Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Виды Йоги — йога для начинающих — какую выбрать? Самостоятельное ли это направление? Контролирование веса тела

Йога полезна для души и тела, она очищает человека как на физическом, так и на духовном уровне. Вы хотите заняться йогой, но для начала желаете узнать побольше о том, что это такое? Сейчас мы немного расскажем вам о том, что такое йога.

Определение йоги

Учение, которое включает в себя собрание физических и психологических упражнений, называется йогой. Эти упражнения направлены на очищение души и всего тела. Такая связь называется добровольной, так как человек входит в контакт с самим собой. Он работает над своим телом, дыханием и сознанием. Еще это духовное освобождение от рутины, от суеты этого мира. Человек воссоединяется с Единым.

Для начала необходимо познакомиться с теорией, а потом уже переходить к самой практике. Как вы, наверное, уже слышали, йога пришла к нам из Индии. Если перевести слово «йога», то значение ее будет звучать как «единение», «союз», «связывать». Ученые выяснили, что самое первое упоминание о йоге было в Ригведе - книге гимнов. Эта книга очень древняя, она является частью Вед (религиозных индуистских текстов).

Йога - это не только ряд простых физических упражнений. В ней заложена серьезная философия. Эту философию воспринимают как метод саморазвития, способ познания мира, который является главным звеном между телом и душой. Храм души нужно обязательно беречь и пытаться его сохранить как можно дольше. Вот для чего существует в нашем мире йога.

Асаны

Один из главных вопросов, который возникает у начинающих йогов: что дает йога, каковы ее цели и задачи? Главная задача йоги - совершенствование человеком своего тела. Существуют такие позы, которые называются асанами. Эти позы неподвижны, в них человек становится отрешенным, он независим от своего тела. Такая отрешенность связана с душевной устойчивостью и уравновешенностью.

Когда человек выполняет асаны, он приобретает душевную, психологическую и физическую силу и здоровье. Он управляет своими эмоциями, контролирует мысли, учится самообладанию и умению держаться в равновесии. Это требуется нам для того, чтобы преодолеть жизненные трудности, мы обретаем спокойствие и удовлетворенность судьбой. Так человек улучшает и повышает качество жизни. После того как мы провели контроль ума, плавно переходим к работе с сознанием. Мы достигаем состояния покоя, чувствуем единение со всей природой. Это то, чем хороша йога.

Хатха-йога

Подробнее поговорим о том, для чего нужна йога. Сегодня во всех современных фитнес-клубах существуют множество видов йоги, вы сможете выбрать любой, какой вам больше по душе. Одним из таких разновидностей йоги является хатха-йога. В целом, все виды йоги происходят из основной хатха-йоги. Каждую позу, каждую асану мы направляем на расслабление, мы учимся пропускать через себя всю энергию при медиации и управляем своим дыханием. Во время медитации принято говорить слова мантры. Мантры - это молитвы. Главной целью хатх-йоги является достижение душевного покоя. Нужно приобрести равновесие между телом, духом и окружающим миром.

Аштанга-йога

Одним из быстрых и динамичных вариантов йоги является аштанга-йога. Она напоминает упражнения в аэробике. В йоге все серии поз постоянно проходят в одном и том же порядке, а также в одном ритме дыхания. Для занятия аштанга-йогой вам понадобится хорошая физическая подготовка.

Йогалатес

Еще одной совокупностью элементов асан и медитации является йогалатес. Йогалатес помогает развить гибкость, включает в себя растяжки, пилатес и систему силовых упражнений. Если вы захотите заниматься этим видом йоги, то с легкостью сможете его освоить, потому что для этого не потребуется большого уровня физической подготовки. Также йогалатес приводит мышцы в тонус.

Когда человек занимается йогой, его тело и душа расслабляются, происходит душевное обновление. Человек избавляется от депрессии и стресса, обретает душевную гармонию.

Йога – древнее учение, целью которого является достижение человеком особого состояния, именуемого самадхи, а проще, нирваны. Для простого человека это может показаться чем-то нереальным, тем не менее, состояние самадхи – особое состояние человеческой психики, которое можно сравнить с трансом или летаргическим сном.

Если говорить простым языком, то йога – это комплекс определенных действий и упражнений, сложившихся на протяжении нескольких тысячелетий, и способных привести психику человека к определенному состоянию (самадхи). Собственно, комплекс упражнений и действий называется практикой йоги.

На сегодняшний день занятия йогой настолько популярны, что многие люди начинают их посещать, не очень-то представляя себе, что же такое йога. А ведь это очень важно знать хотя бы для того, чтобы выбрать для себя правильное направление.

Немного истории

Долгое время считалось, что «Йога-сутра», написанная древнеиндийским философом и ученым Патанджали и датируемая 2 веком до нашей эры, является самым древним йогическим текстом. Однако недавно это мнение было опровергнуто. На территории Индостана были произведены раскопки древних городов, возраст которых более 4 тысяч лет до нашей эры, во время которых были обнаружены рисунки людей в традиционных позах йоги – асанах. Таким образом, достоверно можно сказать, что в те время йога уже существовала.

Тем не менее, активное развитие йогического учения ученые связывают именно со знаменитой «Йогой-сутрой», а четкие и лаконические высказывания Патанджали считаются фундаментом йоги.

Как происходит практика йоги?

Несмотря на обилие информации о йоге, большинство людей интересует, что, собственно, дадут им занятия йогой и с чего их начать?

Практика классической йоги состоит из восьми этапов:

  • Йама - самоограничения и правила поведения.
  • Нийяма - этические нормы, заключающиеся в соблюдении чистоты ума и тела. Йама и нийама призваны воспитать в человеке нравственность, определенные моральные качества и нормы гигиены тела.
  • Асаны - собственно, упражнения йоги.
  • Пранаяма - практика правильного дыхания. Асаны в совокупности с пранаямой представляют собой определенный вид гимнастики. Безусловно, посещая занятия йоги для начинающих, любой человек может освоить комплекс этих упражнений, однако это не дает ему право называться йогом. В выполнении асан заложено нечто большее. Только последовательное выполнение всех этапов будет оказывать на человека глубокое лечебное воздействие, которое усилится при правильном выполнении упражнений йоги.
  • Пратьяхара - практика отключения сознания от органов чувств. Стоит отметить, что именно на основе данной практики основываются современные аутотренинги и медитации.
  • Дхарана - сосредоточение.
  • Дхьяна - концентрация.
  • Самадхи - цель йоги, достижение особого состояния просветления.

