Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Для чего нужна йога: польза и противопоказания. Восемь степеней йоги. Контролирование веса тела

«Йога» — это слово можно прочесть в древних священных текстах и на вывесках современных фитнесс-клубов. Оно переводится и как «упряжка», и как «связь», и даже как «гармония». Этим занимаются индийские аскеты и голливудские поп-звёзды. Итак, попробуем выяснить, что такое йога.
Содержание:

Из глубины веков

Тот, кто думает, что йога – это просто разновидность физкультуры, глубоко ошибается. Эта практика пришла к нам из глубины веков, из некоторых направлений буддизма и индуизма. О ней говорится в разных частях древних индийских книг.

В Ведах рассказывается об аскетических подвигах, которые стали прообразом йоги. В Упанишадах говорится о связи йоги и медитации. Герои «Бхагават-гиты» и «Махабхараты» занимаются йогой. Тут же есть целая глава, посвящённая различным видам этой духовной практики. Говорится, что занятие любым её видом освобождает душу от круга перерождений.

Индийское слово «йога» — чрезвычайно многозначное. Это и «обуздание» своих телесных страстей, и «связь», «единение» духовной и материальной жизни человека, и «гармония», «союз» с высшим абсолютом, и даже умение загнать в «упряжку» собственное тело.

Так использовали йогу древние. Сейчас, конечно, смысл этого понятия изменился. Точнее, дополнился новыми значениями. Зачем нужна йога? Древний брахман и современный человек ответят на этот вопрос по-разному.

Между сектой и фитнессом

В классической индийской традиции йога воспринимается как часть религии

Для чего нужна йога? Кто-то думает, что практикуя её, можно научиться спать на гвоздях, ходить по горячим углям и сидеть на битом стекле. Другие утверждают, что с её помощью можно накачать кубики на животе и согнать жировые отложения с бёдер. Третьи говорят, что она поможет повысить концентрацию внимания во время подготовки к экзаменам и достичь полного расслабления после трудного дня в офисе. Всё это правда – но лишь в малой части.

Мнение о йогах как о сектантах возникло из-за того, что некоторые из них демонстрировали «чудеса» на публике. Вот люди и стали думать, что так они заманивают на свои сборища новых адептов. На самом деле сверхспособности, которые могут демонстрировать некоторые йоги, называются сиддхи. Они появляются в процессе практики больше как побочный эффект. Считается, что йог может не есть несколько лет просто потому, что занят очень насыщенной внутренней жизнью. Или может левитировать от того, что достиг необыкновенной лёгкости ума. Сиддхи просто показывают ему, что он на правильном пути.

Современная йога: поменьше мокши, побольше хатхи

В классической индийской традиции йога воспринимается как часть религии. Смысл её – в достижении мокши. Проживая жизнь как попало, мы вынуждены перерождаться после смерти снова. А очередное появление в этом бренном мире воспринимается йогами как страдание. Но, занимаясь этой древней практикой, мы можем просветлиться до того, что выйдем из круга перерождений и сольёмся с божественным абсолютом. Это и есть высшая цель йоги в её традиционном понимании. Она называется мокша.

Но посетители современных спотрзалов, занимаясь йогой, конечно, преследуют другую цель. Так что такое йога в европейском понимании?

Выйдя за границы Индии, эта духовная практика получила другое название и другое понимание. У нас она чаще всего ассоциируется с хатха-йогой и её асанами. Это ответвление учит тому, как достичь психофизической гармонии простыми средствами. Прежде всего, это, конечно, асаны – особые позы, и динамические переходы между ними. А кроме того – диета, пранаямы (дыхательные упражнения), бандхи (упражнения-«замки» на определённые группы мышц), мудры (особые жесты) и шаткармы (способы поддержать тело в чистоте).

Хотя хатха-йога возникла в средневековой Индии, там она не очень котируется. Кстати, у этого слова тоже есть много переводов. Один из них – «насильственное слияние».

Многоликая йога

Йога в воздухе и йога на мяче, йогабит и йогалатес, йога для беременных и дога йога для владельцев собак… Перечислить всё, что предлагают современные фитнесс-залы поклонникам древней практики просто невозможно. Тем более, каждый день появляется что-то новое. И всё же, есть несколько главных направлений.

  • Хатха-йога. О ней уже сказано выше. Остаётся добавить, что и ниже будет о ней же. Потому что почти все виды современной йоги являются её модификацией;
  • Айенгар йога. Названа по имени основателя этого направления. Она нацелена на правильное и постепенное освоение поз. Начинают с самых простых асан, все переходы осуществляются плавно и медленно. Нет цели достичь высоких спортивных результатов. Широко используют вспомогательные принадлежности – коврики, одеяла, блоки, пояса;
  • Аштанга-йога. Больше напоминает аэробику. Состоит, в основном, из динамических смен асан. Им строго соответствует определённый дыхательный ритм. Из поз компонуется упражнение, которое выполняется всегда в одной и той же последовательности. Требует хорошей физической подготовки;
  • Кундалини-йога. Это система упражнений, которая работает с энергией кундалини. Энергия представляется в форме змеи, которая помещена в основании позвоночника. Задача практикующего – заставить её подняться через цепочку чакр (энергетических центров) до мозга. Эта форма йоги пытается перевести «животную» энергию человека в «духовную»;
  • Мантра-йога. В этом направлении упражнения почти не используются. Чаще всего практикующий занимает определенную позу, и проводит в ней почти всё занятие. Главный метод воздействия на ум и тело – звук. Это санскритские слоги, которые складываются в вибрирующие мантры. Их слушают или поют – как поодиночке, так и хором.

За порогом йога-центра

За порогом йога-центра

Современная йога гораздо более вольно относится к религиозным и философским воззрениям своих приверженцев. Тем не менее, занимаясь ей долгое время, вы постепенно почувствуете необходимость перемен. Они касаются вашей жизни за пределом зала, где вы занимаетесь практикой.

Невозможно успешно заниматься йогой и есть чипсы и гамбургеры. Постепенно приходит необходимость ограничить себя в какой-то еде. В идеале йога, конечно, подразумевает вегетарианское питание. Допускаются только молочные продукты, но не мясо, рыба или яйца. Хотя, даже простой отказ от вредной еды даст большие успехи в практике.

