Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Пик-н-ролл и пик-н-поп: базовые комбинации в баскетболе. Viii. описание тактических действий и взаимодействий в нападении и последовательность обучения

5. Стремиться к сокращению подготовительной фазы бросков мяча, быстрому переходу от предыдущего действия к бросковому движению, но не допускать при его совершении спешки и резкости.

6. По мере овладения техникой изучаемого броска мяча вводить

в упражнения защитника, постепенно увеличивая активность его противодействия до полного снятия ограничений на его действия.

7. Ориентировать занимающихся на выбор оптимального способа броска мяча и его траектории полета в зависимости от -дис танции, позиции по отношению к корзине, положения защитника и степени его противодействия.

8. Добиваться надежности и точности воспроизведения рациональной техники бросковых движений, высокой помехоустойчивости к внешним сбивающим факторам (агрессивности защитника, шуму или недоброжелательности зрителей, напряженности спортивной борьбы, равенству в счете, некомфортным температурным условиям и т.п.), а также к внутреннему неблагоприятному состоянию (чрезмерному волнению, функциональной, физической или психологической усталости): учиться управлять своими чувствами и движениями, всегда начинать бросок мяча уверенным

в его результативности.

Основные ошибки при выполнении индивидуальных тактических действий с использованием бросков мяча в корзину.

1. Нарушение рациональной техники выполнения бросков мяча при увеличении активности сопротивления защитника или в - ус ловиях других сбивающих факторов: поспешность, скованность или незавершенность броскового движения- неточный бросок или отсутствие стабильной результативности.

2. Нерациональный выбор способа броска мяча либо его траектории полета: выполнение броска мяча из-под щита ближней к защитнику рукой; использование отскока мяча от щита под углом менее 15° или более 45° по отношению к нему; слишком высокая или низкая траектория полета мяча, спровоцированная действиями защитника, и т. п. - малая вероятность результативности броска

мяча или создание предпосылок для накрывания броска мяча соперником.

3. Несвоевременный (поспешный или запоздалый) выход на добивание мяча при его отскоке - невозможность направить мяч в корзину в прыжке одним касанием.

4. Искажение ритмо-временной структуры выполнения броска мяча: чрезмерно медленная подготовительная фаза; необоснованно высокое или низкое положение мяча в момент его выпуска; неоправданная задержка выпуска мяча - защитник успевает эффективно противодействовать броску мяча.

5. Неуверенное, нерешительное выполнение броскового движения, например дрогнула рука, - мяч не доходит или перелетает область кольца.

6. Неэффективное выполнение сочетания технико-тактических действий, завершающееся броском мяча: недостаточно быстрое выполнение предшествующих броску мяча приемов; нарушение согласованности движений верхних и нижних конечностей; - обоснованная пауза при переходе от других игровых действий к бросковым - облегчаются условия противодействия.

5.1.3. Сочетания индивидуальных тактических действий

Теоретические предпосылки.

Как уже отмечалось, баскетбол - игра с комплексным проявлением подготовленности ее участников. Высокий уровень технической подготовленности спортсменов должен быть подкреплен их хорошими физическими кондициями, тактической выучкой и психологической устойчивостью к сбивающим факторам. В свою очередь, отдельные компоненты конкретного вида подготовленности также тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, эффективность одиночного технико-тактического действия игрока является только предпосылкой результативности всего игрового эпизода с его участием и подразумевает рациональность предшествующих и последующих действий. Например, овладение мячом в выгодной для развития атаки позиции предполагает освобождение от защитника; в свою очередь, выход и получение результативной передачи партнера являются основой успешного завершающего броска. Игровые приемы нападающего без мяча и с мячом в конкретной ситуации неразрывно связаны во времени и про-| странстве. Они рассматриваются как сочетания индивидуальных тактических действий и требуют специального изучения и тренировки.