Прохождение всех восьми этапов доступно далеко не каждому человеку. Но не стоит рассматривать последний этап йоги, как конечную цель. Прохождение каждого этапа – это поднятие на одну ступень выше вашего умственного и физического самоощущения.

Виды йоги

Существует множество видов йоги, но вот самые популярные ее направления:

  • Йога Айенгара, которая позволяет оздоровить тело благодаря точному выполнению асан и пранаям. Помогает данный вид йоги для похудения и совершенно не имеет противопоказаний. Заниматься ею можно в любом возрасте.
  • Аштанга-Виньяса – основной упор делается на плавность движений. Этот вид йоги не слишком эффективен для оздоровления, но зато прекрасно тренирует выносливость и силу. Отлично подходит этот вид йоги для похудения. Особенно полезен в детском возрасте. Противопоказания: серьезные проблемы со здоровьем.
  • Кундалини – объединяет в себе медитацию, дыхательные упражнения, хатха-йогу и песнопения. Основная цель этого вида йоги – правильное дыхание, мышечное расслабление, концентрация внимания. Все движения неторопливы, каждая асана направлена на нормализацию нервной системы и внутренних органов.
  • Все, желающие начать занятия йогой, должны предпочесть видеоматериалам и книгам живое общение с инструктором. С этой целью лучше обратиться в специализированную школу, где предусмотрены кружки йоги для начинающих.
  • Прежде всего, необходимо не просто начать упражнения йоги, а проникнуться ее философией. Опять же, самым правильным решением будет отправиться в специализированную школу.
  • После прохождения базового курса можно взять у инструктора несколько индивидуальных занятий йогой. Целью этих занятий является получение ответов на интересующие вас вопросы, коррекция режима дня и режима питания.
  • Следует помнить, что в упражнениях йоги самое главное – постоянство. Делать упражнения необходимо регулярно 2-3 раза в неделю. Если же вас больше интересует йога для похудения и вам необходим быстрый результат, можно заниматься 2-3 раза в день по 15-30 минут.
  • Если у вас есть серьезные заболевания, в частности болезни опорно-двигательного аппарата, рекомендуется предварительно проконсультироваться с инструктором школы йоги или лечащим врачом.
  • Помните, что курение – еще не повод отказываться от занятий. Вполне возможно, спустя определенное время, выполняя специальные упражнения йоги, вы сможете полностью отказаться от этой вредной привычки.

Что происходит во время занятий йогой?

Существует около восьми миллионов асан. Из них йоги активно используют только две-три сотни и всего несколько десятков асан являются самыми полезными и необходимыми для полноценного здоровья на всю жизнь.

Во время выполнения упражнений йоги раздражение мышечных нервов и напряжение мышц положительно воздействует на центральную нервную систему, улучшая работу сердца, органов дыхания и кровообращения. Пранаяма позволяет освоить все виды дыхания: ритмическое, полное, замедленное, контролируемое. Упражнения воздействуют на двигательный аппарат и все важнейшие системы организма. Таким образом, человек становится бодрее, выносливее, сильнее. При интенсивных занятиях йогой уменьшаются жировые отложения, укрепляются суставы и кости, подтягиваются мышцы, кожа становится эластичной, упругой и гладкой.

Достоинства йоги:

  • При помощи упражнений йоги вы научитесь управлять своим телом.
  • Йога помогает исправить осанку, достичь гибкости. Полезна йога для похудения.
  • Занятия йогой помогают уменьшить в крови гормон стресса, который не дает кальцию удерживаться в костях. Следовательно, занятия способны избавить человека от остеопороза или отсрочить его возникновение.
  • Йога помогает избавиться от стресса и вредных привычек.
  • При помощи йоги вы сможете научиться расслабляться и забывать о проблемах.

Но следует помнить, что достичь всех этих результатов возможно только при регулярных тренировках.

Еще одним существенным преимуществом йоги является то, что для выполнения упражнений не нужно никакое дополнительное оборудование. Достаточно только удобной спортивной одежды.


Сегодня учение йоги набирает популярность на Западе. Можно с уверенностью сказать, что этим древним знанием охвачена вся планета - повсюду появляются новые йогические школы, ашрамы, направленные не только на работу с телом, но и специализированные медитативные центры.

Легенда о возникновении йоги

/>

Шри Матсиендра был рыбаком, и однажды его проглотила огромная рыба, скрывшаяся на дне океана, около того места, где Великий Бог Шива намеревался раскрывал сокровенные тайные Учения йоги своей супруге Парвати. Во время передачи особых наставлений Парвати уснула, и когда Шива спросил, получила ли она передачу Учения, Матсиендра из брюха рыбы пропел: «Ом». Получилось, что он получил посвящение раньше самой жены Бога Шивы!

Матсиендра был очарован учением йоги. Проведя 12 лет в рыбьем брюхе и изучая все это время духовные практики йоги, он освободился (достиг просветления). Будучи уже просветленным Мастером, Матсиендр передавал это учение (Дхарму) многим живым существам ещё в течении пятиста лет, после чего полностью растворил элементы своего материального тела в Ясном Свете и исчез.

Так или иначе, но в одном из важнейших трактатов «Хатха Йога Прадипика» в линии передачи знания первым после Шивы назван Матсиендра. Ему посвящена одна из самых популярных асан хатха-йоги - матсиендрасана.

Исторические факты и археологические свидетельства

Йога как система возникла в Индии в глубокой древности. Об этом свидетельствуют древнейшие письменные памятники индийской культуры, дошедшие до нас, а именно Веды – сборник самых древних писаний на санскрите. Веды состоят из четырех частей:

  • Ригведа (Веда гимнов);
  • Самаведа (Веда песнопений);
  • Яджурведа (Веда жертвенных формул);
  • Атхарваваеда (Веда заклинаний).

