Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Игры на развитие гибкости в средней группе. Картотека подвижных игр с детьми младшего возраста. «Мы весёлые ребята»

Гибкость специфичное, но чрезвычайно важное для спортсмена качество. Подвижность в суставах, эластическая упругость мышц и связок - это способность выполнять движения с широкой амплитудой без затраты больших усилий и излишнего напряжения. От развития гибкости во многом зависит способность расслаблять мышцы, ловкость спортсмена в целом. Все это подчеркивает, насколько важно развивать гибкость всеми имеющимися средствами, в том числе и при помощи подвижных игр. Подбирать такие игры надо специально, ибо они призваны оказывать строго целенаправленное, зачастую локальное воздействие на отдельные мышечные группы, связки и суставы.


При организации игр, направленных на развитие гибкости, надо предварять им соответствующую разминку, чтобы избежать растяжений связок и разрывов мышечных волокон.


1. «Палку за спину». Команды строятся в колонны. Игроки стоят в полушаге друг от друга. Первые номера держат перед собой за оба конца гимнастическую палку. По общему сигналу игроки передают палки сзади стоящим партнерам. При этом игрок поднимает руки вверх и (не отпуская концов палки и слегка прогибаясь) переводит палку за спину. Руки остаются выпрямленными. Игрок, стоящий сзади, принимает палку и таким же способом передает ее дальше. Последний игрок колонны, получив палку, бежит с нею вперед (в то время как все делают шаг назад) и, заняв место во главе колонны, снова передает ее по колонне назад.


Игроку, стоящему сзади, нельзя брать палку, если партнер не пронес ее назад до конца и она находится за головой стоящего впереди партнера. Если игрок отпустил один конец палки или уронил ее, это также считается ошибкой. Побеждают игроки команды, закончившие передачу не только быстрее других, но и с меньшим числом ошибок.


2. «Гонка мячей». Игроки двух или трех команд стоят на расстоянии 1 шага друг от друга и передают мячи по колонне назад следующими способами:


а) передают мяч назад двумя руками за головой, а обратно по колонне (все поворачиваются кругом) из рук в руки под ногами; 


б) игрок, передающий мяч, держит его за спиной, поворачивается лицом к сзади стоящему партнеру и, наклонившись вперед, передает ему мяч из-за спины. Когда мяч дойдет до последнего игрока колонны, он таким же образом (переведя мяч за спину) снова направляет его вперед. Каждый игрок во время передачи мяча поворачивается кругом;


в) игроки передают мяч друг другу, поворачивая туловище направо (не отрывая ступней от пола). Игрок, стоящий сзади, получив мяч, направляет его вперед с другой стороны. Теперь уже каждый рис 9 принимает мяч, поворачивая туловище налево.


Во всех вариантах игры мяч может обойти колонну два или три раза (согласно условию). При этом игроки всех участвующих команд не бегают по площадке, а стоят на месте.


3. «Бег раков» (рис. 9). Эстафета проводится в параллельных или встречных колоннах. Первые номера садятся на пол, опираясь руками сзади. По сигналу они устремляются вперед, оторвав от земли таз и перебирая ногами и руками. Следующие игроки вступают в борьбу, когда финишируют их предшественники. За касание пола тазом во время передвижения снимается очко из тех 10 или 20, которые каждой команде присуждаются перед началом игры. За быстроту действий командам начисляются поощрительные очки.


4. «Мостик и кошка». Игроки двух команд стоят в колоннах по одному у линии старта. Перед ними в 5 и 10 шагах прочерчиваются два круга (диаметром 1 м). По сигналу первые, номера выбегают вперед и, оказавшись в первом круге, делают «мост». Затем вперед устремляется второй игрок. Он пролезает под мостиком и бежит в дальний круг, где принимает упор стоя согнувшись (выгнув спину как «кошка»). Теперь уже первый номер бежит в дальний круг и пролезает между руками и ногами партнера. После этого оба игрока, взявшись за руки, бегут к своей команде. Как только они пересекут линию старта, вперед выбегают по очереди новые два игрока, а прибежавшие встают в конец колонны. Когда они вновь окажутся впереди всех, игра продолжается,причем игроки меняются ролями. Эстафета заканчивается, когда каждая пара выполнит задание по два раза.


5. «Кувырки и перекаты». Участники располагаются во встречных или параллельных колоннах. Перед играющими лежат один-два гимнастических мата. Игрок, выбегающий вперед, по сигналу делает кувырок в группировке и встает в конец противоположной колонны (предварительно коснувшись руки впереди стоящего участника). Игрок из второй колонны выполняет то же упражнение. Во время обратной перебежки игроки, повернувшись спиной к матам, принимают положение приседа и выполняют перекат через голову назад, продолжая затем бег до своей колонны.


Если эстафета проводится в параллельных колоннах, то можно условиться, что на первом мате игрок делает кувырок, а затем (пробежав 4-5 шагов) на втором мате выполняет перекат. Обежав булаву или стойку, он возвращается к своей колонне, вызывая к старту (касанием руки) второго номера.


6. «Скамейка над головой». Две или три команды строятся в колоннах друг за другом. С правой стороны от команд (у ног играющих) находится гимнастическая скамейка. По общему сигналу игроки всех команд наклоняются вправо, взяв скамейку обратным хватом, поднимают ее над головой, переводят влево и ставят на пол. После этого игроки перепрыгивают через скамейку влево и снова наклоняются вправо, чтобы взять скамейку и переставить на другую сторону.


Игра заканчивается, когда все команды переместятся с одной стороны площадки на другую. При этом (по условию игры) скамейка должна побывать над головой играющих 4-6 раз. Побеждает команда, игроки которой выполняют упражнение четко и быстро. Если скамейка одна или мала площадка для игры, команды могут соревноваться по очереди. Победителем становится команда, затратившая на упражнение меньшее количество времени.


Применяют и такой вариант игры. Игроки встают ногами на одну скамейку, а вторую, наклонившись, берут за верхнюю часть и переправляют над головой на другую сторону. Поставив ее на пол, они переходят на эту скамейку, а ту, на которой стояли, переправляют над головой в ту же сторону. Игра продолжается, пока команды не окажутся за условленной линией.

Картотека подвижных игр

(методическое сопровождение по развитию двигательной активности через проведение подвижных игр).

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного, социально желательного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, внимание, память, ловкость, дисциплинированность. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту, способ усвоения общественного опыта.

Огромное значение на развитие ребёнка оказывают подвижные игры.

Подвижная игра - это естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики.

Вместе с тем эти игры доставляют ребёнку радость и удовлетворение; активизируют дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствуют движения, развивают координацию, формируют быстроту, силу, выносливость.

Эта игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают к определенным умственным и физическим усилиям. Игра, бег, прыжки, разговор и смех детей, чему мы часто не придаем значения, являются самым необходимым делом для их развития. Все это заложено в них самой природой. Во время игр у ребенка особенно обостряется фантазия, проявляется активность и он получает богатые впечатления.

Играть для детей – это, прежде всего, двигаться, действовать.

Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.

Поэтому надо использовать игры для развития ребенка. Игры пробуждают новые картины в сознании детей, помогают развивать физические качества.

Так же подвижные игры являются эффективным способом воспитания выдержки, что особенно важно для дошкольников, у которых процесс возбуждения преобладает над процессом торможения.

Именно в подвижных играх, у детей начинает формироваться интерес к соревновательной стороне - соревнованию в ловкости, быстроте, смекалке, смелости, организованности.

Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка.

По содержанию все подвижные игры выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, формирует физические навыки, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка - дошкольника.

Таким образом, подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств. Автором данной разработки было рассмотрено и систематизировано 39 подвижных игр на развитие различных физических качеств, которые могут быть рекомендованы для занятий с дошкольниками.

Подвижные игры

Игры, основанные на беговых упражнениях , способствуют развитию координации движений, быстроты, выносливости, что особенно важно формировать с раннего возраста.

