Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Профессия моей мечты - спортивный тренер. Как найти хорошего тренера по художественной гимнастике. — Что самое важное в работе тренера

Алина Альбертовна делится секретами истории своей успешной спортивной жизни, серьезными проектами и идеями, в чем сила сплоченного коллектива и как важна поддержка семьи для любых начинаний детей.

ProDetki : Алина Альбертовна, расскажите, с чего впервые началась Ваша деятельность, с какого возраста Вы тренируете детей? Как долго Вы занимаетесь художественной гимнастикой?

А.А. : Мое прямое знакомство с художественной гимнастикой началось с 8 лет, когда мы с папой гуляли в Парке Горького и он решил записать моего старшего брата на борьбу в спортивную школу ДЮСШ № 11 (г. Казань, Ершова, д. 5). Правда, оказалось, что занятий по борьбе там нет, зато проводились занятия по акробатике и гимнастике. И вместо брата папа записал меня на обучение. С этого момента началась моя спортивная жизнь и дальнейшая спортивная карьера. Сначала плодотворные тренировки, соревнования, сборы, почти неучение в школе, потому что спорт – это такое дело, когда нужно полностью отдавать себя ему , а школа, к сожалению, становится второстепенным вопросом. Несмотря на это, мои родители старались уделять много внимания моей учебе, чтобы я получила необходимое образование. Сейчас у меня два высших образования, я учусь в аспирантуре. Наверное, если есть желание, можно успевать делать всё. После того, как я выполнила нормативы на мастера спорта, я стала заниматься сама. У меня никогда не стоял вопрос, кем я хочу стать, кем я хочу работать. Когда тебе близок спорт, которым ты занимаешься, ты становишься его фанатом и хочешь передавать свои знания, хочешь тренировать. Поэтому я пошла работать, набрала группу маленьких детей и стала их тренировать. В 20 лет ко мне пришла идея о том, что я хочу организовать собственную школу художественной гимнастики. С этого момента было создано отделение художественной гимнастики при физкультурном спортивном обществе «ДИНАМО» РТ. Мне очень повезло с руководителем – Гайсиным Салаватом Гавриловичем, который ни в чем никогда не отказывал, а только полностью поддерживал мою идею и позволил ее реализовать. Таким образом, у нас зародилось отделение художественной гимнастики, ставшее впоследствии Академией художественной гимнастики.

ProDetki : Тренируете ли Вы своих собственных детей?

А.А. : У меня две дочери (6 лет и 2,9 года). Своих детей я лично не тренирую. Но моя старшая дочь занимается художественной гимнастикой у другого тренера. Спорт – это дисциплина и всегда строгий тренер. Я не буду тренировать собственных детей во имя того, чтобы не портить наши отношения. В первую очередь, я мама, мама спортсменки, которая может дома в любую минуту поддержать, порой пожалеть и сказать нужные слова. Я очень дорожу статусом мамы. Мы с супругом возим нашу старшую дочь на тренировки, отправляем ее на соревнования, и как показывают ее результаты, она занимается у прекрасного тренера, и мы очень этому рады.

ProDetki : Какие дети, на Ваш взгляд, могут достичь статуса чемпиона? Те, кто изначально обладают физическими сверхспособностями и талантами или те, которые медленно, но упорно двигаются к своей цели?

А.А. : Наверное, это применимо не столько к чемпиону, сколько к самому человеку, его желанию двигаться вперед, развиваться и трудолюбиво идти к цели. Бесспорно, талантливые люди достигают этого легче, но в жизни большое значение имеет упорство и труд человека. Бывает, смотришь на девочку и думаешь, какая же она красавица, а она настолько ленивая, что никакой пинок тренера не способен сдвинуть ее с мертвой точки. Не зря существует древняя пословица «упорство и труд все перетрут». Когда у ребенка симбиоз из трудолюбия, таланта, целеустремленности и природных данных, тогда происходит рождение олимпийского чемпиона.

ProDetki : Жизнь настоящего спортсмена вряд ли можно назвать лёгкой. Каждодневные тренировки, правильное питание, отказ в развлечениях. Что, по-Вашему мнению, максимально мотивирует детей на достижение цели? Имидж спортсмена, статус победителя, желание принести радость своим родителям и понравиться противоположному полу?

А.А. : Когда ребенка на занятие приводят в 3 года и многие родители меня спрашивают, понравится ли моему ребенку или нет пробное занятие. В ответ на это я хочу сказать, что сначала ребенка стимулируют только родители . Я, например, стимулировала своего ребенка пончиками. После каждого занятия мы съедали пончики, облитые шоколадом. Единственный стимулятор – это только родитель, который либо переломит этот момент, когда ребенок не хочет, ребенку тяжело, либо сломается сам. А потом дети настолько привыкают и влюбляются в то, что они делают, что дальше уже не могут без этого жить. Потом преобладает желание ребенка – хочу, надо. В 3, 4 и даже 5 лет ребенок не понимает серьезности и ответственности в спорте, его мотивируют родители, игровая подача занятий.