В Ригведе, создание которой ученые датируют двумя с половиной тысячами лет до нашей эры, упоминается о йоге как об определенном своде законов, касающихся социальных, нравственных и экологических сторон жизни общества.
Ряд ученых возводят происхождение йоги к III-II тысячелетиям до нашей эры, на основании того, что во время раскопок городов Мохенджо-Даро и Хараппы в долине реки Инд были найдены печати с изображением людей, которые находились в различных позах йоги .

Первые письменные памятники - Веды - появились, как принято считать, после вторжения в Индостан арийских племён. Если коренная культура была уничтожена именно ими, то за десять веков, прошедших от этого события до возникновения Вед, йога, как её элемент, была ассимилирована завоевателями. Однако существует и альтернативная точка зрения, согласно которой Йога была принесена в Индию ариями.

Первым и самым почитаемым по сей день систематизированным руководством по классической йоге, дошедшим до нас, являются Йога-сутры , их авторство приписывают мудрецу Патанджали , который был не только известным теоретиком и практиком йоги, но и аюрведическим врачом.

Философские принципы йоги и её мировоззрение подробно описаны в древнем трактате «Бхагавад-гита » (точной датировки нет, предположительно III-I тысячелетие до н.э.). Текст Гиты – это разговор между богом Кришной и воином Арджуной перед битвой на Курукшетре, где Кришна обучает Арджуну науке жизни.

Согласно Бхагавад-Гите «йога - это равновесие ». Идеалом Гиты является не аскет из пещеры, погруженный в глубокую медитацию, а обычный человек. Йогин не должен покидать мир, напротив, он должен оставаться в нем, не уклоняясь от естественных условий жизни и быта. Легко быть просветленным, оградив себя от влияния внешнего мира, а вот сохранять гармонию, не поддаваясь внешним соблазнам – гораздо сложнее. Главные условия: систематичная практика и непривязанность к материальному. Именно такая интерпретация сделала йогу необыкновенно популярной в индийском обществе, а представление о том, что только бескорыстная деятельность ведёт к освобождению, сохранилось до наших дней.

Существуют и другие йогические тексты, наиболее известны из которых популярные средневековые тантрические тексты по Хатха-йоге, написанные простым языком, понятным для масс. Это «Шива-самхита » и «Гхеранда-самхита », а также «Хатха-йога Прадипика ».

До появления упомянутых текстов (в XII в.) известна йога, приписываемая некому Горакх-натху, согласно легенде составившему «Горакша-шатаку », тезисное изложение по Хатха-йоге.