Для развития этих качеств рекомендуется проводить следующие игры: «Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Гуси-лебеди», «Сделай фигуру», «Караси и щука», «Перебежки», «Хитрая лиса», «Встречные перебежки», «Пустое место», «Затейники», «Бездомный заяц», «Карусель», «Зима и лето», «Мороз-красный нос», «Коршун и наседка», «Краски».

Игры, включающие прыжки способствуют развитию ловкости, координации движений. Для развития этих качеств предлагаются следующие игры: «Не оставайся на полу», «Кто лучше прыгнет?», «Удочка», «С кочки на кочку», «Кто сделает меньше прыжков?», «Классы».

Игры с лазаньем и ползаньем способствуют развитию гибкости, координации движений. Для развития этих качеств используются следующие игры: «Кто скорее доберется до флажка?», «Медведь и пчелы», «Пожарные на ученье», «Белки в лесу».

Игры, основанные на метании предметов формируют такие физические качества как силу, меткость, ловкость. Для развития этих физических качеств организуются следующие игры: «Охотники и зайцы», «Брось флажок», «Попади в обруч», «Сбей мяч», «Сбей кеглю», «Мяч водящему», «Школа мяча», «Серсо», «Подбрось-поймай», «Поймай мяч», «Шарик с горки».

Теория и практика физического воспитания убедительно свидетельствует, что в развитии выносливости особую значимость имеют эстафеты . Они способствуют расширению функциональных возможностей всех систем жизнеобеспечения. Ловкость понимают по-разному, но почти все сходятся на том мнении, что это комплексное двигательное качество и развивается оно различными средствами. Лучший путь развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, когда у них уже есть необходимый запас двигательных навыков, это применение игр и игровых заданий, где движения выполняются в сложных, часто меняющихся условиях. Этому требованию и отвечают игры эстафеты, которые принадлежат к группе несюжетных подвижных игр с правилами и являются для детей наиболее увлекательной формой двигательной активности, т. к. ориентируют их на достижение определенной цели.

Игры эстафеты эффективно влияют на развитие таких свойств ловкости, как согласованность (координация) движений, точность, быстрота, находчивость, способствуют развитию функции равновесия. Наиболее интересными для дошкольников являются следующие эстафеты: «Эстафета парами», «Пронеси мяч, не задев кеглю», «Забрось мяч в кольцо», «Дорожка препятствий»;

с элементами соревнования : «Кто скорее пролезет через обруч к флажку?», «Кто быстрее?», «Кто выше?».

Несмотря на достаточный двигательный опыт, самостоятельность и активность, дети старшего дошкольного возраста нуждаются в помощи и руководстве взрослого (педагога) при организации подвижных игр и развлечений. Во время проведения игр и упражнений дошкольников надо приучать выполнять определённые правила, так как это позволит экономить время на организацию и увеличить продолжительность игр.

Обучающиеся должны научиться :

начинать и прекращать игры по сигналу педагога;

быстро и чётко занимать места для начала игры;

играть честно, без обмана;

быстро выходить на определённое место;

во время игры не ударять товарищей;

не убегать далеко за границы игрового поля;

не смеяться над другими ребятами, если те упали (наоборот помочь товарищу подняться);

играть дружно, не зазнаваться при победе, но и не унывать после проигрыша.

«Мы весёлые ребята»

Цель: обучение детей действию по сигналу, бегу с одной стороны площадки на другую быстро с увёртыванием; развитие ловкости, быстроты, ориентировки в пространстве.

Ход игры:

1 вариант.

Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне также проводится вторая черта. В центре площадки находится Ловишка. Игроки хором произносят:

«Мы весёлые ребята,

Любим бегать и скакать,

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три, лови!»

После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а Ловишка их ловит. Тот, кого Ловишка успеет осалить, прежде чем тот пересечёт черту, считается пойманным, отходит в сторону и пропускает одну перебежку.

2 вариант.

Дети идут по кругу и проговаривают текст. Ловишка - в центре, обучающиеся разбегаются в стороны.

«Мышеловка»

Цель: обучение детей бегу под сцепленными руками в круг и из круга, не наталкиваясь друг на друга, а также действию по сигналу; развитие ловкости, быстроты, ориентировки в пространстве.

Ход игры:

Игроки делятся на две неравные группы, меньшая образует круг – мышеловку, остальные изображают мышей и находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки идут по кругу и говорят:

«Ах, как мыши надоели,

развелось их просто страсть.

Всё погрызли, всё поели,

Всюду лезут вот напасть.

Берегитесь же плутовки,

Доберёмся мы до вас.

Вот поставим мышеловки,

Переловим всех зараз!»

По окончании слов, дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. «Мыши» вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу педагога: «Хлоп!» дети, стоявшие в кругу, опускают руки и приседают – мышеловка захлопнута. «Мыши», не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными, они становятся в круг.

«Карусель»

Цель: обучение детей ходьбе и бегу с ускорением и замедлением темпа по кругу в соответствии с текстом; развитие умения двигаться по кругу по часовой стрелке и в противоположном направлении.

Ход игры:

1 вариант.

Дети образуют круг, держась за шнур правой рукой, идут по кругу сначала медленно, потом быстрее и переходят на бег. Движения выполняются в соответствии с текстом:

«Еле, еле, еле, еле,

завертелись карусели,

а потом кругом, кругом,

всё бегом, бегом, бегом!»

После того как дети пробегут 2-3 круга, педагог останавливает их и подаёт сигнал к изменению направления движения. Игроки поворачиваются кругом и перехватив шнур другой рукой, продолжают выполнять ходьбу и бег. Затем руководитель вместе с детьми произносит;

«Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите!

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра!»

Движение карусели постепенно замедляется. При словах «Вот и кончилась игра!» дети останавливаются, кладут на землю шнур и расходятся по всей площадке.

2 вариант.

Дети держатся за руки, идут по кругу в одном направлении, затем в другом.

«Ловишки - перебежки»

Цель: обучение детей бегу с одной стороны площадки на другую с увёртыванием, формирование умения действовать по сигналу, развитие быстроты, ловкости.

Ход игры:

1 вариант.

Дети стоят за чертой на одной стороне площадки. На второй стороне также проведена черта. Сбоку стоит Ловишка. На слова воспитателя: «Раз, два, три – беги!» - дети перебегают на другую сторону площадки, а Ловишка их ловит. После 2-3 перебежек Ловишку выбирают из самых ловких и быстрых детей, которые небыли пойманы.

2 вариант.

Дети перебегают разными видами бега.

«Караси и щука»

Цель: обучение детей ходьбе и бегу врассыпную, по сигналу прятаться за «камешки», приседая на корточки; развитие ловкости, быстроты, ориентировки в пространстве.

Ход игры:

1 вариант.

Один ребёнок выбирается щукой, остальные делятся на две группы. Одна из них образует круг – это камешки, другая – караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за пределами круга. По сигналу педагога щука быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат занять место за кем ни будь из играющих и присесть за камешки. Пойманные караси уходят за круг и подсчитываются. Игра повторяется с другой щукой.

2 вариант.

Караси плавают не только в кругу но и между камней, щука находится в стороне. Можно выбрать две щуки.

«Хитрая лиса»

Цель: обучение детей бегу, не наталкиваясь друг на друга, действию по сигналу, ориентировке на площадке; развитие ловкости, быстроты.

Ход игры:

1 вариант.

Игроки стоят по кругу, на расстоянии одного шага один от другого. Педагог просит всех закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а руководитель обходит круг – за спинами детей и дотрагивается до одного из детей, который и становится хитрой лисой. Затем педагог предлагает открыть глаза и внимательно посмотреть кто из них лиса - не выдаст ли она себя чем-нибудь.

Игроки три раза спрашивают с небольшими промежутками – сначала тихо, затем громче: «Хитрая лиса, где ты?» при этом все смотрят друг на друга.

