Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Комплексы сюжетной утренней гимнастики для детского сада. Комплекс дыхательной гимнастики. Прогнозируемые результаты и способы их проверки

Разработала: Коннова Наталия Борисовна Инструктор по физической культуре МДОУ №40 г. Серпухов 2014г.
Комплекс утренней гимнастики для детей младшей группы по сказке «Репка»
- построение в колонну друг за другом
-ходьба обычная
-ходьба на пятках
-ходьба обычная
- бег обычный
- бег с изменением темпа
-ходьба обычная, перестроение в круг.

Комплекс ОРУ:
1. «Посадил дед репку, выросла репка большая- пребольшая…»
И.п- о.с
1- руки через стороны вверх, встать на носки
2- и.п. (4-5 раз)

2. «Стал дед репку тянуть, тянет- потянет, вытянуть не может..»
И.п. – о.с., руки на поясе
1- наклон вниз, достать руками пола
2- и.п (4-5 раз)

3. « Позвал дед бабку, стали они вместе репку тянуть…»
И.п.- пятки вместе, носки врозь, руки к плечам
1- присесть, колени в стороны, руки вперед
2- и.п (4-5 раз)

4. « Позвала бабка внучку….»
И.п.- о.с.
1- поворот вправо, правую руку в сторону
2- и.п
3-4- в другую сторону (по 3 раза)

5. «Позвала внучка Жучку….»
И.п- стоя на четвереньках.
1-2- « повилять хвостиком»

6. « Позвала Жучка кошку и мышку…»
И.п- о.с.
Прыжки на двух ногах с поворотом вокруг себя (10-15 сек)
В чередовании с ходьбой на месте.
« Тянут- потянут … и вытянули репку!» -взяться за руки и образовать большой круг. « Вот какая большая репка уродилась!»

Комплекс утренней гимнастики для детей средней группы
по сказке « Вершки и корешки»

Построение в колонну по одному
- ходьба обычная
-ходьба в высоким подниманием бедра
-ходьба на наружнем своде стопы
- бег обычный
- бег врассыпную
-ходьба обычная
- перестроение в 3 звена, размыкание
Комплекс ОРУ:
1. « поехал мужик в лес репу сеять, а на встречу ему медведь..»
И.п- о.с, руки к плечам
1- встать на носки, локти вверх, потянуться,
2-и.п.(5-6 раз)

2. «Посеял дед репу, собрал урожай, медведю- вершки, себе- корешки…»
И.п- пятки вместе, носки врозь, руки на поясе.
1- присесть, постучать подушечками пальцев по полу,
2- и.п.
(5-6 раз)
3. «Разозлился медведь,- теперь мне корешки, а тебе, дед- вершки!..»
И.п- о.с., руки на поясе
1- наклон вправо, за рукой
2-и.п.
3-4- в другую сторону (по 4 раза)
4. «Посадил дед пшеницу,- осенью собрал урожай..»
И.п.- о.с.
1- наклон вниз- хлопок под правым коленом
2-и.п.
3-4 –наклон вниз, хлопок под левым коленом
(по4 раза)
5. « Разозлился медведь, что дед его опять обманул, и запретил ему сажать в лесу..»
И.п-о.с., правая рука вверху
1-2 –рывки руками
3-4- рывки со сменой рук
(по4 раза)
7. «Стал дед в поле сажать, а медведь ягоды, да мед в лесу собирать..»
Прыжки ноги вместе- врозь (15-20 сек)

Комплекс утренней гимнастики для детей старшей группы
по сказке «Лиса и кувшин»

Построение в шеренгу
- перестроение в колонну
-ходьба обычная
-ходьба на носках
-ходьба «гусиным шагом»
-ходьба с остановкой по сигналу
-бег обычный
- бег с захлестом голени назад
-ходьба обычная, перестроение в три колонны, размыкание
Комплекс ОРУ:
1. « Пошла баба на поле жать, а кувшин с молоком в кусты поставила…»
И.п- о.с.
1-2- имитация работы косой: «Жух-жух-жух»
2. « Лиса выпила все молоко из кувшина…»
И.п- о.с., руки на поясе
1- наклон вниз, руки назад, прогнуться
2.и.п.
(6-8 раз)

3. « …вот беда,застряла голова в кувшине, никак не вытащить..»
И.п.ноги на ширине плеч, руки на поясе
1- присесть обхватить голову руками
2- встать, выпрямиться (6-8 раз)
4. « Просила лиса кувшин отпустить ее….»
И.п- сидя, ноги врозь
1- наклон к правой ноге,
2- и.п
3- наклон к левой ноге, достать руками носка
4-и.п. (по 4 раза)

5. «Разозлилась лиса, решила кувшин утопить в речке…»
И.п.сидя на полу, ноги согнуть, колени обхватить руками.
1-2-3-4- качалка на спине.

https://pandia.ru/text/78/105/images/image002_158.jpg" width="794" height="1151 src=">

Паспорт программы…………………………………………………………………..4 стр.

Пояснительная записка……………………………………………………………….6 стр.

1. Особенности программы………………………………………............................8 стр.

2. Особенности возрастной группы………………………………………………...9 стр.