ЙОГА

Специальный санскритский термин для обозначения психотехники, ориентированной сугубо на глубинные трансперсональные состояния сознания. Буквальный перевод обозначает «связь, соединение», понимаемое шире как «связывание воедино, сопряжение чувств, мыслей и психических факторов вообще и их сосредоточение на единственном объекте созерцания» (Торчинов Е. А., 1997). Ошибочная аналогия этимологических пар «йога- связь» и «религия-связь» приводит к ложной интерпретации термина, сводящейся к соединению человеческой природы с Космосом, Богом или Абсолютом.
Исторически развитие Й. связано с индуизмом и буддизмом, в целом с индийской культурой. В письменных источниках термин Й. употребляется в двух основных и одном второстепенном значениях. Согласно исследователю йогической психотехники Е. А. Торчинову, прежде всего она «тщательно разработанный и выверенный традицией набор средств и приемов для достижения определенных трансперсональных состояний сознания, оценивающихся традицией как состояния реализации религиозной прагматики учения - "освобождение"». В этом смысле Й. характерна для всех религий традиционной Индии, почему можно говорить об индуистской Й., буддийской Й., джайнской Й. и др. В более узком значении Й. обозначает одну из даршан (религиозно-философских систем) брахманской философии, созданной мудрецом Патанджали (II в. до н. э.). Третье, второстепенное значение слова Й. означает колдовство, волшебство, магию и магические силы.
Й. как психотехника является определяющей в архитектонике индийского структурного полиморфизма, хотя неоднозначно оценивается в различных школах и направлениях. Так, буддийский подход основан на психотехническом опыте основателя этого религиозно-философского направления и поощряет практику Й. ради освобождения - нирваны. В то же время в индуизме не всякий психотехнический (йогический) опыт считается ценным и положительным.
В европейский лексикон Й. вошла как способ достижения особых состояний психики с помощью приемов, управляющих эмоционально-вегетативной сферой. Синкретизм восьмеричной Й. Патанджали (часто называемой раджа-Й., царственной Й.) и буддизма является базовой основой осмысления и практики в европейской науке и культуре. Классическая Й. и ее модификации классифицируются по методам на три группы:
1. Ориентированные на созерцание, познание (джняна-Й., отчасти Й. буддизма Махаяны).
2. Использующие эмоциональное возбуждение (индийское бхакти).
3. Применяющие психофизическую регуляцию с включением в психотехнический процесс соматический фактор (тантрическая Й. в буддизме и индуизме, «внутренняя алхимия» в даосизме). В психотерапию Й. вошла в форме, адаптированной к задачам регуляции психосоматических связей, не учитывая глубинных религиозно-культурных корней комплексности и последовательности ее этапов. В частности, медицинский подход недостаточно внимательно относится к нравственно-этической подготовке личности перед психофизиологическими упражнениями. Опытные учителя (гуру) предупреждают, что без этической подготовки заниматься Й. опасно (Sivanada Swami, 1960).
Классическая Й. включает в себя восемь ступеней:
Этические
1) яма;
2) нияма;
Физиологические
3) асана;
4) пранаяма;
Психологические
5) пратьяхара;
6) дхарана;
7) дхьяна;
8) самадхи.
Яма - это этические правила поведения, выполнение которых способствует «психическому очищению». Принципы ямы включают воздержание от проявления зла по отношению ко всему живому, милосердие, правдивость, доверительность, неподкупность, нестяжательство, контроль над чувствами и желаниями, половое воздержание, ограничение питания и др. Следование этим принципам является необходимым условием медитации. Считается, что по мере ужесточения воздержания увеличивается способность к психической саморегуляции.
Нияма - свод приемов, предназначенных для «внешнего очищения», нормализации деятельности внутренних органов. Это достигается с помощью очистительных процедур, умеренного питания. Развивая принцип воздержания, нияма рекомендует избегать излишних разговоров, производить только целесообразные движения, говорить мало, медленно и мягко, посредством чего устанавливается контроль над мыслями, ибо речь есть «рассеивание ума».
Следующие две ступени - асана и пранаяма - составляют так называемую хатха-Й., целью которой является совершенствование тела, освобождение его от склонности к усталости и замедление процесса разрушения и старения. Согласно учению йогов, в организме человека постоянно циркулирует по меридианам-каналам энергия - Прана, формой проявления которой является взаимодействие двух противоположностей - ха (Индия) или ян (Китай) (положительная сила, энергия Солнца) и тха (Индия) или инь (Китай) (отрицательная сила, энергия Луны). Задача хатха-Й. состоит в гармонизации этих двух начал.
Асаны - это специальные позы, пребывание в которых, согласно Патанджали, приводит к прекращению борьбы между ян и инь. С. А. Гуревич (1985) отмечает тройное воздействие асан на человека: физическое, психическое и, наконец, терапевтическое влияние на деятельность внутренних органов и желез внутренней секреции. Одна из целей асан - противостоять дискинетической активности гладкой мускулатуры, возникающей при стрессах. Приобретая способность неподвижно пребывать в одной из этих поз, человек улучшает свои возможности концентрации сознания.
Пранаяма - управление жизненной энергией (биоэнергетикой) посредством контроля дыхания. Связь между дыханием и психическим состоянием человека была замечена йогами в глубокой древности: при психическом напряжении отмечается задержка дыхания, облегчение сопровождается более или менее глубоким выдохом («вздох облегчения»). Правильное дыхание способствует ясности ума. Рамачарака (1915) считает ошибочным сведение пранаямы к контролю дыхания. Он пишет, что управление дыханием в различных дыхательных упражнениях служит для замедления метаболизма и высвобождения некоторого количества жизненной энергии, обычно расходуемой на нужды тела. Однако это лишь опосредованный способ управления жизненной энергией. Цель же состоит в полном овладении ею, и эта цель достигается посредством различных йогических практик. Зрелые йоги демонстрируют свое умение останавливать сердце, не дышать по желанию, в прошлом некоторые йоги давали закапывать себя в землю на несколько дней.
Пратьяхара - это самоуглубление, отвлечение от чувств. Жизненная энергия отводится от органов чувств, и медитирующий йог, судя по записи биотоков его мозга, больше не реагирует на бесконечный поток стимулов из внешнего мира. Патанджали определяет самоуглубление как возвращение чувств к первоначальной чистоте путем отвлечения от объектов. Вивекананда (1911) выделяет два этапа в освоении пратьяхары. Первый связан с «выключением чувств», для чего рекомендуется позволить мыслям блуждать, пассивно наблюдая за тем, о чем думается, не стараясь остановить мысль. По существу, на этом этапе пратьяхара аналогична методу свободных ассоциаций. На втором этапе задачей является освобождение мыслей о теле, ощущение полного «растворения» тела: практикующийся представляет, как каждая часть тела от ног к голове «уходит в бесконечность».
Дхарана - концентрация (фиксирование внимания) на определенном объекте. Это упражнения в планомерной сосредоточенности, которые существенно не отличаются от приемов пратьяхары. Дхарана - это пратьяхара на объект (например, кончик носа), вчувствование в объект.
Дхьяна - медитация. Это концентрация на отвлеченных идеях (любовь, чистота, уверенность и т. п.). Всякие предметные (образные) формы созерцания исключаются. Сосредоточение направляется на идею, смысл, не связанный с какой-либо конкретной формой. Такое состояние, как правило, сопровождается экстазом и называется самадхи.