Разнообразие одиночных действий баскетболиста в нападении ведет к многообразию их сочетаний. К обучению сочетаниям индивидуальных тактических действий приступают по мере освоения занимающимися закономерностей адекватного использования каждого технического приема в изменяющихся условиях игрового противоборства.

Обучение сочетаниям индивидуальных тактических действий игрока без мяча и с мячом.

1. Объяснение и показ изучаемого сочетания действий в конкретной игровой ситуации.

2. Выполнение разновидностей сочетаний действий на позициях нападающих разного игрового амплуа при пассивном противодействии защитника:

- выход с получением

- выход с получением мяча-бросок мяча;

- проход с ведением мяча-передача на бросок мяча;

- проход с ведением мяча-бросок мяча;

- выход с получением мяча-проход с ведением мяча-пере- дача на бросок мяча;

- выход с получением мяча-проход с ведением мяча-бросок мяча;

Передача мяча-выход с получением мяча-бросок мяча;

Передача мяча-выход с получением мяча-проход с ведением мяча-передача на бросок мяча;

Передача мяча-выход с получением мяча-проход с ведением мяча-бросок мяча;

- проход с ведением мяча-передача мяча-выход с получением мяча-бросок мяча.

Перечисленные сочетания индивидуальных тактических действий без мяча и с мячом предполагают использование всего арсенала технической подготовленности, которым владеют занимающиеся на данном этапе обучения, включая остановки, повороты, финты.

3. То же, но варьируя и. п. нападающих относительно корзины и начальное положение мяча.

4. То же, но при активном противодействии защитника.

5. Выполнение разновидностей сочетаний индивидуальных тех- нико-тактических действий в условиях игрового единоборства: «Ь< 1

с промежуточным», 2 х 1; « 2 x 2 с промежуточным», 3x2; и т.п.

6. То же, но в двусторонних учебных играх с установками педа-

1. Ориентировать занимающихся на качественное и рациональное выполнение отдельных технико-тактических действий, включенных в изучаемое сочетание.

2. При выполнении сочетаний индивидуальных технико-такти- ческих действий игрока без мяча и с мячом использовать разновидности финтов.

3. Обыгрывание защитника производить с учетом«слабых зон» или «слабых сторон» в его стойке.

4. Варьировать и. п. нападающего и защитника по отношению к корзине и мячу.

5. Переключение от одних действий к другим осуществлять быстро, решительно и уверенно.

6. Постепенно увеличивать активность противодействия защитника: а) вначале защитник пассивно обозначает заданную стойку;

б) затем его активность ограничивается в рамках указанных контрдействий или заданного направления (например, разрешается

оказывается только на определенных участках площадки(например, разрешается препятствовать выходу только в районе области

штрафного броска и т..);п г) единоборство осуществляется без всяких ограничений в условиях, приближенных к игровым.

7. При выполнении изученных сочетаний действий в условиях игрового единоборства использовать промежуточного игрока, выполняющего вспомогательную функцию: при запрете передвигаться по площадке он может только получать мяч от партнера, стоя на месте, и передавать его обратно.

8. Всячески поощрять точное выполнение установок педагога на

Основные ошибки при выполнении сочетаний индивидуальных тактических действий игрока без мяча и с мячом.

1. Типичные ошибки, характерные для выполнения входящих в изучаемое сочетание индивидуальных технико-тактических действий игрока без мяча и с мячом.

2. Медленный переход от одних действий к другим - защитник успевает восстановить выгодную для противодействия позицию.

3. Нерациональное или несвоевременное использование финтов, чрезмерное увлечение обманными движениями: нападающий «заигрывается» - задержка в развитии атаки.

4. Неэффективное использование сочетаний действий: неверная

оценка игровой ситуации, неадекватный выбор требуемых действий или их направления- защитник переигрывает нападающего.

5.2. Групповые тактические действия

Структурными элементами групповых тактических действий являются индивидуальные действия игроков, определенным образом организованные во времени и пространстве. Групповые дей-

ствия в нападении базируются на согласованных взаимодействиях двух или трех игроков и составляют основу командной игры в атаке.