ProDetki : Дети какой возрастной группы у Вас сейчас тренируются?

А.А. : Самой старшей девочке 15 лет, а самой младшей 6 лет. На данный момент у нас не тренируются дети более маленького возраста.

ProDetki : Какие любимые упражнения у Ваших учеников?

А.А. : В моей группе 12 человек. В процессе занятия у нас обычно нет времени для того, чтобы узнать о любимых упражнениях детей. Мы тренируемся. Каждый год мы делаем дневники для детей и раздаем их им в начале учебного года, в котором они пишут о своих мечтах, к чему они стремятся в спорте, делают работу над ошибками. Многие дети написали, что им нравится сидеть на шпагате, хотя я бы никогда этого не предположила, нравится стоять в цапле (специфический элемент художественной гимнастики). Наши дневники для детей – это своеобразный путеводитель спортивной жизни ребенка в нашей школе, начиная с первых тренировок, сопровождающихся проставлением наклеек–оценок с надписями – «прекрасно», «супер», «ты молодец». Дневник ребенка – это также путеводитель для родителя о истории его ребенка в нашей школе, чтобы у каждого родителя было представление, в какие руки он отдает своего ребенка. В этом году наша школа ввела занятия по ритмической гимнастике для мальчиков. В России это сейчас только развивается. Занятия для мальчиков это новинка, это на уровне акробатики, спортивной гимнастики с предметами, например, с маленькими двумя обручами. Есть парные занятия (мальчик-девочка), а также групповые занятия (только мальчики).

ProDetki : Были ли в Вашей практике случаи, когда Вы или родители подопечного останавливали ребёнка перед участием в серьёзных соревнованиях? А может быть, сам ребёнок говорил стоп и шёл на попятную.

А.А. : Такие случаи могут возникнуть при работе с очень маленькими детьми до шести лет, когда они боятся публичных выступлений, могут начать капризничать. Дети с шести лет себе такое не позволяют. В моей практике таких случаев не было. Я могу остановить ребенка перед соревнованием в случае его ослабленного физического состояния (заболевание, плохое самочувствие).

ProDetki : Кого обычно Вы ставите в пример своим ученикам? Возможно, это знаменитость в мире спорта или Ваш лучший ученик?

А.А. : Обычно на тренировках я ставлю в пример самих учеников. Например, посмотри на Дину или посмотри на Аню, как нужно сделать этот или другой элемент. У них у каждого есть свой кумир, и я никогда не буду навязывать им собственное мнение. Кому-то нравится Яна Кудрявцева, кто-то в восторге от Дины Авериной, они выбрали их сами для себя и живут собственными представлениями. Дети всегда сканируют своего преподавателя, начиная с внешнего вида, что он говорит и делает. И я всегда заранее обдумываю, что сказать детям, как воспримет мою информацию детский разум. Я хочу, чтобы мои ученики брали от меня только всё самое лучшее.

ProDetki : Как обычно проходит обсуждение преимуществ соперника и достижений собственных учеников и работа над ошибками?

А.А. : В последнее время мы взяли за практику снимать на видео выступления и потом разбирать это с девочками. Они записывают ошибки, которые делают на тренировках в свой дневник. Всегда после каждого старта, после каждой тренировки есть работа над ошибками: отработать неполучившийся поворот и другие слабые места, которые требуют закрепления и дальнейших усилий над собой.

ProDetki : Расскажите о самом серьёзном шаге, случае в Вашей практике?