3. Учебно-тематическое планирование….………………………………………..10 стр.

5. Методическое обеспечение программы………………………..........................15 стр.

Список литературы……………………………………………………………….....16 стр.

Приложение…………………………………………………………………….........17 стр.

«Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика»

детей старшего дошкольного возраста

МБДОУ «ДСКВ № 000»

Название программы

«Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика»

Направленность

Физическая

Основания для разработки программы

    Закон РФ «Об образовании» Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ МОиН РФ от 01.01.01 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект). Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (Постановление Правительства РФ № 000 от 01.01.2001).

· Информационное письмо Департамента образования города Братска № 000 от 13.11.10 г. «О разработке, утверждении и реализации МДОУ г. Братска основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями».

    Программа развития МДОУ «ДСКВ № 000» «Интенсификация и качество».

Заказчик

Администрация МДОУ «ДСКВ № 000»

Основные разработчики программы

Зам. зав по ВМР, МБДОУ ДСКВ № 000;

старший воспитатель, МБДОУ ДСКВ № 000.

Цель

Создание условий для развития двигательной, функциональной и познавательной активности детей дошкольного возраста через использование сюжетно-ролевой ритмической гимнастики.

Задачи

Образовательные:

· создать условия для развития познавательного интереса к физическим упражнениям;

· создать условия для овладения элементарными знаниями: техники выполнения движений, правил гигиены, сохранения и укрепления здоровья;

· учить различать основные направления музыкального искусства (классическая, народная музыка, музыка современных ритмов);

· в процессе разучивания движений активизировать эмоциональное восприятие музыки, ее настроение, характер, художественный образ

Развивающие:

· развитие физических качеств (выносливости, координации, силы, быстроты, гибкости);

· развитие музыкального слуха и чувства ритма;

· развитие умения ориентироваться в пространстве;

· раскрытие творческого потенциала детей;

· развитие психических процессов: памяти, внимания, восприятия, воображения, мышления на основе усложнения заданий;

· совершенствовать умение выражать различные эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, тревога и т. д., разнообразные по характеру настроения.

· развития личных качеств детей (самостоятельности, ответственности, активности и. т.д.).

Воспитательные:

· воспитывать желание научиться управлять своим телом под музыку;

· совершенствовать такие качества как дисциплинированность, выдержка, творческая активность, инициатива, самостоятельность;

· воспитывать чувство такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить себе место, не толкаясь, не шуметь в помещении во время занятий).

Участники , возраст

Воспитанники МБДОУ «ДСКВ № 000»

Ожидаемый результат

По программе «Сюжетно ролевая ритмическая гимнастика» дети должны освоить:

Срок реализации

Контроль исполнения

Администрация МБДОУ «ДСКВ № 000»

Пояснительная записка

Актуальность программы. В наше социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка. В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в какой творческий коллектив отправить ребёнка заниматься и как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия танцем, для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец - это творчество, танец - это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни.

В системе дошкольного физического воспитания в настоящее время уделяется внимание не только задачам формирования у детей базы разнообразных движений, но и двигательной культуры: жизненно необходимых жестов, умения создавать двигательные образы, выразительности движений, двигательного воображения, фантазии. Двигательная культура человека во многом отражает его внутреннее содержание, умение управлять своим телом и эмоциями. Замечено, что красиво двигающийся человек более свободен. Легок и прост в общении. Он хозяин своего тела. Занятия ритмической гимнастикой в большей степени способствуют развитию двигательной культуры дошкольника, т. к. сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика является совокупностью средств физического воспитания, музыки, игры-драматизации и содержания сказок. В целом обеспечивающих интеграцию двигательной и мыслительной деятельности детей.

Практическая значимость. Ритмическая гимнастика разрабатывается по сюжетам различных сказок, рассказов, мультфильмов под соответствующую музыку. Средствами различных движений дети создают образы героев литературных произведений, передают сюжетные действия. Основой сюжетно - ролевой ритмической гимнастики является ее ориентация на природную потребность детей к двигательной активности как источнику развития, игре, как ведущей деятельности, на интерес детей к музыке и литературе как источникам познания и радости.

По типу, данную программу следует считать модифицированной. За основу взята программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» рекомендованная Российской академией образования от 01.01.01г. Модификация состоит в том, что в основное содержание программы внедрены психологические игры, упражнения и этюды на снятие эмоционального напряжения, преодоления двигательной активности в конце занятия, релаксационные упражнения. Весь подобранный материал связан с содержанием занятия и является психологическим настроем на занятие или логическим его окончанием.

Цель программы : создание условий для развития двигательной, функциональной и познавательной активности детей дошкольного возраста через использование сюжетно-ролевой ритмической гимнастики.

Для достижения поставленной цели, необходимо решение ряда задач:

Образовательные:

Создать условия для развития познавательного интереса к физическим упражнениям;

Создать условия для овладения элементарными знаниями: техники выполнения движений, правил гигиены, сохранения и укрепления здоровья;

Учить различать основные направления музыкального искусства (классическая, народная музыка, музыка современных ритмов);

В процессе разучивания движений активизировать эмоциональное восприятие музыки, ее настроение, характер, художественный образ.