Их успешность требует соответствующего начального взаиморасположения нападающих, взаимосвязанного маневрирования на определенном участке площадки, своевременности и согласованности действий игроков, их полного взаимопонимания.

5.2.1. Взаимодействия двух игроков

Теоретические предпосылки.

Согласно классификации (см. рис. 37, с. 148) выделяют несколько разновидностей взаимодействий двух игроков: «передай мяч и выходи», заслоны, «двойка», наведение и пересечение.

«Передай мяч и выходи» - простое и эффективное взаимодействие игроков по типу «стенки» в футболе. Это взаимодействие

может осуществляться разными по амплуа атакующими игроками: защитником и форвардом, защитником и центровым, форвардом и центровым, разыгрывающим и атакующим защитником и. т.д Могут меняться и занимаемые и. .пэтих игроков. Неизменным остается основной принцип взаимодействия: передал мяч -освободись от опеки защитника для полунения обратной передачи с дальнейшей угрозой завершения атаки результативным броском.

На рисунке 46 показаны схемы рассматриваемого взаимодействия, в котором участвуют игроки задней линии нападения. В и. п. они располагаются на периметре трехочковой линии прямо перед корзиной. После выполнения передачи нападающий, используя обманное движение, осуществляет выход перед защитником(рис. 46, а) или за спиной у него(рис. 46,б). Получив атакующую передачу от партнера, он завершает проход броском в движении из-под щита.

Следует подчеркнуть необходимость своевременного использования финтов для успешной реализации данного взаимодействия. Игрок с мячом перед передачей может выполнить финт на бросок, проход или передачу мяча в противоположную от планируемого направления сторону, а освобождающийся от плотной опеки нападающий обязан умело пользоваться обманными движениями вышагиванием, скрестным шагом или поворотом. Соответственно избранному финту и направлению маневрирования может применяться один из разновидностей выхода: V-образный, S-образный, петлеобразный или круговой. Выход должен быть быстрым и решительным, а обратная передача - нацеленной и скоростной.

Заслоны - неотъемлемая составляющая современной игры в баскетбол в нападении. Без их использования не обходится прак-

тически ни одна атака против организованной обороны. Цель этого взаимодействия - освободить партнера, преградив путь опекаю-

щему его защитнику. Выделяют несколько разновидностей заслонов. При постановке заслона игроку, стоящему на месте, применяют передний, задний или боковой заслон. Их различают в зависимости от того, где по отношению к сопернику располагается ставящий заслон нападающий. Если заслон ставится перед защитником, то этопередний заслон (рис. 47,б). Он используется чаще всего для выполнения позиционного броска. При постановке заслона сбоку или сзади от защитника это соответственнобоковой (рис. 47,а) или задний заслон. Они эффективны преимущественно для выхода или прохода-броска.

Для «отсечения» соперника нападающий, ставящий заслон, чаще всего занимает позицию лицом к защитнику, но не менее эффективно расположение спиной к нему.

Существует ряд общих правил постановки неподвижных засло-

нов, которые обеспечивают их результативность:

- действия нападающих должны быть согласованными и - не ожиданными для защитников;

- игрок, которого освобождают заслоном, обязан отвлечь внимание своего опекуна обманными действиями на передвижение в противоположную планируемому проходу сторону, а в случае получения мяча - финтами на бросок, передачу или проход с ведением мяча;

- забегать для постановки заслона необходимо быстро и скрытно от опекуна партнера; при постановке заслона нужно встать близко

к защитнику, занять устойчивое положение на пути его ожидаемого перемещения и быть готовым к столкновению, располагаясь лицом к сопернику, выставить перед грудью, как щит, согнутые в локтях руки;

- уход под заслон должен быть

своевременным - не начинать движение, пока не поставлен -за слон, но и не опаздывать с

использованием;

проходить нужно

стремительно

вплотную

поставленной «преградой»;

Игрок, поставивший

сразу после

партнера

«отсечения»

повернуться

атакуемой

корзины в

готовности

нию мяча и дальнейшим напада-

ющим действиям.