А.А. : Я человек, который всегда принимает сложные шаги и придумывает сложные проекты. Недавно у нас прошел совместный с федеральным центром художественной гимнастики благотворительный мастер-класс в поддержку фонда им. Анжелы Вавиловой, мы приглашали бронзового призера олимпийских игр в Лондоне (2012) — Любовь Черкашину . Весь день наши дети провели с ней. Входной билет стоил 500 рублей. Благодаря этому мы собрали 270000 рублей, которые в этот же день были переданы в фонд. Казалось, что обычное мероприятие, но сил, времени и эмоций оно забрало много. Сейчас мы придумали новогодний проект «Ёлка», который пройдет 4 января в TATNEFT ARENA. В проекте принимает огромное число людей. Мы хотим сделать все красочно, красиво, чтобы весь город узнал об этом. Наверное, самый серьёзный шаг мной был сделан 9 лет назад, когда я в 20 летнем возрасте пришла в Динамо и предложила открыть отделение по художественной гимнастике без глобальной поддержки со стороны . Сейчас я удивляюсь своей смелости и решительности. В моей жизни достаточно интересных шагов, мыслей, проектов. Я очень рада, что у меня есть моя голова, которая не дает никому абсолютно покоя. Когда я звоню своей маме и говорю, что у меня родилась идея, а мама в ответ – «мне уже страшно» (улыбается). Я родилась под счастливой звездой, сопутствующей удаче. Мне повезло, что у меня есть колоссальная поддержка со стороны супруга , который принимает мои постоянные командировки, длительные тренировки с детьми, порой отсутствие выходных дней, огромная поддержка моей мамы, когда у меня рождаются новые идеи и проекты . Когда у меня появилась идея открыть свое ателье по пошиву спортивной одежды (костюмы, рюкзаки, пуховики и др.), она сразу обсуждалась с мамой, потому что моя мама профессиональная швея и закройщик. Мама поддержала меня, без нее невозможно было бы создание и существование нашего ателье Victory, где она постоянно контролирует процесс организации и пошива спортивной одежды. Мы отшивали костюмы для Люксембурга, Дубаи, Америки и уже половины России. На данный момент одежда отшивается только по художественной гимнастике. Но в планах создание большого холдинга по пошиву спортивной одежды для детей, занимающихся всеми видами спорта . Каждый заказ создается дизайнером индивидуально под клиента, то есть, если мы уже отшивали один раз спортивные костюмы, то повторно мы можем отшить их этой же команде. У нас нет одинаковых изделий, разные города одеты в абсолютно разные дизайнерские спортивные решения. 10 ноября состоится открытие турнира по художественной гимнастике Victory Cup на призы нашего ателье.

ProDetki : Привлекаете ли Вы других специалистов для получения максимального эффекта от своих учеников (педагог по актерскому мастерству, хореограф, учитель музыки и др.)?

А.А. : У нас работают хореографы, танцоры, жонглер, который развивает координацию. Также 4 раза в год мы проводим учебно-тренировочные сборы, где мы приглашаем специалистов разных уровней – заслуженных тренеров России олимпийских чемпионов, призеры Олимпийских игр, которые на протяжении недели работают с детьми и передают свое мастерство. У нас постоянно идет такая работа, когда мы привлекаем специалистов высокого уровня.

ProDetki : Как Вы думаете, что самое важное в жизни спортсмена и что остаётся за кадром жизни спортсмена?

А.А. : В жизни спортсмена важно абсолютно всё , начиная от того, какая атмосфера дома , как спортсмена поддерживают дома, что говорят мама с папой и чем кормят ребенка, до того, как он учится в школе , а учиться он должен хорошо, ведь в спорте за одну секунду нужно уметь принять решение . Очень важно, в какой атмосфере ребенок тренируется, кто с ним работает. Когда родители, руководство школы, тренер приходят к общему видению, как ребенок должен развиваться, когда родители поддерживает то, что говорит тренер, все это приводит к потрясающим результатам.

ProDetki : Какие напутственные слова Вы говорите своим ученикам перед выступлением?

А.А. : У меня настолько банальные слова – «думай, пожалуйста, головой, думай, пожалуйста, что ты делаешь, думай, пожалуйста, о том, что мы с тобой учили и к чему шли». Перед стартом я стараюсь не дергать своих детей, я хочу, чтобы они сконцентрировались на своем выступлении. А дальше, если ребенок выступил не очень хорошо, значит, в зале будем работать больше, а если хорошо, то это его или наша маленькая победа.

ProDetki : Следите ли Вы за наработками других тренеров международного формата? Чьи техники применяете?

А.А. : Когда у нас проходят сборы и приезжают известные тренеры, звезды по художественной гимнастике, я смотрю, конечно же, как они работают, что они дают, как они подходят к детям. Это, безусловно, очень важно. Недавно мы вернулись из Москвы, центра олимпийской подготовки (мои некоторые девочки проходили там стажировку). Мы сидели с тренером олимпийских чемпионов. Это, прежде всего, было учение для меня, как подходить к ребенку, что сказать и так далее. Не бывает развития, если находишься только в замкнутом собственном пространстве. Я обязательно должна перенимать опыт тех людей, которые показали результат и достижения, и стремиться к тому, чтобы найти эти пути соприкосновения с собственными учениками.