Воспитательные:

Воспитывать желание научиться управлять своим телом под музыку;

Воспитывать культуру общения в процессе совместной деятельности;

Совершенствовать такие качества как дисциплинированность, выдержка, творческая активность, инициатива, самостоятельность;

Воспитывать чувство такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить себе место, не толкаясь, не шуметь в помещении во время занятий).

Развивающие:

Развитие физических качеств (выносливости, координации, силы, быстроты, гибкости);

Развитие музыкального слуха и чувства ритма;

Развитие умения ориентироваться в пространстве;

Раскрытие творческого потенциала детей;

Развитие психических процессов: памяти, внимания, восприятия, воображения, мышления на основе усложнения заданий;

Совершенствовать умение выражать различные эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, тревога и т. д., разнообразные по характеру настроения.

Развития личных качеств детей (самостоятельности, ответственности, активности и. т.д.).

1. Особенности программы

Занятия по программе сюжетно - ролевая ритмическая гимнастика с дошкольниками организованы в рамках дополнительных кружковых занятий. Программа рассчитана на один год обучения. Обучение проходит через музыкально - ритмические движения. Это дает возможность более глубоко познакомить с техникой выполнения различных движений и отработать их практически.

Данная программа адаптирована для дополнительных занятий с детьми, имеющими проблемы в развитии (психофизические, речевые), с учетом их индивидуальных особенностей развития, с использованием элементов релаксации, игр на развитие двигательной памяти, внимания, элементы дыхательной гимнастики (Примеры игры, релаксации и дыхательной гимнастики приведены в приложении 1). Одна игра (релаксация, дыхательная гимнастика) берется на 2-3 недели, потом меняется.

По программе сюжетно - ролевая ритмическая гимнастика занимаются дети в возрасте от 5 до 6 лет. Оптимальное количество занимающихся 12-16 человек. Такой количественных и возрастной состав детей позволяет строить работу рационально, преподносить материал с усложнениями и обеспечить возможность индивидуального подхода. Состав группы постоянный.

Главными компонентами сюжетно - ролевой ритмической гимнастики являются Движение, Музыка, Игра и Сюжет.

Компонент Движение направлен в основном на развитие физических качеств, координационных способностей и функциональных возможностей организма ребенка. Для этого используются:

· Основные виды движений (ходьба, бег, равновесие);

· Упражнения основной гимнастики (ОРУ, строевые);

· Акробатические (кувырок вперед, «Мостик», «Лодочка», «Рыбка»);

· Художественной гимнастики (упражнения с мячом, волнообразные движения корпусом, руками);

· Народного танца (русский);

· Хореографии (основные позиции рук и ног);

· Мимические упражнения и жесты;

· Элементы пальчиковой гимнастики.

Музыка создает положительных эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, передать выразительно ее характер. В качестве музыкального оформления используются фонограммы музыкальных сказок: русских народных и зарубежных.

Игра является основной формой познавательной деятельности детей дошкольного возраста, которая активизирует мыслительные процессы и двигательные возможности ребенка, а также создает положительный эмоциональный фон занятий. Сюжет сказок способствует развитию выразительности движений, жестов и мимики.

Разработанные комплексы ритмической гимнастики на основе сюжетно-ролевых игр, отражая идеи гуманизации педагогического процесса и лично ориентированной педагогики, позволяют через игровую деятельность в сочетании с музыкой и разнообразными движениями решать задачи обучении и воспитания.

Программа реализуется в течение учебного года. Один комплекс рассчитан на 3 месяца.

Структура занятий:

1. Организационной момент – эмоциональный настрой детей на занятие, сообщение названия сказки, дыхательная гимнастика, вход в сказку – 2 мин.

2. Знакомство и обрабатывание музыкально-ритмических движений 20-25 мин.

3. Музыкально-ритмическая игра – развитие творческих способностей, развитие памяти, внимания, релаксация, дыхательная гимнастика, выход из сказки – 3-5 мин.

2. Особенности возрастной группы

По программе «Сюжетно ролевая ритмическая гимнастика» занимаются дети от 5 до 6 лет. Это дети, у которых ведущий вид деятельности – игра. В сюжетно-ролевых играх дети учатся быть самостоятельными, осваивают общий смысл человеческого труда, норм и способов взаимоотношений с людьми. У детей возникает и развивается произвольное поведение, возникают элементы самосознания, первые элементы самооценки. Формируется инициативность, целеустремленность, активность, предприимчивость, склонность к подражанию образцам. Это создает благоприятную основу для развития их эмоциональности, пластичности, гибкости, что реализуется через ритмическую гимнастику.

Режим занятий

Занятия с детьми проводятся в первой половине дня, два раза в неделю. Продолжительность основных программных комплексов обусловлена возрастом занимающихся: 5-6 лет – 25-30 мин. Общее количество часов в год – 144 часа.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

Требования к знаниям и умениям к концу обучения:

А) знать:

· Правила нахождения в музыкальном зале во время занятий, правила личной гигиены,

· Основные направления музыки (классическая, народная, современная);

· Основные движения различного характера музыки (марш, плясовая, хороводная, полька);

· Сюжеты сказок, изучаемые программой, характеристики героев (добрый, злой, хитрый и т. д.).