Типичным

взаимодействием

двух игроков с использованием

проход. Как только заслон поставлен, он стремительно прорывается в сторону заслона и завершает проход броском из-под щита. Игрок, поставивший заслон, преграждает путь защитнику и в слу-

чае расположения лицом к нему поворачивается кругом на ближней к корзине ноге для поддержки атакующего игрока (рис. 48, о). Если происходит переключение защитников, то следует передача

поддерживающему игроку (рис. 48, б), выполнившему поворот, и уже он беспрепятственно атакует броском в движении из-под кольца.

Взаимодействие «двойка» дает эффективный результат при выполнении его различными по функциям игроками и с разных позиций.

Заслон может быть поставлен ив движении, когда нападающий без мяча перемещается параллельно движению партнера с мячом, располагаясь между ним и опекающим его защитником(рис. 49). Тем самым он образует подвижную преграду перед дриблером. Такой заслон образно называют «экраном». Он позволяет игроку с мячом свободно маневрировать и беспрепятственно атаковать корзину соперников со средней или дальней дистанции.

Специфическими разновидностями заслона являются наведение и пересечение.

Особенность наведения заключается в том, что инициатива здесь принадлежит нападающему, освобождающемуся от опеки защитника. Он, используя ложные движения и маневрирование по площадке без мяча или с мячом, «наводит» своего опекуна на неподвижно стоящего в определенной позиции партнера(рис. 50), вынуждая их столкнуться(либо добивается столкновения двух -за щитников). Чтобы достичь намеченной цели, важно проходить вплотную к партнеру или сопернику и как можно быстрее.

Статический заслон при наведении применяют как для подготовки дистанционных бросков (рис. 51, а), так и для выхода без мяча или прохода с ведением к щиту соперника (рис. 51,6).

Сущность пересечения подразумевает такое взаимодействие, при котором нападающие перемещаются навстречу друг другу с целью добиться столкновения защитников в момент пересечения своего пути следования и тем самым ос-

вободиться от их опеки.

Пересечение

ривать как своего рода наведение

на двигающегося партнера. Оно

эффективно как без мяча (рис. 52,

а), так

владении

игроков(дриблером)

(рис. 52, б).

выгодном

положении

оказывается

выходящий из-за спины

партнера, т. е. проходящий вторым

(«запаздывающий»).

ответственно при освобождении от

дриблера

Должен быть нападающий с мя-

чом. Но не менее результативно пересечение, когда в момент встречи партнеров игрок, ведущий мяч, передает его из рук в руки товарищу по команде (рис. 53). В этом случае игрок без мяча проходит следом за дриблером. После получения мяча и освобождения от защитника он имеет возможность беспрепятственно пройти к корзине, используя в свою очередь ведение мяча.

Обучение групповому тактическому взаимодействию в нападении с участием двух игроков «передай мяч и выходи».

1. Объяснение и показ изучаемого взаимодействия на демонстрационной доске и в конкретной игровой ситуации на площадке.

2. Выполнение взаимодействия в поточном упражнении2 х 1 при пассивном сопротивлении защитника (рис. 54).

3. То же, но с атакой со средней дистанции.

4. Выполнение разновидностей взаимодействия в условиях активного противодействия защитника в игровом упражнении «1x1 с промежуточным»: единоборство осуществляется без ограничений активности защитника; промежуточный игрок занимает - не подвижную позицию в заданной точке площадки и может быть использован атакующим игроком только для передачи ему мяча и получения обратного паса.

5. Выполнение взаимодействия в условиях игрового противоборства 2 х 2 с атакой в одну корзину.

6. Воспроизведение разновидностей изучаемого тактического взаимодействия в двусторонних учебных играх с установкой педагога.

Обучение групповому тактическому взаимодействию в нападении с участием двух игроков «двойка».