Йога плохо совместима с курением. Асаны сопровождаются определённым ритмом дыхания, который трудно удержать, если ваши лёгкие засорены. Отдельная тема – пранаямы. Это особые дыхательные упражнения, которые курящему человеку просто не выполнить. Головокружение, тошнота и помутнение в глазах – вот что почувствует курильщик вместо долгожданного расслабления.

Человек, серьёзно практикующий йогу, постепенно приходит к более естественному режиму дня. Ключевой комплекс упражнений – «сурья-намаскара» или «приветствие солнцу» традиционно выполняется на рассвете. А это трудно осуществить, если вы танцевали в клубе до трёх часов ночи или сидели над сверхурочной работой до утра.

У слова «йога» есть множество переводов. А в современном мире у него появилось ещё и множество значений, которые иногда даже спорят друг с другом. Тем не менее, практика эта есть, и её пользу оценили много миллионов людей по всему миру.

Вам также будет интересно:


Упражнения и асаны горячей йоги: жарко, как в Индии!

Мышцы, позвоночник, лечение многих болезней – нет, мы не будем агитировать вас такими банальностями. О том, для чего нужна йога в свое время уже все сказал один немецкий психолог.

В. Райх и йога

Собственно, Райх не говорил конкретно о йоге. Он говорил о психологических травмах, которые преобразуются в мышечные зажимы. Только представьте себе страдающего человека. Каково его выражение лица, мимика, жесты? Все его тело зажато, напряжено, мы ведь страдаем целиком от кончиков ног до макушки. Как мы знаем, существует некая мышечная память, которая помогает нам изучать движения, растягиваться. Так вот, эта самая специфическая память запоминает положение горестного тела.

Что в итоге? Проблема рассосалась сама по себе, а тело все запомнило. Отныне вы будете носить тело, принимающее форму горя. Это – панцирь, который сковывает наши движения и не дает быть раскрепощенным, счастливым, беспечным человеком.

Так вот, возвращаясь к тому, зачем нужна йога. С помощью йоги ваше тело учится раскрепощаться. Панцирь разрывается, мышцы и нервные окончания расслабляются. По телу с новой силой бьют потоки крови и жизненной энергии.

А самое главное, что йога предохраняет от образования новых «панцирей». Вы сумеете жить счастливо, просветленно, как будто вновь очутились в беспечном детстве.

И все остальное…

А теперь обо всем остальном.

Асаны йоги и пранаяма выполняют своего рода массаж внутренних органов тела, прорабатывая не только наружные, но и самые глубинные мышцы. Если у кого-то еще возникает вопрос, для чего нужно заниматься йогой, ответим, что этот массаж нормализует работу эндокринной, пищеварительной, нервной, дыхательной и мочеполовой системы. Конечно, гармонизируя , налаживаются и все другие функции организма, в том числе, достигается желанное похудение.

Надо не забыть сказать о позвоночнике. Ведь именно позвоночник является тем столбом, по которому течет жизненная энергия – из Вселенной в наше тело. В йоге всегда делается акцент на растяжение позвоночника, которое вскоре скажется и на улучшившейся осанке.

З ачем русскому человеку – йога? Вопрос, который задает себе, пожалуй, каждый исконный русич, впервые сталкиваясь с этой «странной непонятной гимнастикой».

«Это не наша культура, и она нам не подходит. У нас физиология не та, и мышление не то. Точка!»- первая концепция, овладевающая нашим умом в момент «столкновения».

А какое оно – «то»? Что является критерием «того»? мнение окружающих? навязанные стереотипы? привычка? мода? Все это называется «жизнь по инерции»: что-то мы готовы принять на веру, не пытаясь докопаться до сути, а что-то категорически отрицаем, едва соприкоснувшись?

А почему бы самому не погрузиться вглубь, не исследовать вопрос и не получить СВОЙ опыт?

В современном обществе с размахом пропагандируется патриотизм, гордость за нацию, культивируется возвращение к славянским корнями, и это не плохо. Плохо то, что вместе с тем развивается нетерпимость к «инородным» культурам, зачастую перерастающая в агрессию. Мышление зажимается в тесные рамки, не оставляя пространства для свободы выражения.

Здоровый образ жизни сейчас тоже считается «модным трендом», но вот, парадокс – в обширных кругах людей, пытающихся к нему приобщиться, нередко можно услышать всяческие «фитнес», «веллнес», «пилатес», и другие подобные наречия. А где среди них хоть одно русское слово? Почему-то диссонанса не возникает. Никаких противоречий – мы идём, и усердно «качаем» своё тело.

Зачем? Ясное дело - быть здоровыми и красивыми! Для чего? Причина тривиальна до невозможности - поиск счастья. И логика здесь проста: мы будем здоровыми - у нас будет привлекательная внешность – это поможет достигать своих целей - достижение целей принесёт в нашу жизнь счастье.

Но что происходит на самом деле? Как иначе, можно назвать все эти устремления, если не подменой ценностей? «Накачать больше других пресс», «сесть в шпагат, растянув ноги шире других», «подтянуться на турнике большее количество раз, чем другие», или, что еще хуже – «набить «морду» круче других» – разве всё это не является ложью самому себе?

Можно ли быть счастливым, когда «есть Я, и есть все остальные. Я – лучше, они – хуже»? Конкурирующая борьба с себе подобными приносит счастье?

Кто-то скажет – я это делаю не для соревнования, а для себя, чтобы себе нравиться. Ну, допустим. Ты выглядишь потрясающе, не расстаешься с зеркалом... Или так: ты – «гора мышц», победоносный боец… И? что дальше?

Каждый найдет массу примеров в своей жизни, когда мы стремимся к подобному успеху. Заполучив пальму первенства, какое-то время радуемся, а потом возникает зловещая опустошенность. И мы снова рвёмся в бой с еще большим ожесточением. Почему так происходит?

Дело в том, что невозможно удовлетворить наши мирские желания. На смену прежним обязательно придут новые и новые, потому и результаты временны и иллюзорны. Проходит время, эмоции угасают, и порой нам кажется, что бесконечными бывают только страдания этого сурового мира.

Так спросим теперь себя - только ли физически нужно развиваться, чтобы быть счастливым? Есть ли в жизни что-то светлое, чему предела нет? Что-то чистое, что могло бы быть вечным? Что на самом деле можно считать реальным?