Б) уметь:

· Идти в соответствии с характером музыки;

· Ориентироваться в пространстве, выполнять различные перестроения, находить себе место в зале;

· Изображать с помощью мимики и пантомимики характер музыки и сказочных героев;

· Самостоятельно использовать освоенный материал в повседневной жизни;

· Выполнять музыкально-ритмические движения.

Личностные качества выпускников кружка сюжетно – ролевая ритмическая гимнастика:

· Самостоятельность;

· Активность;

· Внимательность;

· Творчество;

· Коммуникабельность;

· Дисциплинированность;

· Инициативность.

Основными формами проверки знаний, умений и навыков является выступления на концертах внутри детского сада, музыкальные викторины (по сказкам), праздники «Путешествие по сказкам».

3. Учебно-тематический план занятий

для детей старшей группы (5-6 лет)

№ п/п

Сроки

Тема

Вид занятия

Количество занятий/часов

сентябрь

Инструктаж по ТБ

теоретическое

сентябрь - ноябрь

Композиция 1 «Песня о дружбе»

Композиция 2 «Представление»

Композиция 3 « Дуэт принцессы и Трубадура»

Композиция 4 « Песня Атаманши и разбойников»

Композиция 5 «Песня королевской охраны»

Композиция 6 «Разбойники»

Композиция 7 «Песня Трубадура»

Композиция 8 «Свадебный танец»

Композиция 9 «Песня друзей»

практика

24 занятий/

декабрь– февраль

Музыкально-ритмический комплекс

Композиция 1 «Сыщик»

Композиция 2 «Переполох во дворце»

Композиция 3 «На привале»

Композиция 4 «Погоня»

Композиция 5 «Песня Трубадура»

Композиция 6 «Дуэт короля и принцессы»

Композиция 7 «Разбойники»

Композиция 8 «Иностранцы»

Композиция 9 «Баю-баюшки-баю»

Композиция 10 «Песня друзей»

практика

24 занятий/

март - май

Музыкально-ритмический комплекс

«Приключения Буратино»

Композиция 1. «Песенка Буратино»

Композиция 2. «Песня Папы Карло»

Композиция 3. «Песня Пьеро»

Композиция 4. «Песня Карабаса-Барабаса»

Композиция 5. «Песня Кота Базилио и Лисы Алисы»

Композиция 6. «В стране Дураков»

Композиция 7. «Песня Дуремара»

Композиция 8. «Песня Черепахи Тортилы»

Композиция 9. «Песенка Буратино»

практика

24 занятий/

Итоговое занятие «Путешествие по стране сказок»

практика

Занятия для детей старшей группы (5-6 лет)

Музыкально-ритмический комплекс

«Бременские музыканты»

Фонограмма по мотивам музыкальной сказки. Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Этина

Основной комплекс упражнений

Композиция 1. «Песенка о дружбе»

1. Ходьба по кругу на носках, на пятках, с высоким подниманием бедра

2. Пружинящие шаги по кругу

3. Подскоки с продвижением вперед

4. Перестройка в три шеренги

Композиция 2. «Представление»

1. Перенести тяжесть тела на правую ногу, правую руку к плечу

2. Полуприсяд, руками обхватить колени

3. Подскок с выставлением правой ноги на носок вперед, на пятку

4. Приставные шаги в правую сторону, руки в стороны

Композиция 3. «Дуэт принцессы и трубадура»

1. Приставные шаги на носках вправо, присед с наклоном вправо, руки у правой щеки

2. Присед на левой ноге, правую вперед на носок, с поклоном вывести левую руку вперед, правую за спину (реверанс)

3. Два реверанса, разводя руки в стороны

4. Стойка ноги врозь, руки за спиной, шаг правой ногой в сторону, правая рука ко лбу, то же в левую сторону

Композиция 4. «Песня атаманши и разбойников»

1. Повороты головы в стороны, поднимание и опускание плеч

2. Повороты туловища вправо-влево, постепенно наклоняясь вперед

3. Хлопки по коленям, накрест, на пояс, притоп

4. Наклоны вправо, влево, касаясь носков

5. Прыжки на двух ногах, на одной ноге, прыжки ноги врозь, руки в стороны, прыжки ноги скрещены

6. Бег на месте с захлестыванием голени, руками поочередно касаться пяток

Композиция 5. «Песня королевской охраны»

1. Шаги марша на месте

2. Сгибание рук перед грудью

3. Упражнение «лесенка», руки на пояс, к плечам, вверх, поочередное

4. Полуприсяд, ногу на колено, «натянуть тетеву лука»

5. Выпад ног в стороны, с приставлением рук на колено

Композиция 6. «Разбойники»

1. Перестройка в круг

2. Выпады одной ногой, руки вперед

3. Прыжки на двух ногах по кругу

Композиция 7. «Песня трубадура»

Повороты направо, налево, изображая игру на дудочке Сед, наклоны к правой и левой ноге Сед, упор сзади, прогибаться на руках (мостик)

Композиция 8. «Свадебный танец»