1 . Объяснение и показ изучаемого взаимодействия на демонстрационной доске и в конкретной игровой ситуации на площадке.

2. Проведение подвижной игры «Третий лишний»: играющие распо лагаются попарно по кругу; за пре делами круга находятся водящий и убегающий, причем в и. п. они нахо дятся на расстоянии 5 -6 м друг от друга; задача водящего - догнать убе гающего и осалить его, в этом случае они меняются ролями; убегающий иг рок в любой момент может позицию впереди какой-либо, предварительно коснувшись спины сзади стоящего партнера, что является сигналом к побегу от щего.

3. Поочередное выполнение боко вого заслона условному защитнику поточном упражнении (рис. 55): из-

начально игроки располагаются по кругу на расстоянии2 -3 м, перед каждым из них установлена переносная стойка или, стул обозначающие защитника; внутри круга чуть сзади-сбоку от одного

осуществляет выход под заслон и в свою очередь освобождает заслоном впереди стоящего нападающего и т.д.; каждый из I поставивших заслон игроков занимает место, освобожденное парт-

4. Освобождение

нападающе-

го без мяча с помощью бокового

заслона в поточном упражнении,

преодолевая пассивное сопротив-

ление защитника (рис.56): после

взаимодействия игроки

меняются

перемещаясь

против часовой стрелки.

5. То же, но с непрерывной по-

становкой заслонов в двух пози-

циях, разных

отношению

корзине (рис. 57): в и. п. занима-

ющиеся находятся в двух колон-

нах лицом к корзине; перед на-

правляющими

располагаются за-

щитники, а между колоннами - один нападающий, который на-

чинает упражнение постановкой

поточном

бокового заслона для любого из направляющих; освободившийся

упражнении с атакой корзины после прохода(рис. 59): выход под

игрок следует для постановки заслона на другую от щита сторону

заслон дриблер продолжает скоростным проходом-броском; далее

площадки

и. т.дПосле

выполнения

очередного

он подбирает и передает мяч на и. п. очередному партнеру, а сам

взаимодействия производится смена ролей: игрок, поставивший

отправляется вслед за передачей и занимает позицию за спиной у

заслон, занимает место пассивного защитника, а тот перемещается

него; тем временем защитник встает на место

атакующего

в конец своей колонны нападающих.

нападающего, а игрок, поставивший заслон, - на место

6. Выполнение взаимодействия «двойка» без броска в корзину в

защитника.

условиях пассивного противодействия защитника(рис. 58): зани-

8. То же, но с продолжением атаки передачей-откидкой (рис. 60):

мающиеся упражняются в тройках; в начальном расположении

нападающий, поставивший заслон лицом к защитнику, после

нападающему без мяча противодействует пассивный защитник,

прохода партнера выполняет поворот кругом, получает мяч от

сбоку и чуть впереди этой пары стоит игрок с мячом (нападающие

дриблера и сам завершает атаку броском из-под щита.

лицом обращены в сторону кор-

9. Выполнение

взаимодействия «двойка» с постановкой

противника, защитник - к

днего заслона и последующей атакой броском со средней дистан-

опекаемому

нападающему);

ции из-под заслона(рис. 61): игрок, передавший мяч партнеру,

чиная упражнение, игрок с мячом

ставит заслон между ним и опекающим его защитником; напада-

выполняет передачу

партнеру и

ющий, получивший мяч, совершает финт на проход или передачу

устремляется вслед за мячом для

мяча и атакует корзину дистанционным броском мяча с места или

постановки заслона сзади-сбоку от

в прыжке.

защитника;

нападающий,

10. Выполнение разновидностей взаимодействия «двойка» в ус-

получивший

мяч, осуществляет

ловиях игрового противоборства «2x2 в одну корзину».

финт-проход с ведением мяча под

11. То же, но в учебных двусторонних играх с установкой педа-

последующей

остановкой в предыдущей позиции

Обучение групповым тактическим взаимодействиям в нападе-

нии с участием двух игроков с использованием разновидностей

смена ролей: защитник становится

заслонов.