А.А. : Да, конечно. Во-первых, это мои дети. Я всегда работаю, используя коллективный признак. Я считаю, что когда возле тебя работает много перспективных талантливых людей, это принесет больше плодов, чем когда ты работаешь один в собственном пространстве. У меня, например, получается хорошо отработать программу, у кого-то — создать эту программу, а у кого-то — наработать сложные элементы. Наверное, то, что у меня получилось создать в нашей школе, — это командный дух. Самое главное – найти связь с коллективом, потому что сильный коллектив – сильная работа. Создать сильный коллектив могут не все. Мы очень много беседуем с девочками-тренерами и постоянно повторяем, что мы вместе, мы вместе, мы вместе . Дай Бог, чтобы это было всегда.

Татьяна Калонбаева

Тренер по художественной гимнастике, Спортивно-юношеская школа Олимпийского резерва

Стаж работы - 6 лет

ПУТЬ К ПРОФЕССИИ

Никогда не думала, что стану тренером и буду работать с детьми . Лет шесть назад мне предложили попробовать себя в роли тренера, потому что я всегда очень хорошо ладила с детьми, будь то мои племянницы или дети знакомых. Я попробовала, у меня получилось, и я поняла, что эта работа мне нравится, нравится вдохновлять детей, нравится, что я могу их чему-то научить и влюбить в этот вид спорта.

Мой папа занимался боксом, а мама танцами. Я всегда была спортивным ребенком. Лет с шести занималась хореографией, народными танцами. С 10 лет занималась легкой атлетикой и пятиборьем, была спринтером. Впоследствии пробовала себя во многих видах спорта. Я очень люблю танцевать, танец - это моя жизнь, а художественная гимнастика включает в себя элементы танцев, поэтому стала тренером именно в этом виде спорта.

Также у меня есть юридическое образование, я думала, что буду работать по этой профессии. Для меня важна справедливость и честность. А сейчас так получилось, что я стала не только тренером, но и спортивным судьей.

О СПЕЦИФИКЕ И СЛОЖНОСТЯХ

В художественной гимнастике важна фактура, конституция тела: удлиненные ручки и ножки, высокий рост, стройность ребенка . Конечно, детки приходят маленькими, в этом возрасте они все еще пухленькие, но тех, у кого есть потенциал, видно сразу. Также важен характер ребенка - трудолюбие, целеустремленность, желание побеждать. Я занимаюсь с детками с четырех лет. В этом возрасте у них еще мягкие мышцы и связки, растяжка дается им легче.

Когда тренируешь детей, особенно совсем маленьких, на первоначальном этапе очень важно, чтобы им понравилось. Важно не отбить желание заниматься спортом. Любой спорт, а тем более художественная гимнастика - это тяжкий труд, это упражнения на растяжку, на гибкость и это все больно. Чтобы расположить детей, влюбить в этот вид спорта, приходится много придумывать: проводить тренировки в форме игры, говорить на их языке, быть с ними на одной волне - ползать с ними, смеяться, петь детские песенки. Это располагает их к тренеру, и у них появляется желание ходить на занятия.

Добиваться хороших результатов в спорте очень часто мешает элементарное отсутствие у ребенка времени на занятия. Он начинает показывать хороший результат, у него появляются первые успехи, и в этот момент родители принимают решение, что нужно все-таки уделять больше внимания учебе. Это одна из больших сложностей в работе тренера.

Будучи тренером, весь результат своей работы ты видишь на соревнованиях

Работу тренера и ребенка оценивают судьи. Бывает так, что на тренировках дети выполняют элемент без запинки в день по сто раз, а на соревнованиях влияет страх и волнение, и ребенок уже не может ничего показать, у него не получается, или он просто забыл, как это делается. Бывает даже что он просто не выходит «на ковер». Ни мама, ни тренер никакими уговорами, просьбами, обещаниями не могут убедить его. Поэтому очень важно перед соревнованием морально подготовить своего подопечного, настроить его на то, что не нужно ничего бояться.

Для меня огромный плюс этой профессии в том, что тренер вместе с ребенком постоянно нацелен на преодоление какого-то рубежа: шпагат с первой реечки, потом со второй и так далее. Вы каждый день ставите перед собой небольшие цели и достигаете их. Это постоянная гонка за результатом. Спорт учит детей дисциплине, уверенности в себе, а также умению добиваться своих целей. Спортсмены знают, на что они способны, и это дает им силы реализовываться и в других сферах жизни.

Бывает, что на тренировке или после нее детки плачут . Но слезы бывают разные. Дети еще маленькие и могут плакать из-за того, что потерялся блокнотик. Или потому что у них что-то не получается, а когда мы растягиваем какие-то мышцы, они могут плакать, потому что это больно. И во всех этих ситуациях им просто нужна поддержка и понимание.