Скользящие галопы вправо Скачки в круг Прыжки с выставлением ног на носочек, руки за спиной

Композиция 9. «Песня друзей»

Ходьба по кругу, взявшись за руки Ходьба змейкой Пружинящие шаги с хлопками Подскоки

Музыкально-ритмический комплекс

«По следам Бременских музыкантов»

Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Этина

Основной комплекс упражнений

Композиция 1. «Сыщик»

1. Ходьба с носка, пружинящая

2. Бег, быстрый по кругу, на месте спокойный

Композиция 2. «Переполох во дворце»

1. Перестройка в три шеренги

2. Правую руку на голову, то же с левой, руки вверх, руки на голову

3. Приставные шаги вправо-влево с небольшим наклоном головы

4. Шаги в стороны, к себе, со сменой положения рук, вниз, на пояс

5. Подъемы на носки

6. Приставные шаги, руки вниз, плечи поднимать и опускать

Композиция 3. «На привале»

1. Пружинистые полуприсяды, покачиваясь в стороны, руками, махи вперед-назад

2. Пружинистые приставные шаги вправо - влево с одновременными хлопками

3. Поворот налево легкий бег на носках, приседая «рвать цветы и складывать в корзинку»

Композиция 4. «Погоня»

1. Перестройка в круг

2. Бег, изображая погоню, по сигналу (взрыв бомбы) выполняю присед, а затем прыжок упор лежа

3. Перестройка в три шеренги

Композиция 5. «Песня трубадура»

1. Наклоны вперед

2. В упоре сзади, прогнуться, поднимая правую ногу вперед

3. «Лодочка» - приподнимая прямые руки и ноги, погнуться, коснуться носками затылок

Композиция 6. «Дуэт короля и принцессы»

1. Позиции 1,2,3, руки на пояс

2. Полуприсяды

3. Приседы на левой, правой ноге, с выставлением противоположной ноги на носок

4. Прыжки на месте

Композиция 7. «Разбойники»

Движения ритмичные плечами вверх, вниз Сгибание ног, наклоны вперед, руки на колени, попеременное выполнение Полувыпады ноги в сторону, руки на пояс, к плечу Шаги вправо, влево

Композиция 8. «Иностранцы»

Стойка «Держа гитару», имитация игры на ней Пружинистые шаги на месте с хлопками Махи руками над головой Хлопки руками на шагах Кисти к ушам, помахать кистями

Композиция 9. «Баю-баюшки-баю»

Пружинистые приседы на ногах Наклоны в сторону, сложенные руки под правую щеку Танцевальные движения типа «твист» Перестройка в круг

Композиция 10. «Песня друзей»

Преодоление полосы препятствия

Музыкально-ритмический комплекс

«Приключения Буратино»

Фонограмма по сказке А. Толстого. Музыка А. Рыбникова, стихи Б. Окуджавы и Ю. Этина

Основной комплекс упражнений

Композиция 1. «Песенка Буратино»

1. Построение в три шеренги

2. Ритмичные поднимания и опускания плеч

3. Полуприсяды

4. Повороты с выполнением полуприсядов, с выставлением ног на пятку, согнутыми руками в локтях

5. Полуприсяды, сгибание руки к плечам, махи руками

6. «Нос Буратино»

Композиция 2. «Песня Папы Карло»

1. Шаг вправо, Полуприсяд

2. Наклоны, с поочередным сгибанием рук, выпрямлением ног

3. Полуприсяды с наклонами головы

Композиция 3. «Песня Пьеро»

1. Покачивания с ноги на ногу

2. Наклоны вправо, влево, с выставлением ноги в сторону на носок

3. Присед и подъем с одновременной вертушкой руками перед грудью

4. Шаги вправо, влево, Полуприсяд

5. Ритмичные поднимания на носки

Композиция 4. «Песня Карабаса - Барабаса»

1. Полуприсяды с наклонами вправо, влево

2. Шаги на месте с высоким подниманием бедра

3. «Бокс» в полуприсяде ноги врозь

4. «Загребущие» движения руками

Композиция 5. «Песня кота Базилик и лисы Алисы»

1. Шаги на месте

2. Повороты направо, налево, пружинистые полуприсяды, изображая игру на гитаре

3. Покачивания с ноги на ногу, круговые движения плечами

4. Руками описывать «восьмерку»

5. Пружинистые шаги на месте с разведенными руками в стороны

Композиция 6. «В стране дураков»

1. Последовательное расслабление рук, кистей, предплечья

2. Повороты туловища вправо, влево

3. Приседы «закапывать монетки в землю»

4. Бег с высоким подниманием бедра

5. Прыжки высокие (срывание монеток с дерева)

6. Покачивания с ноги на ногу

Композиция 7. «Песня Дуремара»

Равномерные покачивания с ноги на ногу Наклоны вперед Сгибания, разгибания коленей Наклоны вперед, касаться руками носков Прыжки в полуприсяде ноги врозь, руки согнуты в стороны Прыжки на одной ноге

Композиция 8. «Песня черепахи Тортилы»

Лежа на животе, поднимать голову, плечи, прогнуться руки в стороны Упражнение «рыбка» Сед на пятках, наклоны вперед, руки вверх Стойка на четвереньках

Композиция 9. «Песня Буратино»

Повторить Композицию 1

5. Методическое обеспечение программы

Программное обучение основным комплексам упражнений проходит целостным методом поэтапно.