Ответ прост: вечное – идеал высокодуховного человека. К нему-то и нужно стремиться. И на это не жалко положить всю жизнь, потому что "реально лишь то, что не возникает и потому не исчезает” (Древняя мудрость).

Только отказавшись от материальных привязанностей и эгоистичных желаний, есть шанс увидеть свет. Научившись жить осознанно, по совести, можно обрести гармонию с окружающим миром и с самим собой.

«В здоровом теле здоровый дух – редкое явление!». Этой древнеримской поговоркой всё сказано, но посмотрите, насколько свойственно людям упрощать и искажать истинное знание. Сейчас мы совершенно в другом контексте понимаем это высказывание – в урезанном виде оно приобретает совершенно иной смысл. Не так ли?

Это ли не повод, чтобы отказаться от привычки «слепо верить», и начать постигать. А чтобы познавать суть всех вещей, необходимо духовное развитие. Может ли это нам дать простая тренировка тела? Вопрос риторический.

А вот йога - может!

Кто-то скажет, что существует масса других духовных практик, которые развивают дух (тайзци, цигун, тенсегрити, исихазм, суфийские практики и многие другие), и будут правы. Я тоже в свое время вставала перед вопросом выбора, и практиковала некоторые из них.

В них во всех много самобытного и оригинального, не отрицаю. В них даже прослеживается сходство целей и некоторых путей реализации с йогой. Это, действительно, свидетельствует о том, что в основе - одни и те же закономерности духовного развития. Но дело в том, что они по-разному реализуются в тех или иных культурно-исторических условиях. И с этой точки зрения далеко не во всех духовных традициях прослеживается хоть какая-то связь с русской нацией.

Но здесь вполне закономерно возникает другой вопрос – да зачем нам, славянам, вообще вся эта «ересь супостатская» нужна? Наверняка же в России были свои методы самосовершенствования!?

Сложно сказать.

Возможно, у наших далеких предков и не было нужды в специальной системе саморазвития, и им был открыт прямой путь к Высшей реализации.

По своей природе русский человек - созидатель. Ему присуще строить, работать на земле, что-то изобретать, творить. Он умел строить на века, пахать на совесть, и быть БЛАГОдарным за всё, чем одарила его природа. Если представить - какой уровень физической активности и нравственных устоев были у наших предков (взять хотя бы истории наших бабушек и дедушках о том, как они жили в молодости, как жили их родители, и родители их родителей), то можно сделать вывод, что весь их образ жизни мог быть тем самым путем.

А может, и была особая система, но беда в том, что наши предки не оставили после себя письменных источников с пошаговыми инструкциями, как это сделали учителя других народов. Почему? Может они были не грамотные? Ваньки-дураки? Ведь именно такой образ мышления нам навязывают «доброжелатели», и оно прочно в нас укореняется из поколения в поколение. Мы уже почти поверили в свою несостоятельность.

А ответ, на самом деле, прост - да потому что письменный текст легко уничтожить или исказить его смысл. Зато наши прародители заложили свои знания в живые информационные образы, способные вечно нести Истину без потери смысла (вы читали наши сказки, уже будучи взрослыми?). Кто имеет разум, не искаженный кривдой, тот сможет постичь истинный смысл жизни. И главная помощница в этом – совесть (наши предки называли ее песней матери-Сва – жены Сварога, матери богов).

Теперь же посмотрим правде в глаза, и ответим себе на простой вопрос – можем ли мы, нынешнее русское поколение отнести себя к какой-либо из этих категорий?

Мы так много знаем о 10 заповедях христианского учения, но каковы в реальности наши нравственные устои? А сколько времени мы уделяем физическому труду? И что мы умеем делать по-настоящему качественно? Как мы обращаемся с природой и живыми существами?

Насколько мы разумны, чтобы быть достойными прикоснуться к тайне предков? В каких отношениях мы со своей совестью?

В обоих этих случаях мы возвращаемся к необходимости развития. И каким же образом совершенствоваться? Здесь и решается вопрос выбора - почему именно йога?

А потому что те самые культурно-исторические условия нашей страны увязываются с Индией самым тесным образом. Никакая другая культура не имеет такого множества общих корней с нашей. Да и учения Индии настолько древние, что дает нам все основания считать их авторитетными, если не сказать – первозданными.

Есть несколько версий, раскрывающих взаимосвязь индийской и славянской культур, одна из которых звучит так: более 7000 лет назад наши предки – арии-трипольцы, праславяне вследствие затопления Причерноморья и сильного похолодания покинули родные земли, и ушли в Индию, неся туда свой язык, мировоззрение, духовные практики и учение о строении Вселенной. Заселив северную часть Индии, предгорье Гималаев, они явили миру Веды и Ведическую Традицию как таковую.

За много веков Традиция вобрала в себя местные особенности, но сохранила базовые основы мировоззрения и духовной практики. Одна из таких практик, помогающих человеку идти путем самопознания, сегодня известна всему миру как Йога. Изначальной формой йоги считается раджа-йога, практика, которая была напрямую связана с духовными ритуалами поклонения Всевышнему через Огонь (Агни) и Солнце.

В то же время на славянских землях традиция Вед не исчезла, а продолжила свое существование, прославляя Всевышнего через огненные ритуалы, часть которых проводится и по сей день приверженцами славянской культуры (Ягъя).

Во II веке до н.э. индийский мудрец Патанджали в своем труде «Йога-сутра» обобщил опыт прошлых поколений, и в наши дни 8 ступеней йоги Патанджали считаются классическими. Они-то как раз и входят в систему Раджа-йоги, но вообще техники Йоги делятся на четыре основные категории:

  • Карма-Йога – суть которой в том, чтобы выполнять свои предписанные обязанности в жизни в согласии со своим предназначением и только из чувства долга, без привязанности к результатам своего труда.

    Об этом же говорил Иисус: «Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное» [Мф. 5:3]. Блаженны те, кто в душе считает себя нищим, отвергая поклонение материальным ценностям.

  • Бхакти-Йога - йога преданности и любви. Это йога религиозного пути, когда человек через преданное служение Богу, гуру, и всем живым существам постигает Истину.

    Иисус сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» [Мф. 22.37-38].