Важно прислушиваться к ребенку. Всегда, когда есть такая возможность, я даю им право выбора. Они могут выбрать музыку, под которую хотят танцевать. При постановке упражнений я спрашиваю, какой элемент больше нравится. У каждого ребенка свой характер, поэтому подход ко всем должен быть разным. Одного нужно постоянно хвалить, другого немного поругать, третьему показать, что у кого-то получается лучше.

Я всегда говорю детям: «Если не получилось один раз, второй и третий - не страшно. Продолжай делать, на 1001 раз получится. Главное не останавливаться». На моих тренировках нет слова «не могу», есть только «не хочу». А когда я говорю им: «Если сильно захотеть, можно в космос полететь» - они смеются и начинают тренироваться усерднее.

Мы работаем не только с детьми, но также и с их родителями

У этой части есть свои сложности. Для каждого родителя его ребенок - самый лучший, и некоторые родители дают свои советы и вмешиваются в процесс тренировок. Сложно объяснить маме или папе, что у каждого ребенка есть свои данные, у одного лучше получится это, у другого другое.

Разговаривая с родителями, я всегда говорю открыто и не обещаю, что их ребенок станет великим спортсменом. Но если он хочет заниматься, то это никогда не помешает. Он научится держать осанку, у него будет хорошая растяжка, гибкость, научится хорошо двигаться, координировать свое тело, а для девочки это очень важно. А еще гимнастика помогает выпрямить ножки детям с косолапием.

Иногда я выхожу с тренировки как выжатый лимон. Детей много и каждого нужно запомнить по имени, особенно если это дети из нового набора. Для ребенка приятно, когда ты обращаешься к нему по имени.

Мне нравится моя про фессия. Я получаю много энергии от детей, когда у них что-то получается, когда они достигают успехов на соревнованиях. Восхищаюсь ими, и в тот момент в очередной раз доказываю себе, что я могу.

О ГЛАВНЫХ КАЧЕСТВАХ ТРЕНЕРА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Первое, что нужно тренеру - это уравновешенность и спокойствие. Чтобы дети смогли чему-то научиться и уловить смысл того, что им объясняешь, тренер должен уметь держать внимание детей, сохранять дисциплину.

Для человека нашей профессии важны упорство и настойчивость. Потому что нужно доносить до детей информацию и добиваться, чтобы тебя услышали.

На тренировках нужно больше разговаривать с детьми , общение разрушает все барьеры и помогает добиваться хороших результатов.

Одним из самых популярных видов спорта является , сочетающая в себе изящность и грациозность. Не удивительно, что этот красивый вид спорта все больше привлекает девочек с самого раннего возраста. Приняв решение , следует серьезно подумать о выборе нужной спортивной школы и подходящего тренера.

На что обратить внимание при выборе тренера

Выбрать хорошего тренера по художественной гимнастике не просто. Он должен быть профессионалом в своей области и при этом с легкостью находить общий язык с детьми.

Девочки приходят в гимнастику с пяти — шести лет, а иногда и раньше. В этом возрасте дети очень подвижны и пластичны, и при чутком руководстве тренера могут легко выполнять необходимые упражнения.

Перед тем как выбирать тренера, необходимо определиться с какой целью малышка будет посещать уроки по художественной гимнастике.

Чаще всего основной целью является полноценное физическое развитие детей. Правильные регулярные тренировки способствуют гармоничному развитию ребенка. У девочек формируется правильная осанка, фигура становится стройной и подтянутой, движения — легкими, грациозными и изящными.

Постоянные занятия спортом способны сформировать полезные привычки, а так же помогают выработать уверенность, воспитать в себе терпение и силу воли.

Для этой цели может подойти ближайшая спортивная школа. Тренер здесь поможет освоиться ребенку и подберет для него необходимую нагрузку.

Когда основной целью является достижение больших результатов в спорте, необходимо со всей ответственностью подойти к выбору хорошего наставника. Для этого лучше всего выбрать индивидуального тренера, который будет проводить с ребенком индивидуальные . Необходимо обратить внимание на частного опытного мастера, который добился высоких успехов в спорте и теперь готов передать свой опыт начинающим.

Учитель, знающий свое дело, сможет привить любовь к спорту и помочь малышу поверить в себя.

Очень часто после первого занятия родители хотят услышать, будет ли их ребенок успешен в спорте, сможет ли она со временем стать чемпионкой. Ни один тренер на эти вопросы не даст ответа, так как не возможно сразу установить дальнейшее спортивное развитие малыша. Только через год постоянных тренировок, будет видно, на что способна девочка.

Какими качествами должен обладать тренер

Профессия тренера по художественной гимнастике предполагает наличие определенных знаний и умений. Лучше всего выбирать педагога имеющего высшее или среднее профессиональное образование, связанное с физической культурой и спортом. Отличным вариантом будет тренер, имеющий звание мастера спорта России, который поможет будущей спортсменке выйти на высокий уровень по художественной гимнастике.