На первом этапе (10 занятий) – изучение двигательного материала и последовательности выполнения упражнений. На втором (8 занятий) – закрепление и на третьем (6 занятий) – совершенствование. Если на первом этапе дети выполняют движения под непосредственным руководством педагога, то на последнем этапе обучения – самостоятельно, что позволяет им проявлять инициативу, творчество и умения, а педагогу оценить способности занимающихся.

Формы работы : групповые, практические занятия – игра, игры – путешествия.

Основными формами контроля учебно-воспитательного процесса являются участие в спортивных, музыкальных праздниках, выступления на концертах перед другими детьми, родителями, педагогами, музыкальные викторины.

Кадровые условия реализации программы предполагают сотрудничество педагога дополнительного образования с инструктором по ФИЗО – двигательные упражнения, комплекс ОРУ, дыхательная гимнастика, музыкальным руководителем – элементы классического, современного, народного танцев, педагогом – психологом – этюды на развитие эмоциональной сферы, мимики, пантомимики, упражнения на релаксацию.

Материально-технические условия необходимые для реализации программы - помещение для проведения занятий кружка (музыкальный зал с ковровым покрытием), магнитофон, аудиокассеты, спортивный инвентарь (мячи - в расчете одного предмета на человека, обручи, канат).

Список литературы

1. Буренина мозаика [Текст]/ //Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., 1997. – 128с.

2. Каплунова -топ, каблучок. Танцы в детском саду. Вып. Издательство Композитор Санкт – Петербург, 2006.

3. Колодницкий игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. – М.: Гном-Пресс, 2000. – 64с.

4. Ротерс - ритмическое воспитание и художественная гимнастика . [Текст]/ - М.: Просвещение, - 136с.

5. Слуцкая мозаика. [Текст]///Хореография в детском саду. – М.: Линка Пресс, 2006. – 272 с.

6. Фомина -ролевая ритмическая гимнастика. [Текст]/Методические рекомендации к программе по физическому воспитанию дошкольников. - М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005, - 144с.

7. Чистякова / Под ред. . – М.: Просвещение, 1990. – 128с.

Список литературы для детей и родителей

1. Братья Гримм. Бременские музыканты. [Текст]/ под ред. С. Маршака - М.: Дет. лит. – 1988.

2. Толстой ключик или приключения Буратино. [Текст]/ Сказочная повесть / рис. А. Коневского. –М.: Дет. лит.-1983.-115с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Музыкально-ритмические игры

«Будь внимателен!»

Цель игры. Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Дети шагают под «Марш». Затем на слово «Зайчики» произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки» - как бы ударять «копытом» об пол, «ра­ки» - пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» - стоять на одной ноге.

«Зеваки»

Цель игры. Та же.

Играющие идут по кругу, держась за руки, по сигналу веду­щего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Не выполнивший правильно задание выходит из игры.

«Запомни свое место»

Цель игры: развивать моторно-слуховую память.

Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый должен запомнить свое место. Под музыку все разбегаются, а с окончанием музыки должны вернуться на свои места.

«Запомни свою позу»

Цель игры. Та же.

Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый ребенок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда зазву­чит музыка, все дети разбегаются, с ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу.

«Флажок»

Играющие ходят по залу под музыку. Когда ведущий поднимет вверх флажок, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.

« Стоп!»

Дети идут под музыку. Внезапно музыка обрывается, но дети должны идти дальше в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: «Стоп!»

«Замри!»

Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны - вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается - играющие должны успеть застыть в позе, на которую пришлась остановка

Комплекс дыхательной гимнастики

1. Исходное положение стоя. Рот закрыт. Одну половину носа плотно закрыть пальцем, дыхание производить поочередно (по 4-5 раз) через каждую половину носа.

2. Дышать только через нос. Встать, ноги на ширине плеч. Руки поднять вперед и вверх ладонями внутрь - вдох, опустить руки вниз - выдох. Выполнять медленно до 5 раз.

3. Стоя, вдыхать через одну половину носа, а выдыхать через другую до 5-6 раз через каждую половину носа.

4. Стоя ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать до 10 (рот закрыт), затем сделать глубокий вдох и полный выдох через нос (5-6 раз).

5. Вдох через нос, рот закрыт. На удлиненном выдохе произносить звук «м-м-м» (медленно до 8 раз).

6. При ходьбе дышать только через нос. Постепенно удлинять фазу выдоха: на 2 счета - вдох, на 3-4-5-6 - выдох; на 2 счета - вдох, на 3-4-5-6-7 - выдох (2-3 мин).

Релаксация

Ложитесь по­удобней. Закройте глаза, дышим; покойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя... Прислушайтесь к вашему дыханию... Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу рассла­биться и отдохнуть... Послушайте, что я хочу вам рассказать.