Когда все игроки, в том числе и лиса в третий раз произнесут: «Хитрая лиса где ты?» Хитрая лиса выпрыгивает в центр круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!» Все игроки разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманные отходят в сторону. Игра повторяется.

2 вариант.

Можно выбрать 2-4 лисы, и бегать по площадке разными видами бега.

«Бездомный заяц»

Цель: обучение детей быстрому бегу; развитие внимания, быстроты реакции на сигнал.

Ход игры:

1 вариант.

Выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные зайцы чертят себе кружочки и каждый встаёт в свой. Бездомный заяц убегает от охотника, он может спастись от охотника, забежав в любой кружок, тогда стоявший в кружке заяц должен сейчас же убегать, потому что он теперь бездомный заяц и охотник будет его ловить. Как только охотник осалил зайца, он сам становится зайцем, а бывший заяц – охотником.

2 вариант.

Дети образуют круг, взявшись за руки по 3-4 ребёнка, а в центре такого круга стоят зайцы.

3 вариант

Дети стоят в кругах, нарисованных на земле, по сигналу воспитателя зайцы меняются домиками – перебегают из одного в другой, а охотник занимает любой освободившийся домик, кто остался без домика становится охотником.

«Сделай фигуру»

Цель: обучение детей бегу врассыпную по залу, изменению движения по сигналу, развитие равновесия, умение сохранять неподвижную прозу.

Ход игры:

1 вариант.

По сигналу педагога все дети разбегаются по залу. На следующий сигнал (удар в бубен) все играющие останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают какую-либо позу. Педагог отмечает тех, чьи фигуры получились интереснее, наиболее удачными.

2 вариант.

Можно выбрать водящего, который будет определять, чья фигура интереснее сложнее тех, кто каждый раз придумывает новые фигуры.

«Уголки»

Цель: обучение детей бегу с места на место быстро, незаметно для ведущего; развитие ловкости, быстроты движения, ориентировки в пространстве.

Ход игры:

1 вариант.

Дети становятся возле деревьев или в кружочках, начерченных на земле. Один из играющих оставшийся в середине, подходит к кому – либо и говорит: «Мышка, мышка продай мне свой уголок». Та отказывается. Водящий идёт с теми же словами к другому. В это время остальные дети меняются местами, а водящий в середине старается занять место одного из перебегающих. Если это ему удастся, оставшийся без уголка становится на середину.

2 вариант.

Если водящему долго не удаётся занять место, педагог говорит: «Кошка!» все дети одновременно меняются местами, водящий успевает занять уголок. Нельзя долго стоять в своём уголке.

«Затейники»

Цель: обучение детей ходьбе по кругу, взявшись за руки вправо, влево; повторение движений за водящим; развитие внимания, памяти, творчества.

Ход игры:

Выбирается водящий – затейник, который встает в центр круга, образованный детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу и произносят:

«Ровным кругом друг за другом

мы идём за шагом шаг.

Стой на месте дружно вместе

Сделаем вот так…»

Дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое-нибудь движение и все должны его повторить. Игра повторяется с другим затейником.

«Гуси - лебеди»

Цель: обучение детей бегу с одной стороны площадки на другую, чтобы не запятнали; развитие умения действовать по сигналу, ловкости, быстроты.

Ход игры:

На одном краю зала обозначается дом, в котором находятся гуси, на противоположной стороне зала стоит пастух. Сбоку от дома логово, в котором живёт волк, остальное место луг. Выбираются дети на роль волка, пастуха, остальные дети изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся и летают.

Пастух: Гуси, гуси!

Гуси останавливаются и отвечают хором: Га-га-га.

Пастух: Есть хотите?

Гуси: Да, да, да!

Пастух: Так летите же домой.

Гуси: Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой, зубы точит съесть нас хочет.

Пастух: Так летите, как хотите только крылья берегите!

Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается поймать гусей. Затем после 2-3 перебежек выбирается новый пастух и волк.

«Зима и лето»

Цель: обучение детей построению в две шеренги спиной друг к другу, быстрому бегу, умение находить свою пару; развитие внимания, быстроты реакции.

Ход игры:

1 вариант.

Стоящие в две шеренги дети поворачиваются спиной друг к другу. Одна шеренга – зима, другая – лето. По сигналу «Зима!» игроки этой команды поворачиваются кругом и ловят каждый свою пару. Тоже по сигналу «Лето!»

2 вариант.

У каждого ребёнка мяч малого диаметра, по сигналу дети поворачиваются и бросают мяч в свою пару.

«Мороз – красный нос»

Цель: обучение детей бегу в рассыпную с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от ловишки; действию по сигналу; сохранению неподвижной позы; развитие выдержки, внимания.

Ход игры:

1 вариант.

На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них находятся игроки. Посередине площадки лицом к ним становится водящий – Мороз- красный нос, он говорит:

«Я мороз – красный нос.

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься?»

Дети отвечают хором:

После этого они перебегают через площадку в другой дом, мороз их догоняет и старается заморозить. Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг мороз и стоят так до окончания пробежки. Мороз подсчитывает, сколько играющих удалось при этом заморозить, учитывается, что играющие выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся после сигнала, тоже считаются замороженными.

2 вариант.

Игра протекает так же, как и предыдущая, но в ней два мороза (Мороз-Красный нос и Мороз-Синий нос). Стоя посередине площадки лицом к детям, они произносят:

«Мы два брата молодые,

Я Мороз-Красный нос,

Я Мороз-Синий нос.

Два мороза удалые,

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?»

После ответа:

«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»

все дети перебегают в другой дом, а оба мороза стараются их заморозить.

«Коршун и наседка»

Цель: обучение детей движению в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления; развитие умения действовать согласованно и ловко.

Ход игры:

В игре участвуют 8-10 детей, одного из игроков выбирают коршуном, другого наседкой. Остальные дети – цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держатся друг за друга. В стороне гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из гнезда и старается поймать цыплёнка, стоящего в колонне последним. Наседка, вытягивая руки в стороны, не даёт коршуну схватить цыплёнка. Все цыплята следят за движениями коршуна и быстро двигаются за наседкой. Пойманный цыплёнок идёт в гнездо коршуна.

2 вариант.

«Встречные перебежки»

Цель: обучение детей бегу с одной стороны площадки на другую в быстром темпе; развитие внимания, быстроты движения.

Ход игры:

Две группы детей с равным количеством играющих становятся на противоположных сторонах площадки за линиями в шеренгах (расстояние между детьми в шеренге не менее 1метра) . У каждой группы детей на руках ленточки своего цвета – синие, жёлтые. По сигналу педагога: «Синие»!» дети с синими лентами бегут на противоположную сторону, стоящие напротив протягивают вперёд ладони и ждут, когда бегущие прикоснуться к ним рукой. Тот, кого коснулись, бежит на другую сторону, поворачивается и поднимает руку вверх.

«Пустое место»

Цель: обучение детей быстрому бегу наперегонки в противоположные стороны; развитие быстроты реакции, внимания.

Ход игры:

1 вариант.

Играющие становятся в круг, поставив руки на пояс: получаются окошки. Выбирается водящий. Он ходит вне круга и говорит:

«Вокруг домика хожу,

и в окошечки гляжу,

к одному я подойду,

и тихонько постучу».

После слов постучу, водящий останавливается, заглядывает в окошко и говорит: «Тук, тук, тук». Стоящий впереди спрашивает: «Кто пришёл?». Водящий называет своё имя. Стоящий в кругу спрашивает: «Зачем пришёл?» Водящий отвечает: «Бежим наперегонки». И оба бегут вокруг играющих в разные стороны. В кругу оказывается пустое место. Тот, кто добежит до него первым, остаётся в кругу, опоздавший становится водящим, и игра продолжается.

2 вариант.