Хороший тренер должен обладать разными профессиональными качествами необходимыми для его успешной работы.

В первую очередь, стоит обратить внимание на:

  • Личный опыт и стаж тренерской работы наставника.

Личные успехи в спортивной карьере самого тренера, его победы и награды могут сказать о нем многое. Стаж тренерской работы предполагает, сколько лет педагог успешно работает в качестве тренера и каких результатов смогли достичь его воспитанницы на протяжении нескольких лет.

  • Развитие и прогресс тренерской работы.

Результаты работы тренера, прежде всего, зависят от успешных выступлений его учениц и полученных ими наград.

  • Правильное отношение к ученикам

Настоящий тренер должен быть строгим и справедливым, но не лишен доброты и понимания. Он грамотно укажет на все неточности, сумеет заинтересовать и мотивировать гимнастку на дальнейшую работу, а так же направит ее на достижение лучших результатов. При необходимости, хороший наставник поддержит и утешит свою подопечную.

  • Знает и умеет находить общий язык со своими ученицами.

Девочки находятся длительное время на тренировках, где происходит постоянное общение с педагогом. Поэтому очень важно выбрать хорошего тренера, который с первых минут знакомства сможет найти с вашим ребенком взаимное понимание. В дальнейшем именно это играет большую роль в становлении спортсменок.

Не все зависит от наставника

От наставника зависит многое, он имеет большое значение, в развитии спортсменки, помогает, направляет и поддерживает. Но рост спортивных достижений возможен только при их совместной слаженной работе. Гимнастка должна иметь огромное желание и упорство, усиленно работать на результат. От нее требуется полная самоотдача при тренировках, только в этом случае она может добиться больших успехов.

Спортсменка должна стремиться к развитию необходимых ей качеств, таких как:


Благодаря невероятным усилиям и воспитанию в себе важнейших качеств, успех девушке будет гарантирован. При этом могут открываться большие возможности в будущем, ее могут заметить и предложить тренироваться с выдающимися спортсменами, заслуженными тренерами России по художественной гимнастике.

Как правильно выбрать спортивную школу

Выбор спортивной школы, играет не малую роль в развитии будущей спортсменки. Зал для проведения уроков и выступлений по художественной гимнастике должен соответствовать техническим условиям и нормам.

  • Спортивный зал должен быть достаточно просторным с высоким потолком, пол должен быть ровным с ковровым покрытием.
  • Зал для спортивной подготовки должен быть оборудован станками для хореографии, зеркалами, лестницами, помогающими осваивать сложные по технике упражнения.
  • Зал должен быть оснащен вентиляцией, иметь хорошее освещение и оптимальную температуру помещения для комфортной тренировки гимнасток.

В начале спортивной деятельности не всегда есть возможность заниматься в хорошо оборудованных залах. Поэтому выбирать территорию для проведения тренировок можно и в необорудованном для гимнастики спортзале. Есть много случаев, когда будущие гимнастки начинали тренироваться именно в таких залах и добивались высоких побед, активно участвуя в различных соревнованиях и турнирах.

Даже посещая самую лучшую школу по художественной гимнастике без опытного тренера высоких результатов не достичь.

Поэтому основным решающим фактором будет выбор грамотного тренера, у которого за плечами много успешных учениц, когда-либо, участвующих в чемпионате мира по художественной гимнастике.

Перед принятием ответственного решения по выбору спортивного клуба для занятий по художественной гимнастике важно родителям девочки лично пообщаться с будущим тренером. Лучше всего будет, если ребенок для начала сходит на пробное занятие и решит комфортно ли ему заниматься именно с этим педагогом и, учитывая мнение ребенка совместно сделать выбор.

И кто знает, может быть, этот шаг — это начало успешной спортивной карьеры вашего ребенка и именно она станет будущей олимпийской чемпионкой России по художественной гимнастике.

Галина Гончарук, тренер по художественной гимнастике с более чем тридцатилетним стажем работы, рассказала о себе и о том, когда ребенку стоит начинать заниматься этим видом спорта.

— Расскажите немного о себе. Где Вы выросли и учились?

— Я родилась в городе Черкесске Ставропольского края. Там же начала заниматься художественной гимнастикой, мне тогда было шесть лет. Сейчас сложно вспомнить, что именно меня подтолкнуло записаться в секцию, наверное, обычное детское любопытство. Но так втянулась, что посвятила этому спорту всю свою жизнь. Окончив институт, я переехала в Нижневартовск и начала работать в спорткомплексе «Нефтяник» тренером по художественной гимнастике.