    «Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, выражай Мне почтение и поклоняйся Мне. Полностью сосредоточившись на Мне, ты непременно придёшь ко Мне» . Кришна, Бхагавад-гита, 9.34

  • Джняна-Йога - Йога знания. Она ведёт человека к истине посредством изменения его знаний, относящихся к самому себе и окружающему миру. Это йога людей интеллектуального пути. Она освобождает человеческий ум от оков иллюзорной концепции мира, направляет его к истинному знанию, демонстрирует основные законы вселенной.
  • Раджа-Йога (включает Хатха-Йогу), В буквальном переводе "раджа-йога" означает "царица среди йог", что указывает на её наивысший статус среди всех видов йоги.

«Веды – это самое прекрасное из всего. Проведение всяческих яджн – ещё лучше. Повторение мантр (джапа) – ещё лучше, чем яджны. Путь Знания (джняна-марга) – лучше джапы. Но ещё лучше Знания (самоисследования) медитация, в которой исчезают всяческие совокупные окрашивающие её примеси (рага, т.е. дуализм и привязанности). Именно в такой медитации следует достигать извечное Достижение-Осознание». Даттатрея, "Йога-рахасья" ("Мистерия йоги") 3.25

Эти четыре основные системы Йоги первоначально не были различными путями к просветлению, а представляли его различные аспекты. И по сей день считается, что практиковать нужно все 4 вида йоги параллельно.

В Катха-упанишаде, древнем тексте, составленным между 300 и 400 гг. до н. э. , тело сравнивается с колесницей, чувства с конями, а ум с поводьями. Разум является возничим, а душа - хозяином, который едет на своей колеснице. Если с колесницей, лошадьми, упряжью или возницей что-то не в порядке, то страдать от этого будут не только колесница и возничий, но и сам хозяин колесницы.

В философском смысле йога - это внутренний опыт, сводящий в единое целое тело, чувства, ум и разум с вашим глубинным внутренним "Я". Таким образом, цель йоги заключается в устранении хаоса противоречивых мыслей и импульсов, порождающих предубеждения, склонности, болезни, жажду чувственных удовольствий и т. д., которые ведут нас к неизбежным страданиям. Йога позволяет избавиться от всех этих недостатков и дисциплинировать ум.

Так что, как мы видим, йога – совершенно универсальное знание, вне наций, религий и концепций.

Бог становится обращенным только к тем, кто отвергнул привязанность по отношению к какой-либо конкретной религии и «измам

Рамалинга Свамигал

Йога – для ВСЕХ, а единственный метод убедиться в этом – стать выше шаблонов и стереотипов, и начать практиковать.

Все будущие йоги начинают свой путь с выбора школы/учителя, и вот здесь главное – проявлять здравомыслие. Людям свойственно корректировать свои взгляды на духовные практики, цели и методы саморазвития, адаптируя их к требованиям времени, отсюда и столько направлений йоги.

Но любая система духовного развития, заканчивается там, где начинается шаблонность и упрощенчество. Непонимание целей и механизмов, а также отсутствие системного подхода к данному вопросу может привести к весьма неблагоприятным последствиям.

Поэтому, призываю вас - помните: "Где начинается канон, там заканчивается духовность" (Древняя мудрость).

  • Индия по-русски ()
  • Хранилища памяти - реки ()
  • Сходство культур Руси и Индии на примере возникновения письменности ()
  • С.В.Жарникова. О сходстве культуры Индии и русского севера ()
  • С.В.Жарникова. Единые корни домашних обрядов индославов Руси и Индии ()
  • С.В.Жарникова. О Будде Шакьямуни ()

«Йога читта вритти ниродха» (йога - это обуздание беспокойства ума). Именно так охарактеризовал йогу мудрец Патанджали, в своих «Йога-сутрах», и это наиболее точное определение того, что такое йога. Но современный мир живёт по принципу «спрос рождает предложение», и, к сожалению, можно столкнуться с такими причудливыми модификациями йоги, что от первоначального её смысла не остаётся и следа. В современном обществе духовное развитие интересно, мягко говоря, далеко не подавляющему большинству людей, поэтому современная йога больше ориентирована на обретение здоровья, похудение, повышение эффективности жизни и так далее, одним словом - вполне тривиальные вещи. А поскольку общепринятые мотивации и цели нашего общества (в большинстве своём) эгоистичные, и ориентированы они больше на потребление и погоню за развлечениями и удовольствиями, то чаще всего именно такие цели и преследует современная практика йоги. И чтобы не попасть на удочку современных «торговцев» йогой, следует ознакомиться с базовыми принципами практики йоги, которые нам предлагает мудрец Патанджали.

Восьмиступенчатая система йоги Патанджали

Что же предлагает нам мудрец Патанджали в своих «Йога-сутрах»? Он предлагает нам путь, который состоит из восьми последовательных ступеней освоения йоги:

  • Нияма.
  • Асана.
  • Пранаяма.
  • Пратьяхара.
  • Дхарана.
  • Дхьяна.
  • Самадхи.

Именно таким путём следует двигаться практику йоги, по мнению Патанджали. Заметьте - ни слова о здоровье, похудении и получении удовольствия от практики йоги. Потому что конечная цель йоги - устранить беспокойство ума, которое, по сути, является главной причиной всех наших проблем и страданий. Ведь если глубоко поразмышлять над тем, как устроен мир, то мы придём к весьма неожиданному для многих выводу. Страдания и дискомфорт нам причиняет не сам какой-либо фактор в нашей жизни, а наше отношение к этому фактору. К примеру, рассмотрим действие на нашу жизнь такого фактора, как солнце. Летом оно причиняет страдания, потому что освещает ту часть планеты, на которой находится субъект. И с точки зрения этого субъекта, солнце - это раздражающий фактор. Однако, если рассмотреть отношение другого субъекта, который находится на противоположной стороне земного шара, где сейчас зима, то для него солнце является «светом в окошке», потому как разбавляет суровые морозы своим едва тёплым светом, напоминая о том, что зима не вечна и весна скоро придёт. Таким образом, с точки зрения одного человека, солнце причиняет страдания, с точки зрения другого - приносит счастье.