Водящий просто ходит за кругом и кладёт руку на плечо кому-нибудь, с ним и бегут в разные направления, стараясь занять пустое место.

«Парный бег»

Цель: обучение детей бегу в парах, не расцепляя рук, огибанию предметав; развитие ловкости, внимания.

Ход игры:

1 вариант.

Дети стоят в колоннах парами на одной стороне площадки за чертой. На другой стороне площадки поставлены предметы (кегли, кубы и т.д.) , по числу звеньев. По сигналу педагога первые пары детей взявшись за руки, бегут до предметов огибают их и возвращаются в конец своей колонны. По следующему сигналу бегут вторые пары. Пара разъединившая руки, считается проигравшей.

2 вариант.

Бежать с за хлёстом голени. Бег между предметами змейкой до ориентира.

«Краски»

Цель: обучение детей бегу, прыжкам на одной ноге, приземляясь на носок, полусогнутую ногу; развитие ловкости, быстроты движения, умение менять направление во время бега.

Ход игры:

1 вариант.

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит:

Тук! Тук!

Покупатель.

Зачем пришёл?

За краской.

За какой?

За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси, да назад принеси!». Если покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе. Идёт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше краски. Хозяин может придумать задание сложнее, например, скачи на одной ножке по красной дорожке.

2 вариант.

Разговор повторяется, если покупатель угадал краску продавец говорит сколько стоит, и покупатель столько раз хлопает продавца по вытянутой ладони. С последним хлопком ребёнок, изображавший краску убегает, а покупатель догоняет его и, поймав, отводит в условленное место.

«Кто сделает меньше прыжков»

Цель: обучение детей прыжкам в длину, делая сильный взмах руками, отталкиваясь и приземляясь на обе ноги; развитие силы толчка.

Ход игры:

На площадке обозначают две линии на расстоянии 5-6 метров. Несколько детей встают к первой линии и по сигналу прыгают до второй линии, стараясь достичь её за меньшее число прыжков. Ноги слегка расставить и приземляться мягко на обе ноги.

«С кочки на кочку»

Цель: обучение детей перебираться с одной стороны площадки на другую: прыжками с кочки на кочку на двух или одной ноге; развитие силы толчка и ловкости, умение сохранять равновесие.

Ход игры:

1 вариант.

На земле чертят две линии – два берега, между которыми болото. Играющие распределяются парами на одном и другом берегу. Педагог чертит на болоте кочки (круги) на разном расстоянии друг от друга: 30, 40, 50, 60, 70 см. Двое детей по сигналу прыгают с кочки на кочку отталкиваясь двумя ногами или одной, не становясь между кочками, стараясь перебраться на берег. Тот, кто оступился, остаётся в болоте. Выходит следующая пара. Когда все выполнят задание, педагог назначает кому выводить детей из болота. Тот, подаёт увязшему ребёнку руку и показывает прыжками путь выхода из болота.

2 вариант.

Соревнование: «Кто быстрее переберётся через болото».

«Удочка»

Цель: обучение детей прыжкам на двух ногах, приземляясь на носки, полусогнутые ноги; развитие ловкости, быстроты, глазомера.

Ход игры:

1 вариант.

Дети стоят по кругу в центре педагог. Он держит в руках верёвку на конце которой привязан мешочек с песком. Руководитель вращает верёвку над самым полом, дети подпрыгивают на двух ногах вверх, так чтобы мешочек не задел их ног. Описав 2-3 круга делается пауза и подсчитываются пойманные.

2 вариант.

Тех детей кого поймали, выходят из игры, так пока не останутся самые ловкие.

«Не оставайся на полу»

Цель: обучение детей бегу по залу врассыпную, запрыгиванию на кубы, скамейки без помощи рук, спрыгивания с них легко на носки, полусогнутые ноги; закрепление умения действовать по сигналу; развитие ловкости, быстроты.

Ход игры:

1 вариант.

Выбирается Ловишка, который бегает по залу вместе с детьми. Как только педагог произнесёт: «Лови!», все убегают от ловишки и взбираются на предметы: скамейки, кубы. Ловишка старается осалить убегающих. Дети, до которых дотронулся Ловишка, выходят из игры.

2 вариант.,

Выбирается 2 ловишки, бегают разными видами бега, использовать музыкальный сигнал.

«Пожарные на учении»

Цель: обучение детей лазанию по гимнастической стенке удобным способом, не пропуская реек и не спрыгивая; развитие согласованной работы рук и ног, быстроты, ловкости.

Ход игры:

Дети строятся в 3-4 колонны лицом к гимнастической стенке – это пожарные.

На каждом пролёте на одинаковой высоте подвешиваются колокольчики. По сигналу педагога: удар в бубен или слова «Марш!» дети, стоящие в колонне первыми, бегут к стенке взбираются по ней, звонят в колокольчик, спускаются вниз, затем возвращаются к своей колонне и встают в её конец. Руководитель отмечает тех, кто быстрее всех выполнит задание. Затем по сигналу бегут вторые стоящие в колонне. Следить за тем, чтобы дети не пропускали реек, не спрыгивали.

«Медведи и пчёлы»

Цель: обучение детей лазанию по гимнастической стенке, взбиранию на скамейки, кубы без помощи рук, спрыгиванию на носки, полусогнутые ноги, бегу врассыпную; развитие ловкости, смелости, быстроты.

Ход игры:

Дети делятся на две равные группы, одна – пчёлы, другая – медведи. На гимнастической стенке, скамейке, кубах находится улей, на другой стороне – луг, в стороне берлога медведей. По условному сигналу пчёлы вылетают из улья жужжат и летят на луг за мёдом. Как только пчёлы улетят на луг за мёдом, медведи выбегают из берлоги, забираются в улей и лакомятся мёдом. Педагог подаёт сигнал: «Медведи!». Пчёлы летят к ульям, стараясь ужалить медведей, те убегают в берлогу, ужаленные медведи пропускают одну игру. После 2-3 повторений дети меняются ролями.

Следить, чтобы с гимнастической стенки слезали, а не спрыгивали, не пропускали рейки. Со скамеек спрыгивать на носки полусогнутые ноги.

«Кто скорее до флажка»

Цель: обучение детей действию по сигналу, прыжкам на двух ногах с продвижением вперёд, подлезанию под дугу удобным способом, бегу на - перегонки; развитие умения соревноваться, передавать эстафету.

Ход игры:

1 вариант.

Дети распределяются на три колонны поровну. На расстоянии 2м от исходной черты ставятся дуги или обручи, можно натянуть шнур, затем на расстоянии 3м. ставятся флажки на подставке. Даётся задание: по сигналу педагога выполнить подлезание под дугу, затем прыжками на двух ногах допрыгать до флажка, обогнуть его и бегом вернуться в конец своей колонны.

2 вариант.

Вводится усложнение: натягивается верёвка на высоте 60см, дети должны, не касаясь руками пола, подлезть под шнуром.

«Белки в лесу»

Цель: обучение детей лазанию по гимнастической стенке, не пропуская реек, не спрыгивая; воспитание интереса к подвижным играм.

Ход игры:

Выбирается охотник. Все остальные дети – белки, они сидят на «деревьях» - гимнастической стенке, скамейках. По сигналу педагога: «Берегись!» или по удару в бубен все белки меняются местами: быстро слезают, спрыгивают с «деревьев» и влезают на другие, в это время охотник дотрагивается до них рукой. Пойманными считаются белки осаленные охотником, а также те которые остались на прежних местах, они отходят в домик к охотнику.

«Мяч водящему»

Цель: обучение детей ловле мяча, развитие глазомера, моторики рук, быстроты, точности броска.

Ход игры:

1 вариант.

Дети делятся на 2-3 группы и выстраиваются в круг, в центре каждого круга стоит водящий с мячом в руках. По сигналу педагога водящие перебрасывают поочерёдно детям мяч двумя руками от груди и получают его обратно. Когда мяч обойдёт всех игроков, то он поднимает его над головой и говорит: «Готово!»