1. «Воздушные шарики»

Представьте себе, что вы все воздушные шарики , очень красивые и веселые. Вас надувают, вы становитесь все легче и легче. Все ваше тело становиться будто невесомым. И ручки легкие, и ножки стали легкие-легкие. Воздушные шарики поднимаются все выше и выше. Дует теплый, ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик… (Пауза - поглаживание детей). Обдувает шарик,… ласкает шарик… Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счет три откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

2. «Облака»

Представьте себе теплый летний вечер. Вы лежите на травке и смотрите на проплывающие в небе облака - такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки легкие-легкие, ваши нож­ки легкие, все ваше тело стано­вится легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому боль­шому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Бли­же и ближе. И вот вы уже лежи­те на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако... (Пауза - поглаживание детей.) Гладит... поглаживает... Вам хорошо и приятно. Вы расслаб­лены и спокойны. Но вот облач­ко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» от­кройте глаза. Вы хорошо отдох­нули на облачке.

3. «Драгоценность»

Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче… еще крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушел, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кости рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают.

4. «Солнышко и тучка»

Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот сол­нце зашло за тучку, стало холодно - все сжались в комочек, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко - все расслабились (на выдохе) (повторить 2-3 раза).

5. «Водопад»

Представьте себе, что вы сто­ите возле водопада . Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Горный воздух свеж и при­ятен. Вам дышится легко и сво­бодно. Но водопад наш необы­чен, вместо воды в нем мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопа­дом, и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льется по лбу, затем по лицу, по шее... Белый свет течет по вашим плечам... помогает им стать мягкими и расслабленны­ми... (Пауза - поглаживание детей.) А нежный свет течет дальше по груди... по животу... Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течет и по но­гам, и вы чувствуете, как тело становится мягче, и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света струиться по вашему телу. Вы чувствуете себя совершенное спокойно и с каждым вдохом все сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

Сценарий сюжетной оздоровительной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста "Тик-так"


Цель : Удовлетворение естественной потребности детей в движении и ощущении «мышечной радости».
Задачи :
1.Учить детей принимать правильное исходное положение при выполнении упражнений.
2. Развивать у детей психофизические качества при выполнении общеразвивающих и игровых упражнениях.
3. Формирование навыков и развитие мотивации дошкольников к выбору здорового образа жизни.
Оборудование : пособие часы, стрелки, гимнастические палки.

Ход :
Инструктор – У нас в детском саду сломались часы – потерялись все стрелки - и большая и маленькая и секундная, как же мы теперь узнаем, сколько время, и когда начнется утренник, поможете мне отыскать стрелочки?
Дети – Да!


Разминка: ходьба на носках, руки вверх. Ходьба на пятках. Прыжки на двух ногах. Ходьба правым и левым боком. Ходьба пятки врозь, носки вместе. Бег «змейкой» в течении 1,5 минуты. Дыхательное упражнение.
Инструктор – Для поиска нам нужна тренировка! Готовы?
Дети – Да!
Инструктор
В семь часов пора вставать –
До свидания, кровать!
В восемь - мы уже в пути –
На зарядку нам идти!

Инструктор – Шагом марш!
Дети идут друг за другом, берут гимнастическую палку и выполняют перестроение в 3 шеренги для выполнения ОРУ.

Упражнение с гимнастической палкой (по Пензулаевой Л.И.)
1.Наклоны головы вправо- влево, палка в руках внизу. (4 раза).

2.И. п.- основная стойка, палка внизу. Руки вверх - вернуться в и. п. (4 раза).
И. п.- ноги врозь, палка у груди. Наклон вперед, коснуться пола - вернуться в и. п. (6 раз).
И. п.- основная стойка, палка на полу горизонтально. Шаг правой ногой через палку - приставить левую ногу - шаг назад левой ногой, приставить правую.
(6 раз).
И. п.- стойка на коленях, палка за головой на плечах. Руки вверх - наклон вправо (влево)- выпрямиться - вернуться в и. п. (8 раз)
И. п.- основная стойка, хват обеими руками за палку, другой конец палки опирается о пол. Присесть, развести колени врозь - вернуться в и. п.(6 раз).
И. п. ноги вместе, палка вверху (руки прямые). Прыжки под счет 1-8. (2 раза).
Дыхательное упражнение (4 раза).


Инструктор – На построение шагом марш.
Дети перестраиваются, кладут гимнастические палки в корзину и видят на дне стрелку, подложенную незаметно воспитателем во время ОРУ.
Инструктор – какие молодцы, спасибо, одну стрелочку нашли, продолжим поиск.
Инструктор -
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы стрелочки часов идем искать!
Под стулья мы заглянем,
Ищем, ищем, раз, два, три – нашли?

Дети – Да!
Дети заглядывают под все стулья и находят стрелки, собирают часы, вешают на стену.
Инструктор – поиграем!