На данном отрезке времени и в данных обстоятельствах. И, исходя из этой ситуации, можно сделать вывод, что страдания или счастье приносит не само солнце, а лишь отношение субъекта к этому солнцу, которое обусловлено местом, временем и обстоятельствами. Таким образом, получается, что причины как нашего счастья, так и наших страданий - в нашем уме, который формирует позитивное или негативное отношение к тому или иному фактору. И, следовательно, поработав со своим умом, можно полностью устранить все его негативные тенденции и взрастить позитивные. Именно так действует один из главных принципов в йоге «Измени себя - изменится мир вокруг». Как писал философ Шантидэва: «Всех можно укротить, укротив лишь свой ум. Всех можно покорить, покорив лишь свой ум». И это, на самом деле, истина, ценность которой равна драгоценностям всех миров, в которых звучит, когда-либо звучало или когда-либо будет звучать Учение Будды. Это ключ к избавлению от страданий и обретению счастья. Это свет истинной мудрости, который подобно первому лучу восходящего солнца, разрезает предрассветный полумрак и приветствует всех живых существ. Как же применить в жизни эту, без сомнения, великую истину и добиться успеха в йоге - искусстве обуздания беспокойства своего ума?

С чего начинается йога?

Помните детский стих: «С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе»? Примерно то же самое можно сказать и про йогу. Есть у йоги и свой букварь - «Йога-сутры» Патанджали, в которых изложен путь, предложенный великим мудрецом для будущих поколений. И первыми ступенями в йоге, согласно этому тексту, являются, как бы вы думали, что? Яма и Нияма - нравственные предписания. Стать высоконравственным человеком - вот, на самом деле, самая первая йогическая практика. Что же предлагает нам мудрец Патанджали? Рассмотрим более подробно. Первая ступень йоги - Яма. Это действия, которых практику йоги следует избегать, дабы не накапливать негативной кармы, которая, как известно, является главным препятствием на пути духовного самосовершенствования. Принципы Ямы состоят из пяти предписаний того, от чего практику йоги следует воздерживаться:

  • Ахимса - непричинение вреда словом, мыслью или действием.
  • Сатья - благожелательная правдивость. Ключевое слово - «благожелательная». Если правдивость нарушает первый принцип, и сказанная правда причинила кому-то вред, то это является нарушением данного принципа.
  • Астея - неприсвоение чужого. Воровство завязывает негативный кармический узел - всё, что мы украдём, так или иначе мы потом потеряем.
  • Брахмачарья - воздержание от чувственных наслаждений. Любое получение удовольствия тратит нашу жизненную энергию. И чем на более низком уровне это удовольствие, тем объёмнее энергетические затраты. На начальном этапе следует отказываться от более энергозатратных форм удовольствия в пользу менее энергозатратных.
  • Апариграха - нестяжательство. Этот принцип созвучен с предыдущим, накопительство материальных благ - это крайне энергозатратный процесс.
  • Шауча - чистота. Соблюдать чистоту следует на трёх уровнях: тела, речи и ума. То есть данный принцип подержит предписания по правильному питанию, личной гигиене, поддержание в чистоте своего жилища, а также чистоту речи - воздержание от сплетен, осуждения, нецензурных высказываний, лжи. Самым глубоким уровнем соблюдения принципа Шаучи является чистота ума - устранение негативных эмоций и мотиваций.
  • Сантоша - удовлетворённость. Важно понимать, что каждый человек на данном этапе развития находится именно в тех жизненных условиях, которые максимально благоприятны для его развития. Поэтому все трудности и лишения следует воспринимать с благодарностью - как жизненный урок или испытание.
  • Тапас - самодисциплина. Этот принцип следует понимать в нескольких аспектах. Во-первых, как самоконтроль и регулярную практику аскез, для того чтобы накапливать и не расходовать энергию. А во-вторых, как накопление благих заслуг путём совершения праведных деяний.
  • Свадхьяя - самообразование. Чтобы продвигаться на духовном пути, следует регулярно уделять время чтению духовной литературы или каким-либо иным методам познания, к примеру, общение с более продвинутыми практиками. Свадхьяя позволяет не только накапливать полезные знания, но ещё и очищать свой внутренний мир, замещая ту негативную информацию, которую современный мир в нас регулярно погружает.
  • Ишвара-пранидхана - посвящение заслуг Всевышнему. Здесь речь идёт о создании правильной мотивации для движения по духовному пути. То есть все свои действия рекомендуется превратить в служение Высшему сознанию или всем живым существам. Это позволяет взращивать альтруизм, который для практика йоги невероятно важен, в противном случае практика йоги будет совершаться исключительно ради каких-то личных эгоистичных целей, и это лишает всю практику смысла.

Таковы базовые нравственные принципы в йоге, описанные мудрецом Патанждали. И именно с них, а не с расстеленного коврика, начинается практика йоги. И прежде чем приступать к более серьёзным практикам, следует утвердиться в соблюдении нравственности или, как минимум, создать чёткое намерение двигаться в этом направлении. Если же человек пренебрегает этими принципами или даже вовсе не знает о них, то практиковать йогу ему не рекомендуется, поскольку, как показывает опыт, это приводит к плачевным результатам.

Йога - асаны и пранаямы

Когда нравственные принципы усвоены и создано намерение в их соблюдении, можно приступать к работе с телом и собственной энергетикой. Для этого Патанджали предлагает две следующие ступени: Асана и Пранаяма. Следует отметить, что прежде чем приступать к практикам работы на физическом уровне, рекомендуется отказаться от мясной пищи, так как при употреблении мясной пищи, выполнение асан может вызвать определённый диссонанс на уровне тела и ума.

Асаны - это физические упражнения, однако ошибочно полагать, что воздействие во время выполнения асан происходит только на физическом уровне. Воздействуя на свое тело, мы также воздействуем и на свою энергию, трансформируя её, и на свой ум - он успокаивается в процессе практики. Таким образом, уже на данном этапе мы приступаем к «читта вритти ниродха» - успокоению волнений ума. Выполнение асан содержит два важных аспекта:

  • Первый: аскеза. Путём аскез мы можем проработать какие-то свои зависимости, ограничения, а также во время того, как мы испытываем дискомфорт на коврике, происходит отработка нашей негативной кармы, и те проявления негативной кармы, с которыми мы могли бы встретиться в жизни, мы можем проработать на коврике.
  • Второй: работа с энергией. Во время выполнения асан происходит движение энергии по энергетическим каналам, а также их очищение, что в свою очередь также приводит к освобождению от каких-то негативных наших наклонностей - привязанностей, зависимостей или негативных эмоций.