— Когда Вы поняли, что хотите стать тренером?

— Сразу же, как только начала заниматься! Я уже тогда мечтала, что, когда вырасту, стану тренером. На какое-то время мне пришлось отказаться от своей мечты, согласиться с мнением родителей и поступить в политехнический институт. Сейчас я понимаю, что приняла правильное решение, когда переубедила родителей и перевелась в Омский институт физкультуры. Родные считали, что тренер — это не женская профессия из-за ненормированного рабочего дня, поездок на соревнования и сборы и других минусов.

— Как Вы считаете, что именно помешало вам в достижении ваших личных спортивных рекордов?

— Художественная гимнастика — это детский вид спорта. Карьера гимнастки подходит к концу к моменту окончания школы. Я тренировалась в Ставрополе и ходила на занятия к знаменитой гимнастке, чемпионке СССР 1974 года, серебряной призерше чемпионата мира 1971 года в групповых упражнениях Наталье Крашенинниковой. Достичь высоких результатов очень сложно, и дело не только в таланте, но и удаче. Нельзя исключать и тот фактор, что вероятность добиться успеха в этом виде спорта гораздо выше в большом городе, чем в маленьком. Вот, например, в Мегионе у нас есть прекрасная гимнастка Юлия Кутлаева 2003 года рождения. Ее заметил тренер из Москвы, и теперь она живет и тренируется там. Уверена, там у нее будет гораздо больше шансов достичь высоких результатов, чем в Мегионе. Я тоже занималась в маленьком городке, поэтому карьера гимнастки у меня и не сложилась. Однако не каждый спортсмен может стать хорошим тренером. Мне же всегда хотелось реализовать себя в тренерской работе, что у меня и получается с 1988 года.

— А когда Вы оказались в окружной столице?

— В Ханты-Мансийск я переехала в 2014 году и с тех пор работаю в «ЮграМегаСпорт».

— Какой возраст можно назвать оптимальным для того, чтобы начать заниматься художественной гимнастикой?

— В мое время этим видом спорта начинали заниматься в шесть лет. Сейчас же родители приводят детей и в четыре года. По опыту могу сказать, что и в этом возрасте малыши могут заниматься. Например, одна из моих учениц, которая пришла заниматься в четыре года, уже спустя год начала успешно выступать на соревнованиях. Понимаете, все зависит от особенностей развития ребенка и его характера. Некоторые девочки на тренировках витают в облаках, невнимательно слушают тренера, им очень сложно сосредоточиться, хотя они и старше своих подруг по команде.

— А каким набором качеств нужно обладать ребенку, чтобы начать заниматься?

— Очень важны первоначальные данные для художественной гимнастики. Ребенок должен быть изначально гибким, но и этот параметр нужно развивать. Однако хочу отметить, что со временем каждый ребенок раскрывается и догоняет своих сверстниц. Нельзя рассуждать так, что если у ребенка сразу ничего не получилось, то не получится никогда, просто этой малышке нужно дать чуть больше времени.

— А сколько Вам, как тренеру, нужно времени, чтобы разглядеть, к какому типу относится юная гимнастка?

— Уже примерно через два месяца занятий я могу разглядеть и понять, каким образом нужно общаться с ребенком.

— Что самое важное в работе тренера?

— Важно быть не только тренером, но и психологом. Представляете, девочки приходят на занятия в четыре года. В это время они еще посещают детский сад, в котором урок физкультуры длится не более двадцати минут, так как дети в этом возрасте очень неорганизованы. А тут нужно провести часовую тренировку! Девочки волнуются, прежде чем зайти в зал, многие даже плачут. Но не от того, что у нас здесь плохо или некомфортно, а потому, что переживают разлуку с мамой. Сами подумайте, им всего четыре года! И вот здесь очень важно внимание и забота со стороны тренера. Со временем они перестают так волноваться, привыкают к новой обстановке и сверстницам, становятся более внимательными и дисциплинированными. После этого их уже можно научить становиться в строй, ходить друг за дружкой, строиться в линеечку. Для того, чтобы эти процессы были безболезненными, тренеру нужно понимать детскую психологию.

— Что нужно иметь для того, чтобы начать занятия художественной гимнастикой?

— Во-первых, для того, чтобы попасть в секцию, нужно иметь медицинскую справку, что у ребенка нет противопоказаний. Наша задача — не навредить. Во-вторых, им нужна форма, состоящая из гимнастических тапочек, шортиков и маечки или купальника. В-третьих, нужен инвентарь — скакалка, обруч, лента, позднее будут нужны булавы и прочие предметы.

— Насколько они дорогостоящие?