2 вариант.

Мяч, водящий бросает не по порядку, а в разнобой, выигрывает группа, у которой ни разу не упадёт мяч.

«Охотники и зайцы»

Цель: обучение детей прыжкам на двух ногах с продвижением вперёд врассыпную, действие по сигналу; закрепление умения бросать мяч; развитие ловкости, глазомера.

Ход игры:

1 вариант.

Выбирается охотник, остальные дети – зайцы. На одной стороне площадки отводится место для охотника, на другой дом зайцев. Охотник ходит по залу, делая вид что ищет следы зайцев, а затем возвращается к себе. Зайцы выпрыгивают на двух ногах в разных направлениях. По сигналу: «Охотник!», зайцы убегают в дом, а охотник бросает в них мяч. Те, в кого он попал считаются подстреленными, и он забирает их в свой дом.

2 вариант.

Охотников может быть 2-3, и у зайцев дома нет они просто увёртываются от мяча.

«Сбей кеглю»

Цель: обучение детей катанию мяча, стараясь сбить кеглю с расстояния 1,5-2м, бегу за мячом, предавая другим детям; развитие глазомера, силы броска.

Ход игры:

На одной стороне зала чертят 3-4 кружка, в них ставят кегли. На расстоянии 1,5-2м, от них обозначают шнуром линию. 3-4 ребёнка подходят к линии становятся напротив кеглей, берут по мячу и катят, стараясь сбить кеглю. Затем бегут, ставят кегли, берут мячи и приносят их следующим детям.

«Школа мяча»

Цель: закрепление умения детей выполнять разные действия с мячом; развитие координации движений, глазомера, ловкости.

Ход игры:

    подбросить мяч вверх и поймать его одной рукой;

    ударить мяч о землю и поймать одной рукой;

    подбросить вверх, хлопнуть в ладоши и поймать его двумя руками;

    ударить о стену и поймать его одной рукой;

    ударить о стену, поймать его одной рукой, после того как он ударится о землю;

    ударить мяч о стену, хлопнуть в ладоши и поймать одной рукой;

    ударить мяч о стену так чтобы он отскочил под углом в сторону партнёра, который должен поймать его;

    ударить мяч, о стену бросив его из-за спины, из-за головы, из-под ноги и поймать его.

«Подбрось – поймай»

Цель: обучение детей подбрасыванию теннисного мяча и ловли его; развитие глазомера, ловкости, координации движений.

Ход игры:

1 вариант.

Дети становятся в две шеренги, на расстоянии 3м. В одной шеренге у всех детей шарики. По сигналу дети одновременно подбрасывают шарик вверх и ловят его двумя руками, затем прокатывают шарик стоящим, напротив. Те делают тоже самое.

2 вариант.

Усложнение: при подбрасывании мяча выполнить хлопки, повернуться вокруг себя, бросать одной рукой ловить другой.

«Охотники и звери»

Цель: обучение детей броску маленького мяча, стараясь попасть в цель, выполняя имитационные движения; развитие ловкости, глазомера.

Ход игры:

Дети образуют круг, взявшись за руки. Рассчитываются на первый второй, делятся на охотников и зверей. Охотники остаются на своих местах в кругу, а звери выходят в середину круга. Охотники перебрасывают друг другу мяч и стараются попасть им в ноги убегающих и увёртывающихся зверей. Тот, кого заденет мяч считается подстреленным и выходит из круга. Затем игроки меняются ролями.

«Мяч через сетку»

Цель: обучение детей перебрасыванию мяча через сетку двумя руками от груди, из-за головы и ловли его; развитие ловкости, точности броска, глазомера.

Ход игры:

1 вариант.

Дети (2-4) становятся по обе стороны сетки на расстоянии 1,5м (сетка натянута на 15см выше поднятой руки ребёнка). Дети перебрасывают мяч через сетку друг другу из-за головы двумя руками, от груди двумя руками. Если играют четверо, то один ребёнок перебрасывает мяч через сетку на другую сторону, поймавший мяч перебрасывает его своему соседу, а тот бросает снова через сетку.

2 вариант.

В игру можно ввести счёт. На какой стороне мяч меньше падал на пол, та сторона выиграла.

«Попади в обруч»

Цель: обучение детей метанию мешочками с песком в горизонтальную цель, правой, левой рукой; развитие глазомера, точности броска.

Ход игры:

1 вариант.

Дети стоят по кругу диаметром 8-10м через одного в руках мешочек с песком. В центре круга лежит обруч. По сигналу педагога дети, у которых в руках мешочки, передают их товарищам справа или слева по договорённости. Получив мешочки, дети бросают их стараясь попасть в обруч. Затем дети поднимают мешочки, и возвращаются на свои места в круг. Снова раздаётся сигнал, и дети передают мешочки своим соседям – вторым номерам и т. д.

2 вариант.

Забрасывать мешочки одной, двумя руками из-за головы, сидя, стоя на коленях.

«Серсо»

Цель: обучение детей бросанию деревянных колец, стараясь их забросить на «кий» (деревянная палка); развитие ловкости, глазомера.

Ход игры:

Играют двое. Один при помощи кия бросает деревянные кольца, а другой ловит их на кий, можно сначала подбрасывать их рукой и ловить на руку, а затем использовать кий. Выигрывает тот, кто больше поймает колец.

«Брось за флажок»

Цель: обучение детей метанию мешочками в даль правой, левой рукой из-за головы; развивать силы броска, глазомера.

Ход игры:

Дети стоят в две шеренги друг за другом, в руках у первой шеренги мешочки с песком. Впереди на расстоянии 4-5м стоят на одном уровне несколько флажков. Дети одновременно бросают мешочки из-за головы двумя руками или одной рукой, стараясь забросить их за линию флажков. Затем дети поднимают мешочки, бегут и передают своей паре. Бросает следующая шеренга, результаты сравниваются.

«Шарик с горки»

Цель: обучение детей катанию шариков настольного тенниса с горки и бегу за ними, передавая эстафету.

Ход игры:

Из кубиков и дощечек устраивают 2-3 горки. Дети становятся в колонны перед горками по 5-6 человек. Стоящие впереди берут по шарику, по сигналу педагога катят шарик с горки и бегут за ними. Догнав их возвращаются, передают шарик следующему игроку, а сами бегут в конец колонны. Побеждает та команда, которая быстрее выполнила задание.

«Поймай мяч»

Цель: обучение детей ловле мяча на лету, подпрыгивая вверх; развитие ловкости, быстроты движений, выдержки.

Ход игры:

1 вариант.

В игре участвуют трое детей. Двое становятся на расстоянии не менее 3м друг от друга и перебрасывают мяч. Третий находится между ними и старается поймать мяч, пролетающий над ними. Если ему удалось поймать мяч, то он становится на место ребёнка бросившего мяч, а тот занимает место водящего.

2 вариант.

Играть могут большее количество детей, тогда они становятся по кругу, а водящий в центре. Игра продолжается как в 1 варианте.

«Кольцебросы»

Цель: обучение детей набрасыванию колец на колышки; развитие глазомера, ловкости, выдержки.

Ход игры:

Дети договариваются, по сколько колец будет бросать каждый, становятся в порядке очередности за линию, набрасывают кольца на колышки. После того как все игроки выполнят задание подсчитывают, кто больше колец забросил на колышки.

Во время подвижных игр у детей формируется умение использовать приобретенные навыки в различных жизненных ситуациях. У них развиваются ловкость быстрота, дошкольники становятся сильными и выносливыми, приучаются действовать смело, проявляя активность, настойчивость, инициативу и самостоятельность. У них воспитываются чувства дружбы и товарищества, взаимопомощи и честности.

Список, использованной литературы:

    Агапова И. А. Подвижные игры для дошкольников М.: АРКТИ, 2008.

    Бальсевич В.К., Королева М.Н., Майорова Л.Г. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет М.: Академия, 2004.

    Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 5-6 лет М.: Сфера, 2010.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУДО ЦДТ

В.Д. Заборонок

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста

(методическое сопровождение по развитию двигательной активности через проведение подвижных игр).

педагог дополнительного образования

На руках по бревну. Игроки двух равных по числу команд выстраиваются во встречные колонны. На расстоянии 3-4 м от каждой команды ставится поперек гимнастическое бревно. По сигналу игроки бегут к бревну, впрыгивают в упор поперек бревна и в этом положении двигаются к середине. Достигнув середины, они спрыгивают, бегом возвращаются к своим командам, касанием руки передают эстафету следующим, а сами встают в конец колонны. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету и сделавшая меньше ошибок.

Игры для развития гибкости

Скороходы.

Играющие строятся в шеренгу у края гимнастического ковра (стартовой линии).
По сигналу они наклоняются, руками захватывают стопы снизу и в положении согнувшись, не сгибая ног и сохраняя равновесие, движутся к противоположному краю ковра (заранее обусловленной цели). Выигрывает игрок, правильнее и быстрее всех закончивший эстафету.

Живые мостики.

Игроки двух равных и небольших по количеству команд выстраиваются в колонны по одному у края гимнастического ковра. Расстояние между командами - 5-6 м. По сигналу первый игрок, выполнив кувырок вперед (назад), принимает положение (любым оговоренным способом) гимнастического моста. Вслед за ним это же задание выполняют остальные игроки команды. После этого все игроки начинают передвижение в положении гимнастического моста к заранее намеченной цели, каждая команда к своей. Достигнув финиша, все встают в основную стойку. Выигрывает команда, выполнившая задание быстрее и с наименьшим количеством ошибок.

Тагже необходимо включать дополнительные комплексы упражнений на развития гибкости например на фитнесе для детей.

Игра для развития ловкости

Переправа.

Игроки двух (трех, четырех) равных по числу команд получают установленный для каждой команды набор гимнастического инвентаря и снарядов, например мостик, конь, козел, стоялки и т. п. За отведенное время (3-5 мин.) они ставят снаряды и инвентарь в любой последовательности, удобной для выполнения следующего задания: переправиться через все снаряды на" другую сторону гимнастического ковра (ограниченной площадки), не касаясь при этом пола. Затем игроки каждой команды выстраиваются в колонны по одному против своей переправы, и по сигналу игра начинается. Выигрывает команда, быстрее закончившая переправу и получившая меньше штрафных очков (штрафные очки даются за касание любой частью тела пола).

Средством силовой подготовки гимнастов может служить следующая игра.

Линейная эстафета.

Соревнуются две команды. В каждой команде игрок, стоящий первым, ложится на спину, подняв руки и ноги, а второй принимает над ним положение упора стоя согнувшись ноги врозь. По сигналу первый игрок обхватывает склонившегося над ним гимнаста руками за шею, а ногами за спину, и в таком положении они начинают передвижение боком (приставными шагами) либо спиной вперед к заранее обусловленной цели (линии поворота). За линией поворота они меняются ролями и таким же образом возвращаются обратно. Затем в игру вступает следующая пара игроков и т. д. Выигрывает команда, быстрее выполнившая задание.

Памимо игровой деятельности юнным гимнастам очень нравиться фитнес для детей . Занятия фитнесом стимулируют силовые покозатели у спортсменов начальной подготовки.

Для совершенствования техники выполнения гимнастических упражнений

Самый изобретательный.

Ребята по очереди выполняют упражнение на акробатической дорожке или на гимнастическом снаряде. Последующим игрокам повторяться нельзя (за это - штрафное очко). Наиболее изобретательный игрок, выполнивший больше всех разнообразных упражнений и с наименьшим числом ошибок, считается победителем.Для совершенствования техники выполнения упражнений на коне может быть рекомендовано следующее игровое задание.

ГБОУ Школа №1375 ДО № 6 г. Москва.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Подвижная игра с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр - в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа.

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР для средней группы

Карточка-1 «Мышеловка»

Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание, построение в круг и ходьбе по кругу.
Описание игры: играющие делятся на две неравные команды, большая образует круг – «мышеловку», остальные – мыши. Слова:
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, все поели.
Берегитесь же плутовки,
Доберемся мы до вас.
Вот расставим мышеловки,
Переловим всех сейчас!
Затем дети опускают руки вниз, и «мыши» оставшиеся в кругу встают в круг и мышеловка увеличивается.

Карточка-2 «Катай мяч»

Цель: развивать выдержку, внимание, ловкость. Упражнять в катании мяча.
Описание игры: играющие образуют круг, опускаются на колени и садятся на пятки. Воспитатель катит мяч кому – нибудь из детей. Тот, отталкивает от себя рукой, не давая коснуться ног, другому играющему. Если мяч коснулся ног, ребенок делает шаг из круга. Сидя за кругом, проигравший принимает участие в игре если он отталкивает мяч случайно посланный ему. Продолжительность игры 4 – 5 минут.

Карточка-3 «Перелет птиц»

Цель: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге, лазании.
Описание игры: дети стоят врассыпную на одном конце площадки – «птицы». На другом конце – вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами. По сигналу «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья. По сигналу «буря» птицы летят на вышку – скрываются от бури. По сигналу «буря прекратилась», птицы летают. Продолжительность 5-7 минут

Карточка-4 «Гори, гори ясно!»

Цель: развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.
Описание игры: играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. «Ловящий» становится на эту линию. Все говорят:

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.
Глянь на небо- Птички летят,
Колокольчики звенят! Раз, два, три – беги!

После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один слева, другой – справа), стремясь схватить за руки впереди ловящего, который старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует пару и становится впереди колонны, а оставшийся – ловящий.

Карточка-5 «Хитрая лиса»

Цель: развивать у детей выдержку и наблюдательность. Упражнять в быстром беге, в построении в круг, в ловле.
Описание игры: играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга очерчивается «дом лисы». Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг и дотрагивается до одного из играющих, который становиться «хитрой лисой». Дети открывают глаза. Играющие три раза спрашивают хором сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?» Хитрая лиса выходит на середины круга, поднимает руку и говорит: «Я здесь!» Дети разбегаются, а «лиса» ловит. Пойманного — в дом. Продолжительность 6-8 минут.

Карточка-6 «Спрячь руки за спину»

Цель: развивать у детей быстроту реакции на сигнал. Упражнять в беге, в ловле, закреплять правильную осанку.
Описание игры: выбирают водящего – «ловишка», стоит в середине площадки. Остальные стоят в разных местах площадки и держат руки за спиной. По слову воспитателя «начинай» играющие опускают руки и начинают бегать в любом направлении, но только в пределах границ площадки, обозначенной флажками. Задача ловишки – поймать кого – либо из играющих, но касаться можно только тех, у кого руки опущены. Если играющий успел заложить руки за спину и сказать «не боюсь», ловишка не может его трогать. Если ловишка не сумел поймать никого – назначается другой. Продолжительность 5-7 минут.

Карточка-7 «Угадай, что делали»

Цель: развивать у детей выдержку, инициативу, воображение.
Описание игры: выбирают одного ребенка, который отходит на 8 – 10 шагов от остальных и поворачивается спиной. Дети договариваются, какое действие они будут изображать. По слову «пора», отгадывающий поворачивается, подходит к играющим и говорит:

Здравствуйте, дети!
Где вы бывали?
Что вы видали?
Дети отвечают:
Что мы видели – не скажем,
А что делали – покажем.

Все дети изображают какое – нибудь действие (играют на гармошке, скачут на лошадях и т.д.) Водящий должен отгадать это действие. Продолжительность игры 4-6 минут.