Для более мощной работы со своей энергией следует практиковать Пранаямы. Когда тело приобрело определённую гибкость (это отчасти признак того, что энергетические каналы частично очистились), можно приступать к пранаяме. Важно понимать, что практика пранаямы даёт мощный заряд энергии, и если есть какие-то серьёзные зависимости или страсти, то практика пранаямы не рекомендуется, так как большое количество энергии, которое накапливается в процессе практики пранаямы, заставит человека ещё больше сливать эту энергию на ту или иную зависимость. Хотя есть определённые специализированные энергетические практики, направленные специально на борьбу с зависимостями. В этой сфере хорошо применяется кундалини-йога, которая путём мощных энергетических потоков позволяет пробить те или иные засорения в энергетических каналах и тем самым избавить человека даже от тяжёлой зависимости. Однако осваивать их следует под руководством опытного учителя. Также стоит отметить, что для практики пранаямы желательно освоить Падмасану. И это не просто дань какой-то моде, Падмасана имеет вполне практический эффект - она позволяет перекрывать энергетические каналы, чтобы во время пранаямы энергия не направлялась в нижние центры.

Йога - работа со своим умом

Следующим шагом Патанджали рекомендует приступать к работе со своим умом. Здесь, собственно, и начинается йога по сути. Всё, что было до этого, - это лишь подготовительные практики и, в общем-то, без дальнейшего перехода к внутренним практикам по контролю над своим умом - они не имеют смысла. Именно здесь и следует развенчать миф о так называемой «йоге для здоровья». Несомненно, йога - очень хороший инструмент по работе со своим телом, и некоторые йогические практики можно использовать для того, чтобы поправить своё здоровье. Но здоровье, как и работа со своим физическим телом, - это лишь инструмент для обретения контроля над своим умом, взращивания в себе альтруизма для служения на благо всех живых существ. Здесь также рушится и миф о, так сказать, «йоге для себя». Если приступая к практике йоги, человек имеет эгоистичные мотивации, то такая йога ни к чему хорошему не приведёт. Тут важно понимать следующее: у каждого есть свои причины, по которым он заинтересовался йогой, и на первых этапах эти мотивации далеки от таких целей, как помощь всем живым существам и сострадание ко всему живому.

И на первом этапе это нормально. Мало кто приходит к йоге с мотивацией бодхисаттвы - освободить всех живых существ от страданий. Чаще всего, люди начинают заниматься йогой, чтобы решать какие-то свои проблемы: с физическим здоровьем, с психикой, устранить какой-то дискомфорт в своей жизни, открыть для себя что-то новое, получить удовольствие и так далее. Но по мере очищения внутреннего мира и продвижения в практике, у человека начинает меняться мировоззрение. И если этого не происходит, то есть, если йога не делает человека более альтруистичным и сострадательным, то тут следует задуматься, возможно, то, чем человек занимается, - это совсем не йога, а лишь какое то её подобие. Как в мультике про Винни-Пуха: «Это какие-то неправильные пчёлы. И они, наверное, делают неправильный мёд». Так и в случае с йогой - если она в процессе практики не ведёт к позитивной трансформации личности человека, то от такой йоги будет только «неправильный мёд», то есть результат будет не самым позитивным. Это важно понимать.

Однако вернёмся к вопросу работы со своим умом. Первое, что рекомендует освоить Патанджали, - Пратьяхара - отвлечение органов чувств от внешних объектов. На самом деле, все три ступени: Пратьяхара, Дхарана и Дхьяна - это три разных по качеству и глубине формы медитации, и осваивать их следует последовательно. Без предыдущей невозможна следующая, так как каждая предыдущая ступень является частью ступени следующей. Так, Дхарана - концентрация на объекте - невозможна без Пратьяхары - отвлечения органов чувств от внешних объектов. А Дхьяна - собственно, медитация в полном её понимании, невозможна без Дхараны - концентрации на объекте. Пратьяхару можно и даже нужно практиковать и в повседневной жизни - к примеру, идя по улице, старайтесь абстрагироваться от внешнего шума, или во время поездки в маршрутке старайтесь не слышать играющую музыку. Ничего позитивного в этой музыке, кстати, скорее всего, не будет, но это обстоятельство можно использовать во благо - потренироваться в практике Пратьяхары. Далее следует приступить к освоению Дхараны - концентрации на объекте. Здесь действует принцип «О чём мы думаем - тем мы и становимся». Следует выбрать какой-либо возвышенный объект, качества которого мы бы хотели приобрести.

Это может быть Будда или Шива, или можно концентрироваться на повторении в уме какой-нибудь мантры. Сознание в процессе такой концентрации будет возвышаться. Кстати, эту практику также можно практиковать в повседневной жизни, чтобы разум не огрублялся во время контакта с какими-то неблагоприятными условиями окружающей среды, следует постоянно концентрироваться на чём-то возвышенном. Это и есть главный плюс практик по работе с умом, что по мере освоения, их можно практиковать в любом месте и в любое время, а в идеале - вообще постоянно. По мере практики, Дхарана, постепенно перетекает в состояния Дхьяны - высшей формы медитации. В Дхьяне полностью реализуется принцип «О чм мы думаем - тем мы и становимся». Таким образом, концентрируясь на Будде, мы становимся Буддой. Медитация достигает своего совершенства, и далее достигается последняя ступень йоги по Патанджали - Самадхи - соединение индивидуального сознания с космическим. На этом заканчивается путь йоги, описанный мудрецом Патанджали, но, на самом деле, здесь вся йога только начинается. Йога по сути.

Йога по сути: в чём суть?