опекаемого

им 1. Объяснение и показ разновидностей заслонов на демонстра-

нападающего,

тивной доске и в конкретной игровой ситуации на площадке.

поставивший

2. Выполнение взаимодействия с использованием заслона«эк-

зицию защитника и т.д.

м несколь-

вух нападающих

применением

движении

ограниченном

участке площадки;

защитника -

прорваться

опекаемому

нападающему

рукой дотронуться

до его спины

- взаимодействие нападающего без мяча и дриблера: опекае-

мый защитником нападающий владеет мячом и передвигается произвольно с ведением мяча;

- то же, но задача защитника

- выбить мяч у дриблера;

- выполнение взаимодействия

в целом в условиях пассивного противодействия защитника с ата-

броска (рис. 63): для постановки

заслона игрок постоянно занимает

позицию между партнером и опе-

кающим его защитником; после

завершения каждого

взаимодей-

ствия происходит смена ролей по

стрелке, затем

часовой стрелки;

То же, но с атакой корзины

позиционным

средней дистанции из-под заслона

(рис. 64): бросковое

движение

выполняется

остановки

Шагами прыжком

площадке

используя

неподвижно

в «домах» игроков как

преграду

для водящих, т.

водят» их на статический заслон; в «доме» может находиться только один игрок, и время его непрерывного пребывания в нем - ог раничивается 3 с;

То же, но играющие владеют мячами и передвигаются, используя ведение мяча, у водящих и неподвижно стоящих в «домах» игроков мячей нет; дриблер, убегая от водящего, может использовать наведение или передавать мяч из рук в руки стоящем}

партнеру, занимая его место в «доме»; - выполнение изучаемого взаимодействия в поточном упражне-

нии при встречном движении двух колонн (рис. 65): в и. п. игрока располагаются в двух противостоящих колоннах, и по сигналу педагога направляющие начинают движение навстречу друг другу: сблизившись, один из них на мгновение останавливается, занимая положение для заслона, а другой, неожиданно меняя направление движения, огибает искусственную преграду в заранее указанном направлении (слева или справа от партнера); далее оба игрока передвигаются на позиции замыкающих в противоположных колоннах, и упражнение начинает следующая пара занимающихся; - выполнение дриблером - на ведения условного защитника на неподвижно стоящего партнера с

последующей атакой корзины Проходом-броском (рис. 66): из Угла площадки осуществляется скоростной проход с ведением Мяча, проследовав вплотную к Партнеру, и бросок из-под щита;

после осуществления каждого взаимодействия нападающие меняют свои позиции по часовой стрелке и возобновляют упражнение;

- то же, но с преодолением пассивного, а затем активного противодействия одного защитника (рис. 67);

- выполнение наведения игроком без мяча (рис. 68): после передачи партнеру нападающий наводит на него своего защитника, получает обратную передачу и завершает проход атакой из-под щита; сопротивление защитника пассивное; смена ролей - против часовой стрелки после завершения каждого взаимодействия.

4. Выполнение взаимодействия с использованием пересечения:

- без мяча в поточном упражнении с передвижением из двух колонн (рис. 69): каждая пара игроков одновременно начинает перемещение в направлении линии штрафного броска, осуще-

ствляя пересечение в точке, обозначенной переносной стойкой (очередность продвижения игроков устанавливается заранее), и после выхода под щит возвращается на и. п.;

То же, но один из игроков владеет мячом и завершает взаимодействие атакой корзины(рис.

ются на и. п. и меняются местами и ролями;

- то же, но преодолевая пассивное противодействие одного, а затем двух защитников: смену

защитников производят после определенного количества повторений задания;

- выполнение взаимодействия с мячом, чередуя возможные

из-под щита (рис. 71, с); игрок с мячом с места передает его партнеру и проходит первым, а дриблер использует пересечение для освобождения от опеки и беспрепятственного прохода к щиту (рис. 71, б); после завершения взаимодействий мяч возвращается на и. п.