Карточка-8 «Два мороза»

Цель: развивать у детей торможение, наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге
Описание игры: играющие располагаются по две стороны площадки, двое водящих становятся по середине (Мороз – Красный нос и Мороз – Синий нос) и говорят:
Мы два брата молодые,
Два мороза удалые:
Я мороз – Красный нос,
Я Мороз – Синий нос,
Кто из вас решится
В путь – дороженьку пуститься?
Все играющие хором отвечают:
Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз.
После слова «мороз» все играющие перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а морозы стараются их «заморозить» (коснуться рукой). Продолжительность игры 5-7 минут.

Карточка-10 «Ловишки из круга»

Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами. Упражнять в ритмической ходьбе, в беге с увертыванием и в ловле, в построении в круг
Описание игры: дети стоят по кругу, взявшись за руки. Ловишка – в центре круга, на руке повязка. Играющие двигаются по кругу и говорят
Мы, веселые ребята, Любим бегать и скакать
Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три – лови!
Дети разбегаются, а ловишка догоняет. Пойманный временно отходит в сторону. Игра продолжается, пока ловишка не поймает 2-3 детей. Продолжительность 5-7 минут.

Карточка-11 «Ловишки с мячом»

Цель: развивать умение выполнять движения по слову. Упражнять в метании в движущуюся цель и в беге с увертыванием.
Описание игры: площадка ограничивается линиями. В центре площадки играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Один ребенок становится в центр (водящий). У его ног лежат 2 небольших мяча. Водящий проделывает ряд движений, играющие повторяют. По сигналу воспитателя: «Беги из круга», дети разбегаются, а водящий старается попасть мячом в одного из детей. По сигналу «раз, два, три в круг беги» дети снова образуют круг. Водящий меняется. Продолжительность 5-7 минут.

Карточка-12 «Лягушки и цапля»

Цель: развивать у детей умение действовать по сигналу, ловкость. Упражнять в прыжках в высоту с места
Описание игры: очерчивается квадрат – «болото», где живут «лягушки». В углах вбиваются колышки или кладутся кубики. Высота 10 – 15 см. По сторонам квадрата протягивается веревка. За пределами квадрата «гнездо цапли». По сигналу «цапля» она, поднимая ноги, направляется к болоту и перешагивает через веревку. Лягушки выскакивают из болота, прыгая через веревку, отталкиваясь двумя ногами. Перешагнув через веревку, цапля ловит лягушек. Продолжительность 5-7 минут.

Карточка-13 «Найди, где спрятано?»

Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность, четность.
Описание игры: дети сидят вдоль стены. Воспитатель показывает детям флажок и говорит, что он его спрячет. Затем воспитатель предлагает детям встать и отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, воспитатель прячет флажок, после чего говорит «пора». Дети начинают искать спрятанный флажок. Кто первый найдет – тот его прячет. Повторить игру 3-4 раза.

Карточка-14 «Волк во рву»

Цель: развивать смелость и ловкость, умение действовать по сигналу. Упражнять в прыжках в длину с разбегу.
Описание игры: на площадке проводятся две параллельные прямые на расстоянии 80 – 100 см – «ров». По краям площадки очерчивается «дом коз». Воспитатель назначает одного играющего «волком», остальные – «козы». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становиться в ров. По сигналу воспитателя «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а волк — старается их поймать (коснуться). Пойманных отводит в угол рва. Продолжительность игры 5-7 минут.

Карточка-15 «Свободное место»

Цель: развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в быстром беге.
Описание игры: играющие сидят на стульях по кругу. Воспитатель вызывает пру детей сидящих рядом. По сигналу «раз, два, три – беги!» бегут в разные стороны за кругом, добегают до своего места и садятся. Воспитатель и все играющие отмечают, кто первый занял свободное место. Продолжительность игры 5-7 минут.

Карточка-16 «Совушка»

Цель: развивать у детей торможение, наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять детей в беге.
Описание игры: на расстоянии 80 – 100 см проводятся две прямые – это «ров». На расстоянии одного – двух шагов от границы очерчивается «дом козы». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становится в ров. По сигналу «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону, перепрыгивая ров, а волк в это время ловит коз. Пойманных отводит в угол рва. Продолжительность 6-8 минут.

Карточка-17 «Бездомный заяц»

Цель: развивать у детей ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге
Описание игры: из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки – «свой домик». Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке – становится бездомным зайцем. Если охотник поймает, то меняются ролями. Продолжительность игры 5-7 минут.

Карточка-18 «Пожарные на ученье»

Цель: развивать у детей чувство коллективизма, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в лазании и в построении в колонну.
Описание игры: дети строятся лицом к гимнастической стенке на расстоянии 5 – 6 шагов в 3 – 4 колонны. Против каждой колонны на одной и той же высоте подвешивается колокольчик. По сигналу «1, 2, 3 – беги» дети, стоящие первыми, бегут к стенке, влезают и звонят в колокольчик. Затем спускаются и становятся в конец своей колонны. Повторить игру 6-8 раз.

Карточка-19 «Ловля бабочек»

Цель: развивать у детей выдержку и умение действовать по сигналу. Упражнять в беге с увертыванием и в ловле, в приседании.
Описание игры: выбрать четырех играющих – «дети с сачками». Остальные играющие – «бабочки». На слово «летите» дети разбегаются по площадке. По сигналу «лови» двое детей выбегают ловить бабочек. они ловят, смыкая руки вокруг пойманного, затем отводят его в условное место. на слова «Бабочки сели на цветы». бабочки присаживаются и отдыхают. Когда поймано 3-5 бабочек, отмечают, какая пара поймала больше. Повторить игру 6-8 раз.

Карточка-20 «Рыбаки и рыбки»

Цель: развивать у детей ловкость, сообразительность, умение действовать по сигналу. Упражнять в быстром беге с увертыванием и в ловле.
Описание игры: площадка – «пруд». Вдоль площадки ходит рыбак, а на противоположной стороне – его помощник. В руках старшего рыбака «сеть» (веревка), на конце – мешочек с песком. Старший рыбак говорит помощнику: «Лови!», и бросает ему конец веревки с грузом, затем рыбаки окружают веревкой рыбок, которые не успели уплыть в глубокое место (отчерченное место на площадке). по сигналу «рыбки, плывите» рыбки снова выплывают из глубокого места. Продолжительность игры 6 – 8 минут.

Карточка-21 «Ловля обезьян»

Цель: развивать у детей инициативу, наблюдательность, память, ловкость. Упражнять в лазании, в беге.
Описание игры: дети, изображающие обезьян, размещаются на одной стороне площадки, где имеются приборы для лазания или скамейки. На другой стороне 4 – 6 человек – это ловцы обезьян. Обезьяны подражают всему, что видят. Ловцы сговариваются, какие движения они будут делать. Как только ловцы выходят на середину площадки, обезьяны влезают на вышку и оттуда наблюдают. Проделав движения, ловцы уходят, обезьяны приближаются к тому месту, где были ловцы и повторяют их движения. По сигналу «ловцы» ловцы ловят обезьян. Продолжительность игры 5-7 минут.

Карточка-22 «У медведя во бору»

Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить).

Описание игры: Определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом детей на другой. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором:

У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.
Как только дети закончили говорить стихотворение медведь с рычанием встаёт и ловит детей, они бегут домой.

Карточка-23 «Найди и промолчи»

Цель: Учить ориентироваться в зале. Воспитывать выдержку, смекалку.
Описание игры: Детям воспитатель показывает предмет, и после того как они закрыли глаза, он прячет его. Потом предлагает поискать, но только не брать, а сказать на ушко, где он спрятан. Кто нашёл первый тот и ведущий в следующей игре.

Марина Вениаминовна Краснова
Подвижные игры и упражнения на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ

Название игры Методические указания Описание игры

«Эстафета с обручами»

Отмечается качество выполнения задания и скорость. Играющие встают в 2 колонны. На расстоянии 5 – 6 метров от колонн кладутся обручи – по 1 против каждой команды. По сигналу воспитателя : «1,2,3 – беги!» первые в колонне бегут к обручам, поднимают их вверх, пролезают в обруч, кладут его на место, бегут к своей колонне, дотрагиваются до руки следующего игрока и встают в конец колонны. Бежит следующий игрок. Выигрывает та группа детей , которая раньше пройдет полосу препятствий.