Малоподвижная игра « Тик – так»
Дети строятся в круг, они – «цифры». Выбирается ведущий, который закрывает глаза.
Текст:
Тик – так, тик – так!
Ходьба на месте.
Мы всегда шагаем так:
Тик – так, тик – так!
Руки на поясе, наклоны в стороны.
Стрелка, стрелка покружись –
Водящий вытягивает руку вперед.
Час который, покажи.
Водящий кружится и останавливается, тот на кого показывает «стрелка» произносит фразу: «тик – так». Водящий угадывает кто это.Игра повторяется 6-8 раз.
Инструктор -
Вот, часы наши стояли, - (стоят, опустив руки)
А, теперь они идут - (быстрый шаг на месте)
Мы нашли все стрелки вместе, (повороты головы вправо-влево)
И часы висят на месте, (вытягивают руки вперёд)


Разминка под музыку «Часики тик-так, тик-так» (Фиксики)
Дети выполняют движения по показу инструктора – ходьба по кругу, шаги вперед – назад, хлопки в ладоши над головой и перед собой.
Инструктор -
Мы искали и устали,
Дружно все мы тихо встали,
Вместе делаем мы вдох,
Раз, два!
Дружно – выдох!
Раз, два! (4 раза).
Выше руки!
Раз, два! Дышим ровней!
Дети друг за другом выходят из зала.

Отдел образования исполнительного комитета
Сармановского муниципального района РТ

Итоговое мероприятие по проекту
Сюжетная утренняя гимнастика для малышей
по физическому развитию в первой младшей группе
«Колобок»
пгт Джалиль МБДОУ №4 «Красная шапочка» воспитатель I кв. категории
Юсупова Л.Г.
2016
Образовательная область: физическое развитие
Программное содержание: учить детей ходить друг за другом по кругу обычным шагом, вперевалочку, учить детей ходить в приседе, выполнять прыжки на двух ногах; развивать ловкость, выносливость, координацию движений; воспитывать уважение друг к другу, не торопиться, не мешать друг другу.
Материал: маски колобка, зайца, волка, медведя, лисы.
Предварительная работа: рассматривание иллюстрации к сказке, чтение сказки «Колобок», игры с детьми с использованием подражательных движений, прослушивание песен из сказки.
Ход занятия:
I часть. Вводная часть.
Воспитатель: Сегодня мы с вами побываем в сказке «Колобок». А начиналась она так….
Жили были дед и баба. Попросил дед бабку испечь Колобок.
Дети ходят друг за другом по кругу обычным шагом, хлопая в ладоши («бабка лепит Колобка»).
Воспитатель рассказывает сказку, дети выполняют движения.
Надоело Колобку лежать на окошке, стал он поворачиваться с боку на бок.
Дети ходят вперевалочку.
А потом прыгнул с окна на лавку, с лавки на дорожку.
Прыгают на двух ногах в полуприседе, руки на поясе.
И покатился в лес.
Воспитатель: Катится Колобок по лесной дорожке (обычный бег друг за другом).
Быстро катится (быстрый бег).
Устал Колобок, остановился отдохнуть, подышать свежим воздухом.
Упражнение на восстановление дыхания.
надавить – выдох через рот. Повторить 2-3 раза.
Построение в круг
II часть. Общеразвивающие упражнения.
Воспитатель: Отдыхает Колобок. Но вдруг он видит, что навстречу ему скачет Зайка.
Решил Косой съесть Колобка, но не смог!
«Зайка»
И.п.: ноги на ширине плеч, руки приставлены к голове, как ушки у зайца.
Выполнять наклоны в стороны.
Повторить 3-4 раз.
Воспитатель: Покатился Колобок дальше да Волка встретил. Почуял серый Волк
Колобка, завыл от голода.
«Серый Волк»
И.п.: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, как лапы у волка.
Повернуться вправо, Волк воет:» У-у!» Вернуться в и.п. То же влево.
Повторить 3-4 раза в каждую сторону.
Воспитатель: Испугался Колобок, спрятался от Волка.
«Спрятался Колобок»
И.п.: ноги на «узкой дорожке», руки на поясе.
Присесть, закрыть ладошками глаза. Вернуться в и.п.
Повторить 2 – 4 раз.
Воспитатель: Покатился Колобок дальше. Встречается ему Медведь. Обрадовался Медведь.
«Медведь косолапый»
И.п.: сидя, ноги скрестно, руки на коленях.
Выполнять перекаты на ягодицах влево-вправо.
Повторить 3-4 раз в каждую сторону.
Воспитатель: Катится Колобок дальше. А навстречу ему Лисичка-сестричка.
Подружились Лисичка с Колобком. Стала они вместе прыгать и скакать!
«Лисичка – сестричка»
И.п.: ноги вместе, руки согнуты в локтях у груди, как лапки у лисички.
Выполнять прыжки на двух ногах вперед-назад в сочетании с ходьбой на месте.
Повторить 3 раза по 4 - 5прыжков в чередовании с ходьбой на месте.
II часть. Заключительная часть.
Воспитатель: Поиграли, поскакали Колобок с Лисичкой, а затем отвела она своего нового
друга домой. Катится Колобок (дети идут друг за другом). А когда свой дом Колобок
увидел вдалеке, так и покатился со всех ног! (Дети бегут по кругу).
Упражнение на дыхание
Развести руки в стороны – глубокий вдох через нос. Положить руки на живот, слегка
надавить выдох через рот.
Укатился колобок -Колобок-румяный бок! С колобком мы поиграли, От зверюшек убежали.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!