и занимающиеся меняются местами;

- выполнение разновидностей взаимодействия на различных позициях нападающих в условиях активного противодействия одного (двух) защитников, варьируя способ завершения атаки по ситуации.

5. Воспроизведение взаимодействий двух игроков с использова нием разновидностей заслонов в условиях игрового противобор ства 2 х 2 с атакой в одну корзину.

6. То же, но в учебных двусторонних играх с установкой педагога.

Организационно-методические указания.

1. В поточных упражнениях периодически варьировать начальные позиции игроков (прямо перед щитом, у боковой линии справа или слева от корзины), направление первой передачи и развития взаимодействия, способ завершения атаки(броском в движении, после прохода, с места или в прыжке).

5. Выход для получения мяча или проход с ведением мяча осуществлять быстро и решительно.

6. Своевременно и точно передавать мяч открывающемуся или находящемуся в более выгодной позиции партнеру.

7. При постановке неподвижного заслона:

- вставать близко от защитника и располагаться лицом или спиной к нему;

- занимать устойчивое положение на площадке: находиться в широкой стойке и преграждать как можно большее пространство, но не выставлять в стороны колени или руки;

- при расположении лицом к защитнику выставлять перед грудью внутри занимаемого «цилиндра» согнутые в локтях руки, чтобы обезопасить себя при возможном столкновении с соперником;

- перемещаться для постановки заслона скрытно от защитника,

т. е. вне поля его зрения;

- после прохода освобождающегося нападающего при расположении лицом к защитнику выполнять поворот на ближней к корзине ноге и выходить к щиту для поддержки атакующего; аналогичный выход для продолжения атаки, но без поворота совершать в случае постановки заслона спиной к защитнику;

- освобождающемуся от опеки игроку перед уходом«прижать-

ся» к защитнику и начинать выход в момент постановки заслона; проходить кратчайшим путем и вплотную с заслоном.

8. При постановке заслона в движенииопережать защитника,

занимая позицию между ним и партнером, передвигаться на одинаковой с ним скорости, в точности повторяя его маневры.

9. При наведении и пересечении выполнять взаимодействия на скорости, проходить максимально близко друг к другу; передавать мяч из рук в руки освободившемуся нападающему.

10. В условиях игрового противоборства атаку завершать по ситуации: стремительным проходом-броском из-под щита, про- ходом-«откидкой» партнеру или неожиданной для соперников остановкой с последующим позиционным броском из-под заслона.

11. Партнерам согласовывать свои действия во времени и пространстве.

Основные ошибки при выполнении разновидностей групповых тактических взаимодействий в нападении с участием двух игроков.

1. Нерациональность и несвоевременность индивидуальных дей ствий:

- излишнее увлечение финтами или их отсутствие;

- неэффективность заслона: постановка заслона в поле зрения защитника; неустойчивая позиция игрока(слишком узкая или широкая постановка стоп); неверный выбор места по отношению к сопернику - игрок не преграждает путь сопернику; плохое наведение на заслон - выход (проход) на большом расстоянии от заслона; отсутствие эффективной поддержки атакующего со стороны поставившего заслон игрока- нет последующего поворота при постановке заслона лицом к защитнику, либо он выполнен с опозданием или не на ближней к корзине ноге;

- плохая (слабая или неточная) атакующая передача;

- медленный, нерешительный или поспешный выход (проход);

- неоправданный, нерациональный бросок - из невыгодной позиции или вопреки сложившейся игровой ситуации, неадекватный выбор способа броска мяча.

2. Несогласованность действий игроков:

- преждевременное начало действия либо задержка выхода или прохода нападающего: партнер не готов к передаче, заслон еще не поставлен, или защитник уже готов противодействовать ему;

- запаздывание с постановкой заслона или выполнениемот ветной передачи при развитии взаимодействия: нет продолжения атаки.