— Диапазон цен очень широкий, как говорится, на любой кошелек. Если речь идет о хорошем гимнастическом инвентаре, то его цена достигает 4000-5000 рублей. Благодаря правильно распределенному весу качественным инвентарем работать гораздо комфортнее. Конечно, это дорого, поэтому родителей своих воспитанниц я призываю покупать те предметы, которые им доступны. Однако, если девочка уже идет на какой-то разряд или соревнования, все-таки лучше приобретать хороший инвентарь. Художественная гимнастика — это эстетичный вид спорта. Каждая деталь номера имеет значение – прическа, макияж, костюм, музыка и предмет, с которым выходит на ковер гимнастка.

— Все ли есть в «ЮграМегаСпорт» для того, чтобы заниматься художественной гимнастикой?

— В нашем распоряжении два больших ковра, каждый из них вмещает до 30 малышей. В помещении высокий потолок и хорошее освещение. Мы совсем недавно переехали в Центр развития теннисного спорта, и нам бы хотелось дооборудовать наш зал шведской стенкой, необходимой для разминки. Очень хотелось бы, чтобы между коврами располагалось зеркало, чтобы отделить группы друг от друга, так как в вечерние часы ковры заполняются полностью. Ну и, конечно, не хватает преподавателей, так как к нам в секцию записывается все больше детей. Не так давно к нашей команде присоединились Лолита Чагочкина, гимнастка из Казахстана и Ольга Клинова, мастер спорта по акробатике. Я очень рада, что количество желающих заниматься художественно гимнастикой растет с каждым днем.

Профессия моей мечты – СПОРТИВНЫЙ ТРЕНЕР Работу выполнила: Любимова Ольга, 9 лет у чащаяся 3б класса МАОУ «Гимназия 184» г.Н.Новгород Учитель: Чистякова Ирина Серафимовна

Почему я хочу стать тренером Я увлекаюсь художественной гимнастикой, поэтому я хочу связать свою профессию со спортом. Тренер играет важную роль в современном обществе. Он подталкивает человека словом, личным примером достигать вершин. Быть тренером – это означает поддерживать хорошую физическую форму. Поэтому работая тренером, я буду поддерживать здоровый образ жизни.

Введение Идеальная для меня профессия - это тренер, потому что: Основной задачей спортивного тренера является выявление и раскрытие способностей своих воспитанников. Наставник учит юного спортсмена управлять не только своим телом, но и эмоциями. Тренер готовит спортсмена и психологически, настраивая его на победу и внушая веру.

Описание профессии тренера Сегодня востребованность профессии спортивного тренера средняя. Тем не менее, человек, который занимается тренировкой спортсменов, играет важную роль в нашем обществе. Он готовит будущих чемпионов, приводит их на вершину пьедестала почета.

Описание профессии тренера Профессия тренера была и остается уважаемой. Достижения спортсменов и успех всей команды в целом во многом зависят от мастерства и профессионализма их руководителя. Своими наградами и медалями даже самые талантливые олимпийцы во многом обязаны своим тренерам.

Трудности профессии Работа тренера связана не только с большими физическими, но и с эмоциональными нагрузками. Ведь чтобы вырастить настоящего спортсмена, необходимо тренировать у него не только мышцы, но и развивать логику и мышление. Чаще всего руководитель для своих наставников является не просто тем, кто совершенствует их мастерство, но и настоящим другом, переживающим и болеющим за них.

Особенность профессии тренера Особенностью профессии тренера является тот факт, что специалист должен своим личным примером воспитывать будущих спортсменов. Он является не только преподавателем, но и профессионалом, за спиной у которого есть много соревнований, побед, различных достижений и наград. Тренер является не только твоим наставником, но и другом.

Какой должен быть тренер Спортивному тренеру следует быть: целеустремленным, упорным, терпеливым, справедливым, трудолюбивым и иметь организаторские способности.

Образование Что нужно знать? Руководитель должен знать психологию, педагогику, основы медицины и физиологии, а также владеть тренировочными методиками. Тренеру необходимо иметь высшее профессиональное образование. Где учат? Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК) (г. Москва) Национальный государственный Университет физической культуры, cпорта и здоровья (СПбГУЭФК) им. П. Ф. Лесгафта (г. Санкт-Петербург) Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК) (г. Омск) Кубанский государственный университет физической культуры и др. профильные вузы. А также факультеты физической культуры других вузов.

Место работы и карьера Спортивный тренер может работать в спортивных секциях и клубах, фитнес-центрах, санаториях, преподавать в учебных заведениях, ДЮСШ. Карьерный рост руководителя – это успех его воспитанников и признание зрителей и болельщиков. В этом случае у тренера будет немало предложений от работодателей и высокая зарплата.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!