«Сделай фигуру»

Отмечается выразительность фигуры. Выбирается ведущий. Дети свободно передвигаются по площадке. На сигнал ведущего (удар в бубен или слово : «Стоп!» все останавливаются в какой-либо позе и не двигаются. Ведущий обходит все «фигуры» и выбирает ту, которая ему больше всех нравится. Этот ребенок становится водящим.

«Маленький затейник»

Все упражнения выполнять в медленном темпе. 1. Наклоны вперед и назад :

Вперед сидя;

Назад, стоя на коленях;

Вперед и назад стоя.

2. «Ласточка» . Стоя на одной ноге. Тело прогнуто, голова приподнята, руки в стороны. Носок поднятой ноги оттянут. Время удержания можно увеличивать до 10-20 сек.

Эстафета с мячами

Обращается внимание на правильность выполнения упражнений . Играющие делятся на 2 отряда и встают в 2 колонны. Ноги расставлены на ширину плеч. Первым в колонне дается по мячу. По сигналу воспитателя : «Вверх!» - дети поднимают руки вверх и стоящий первым передает мяч через голову стоящему сзади, тот следующему и т. д. Когда последний ребенок получает мяч, он бежит к воспитателю и отдает ему мяч.

1 – 2 раза мяч передается над головой, затем дается команда : «Вниз!» (мяч передается между расставленными ногами) .

РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ

«Горячая картошка» Передавать мяч друг другу аккуратно в руки.

Дети встают в круг, руки за спиной. В кругу стоит ведущий. По сигналу воспитателя дети начинают передавать «картошку» (мяч) друг другу. В это время ведущий просит показать игроков руки. Если в руках ребенка оказался мяч, он встает в круг (становится ведущим) и игра начинается сначала.

«Мышеловка»

После того, как мышеловка захлопнулась, мышам нельзя подлезать под руки стоящих в кругу. Играющие делятся на неравные группы. Меньшая группа, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. Изображающие мышеловку, идут по кругу, приговаривая :

«Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели.

Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки – переловим всех сейчас!»

Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По сигналу воспитателя : «Хлоп!» стоящие в кругу дети опускают руки, приседают – мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они встают в круг, мышеловка увеличивается. Когда большая часть детей поймана , они меняются ролями и игра возобновляется.

«Охотники»

Охотникам не разрешается выходить за черту. «Звери» свободно ходят по площадке. Три или четыре «охотника» стоят в разных местах, держа в руках по маленькому мягкому мячику. По сигналу все «звери» останавливаются, и каждый «охотник» легко бросает в них свой мяч. Задетые мячиками заменяют «охотников» .разрешается, стоя на месте, увертывается от мячей.

«Хоккей»

Стараться провести мяч к воротам, не мешая другому. Игроки 2-х команд находятся на площадках прямоугольной формы. На противоположных сторонах площадки обозначаются ворота. Игроки с клюшками или гимнастическими палками стремятся забить в ворота соперника маленький мяч. Игра проходит в пределах площадки на время. Вратарей не ставят.

РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ

«Мы веселые ребята»

Если ловишка никого не поймал, то после 2-3 перебежек выбирается новый ловишка. Дети стоят на одной стороне площадки за чертой, На противоположной стороне площадки также проведена черта. Сбоку от детей , примерно в середине между линиями, находится ловишка. Дети :

«Мы веселые ребята, любим бегать и скакать.

Ну попробуй нас догнать. 1,2,3 – лови!»

Дети бегут на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронулся, считается пойманным. Он отходит в сторону. После 2-3-х перебежек производится подсчет пойманных, и выбирается новый ловишка.

«Перелет птиц»

Соблюдать осторожность, стоя на снаряде. Дети бегают врассыпную по площадке, изображая птиц. По сигналу воспитателя : «Ветер, буря!» - поднимаются на гимнастическую стенку или становятся на скамейки. По сигналу : «Хорошая погода - дети бегают по площадке.

«Падающая палка»

Поощряется быстрая реакция на сигнал. Играющие рассчитываются по порядку номеров и, запомнив свои номера, становятся в круг. Водящий ставит в центре круга палку, придерживая ее рукой. Выкрикнув чей-либо номер, он отпускает руку и бежит из круга. Игрок, чей номер был назван, должен выбежать и успеть схватить палку до ее падения. Если ему удалось это сделать, он возвращается на свое место, а прежний водящий продолжает водить. Если же игрок не успеет удержать падающую палку, он меняется местами с водящим.

«Пустое место»

Дети, стоящие в кругу, не препятствуют передвижению бегущих. Играющие образуют круг. Водящий бежит за кругом, кого – нибудь пятнает и продолжает бежать в ту же сторону, а запятнанный игрок бежит в противоположную сторону. Каждый старается скорее обежать круг и встать на пустое место. Не успевший занять место становится водящим, и игра продолжается. Пятная игрока, ведущий обязан уступить тому дорогу, отходя на шаг от круга.

Выполнять только по 1 толчку. Дети разбиваются на несколько команд и выстраиваются параллельными колоннами перед линией, за которую переступать нельзя. Первые номера толкают вперед набивной мяч. В месте остановки мяча проводится новая линия. Следующие участники толкают мяч уже от новой линии. Побеждает команда, у которой мяч окажется на большем расстоянии от начальной линии.

«Не задень мяч» Контролировать силу движения рук. Трое или четверо ребят становятся вокруг мяча, лежащего на полу, и кладут руки на плечи рядом стоящим партнерам. По сигналу они начинают толкать друг друга так, чтобы кто-либо коснулся мяча. Коснувшийся выбывает из игры . Оставшийся последним – побеждает.

«Кто устоит»

Контролировать силу удара. Играющие в парах располагаются лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки. Пятки и носки вместе. Каждый старается ударами одной или обеих рук в ладонь соперника вывести его из равновесия. Можно уклоняться от ударов, убирая ладони. Игрок, оторвавший ступни ног от земли или сдвинувшийся с места, считается побежденным.

«Перетягивание каната» Стараться удержаться на ногах . При падении одного из игроков игра останавливается. Две команды с равным числом игроков берутся за концы каната. На земле проводятся 3 линии на равном расстоянии между ними. На середину каната привязан бант, который совмещен со средней линией. По команде игроки стараются перетянуть канат на свою сторону. Побеждает команда, перетянувшая бант на канате до своей линии.

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ

«Кто дольше» Дети прыгают до тех пор, пока не сделают ошибку. Прыжки через скакалку на месте, с продвижением вперед.

«Веселые эстафеты» Отмечается качество выполнения упражнений и быстрота . Эстафеты с разными вариантами заданий :

Передача мяча;

Подлезание;

Подтягивание по скамейке на животе и др.

«Пятнашки»

Стараться сохранить положение полуприседа во время игры . Игроки располагаются в пределах площадки в положении полуприседа. Один из игроков («салка» ) ловит, а остальные убегают. Как «салка» , так и убегающие должны перемещаться в положении полуприседа. Догнав кого-либо из игроков, «Салка» касается его рукой. Возможен вариант, когда водящий пятнает других игроков не рукой, а мячом. Тот, кто выпрямиться или выбежит за пределы площадки, становится «салкой» .

«Прыгуны» Игроки, коснувшиеся линии или остановившиеся, выбывают из игры . Игроки располагаются лицом к стене и поднимают руки кверху. На расстоянии 15-20 см. выше пальцев каждого игрока проводятся линии. Игроки по команде начинают безостановочно прыгать вверх, стремясь коснуться ладонями стены выше соответствующих линий. Побеждает тот, кто выполнил больше всего прыжков.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!