Итак, практик достиг состояния Самадхи - полной духовной реализации, что же дальше? Для чего пройден путь и зачем приложено столько усилий? Здесь и возникает вопрос: какая была мотивация? Если мотивация была эгоистичной, то путь на этом завершается, и все усилия, в общем-то, были потрачены зря. А чаще всего, человек с эгоистичной мотивацией даже не доходит до этого уровня. Потому что страстей и уловок в этом мире очень много, и если человек занимается йогой «для себя», то ему будет гораздо проще свернуть с пути, разменявшись на какие-то «плюшки», которые подсунет ему жизнь. Если же человек стремится к духовному совершенству и состоянию Самадхи для того, чтобы более эффективно помогать другим, то он не только обретёт это состояние (в этом, кстати, ему будут ещё и содействовать высшие силы, потому что они заинтересованы в таком человеке), но и продолжит свой путь служения после того, как достиг реализации. В этом, на самом деле, и заключена суть йоги: изменить себя, чтобы изменить мир вокруг. Человек, чьё сознание стало тождественным космическому, имеет больший диапазон возможностей, а значит, обладает большим набором инструментов для помощи живым существам. Обладая абсолютным состраданием и полным всеведением относительно природы вещей, он может действовать максимально эффективно, пробуждая живых существ от сна неведения и распространяя драгоценную Дхарму наиболее эффективным и доступным для понимания живых существ способом. В этом и заключается главный секрет успеха в йоге - правильная мотивация. И если мотивация альтруистичная, то всё остальное из этого следует.

Как создать правильную мотивацию?

Итак, главное в йоге - правильная мотивация для движения на духовном пути. Что такое мотивация, какая мотивация является «правильной», и как её создать? Гениальный писатель Пауло Коэльо всего лишь в одной цитате изложил всю суть йоги: «Алхимики затворялись в своих лабораториях и пытались развиваться наподобие золота - так был открыт Философский Камень. Ибо они поняли, что если развивается что-то одно, то изменяется и всё, что находится вокруг». Эта простая истина позволяет создать такую высокую мотивацию для движения по пути духовного развития, что никакие трудности и, тем более, никакие соблазны не позволят человеку свернуть с пути. Ведь если он отступит сейчас - он предаст не только себя, он предаст всех тех, кому мог бы помочь в перспективе своего развития. И ответственность перед другими - это гораздо больше, чем ответственность перед самим собой. Когда мы меняем себя - меняется и мир вокруг. Потому что всё едино и всё взаимосвязано. И если вы хотите кому-либо помочь, просто начните меняться в лучшую сторону, и человек, который находится рядом с вами, просто не сможет остаться прежним, ибо это противоречит элементарной природе вещей. Энергии, которые слишком отличаются друг от друга по качеству, просто не могут сосуществовать рядом друг с другом. А это значит, что люди, которые находятся вокруг вас, вынуждены будут либо попытаться помешать вашей эволюции, либо тоже начать эволюционировать.

И если вы сможете преодолеть первоначальное сопротивление негативных энергий, которые окружают вас, эти энергии начнут трансформироваться в более тонкие. Это закон природы, закон жизни. Ничто не может существовать в статичном состоянии - постоянно, непрерывно происходит либо деградация, либо эволюция. И в данном случае, только от вас зависит, будут вокруг вас происходить процессы деградации или процессы эволюции. Разве это не самая сильная и достойная мотивация для того, чтобы всё своё время, каждую минуту своей жизни посвящать самосовершенствованию? Каждый практик подобен средневековому алхимику, который силой воли и усилием своей практики трансформирует пространство вокруг себя. Поэтому эгоистичной йога не может быть по определению. Простое завязывание на коврике в узел без понимания того, зачем это нужно, - это не йога, это просто гимнастика. Полезно для тела, радостно для души, но не более того. И такая йога, как показывает опыт, заканчивается очень быстро. Потому что возможность практиковать йогу - это трата благой кармы, запас которой не бесконечен. И если мы, подобно раковой клетке, бесполезны для Вселенной, она просто лишит нас возможности развиваться. Потому что зачем ей давать человеку знания и возможность развиваться, если он - дерево, которое вытягивая из земли воду и соки, не принося плодов. Этот мир справедлив и идеален. И если дерево не приносит плодов, найдется рано или поздно топор, который это дерево срубит. А если дерево щедро одаривает всех живущих плодами каждое лето - такое дерево будет расти с каждым годом всё выше, а плодоносить - всё больше. В этом и заключается йога по сути - в движении от несовершенства к совершенству ради того, чтобы на движение в аналогичном направлении направить и окружающий мир. И вдохновлённые таким примером - за таким практиком последуют тысячи.

Присоединяйтесь к занятиям йогой онлайн с клубом OUM.RU.

Йога с каждым днем становится все популярней. Ученые проводят исследования, подтверждающие пользу йоги для здоровья. Миллионы человек выбирают занятия йогой для улучшения самочувствия и достижения состояния счастья. Они особо не задумываются о древней истории этой практики и глубокой философии. Да и не нужно заморачиваться этим, ведь главное — это результат.

Я тут подумал, что если собрать группу людей сильно увлеченных йогой и спросить у них, что такое йога и зачем она нужна, то это все равно, что засунуть палку в осиное гнездо. Такое ощущение у меня появляется иногда с тех пор, как я создал сообщество о йоге в популярной социальной сети.

Периодически под постами в сообществе появляются комментарии людей, которые решили, что именно они на самом деле знают, что такое настоящая йога. И они, конечно, считают своим долгом наставить невеж на путь истинный. «Это не йога!», — пишет один. «Настоящая йога это не то», — кричит другой.

Я думаю, такое разнообразие мнений по поводу того, что же такое йога, сложилось из-за того, что система йоги охватывает очень много аспектов жизни. Кому-то йога нужна для поддержания хорошей физической формы, кому-то для очищения организма. Таким людям достаточно раз в неделю ходить на групповые занятия в фитнес клуб.

Но кроме физических упражнений в арсенале йоги имеются также и много других практик.

Давайте попробуем разобраться, что такое йога.

Что же такое йога

Йога это и очистительные техники для вывода шлаков и токсинов из организма.

Йога это и дыхательные упражнения для успокоения ума и для развития дыхательной системы.

Йога это и медитативные практики для самопознания.

А также йога имеет собственное представление об энергетическом строении человека, чакрах и энергетических каналах, и методиках развития внутренней энергии.

Поэтому разные практикующие йогу люди могут иметь разные цели. Но все же особенно ярко выражено разделение на 2 лагеря. Первые видят в йоге эффективный способ поддержания здоровья и отличного самочувствия. Вторые считают йогу духовным путем к просветлению и избавлению от страданий.

Не забудьте скачать мою книгу

Там я показываю вам самый быстрый и безопасный путь с нуля научиться медитировать и переносить состояние осознанности в повседневную жизнь.