Самадхи - озарение, состояние сознавания, или постижения, Истины. Это состояние не поддается описанию, поскольку в поле сознания нет ничего, к чему могли бы относиться слова. В данном случае можно говорить о высвобождении реликтовых форм дологического мышления, которое непосредственно связано с континуальным (глубинным) потоком сознания. Этот вид сознания присутствует в нас, но остается скрытым логико-структурированным мышлением. Таким образом, просветление наступает тогда, когда человек освобождается от привязанности к слову и знаку. Надо реализовать то состояние сознания, которое максимально благоприятствует непосредственному переживанию психологического опыта (вне словесной передачи). Необходимо «опустошить сознание» до полного отсутствия мыслей или образов для управления континуальным потоком сознания - такого сознания, которое открывается после снятия вербализации. Этим методом и является медитация (Абаев Н. В., 1989). В самадхи человек полностью владеет своими физическими и психическими способностями. Достигший самадхи может произвольно регулировать жизненные процессы, обмен веществ, понижать и повышать температуру, давление.
Й. является источником многих психотерапевтических приемов психической саморегуляции. Аутогенная тренировка Шульца (Schultz J. Н., 1987) в значительной степени основывается на практике йогов. Черты сходства и различия аутогенной тренировки и системы йогических упражнений Шульц подробно разбирает в своей работе «Высшая ступень аутогенной тренировки и раджа-йога» (1932). Поза лежа в аутогенной тренировке соответствует шавасане, поза кучера - садхасане (поза созерцания). В последней позе подбородок приближается к груди, открывается рот, расслабляется мимическая мускулатура, язык слегка прижимается к нёбу, взгляд направлен немного выше переносицы с одновременной конвергенцией глазных яблок. Это внутренне-верхнее положение глазных яблок является составным элементом гипноза. Деление аутогенной тренировки на первую и вторую ступени соответствует преемственности между хатха-Й. (Й. тела) и раджа-Й. (психологической Й., включающей последние четыре ступени классической Й.). В Индии физические упражнения хатха-Й. входят в комплексы гигиенической гимнастики и используются миллионами людей. Раджа-Й. распространена главным образом в специальных учебных заведениях. Сложность и громоздкость системы Й. делают ее практически неприемлемой для массового применения. Трансцендентальная медитация, предложенная Махариши Махешем Йогой, получившая широкое распространение в современном мире, устраняет отмеченный недостаток. Медитация применяется в дзэн-психотерапии, а также в психотерапевтических техниках морита-терапии и найкан-терапии. Из других методов психической саморегуляции, основанных на системе Й., широко используется пранаяма, или контроль дыхания, а также шавасана - поза полного расслабления (поза трупа).
Шавасана представляет значительный интерес для психотерапии, поскольку считается, что расслабление в этой позе (асане) приблизительно в 5 раз глубже, чем в аутогенной тренировке. Упражнение имеет много модификаций. Ниже приводятся два варианта шавасаны - простой и энергетический (Гуревич С. А., 1985). При шавасане человек лежит в свободной одежде на спине с ногами, раздвинутыми приблизительно на 30°, и руками, отведенными от туловища на 15°, с повернутыми предплечьями и полусогнутыми пальцами. Глаза закрыты. В этом положении осваивается медленное ритмическое диафрагмальное дыхание с короткой паузой после каждого вдоха и более продолжительной - в конце выдоха. Внимание концентрируется на ощущениях в ноздрях (прохладе вдыхаемого и теплоте выдыхаемого воздуха), что способствует концентрации и, следовательно, большей мышечной релаксации, которая достигается путем последовательного расслабления мышц до ощущения тяжести. Длительность выполнения - приблизительно 30 минут. В процессе упражнения врач проверяет степень релаксации, поднимая и опуская конечности. Ежедневные занятия шавасаной в течение трех недель приводят к субъективному и объективному улучшению самочувствия пациентов, к снижению артериального давления, уменьшению частоты сердцебиений, нормализации сна, успокоению.
В практике психотерапии целесообразнее использовать иной, более сложный, но одновременно более эффективный вариант упражнения - «энергетический». Его усвоение происходит в три этапа: расслабление с помощью самовнушения, мыслительная работа с активными областями организма, расслабление с использованием «образа энергии». Первая часть упражнения близка к аутогенной тренировке: медленно, монотонно проговариваются формулы самовнушения, позволяющие добиться мышечного расслабления. Формулы рекомендуется формировать в триаде - законченные блоки из трех предложений, первое из которых предназначено для переключения внимания, второе представляет собой динамическое самовнушение, третье вызывает статическое состояние. Концентрации помогает представление потока внимания - «луча фонарика-прожектора», который «освещает» ту область тела, с которой ведется работа. Проговаривая, например, «Мое внимание на лице», человек представляет, будто луч фонарика освещает его лицо. В отличие от классической аутогенной тренировки, расслабление проводится снизу вверх, от ног к голове. Упражнение начинается и завершается формулой успокоения: «Я (мысленно представляется все тело) успокаиваюсь. Я спокоен». Затем следуют формулы релаксации, охватывающие по мере усвоения все большие группы мышц. Каждая формула произносится лежа в шавасане мысленно, с полным сосредоточением на нужном участке тела, повторяется 3-4 раза с 3-4-секундным промежутком. По мере усвоения упражнения из триады самовнушения удаляется динамическая часть («такая-то часть тела расслабляется»), и формула звучит так: «Мое внимание на... Такая-то часть расслаблена». Полное выполнение первого этапа шавасаны занимает 30-40 минут.
Согласно концепциям восточной медицины, в человеческом теле существуют области, которые являются «выключателями»: если на них сконцентрировать внимание, то расслабляются определенные группы поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры. Работа с активными областями - более высокая ступень шавасаны. Здесь не нужно произносить фразы самовнушения, достаточно лишь направить на данную активную область внимание и потом представить, что эта зона становится мягче, «тает», «растворяется». Выделяют 16 основных зон и одну дополнительную: пальцы ног, лодыжки, колени, область половых органов, область ануса, кисти рук, область пупка, локти (дополнительная), область желудка, область сердца, плечи, горло, губы, кончик носа, точка между бровей, середина большого родничка головы, макушка черепа. На расслабление каждой активной зоны по мере усвоения упражнения должно уходить все меньше времени: в среднем оно составляет 15-20 секунд. После усвоения этого этапа можно перейти к третьей ступени шавасаны - энергетическому расслаблению. Методика выполнения третьей части: находясь в шавасане, мысленно представляем, что энергия медленно поднимается от ног к голове и через точку между бровей («третий глаз») «выливается» наружу. Образ энергии рисуется по-разному: в виде тепла или холода, «мурашек» и т. п. Иногда в процессе упражнения возникает мелкое подергивание мышц, что считается явлением положительным: «энергия промывает тело». Длительность этого этапа расслабления в шавасане - около 3-4 минут. В процессе выполнения расслабления возникает гипноидное состояние. Поэтому выход из шавасаны должен быть плавным: подтягивается носок правой ноги, далее подтягиваются оба носка, пятки при этом выдвигаются вперед. В дальнейшем руки сжимаются в замок и, медленно поднимаясь вверх, выворачиваются. Все тело тянется вслед за руками, и человек садится.
Шавасана дает значительный эффект при многих психосоматических заболеваниях и неврозах, особенно осложненных гипертоническим синдромом и диссомнией, быстро снимает психическое напряжение, тревожность, усталость, компенсирует недостаток сна. Абсолютных противопоказаний шавасана не имеет, но ею не следует заниматься более 45 минут из-за возникающей гипотонии.
Последовательное рассмотрение всех ступеней Й. выявляет тесную связь этого учения с психотерапией. Положительная оценка психотерапевтических аспектов Й. обусловлена в настоящее время четким разграничением религиозно-мистического обрамления концепций народной медицины Востока и их практических приемов. В последние годы появилось много психотерапевтических исследований, посвященных этой проблеме, с тем чтобы, критически осмыслив Й., поставить ее наследие на службу практическим потребностям психотерапии.


Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ЙОГА" в других словарях:

    - (санскр., букв. соединение, участие, порядок, а также глубокое размышление, созерцание), одно из шести осн. ортодоксальных, (брахманских) направлений в инд. мысли, выработавшее целый комплекс приёмов для достижения особого духовного… … Философская энциклопедия

    Падмасадана, хатха йога, хатха, кундалини Словарь русских синонимов. йога сущ., кол во синонимов: 13 бхакти йога (1) … Словарь синонимов

Йога - это целостное и многогранное учение о познании себя и окружающего мира, имеющее тысячелетнюю историю. В древности она была крайне закрытой системой, поскольку техники и практики были очень сильными и давали реальное могущество.

Это наука очень конкретная, в ней много конкретных упражнений и методик, позволяющих реализовать свой внутренний потенциал, раскрыть заложенные в каждом человеке колоссальные физические и ментальные способности, поддерживать себя в прекрасной физической форме.

Занимаясь йогой, человек выходит из «серых будней» в новый, совершенно фантастический и волшебный мир, становится все более открытым, искренним, добрым, начинает жить более яркой, насыщенной, полноценной жизнью.

Учение не только помогает улучшить физическое здоровье, обрести сильное, стройное, выносливое тело, но и позволяет полностью реализовать себя во всех сферах жизни - в работе и учебе, в карьере и бизнесе, в семейных и межличностных отношениях, в профессиональном и личностном развитии и многих других областях человеческой деятельности.

Это внекармический подарок Вселенной, оставленный нам учителями и учительницами древности, которые уже достигли всех целей, о которых только можно мечтать. Они оставили нам знания йоги, чтобы помочь нам как можно быстрее изменить свою жизнь к лучшему, подняться на новый духовный уровень.

Является ли йогой любая система самопознания?

Нет, не является. Йогой можно назвать лишь ту систему самопознания, которая строго придерживается первого принципа йоги, или принципа доброты, и второго принципа, или принципа здравого смысла.

Первый принцип говорит нам, что мы «не должны причинять вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости; если же нет возможности не причинять вреда, то мы должны поступать так, как велит наш долг». Этот принцип является краеугольным камнем любой системы самопознания, без соблюдения его невозможно подняться на новый духовный уровень.

Второй принцип, или принцип логики, говорит нам, что «мы не должны растрачивать свое время и силы по мелочам. Мы должны сперва очень четко осознать свои цели, будь эти цели в работе, учебе, йоге или любой другой сфере деятельности, а затем направлять все свои усилия только на достижение этих целей.

Поэтому прежде чем вовлечься в очередную деятельность, мы должны спросить себя, а ведет ли она нас к цели, и если нет, мы должны безжалостно ее отбросить, какой бы заманчивой она нам не казалась».

Соблюдая первый и второй принципы, мы рано или поздно интуитивно «нащупываем» свой жизненный путь, который называется дхармой,или предназначением, а, идя по нему, мы быстрее достигаем всех намеченных целей и при этом лучше осознаем свой долг.

В чем главный секрет? Как понять, какие упражнения являются упражнениями йоги?

Фундамент всей йоги, основной секрет любого упражнения йоги состоит в гармонии, в правильном сочетании того, где надо себя заставить и того, где можно себе позволить.

Если вы будете только себе позволять, прогресс будет идти медленно, потому что занятия йогой требуют от человека воли, решимости, усилия; напротив, если вы будете слишком форсировать процесс и постоянно «держать себя в узде», не расслабляясь ни на секунду, это тоже замедлит вашу практику. Аскетизм в йоге совершенно необходим, но он должен гармонично сочетаться с расслаблением и получением наслаждения от практики.

В йоге самое главное не то, ЧТО вы делаете, а то, КАК вы выполняете то или иное упражнение. Вы можете скрутиться в три узла и принять самую сложную асану, которая будет выглядеть один-в-один как на картинке, но не будет при этом йогой, а можете принять самую простую позу и получить от нее колоссальный эффект.

Другими словами, мы должны избегать крайностей, соблюдать принцип здравого смысла и очень внимательно прислушиваться к своему телу, к своим ощущениям, эмоциям, чувствам. Любое физическое или ментальное упражнение может как быть, так и не быть упражнением йоги, важен элемент внутренней гармонии и радости от его выполнения.

Как определить, что человек действительно преуспевает в йоге?

Главный критерий успеха только один - это привычка заниматься йогой.Безусловно, и гибкость, и стройность, и ощущение гармонии, и умение сосредотачиваться также являются показателями прогресса в йоге, однако все они вторичны и второстепенны.

Если у Вас выработалась привычка заниматься йогой каждый день - каким бы видом йоги вы не занимались, - то успех Вам гарантирован, теперь это только вопрос времени, когда придут те или иные результаты от практики. Если же такой привычки нет, вы можете очень быстро получить какой-то эффект и также быстро его потерять.

Кроме того, следует помнить, что йогой можно назвать только ту систему самопознания, которая строго придерживается первого и второго принципов - принципов доброты и здравого смысла.

Если человек злой, жестокий, причиняет вред окружающим и не хочет при этом меняться, вряд ли он сможет овладеть практиками йоги на действительно серьезном уровне.

Кто может заниматься йогой, кому она подходит?

Строго говоря, йогой может заниматься любой человек. Даже если в силу тех или иных причин вы не можете заниматься физическими йогами (возраст, проблемы со здоровьем и т.д.), вы можете практиковать другие виды йоги - медитацию, йогу сновидений, йогу визуализации, раджа-йогу и др.

Учение очень многогранное, кому-то больше подходят практики, связанные с волевыми усилиями и аскетизмом, кому-то - с методами энергии и упованием на Абсолют. Любой человек может почерпнуть для себя что-то полезное из широкого арсенала практических методов йоги.

Но, каким бы видом йоги вы не занимались, если вы будете заниматься им честно, целенаправленно, регулярно, если у вас выработается привычка заниматься, вы сможете получить поистине прекрасный результат.

Как понять, что упражнение выполняется правильно?

Не существует в принципе никаких внешних приборов или методов диагностики, чтобы определить, правильно ли выполняется то или иное упражнение в йоге. Ни один внешний наблюдатель не сможет этого сделать, определить это может только сам практикующий.

