину они применяют чаще.

Литература

  1. Миндиашвили Д.Г. Учебник тренера по борьбе / Д.Г. Миндиашвили, А.И. Завьялов. - Красноярск: Изд-во КМГУ, 1995. - С. 184-186.
  2. Спортивная школа как социально-педагогическая система / А.Г. Паршиков // Социально-педагогическое проектирование. - СПб.: Изд-во СПб. ГАФК, 2004. - С. 57-62.
  3. Теория, методика обучения и спортивной тренировки в дзюдо. [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. физкульт. зав., слушателей системы повышения квалификации / под ред. д.п.н., проф. А.В. Еганова. - Челябинск: «Уральская Академия», 2012. - 538 с.
  4. Ким Ю.С. Основы дзюдо / Ю.С. Ким, Л.П. Югай. - Ташкент: Изд-во Уз. ГИФК, 2005. - 140 с.
  5. Ясухиро Я. Боевой дух дзюдо. Уникальная техника мастера / Я. Ясухиро. - М.: Фаир-Пресс, 2004. - 192 с.
  6. Harrington P.
  7. Mikihiro M.
  8. Калмыков С.В. Индивидуальность в спорте / С.В. Калмыков. - Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1993. - 104 с.
  9. Райский И.И. Дзюдо: в помощь арбитру. [Текст]: учеб. пос. для студ. высших учеб. зав. / И.И. Райский. - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2011. - 120 с.
  10. Райский И.И. Организация и проведение соревнований по дзюдо. [Текст]: учеб. пос. для студ. вузов / И.И. Райский. - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2013. - 129 с.

References

  1. Mindiashvili D.G. Textbook of trainer on a fight / D.G. Mindiashvili, A.I. Zavyalov. - Krasnoyarsk: KMSU, 1995. - Pp. 184-186.
  2. Sport school as socially-pedagogical system / A.G. Parshikov // Socially-pedagogical planning. - St.-P.: SAFK press, 2004. - Pp. 57-62.
  3. A theory, methodology of educating and sport training, is in judo. : textbook for the students of higher educational athletic establishments, listeners of the system of in-plant training / A.V. Eganov. - Chelyabinsk: "Ural Academy", 2012. - 538 p.
  4. Kim Y.S. Bases of judo / Y.S. Kim, L.P. Ygai. -Tashkent: Uz. SIFK, 2005. - 140 p.
  5. Ysukhiro Y. Competitive spirit of judo. Unique technique of master / Y. Ysukhiro. - M: Fair-Press, 2004. - 192 p.
  6. Harrington P. Judo Basics: Principles, Rules and Rankings / P. Harrington. - New York: Kodansha America, Inc., 2002. - 208 p.
  7. Mikihiro M. Judo / M. Mikihiro, Y. Kaori. - Tokyo, 2007. - 160 p.
  8. Kalmyikov S.V. Individuality is in sport / S.V. Kalmyikov. - Ulan-Ude: Buryatskoe knijnoe izdatelstvo, 1993. - 104 p.
  9. Raiskiy I.I. Judo: in a help to the arbiter. : train aid for the students of higher educational establishments / 1.1. Raiskiy. - Bishkek: KRSU press, 2011. - 120 p.
  10. Raiskiy I.I. Organization and realization of competitions on judo. : train aid for the students of higher educational establishments / I.I. Raiskiy. - Bishkek: KRSU press, 2013. - 129 p.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!