Физические адепты обычно не участвуют в спорах, а просто делятся своими впечатлениями или советами. Духовные адепты периодически натыкаются на эти советы и начинают объяснять нерадивым «гимнастам», что настоящая йога это не гимнастика, а нечто намного большее.

Если честно, я из тех, кто считает йогу чем-то бОльшим, чем просто физические упражнения. Но я категорически против того, чтобы это мнение навязывалось тем, кто просто любит делать асаны, не вдаваясь в философию.

В конце концов, упражнения йоги очень эффективны в оздоровительном плане, хорошо помогают растянуть тело, сухожилия и укрепить суставы. Также асаны повышают тонус нервной системы, улучшают кровообращение и укрепляют иммунитет.

Я думаю этих преимуществ и так достаточно, чтобы заниматься просто физическими упражнениями йоги.

Когда вы слышите слова «йога это…» всегда включайте критичность мышления и не верьте всему что говорят. Не забывайте о мошенниках, которые пользуются доверием и верой людей в чудо с целью наживы. Многие известные мастера йоги, собирающие толпы на семинарах – просто бизнесмены и ничего более. Конечно, есть и настоящие мастера, посвятившие жизнь изучению йоги и чувствующие истинную потребность помогать людям своими знаниями. Просто будьте внимательны и не забывайте думать самостоятельно.

Что означает слово йога

Даже в этом вопросе, что означает слово «йога» ученые, изучающие древний язык санскрит не пришли к единому мнению. Поскольку у этого слова имеется несколько значений.

Есть две основные версии:

  • Йога переводится как «союз», «единство». В этом смысле принято понимать йогу не как процесс, а как конечную цель практики. То есть йога – это духовное состояние единства со Вселенной, единство ума и тела или просто внутреннюю гармонию.
  • Йога переводится как «обуздание», «упряжка». Этот смысл больше относится к самой практике, а не к цели. Главной составляющей упражнений йоги является контроль над чувствами и мыслями.

Зачем нужна йога? 5 основных аспектов йоги

Физическое развитие. Тренировка тела и поддержание здоровья

— Терапия. Включает очищение тела, дыхательные и физические упражнения. Способствует восстановлению здоровья и излечению болезней.

— Образ жизни. Многие люди следуют в жизни моральным принципам йоги, которые будут обсуждаться дальше. Не едят мяса, не носят шубы, стараясь причинять природе и окружающим людям меньше вреда. Образ жизни современного йога также включает в себя ежедневные занятия асанами, медитацией и дыхательными упражнениями.

Один из главных принципов йоги – постепенность и регулярность. Из небольших, но регулярных занятий складывается последовательная успешная практика. Тактика заниматься как можно больше в самом начале не работает. Ведь йога это в первую очередь расслабление, и она не делается через насилие над собой. Вспомните про непричинение вреда себе.

Где заниматься йогой

Лучше, чтобы с асанами и пранаямами вас познакомил опытный инструктор йоги. Проще всего прийти в йога-студию на групповое занятие. Инструктор расскажет о различных нюансах практики, поправит ваши ошибки, расскажет о технике безопасности.

Если вам не жалко средств на совершенствование практики, закажите индивидуальное занятие йогой с инструктором. Частного инструктора можно найти на сайтах объявлений, таких как авито или профи ру.

Индивидуальное занятие будет эффективней, так как инструктор все свое время будет уделять вам, не отвлекаясь на остальных учеников. Но и стоить такой урок будет в несколько раз дороже группового класса в йога-студии.

Если вы живете в маленьком городе и возможности посетить групповое занятие у вас нет, занимайтесь йогой по видео урокам. Интернет заполнен видеороликами, курсами и марафонами по йоге. Конечно в этом случае инструктор не сможет проконтролировать правильность вашего выполнения асан. Но это лучше, чем ничего. Технический прогресс дал нам быстрый и удобный доступ к огромному количеству информации. По крайней мере, нам не нужно сейчас несколько лет ехать в Гималаи, чтобы получить урок йоги.

Что надеть и что взять с собой

Существует специальная одежда для йоги. Но она ничем не отличается от обычной спортивной одежды. Если вы уже занимаетесь фитнесом, то вам подойдет та же одежда для йоги. Главное, чтобы вам было удобно заниматься, находиться в самых разных позах, включая перевернутые асаны. Также следует подобрать одежду, чтобы не было жарко или холодно. Я думаю, вы и без этой статьи это прекрасно понимаете.

Что взять с собой? Если вы идете на занятие в студию йоги или фитнес клуб, то там обычно предоставляют все необходимое. Это коврик для йоги, болстеры, ремни и пледы. Весь этот инвентарь служит для безопасного медленного вхождения в практику. Коврик нужен для того, постелить его на пол или землю. Чтобы поверхность, на которой вы занимаетесь, была нескользкой и не слишком жесткой. Это важно для безопасности.

Если студия йоги не предоставляет своим посетителям коврик, приобретите его в любом спортивном магазине, но лучше посетить специализированый магазин йога товаров. Потому что обычные производители спортивных товаров не всегда понимают специфику упражнений йоги, и такие коврики часто скользят. А это чревато травмой.

Также преимущество собственного коврика для йоги в гигиеничности. Ведь на коврике, который даст вам студия йоги уже занималось до вас какое-то количество посетителей, а значит, коврик впитал их грязь и пот.

Когда заниматься йогой

Если у вас есть возможность свободно выбирать время для занятий йогой, вы счастливый человек! Лучшее время для практики йоги – это рассвет. Вы наверняка чувствовали, что рано утром, когда встает солнце, рождается какое-то особое тонкое чувство и настроение. Даже мысли изменяют свой привычный ход. То, что вечером казалось важным, уходит на второй план, уступая место вечным ценностям. Не зря говорят, утро вечера мудренее.

Еще одно преимущество утренних занятийпустой желудок. Эффективность асаны напрямую зависит от пустоты желудка. Не рекомендуется есть за 3 часа до занятия йогой и хотя бы час после практики.

Если у вас нет возможности или вы не хотите ложиться спать в 20 часов вечера и вставать в 5 утра, как это делают в Индии, занимайтесь йогой вечером и ни о чем не беспокойтесь. Но все же постарайтесь не объедаться перед практикой.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!