Вместе с тем йога дает некие ориентиры, как это сделать - при выполнении каждого упражнения в йоге вы должны чувствовать гармонию и состояние радости. Если вы выполняете упражнение, и хочется продолжать его делать, значит, вы выполняете его правильно. Вы можете чувствовать радость от преодоления себя, выполняя позу с усилием, применяя волю, или, наоборот, радость от переживания приятных ощущений в теле, когда поза становится комфортной, но и в том и в другом случае должны быть положительные эмоции.

Если же вы чувствуете боль, дискомфорт, желание выйти из позы, но применяете насилие над своим телом, то вы делаете что угодно, но только не йогу. В йоге считается, что насилие над телом абсолютно не эффективно и не приводит ни к каким долгосрочным результатам. Как сказано в древнем трактате по йоге, «боль и йога - несовместимы, если есть боль - нет йоги, если есть йога - нет боли».

Это основной секрет йоги, это то, что отличает ее от физкультуры и спорта. Именно благодаря методу гармонии вы начинаете лучше ощущать себя, переходите от внешнего мира к внутреннему, начинаете духовно расти. Именно этот метод позволяет Вам получить все полезные эффекты от йоги - развить и отточить свои интеллектуальные способности, научиться планировать и достигать поставленных целей, гармонично выстроить отношения с окружающими и многое-многое другое.

Что конкретно дает йога?

Если кратко структурировать все многообразие получаемых от йоги эффектов, можно ответить на этот вопрос так:

  1. Физическое здоровье, хороший энергетический тонус, прилив энергии и жизненных сил.
  2. Красивое, выносливое, стройное физическое тело.
  3. Психическое здоровье, избавление от стрессов, спокойствие, уравновешенность, внутреннюю гармонию и свободу, ощущение радости и счастья.
  4. Реальные положительные изменения в жизни - более интересная и высокооплачиваемая работа, насыщенная, интересная жизнь, выстраивание более гармоничных отношений с окружающими, высвобождение временного ресурса, достижение всех поставленных целей,
  5. Духовное развитие - человек становится более открытым, добрым, искренним, начинает лучше понимать себя и Вселенную, становится опорой для других людей.

Какие существуют виды йоги?

Видов йоги существует очень много, столько же, сколько существует проявлений жизнедеятельности человека. Как правило, к основным, классическим видам йоги относят хатха-йогу, крия-йогу, мантра-йогу, пранаяму, медитацию. Эти йоги позволяют перестроить свое физическое тело, сделать его более совершенным, выносливым, сильным, помогают обрести ясность сознания, отточить свой разум и интеллектуальные способности.

Эти йоги являются фундаментом для более сложных, экзотических йог, таких как тантра-йога, йога влюбленности, ньяса-йога, бхакти-йога, джнана-йога, раджа-йога, йога сновидений, йога визуализации и многих других. В нашей школе йоги в рамках Открытого Йога Университета изучается около двадцати видов йог - более подробную информацию об этих видах вы можете найти на сайте openyoga.ru.

Как долго надо заниматься, чтобы получить результат?

Никто в мире не сможет назвать Вам четкие сроки, даты и цифры - все зависит от вашей конкретной ситуации, от привычки заниматься, от того, какие цели вы перед собой ставите. Бывает, человек только начинает заниматься йогой, и прогресс идет очень быстро, а потом вдруг «упирается в стену».

В этом случае все зависит только от вас, от вашей воли и целеустремленности, от того, сумеете ли вы реализовать для себя метод гармонии. Но в любом случае, если занятия йогой стали для Вас привычкой, все положительные результаты придут, теперь это только вопрос времени.

Где и когда возникла йога? Где можно найти самые древние первоисточники?

История йоги насчитывает тысячелетия, сейчас не представляется возможным с точностью определить, где и когда возникло это учение. Считается, что в древности йога была распространена среди самых разных народов и стран, отголоски этого учения мы находим в мифах и легендах Европы, России, Скандинавских стран, Ближнего Востока, Египта, Индии.

Затем но неизвестным для нас причинам этот ореол значительно сузился, но по прежнему охватывал достаточно широкое географическое пространство - территорию таких стран, как Афганистан, Пакистан, Таджикистан, страны средней Азии, современной Индии, Непала, Бутана и Тибета, страны юго-восточной Азии. Сейчас этот ореол сузился еще больше, до территории современной Индии, Непала, Тибета и других близлежащих стран.

Что касается имен учителей и основателей йоги, назвать их не представляется возможным, поскольку в древности было не принято привлекать внимание к своей личности, это считалось нескромным. Мы знаем только имена менее поздних последователей йоги, таксик как Патанджали, Вьяса и других.

Поскольку знания йоги в древности передавались из уст в уста, от учителя к ученику, письменные тексты и трактаты по йоге появились уже в сравнительно позднее время. Многие тексты по йоге утеряны, а из тех, что сохранились, многие не переведены не только на русский, но даже ни на один европейский язык.

Одним из самых древних текстов по йоге, который не вызывает сомнений у специалистов-востоковедов, считается трактат «Йога сутра Патанджали». Однако в этом тексте Патанджали скорее приводит системное изложение разных подходов в йоге, обобщая их в стройную последовательность из восьми ступеней, но не излагает всю теорию и практику йоги.

На сегодняшний день можно говорить о том, что истинные знания сохранились в первую очередь в тех школах йоги, которые поддерживали традицию передачи знания от учителя к ученику на протяжении многих поколений.

Может ли йога быть опасной?

Йога - предельно безопасная система самопознания. Как показывает многовековая история, йога умеет себя защитить, сделать так, чтобы могущественные знания и техники не попали в руки человека злого, жестокого, который может причинить вред себе и окружающим. Так хитро устроена наша Вселенная, что даже если знание йоги попадет в руки такого человека, он не сможет им воспользоваться. В йоге есть классические методы и так называемые быстрые методы.

Классические методы практически полностью безопасны, изучать их может любой, но и практиковать их для получения результата надо долго, это требует решимости, мужества, воли. Быстрые методы позволяют достичь цели очень быстро, они поистине способны творить чудеса, но содержат в себе много подводных камней и могут быть опасны для практикующего.

Однако обычно человек неподготовленный не может ими воспользоваться и навредить себе, потому что никто из учителей йоги не будет учить такого человека быстрым методам, а, столкнувшись с ними самостоятельно, он просто не сможет их распознать.

Вместе с тем йога еще и еще раз призывает практикующего быть предельно внимательным к своему телу, помнить про принцип гармонии, не допускать никаких болевых ощущений. Соблюдая метод гармонии и строго выполняя все рекомендации своего учителя, вы никогда не сможете себе навредить. Это касается как классической хатха-йоги, так и всех других видов йоги.

Является ли йога открытым или закрытым учением?

В древности йога была крайне закрытым учением - непосвященных даже близко не подпускали к тайным практикам и техникам йоги. Считалось, что неподготовленный человек в любом случае не сможет ими воспользоваться, но будет вызывать негативные ассоциативные связи у других людей, которые будут отождествлять этого человека с йогой.

Однако за последние 150-200 лет ситуация кардинально изменилась. Такое ощущение, что некоторыми учителями и учительницами йоги было принято решение: все, время настало, человечество уже готово воспринять эту науку, сейчас пора полностью обнародовать знания йоги, донести их до как можно большего числа людей.

Самое интересное, что исторически это совпало с научно-технической революцией, словно учителя йоги ждали момента, когда можно будет очень быстро распространить знания йоги с помощью современных средств цивилизации. На настоящий момент получено благословение учителей йоги на открытое распространение знаний йоги - безусловно, в тех школах, которые являются открытыми, поскольку даже в наше время существует много закрытых школ.

В нашей школе йоги традиции Анандасвами считается, что знания йоги принадлежат всему человечеству, более того, история цивилизации будет во многом будет зависеть от того, сумеют ли люди воспринять это древнее знание и заложенные в нем духовные ценности.

Является ли йога религией?

Нет, не является. Йога крайне уважительно относится ко всем религиям, не выделяя ни одну из них, однако сама не является религией - это система самопознания. Заниматься йогой может человек, придерживающийся любых религиозных взглядов, а также атеист.

В йоге считается, что религия - это личное дело каждого. Йога не противоречит и прекрасно дополняет религию, однако полностью дистанцируется от любых религиозных споров и диспутов.

Как соотносятся между собой йога и наука?

Йога крайне уважительно относится к науке, однако сама не является наукой. Различие между наукой и йогой состоит в точке отсчета: наука пытается познать мир, выбрав внешнюю точку отсчета, в йоге же точка отсчета - это «Я» каждого человека. Кроме того, йога свято соблюдает первый принцип, в йоге считается, что лучше не иметь никакого знания, чем иметь знание, полученное за счет страдания живых существ.

В науке же принципы нравственности и гуманизма не всегда так жестко соблюдаются.Однако в йоге, как и в науке, также призывается оттачивать свой разум, везде, где это возможно, соблюдать принцип логики и здравого смысла, в корне пресекать любую нелогичность и мракобесие. Знания йоги никогда не противоречат обычной логике. Йога прекрасно дополняет науку.

Какие болезни можно вылечить с помощью йоги?

Йога не занимается лечением ни физических, ни психических заболеваний - для этого есть медицина. Йога не подменяет собой медицину, если у вас есть проблемы со здоровьем и вы не знаете, можно ли вам заниматься йогой, обратитесь в первую очередь к своему врачу. Йога рассчитана на «практически здоровых» людей, в остальных же случаях надо подходить к занятиям йоги крайне осторожно.

Безусловно, бывают ситуации, когда с помощью йоги человек излечивался от болезней, которые официальная медицина признала неизлечимыми. Поскольку йога - учение очень сильное, бывает, что она поднимает с постели человека, на котором медики, что, называется, поставили крест, но, еще раз, - никаких гарантий.

Как йога относится к наркотикам?

Крайне отрицательно! Йога считает, что принципиально невозможно достигнуть никаких высот самопознания с помощи химии - будь это галлюциногены, психотропные вещества или любые другие наркотики. Основой духовной самотрансформации является только воля человека и честная, целенаправленная работа над собой, «ускорить» этот процесс с помощью химии невозможно.

Принимая наркотики, человек не только наносит страшный вред своему организму, но и резко деградирует в духовном плане, поэтому йога резко отрицательно относится к любым наркотическим веществам. В XXвеке на западе существовал целый бум, огромный всплеск интереса к наркотикам и галлюциногенам, последователи этих течений были убеждены, что они открывают «новые горизонты сознания».

В йоге это считается страшным мифом, одной из опасных ловушек на пути духовной эволюции человечества.

Существует ли сертификация? Как понять, что инструктор профессионально преподает йогу?

Сам менталитет стран Востока не предполагает, что кто-то возьмет на себя смелость сертифицировать учителей йоги, там нет и не может быть единого центра сертификации. В Индии существует множество разных школ йоги, методы этих школ могут иногда кардинально различаться. Кроме того, на Востоке существует предельная свобода в выборе человеком метода самопознания, метода духовного развития, у них эта свобода соблюдается даже больше, чем у нас «Декларация Прав Человека».

Вместе с тем в некоторых школах Индии и на западе существуют практика сертификации преподавателей йоги, которые закончили обучение в этой школе. Однако сама традиция йоги предполагает, что никакой сертификат не может вам гарантировать, что перед вами действительно учитель йоги или профессиональный преподаватель.

Безусловно, с позиции логики, если вы доверяете какой-либо школе йоги, вероятно, есть смысл доверять и преподавателю, имеющему сертификат этой школы. Но - никаких гарантий, поскольку в йоге в первую очередь важна личность самого преподавателя.

Поэтому выбор только за вами - если, занимаясь йогой под руководством инструктора, вы чувствуете к нему доверие и ощущаете внутреннюю гармонию от выполнения упражнений, есть смысл продолжать заниматься. Если же инструктор обладает сертификатами всех школ йоги, всеми мыслимыми и немыслимыми посвящениями, но лично вы не чувствуете к нему доверия - возможно, вам следует найти другого инструктора.

В чем главная цель йоги?

Главная цель - достижение высочайшего и запредельного состояния счастья, осознания своего высшего «Я», обретение полной свободы от любой обусловленности, любой зависимости. Это состояние называется самадхи. Тантра



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!