5.2.2. Взаимодействия трех игроков

Теоретические предпосылки.

В основе тактических взаимодействий трех игроков лежат индивидуальные действия без мяча и с мячом, а также разновидности взаимодействий двух игроков: «передай мяч и выходи», заслоны, наведение и пересечение.

В современном баскетболе из взаимодействий трех игроков наибольшее распространение имеют: «треугольник», «тройка», «малая восьмерка», «скрестный выход», «сдвоенный заслон» и «наведение на двух игроков».

«Треугольник» - простое, но эффективное взаимодействие при контратаке в ситуации 3x2 или при розыгрыше мяча в позиционном нападении.

В начальном расположении игроки занимают позиции на дальних подступах к корзине, образуя треугольник, основанием обращенный в сторону атаки. Игрок с мячом занимает вершину треугольника и соответственно должен находиться дальше от щита соперников, чем два его других партнера.

Тактика нападения состоит в том, чтобы создавать условия для броска в корзину одному из игроков команды.

Индивидуальные действия в нападении.

Действия игрока без мяча: отрыв от опекающего его защитник и выход на свободное место для получения мяча от партнера, продолжения атакующих действий, чтобы освободить партнеру часть площадки вблизи щита, успешно бороть за отскок.

Различают 4 варианта выхода игрока на свободное место: 1)Круговой; 2) S-образный; 3) Выход петлей; 4) V-образный.

Действия игрока с мячом рациональное использование передач, ведение, бросков.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В НАПАДЕНИИ БЕЗ МЯЧА

1. Бег с изменением направления, с поворотами, внезапными остановками.
2. Выход на свободное место с пассивным защитником.
3. Выход на свободное место с активным защитником.

Групповые взаимодействия. Взаимодействия 2-х игроков.

«Передай мяч и выходи». Игрок №4 передает мяч игроку №5, выполняет обманное движение по уходу влево и резко меняя направление выполняет рывок к кольцу между двумя защитниками, получая мяч от игрока №5.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ КОМБИНАЦИИ «ПЕРЕДАЙ МЯЧ И ВЫХОДИ»

1. Занимающиеся выстраиваются в две колонны. Направляющий без мяча делает финт на выход вправо, а затем выполняет выход по кругу к области штрафного броска. Его партнер передает мяч в момент, когда развернется к нему лицом. Поймав мяч игрок бросает его по кольцу.
2. То же, но с применением других способов выхода на свободное место.
3. То же, но перед игроком без мяча, который будет выходить на свободное место, располагается вначале пассивный, а затем активный защитник.
4. Игровое упражнение. Игра 2х2, 2 очка присуждается команде только после выполнения комбинации «передай мяч и выходи».

ЗАСЛОН

Сущность заслона заключается в следующем: игрок становится вблизи защитника, опекающего его партнера, выбирая место таким образом, чтобы преградить защитнику кратчайший путь, по которому он может преследовать уходящего подопечного. Игрок задерживает продвижение защитника или вынуждает его двигаться по более длинному пути, чем путь партнера, что позволяет последнему на короткое время освободиться от опеки и атаковать кольцо. При этом игрок, поставивший заслон, не остается неподвижным: поставив заслон, он затем поворачивается и выбегает к щиту для участия в атаке.

Ошибки

1. Придерживание защитника руками.
2. Несвоевременное начало прохода игрока, для которого ставится заслон.
3. Неправильный выбор места постановки заслона.

ОБУЧЕНИЕ ЗАСЛОНУ

Занимающиеся выстраиваются в круг по парам лицом друг к другу. Игрок без пары – водящий. Он подбегает к любой паре и ставит заслон защитнику. Нападающий выбегает в сторону заслона и затем сам ставит заслон защитнику любой другой пары и т.д.

Занимающиеся выстраиваются в 2 колонны, на расстоянии 6-7 м от кольца. Перед направляющим одной колонны располагается защитник. У направляющего другой колонны в руках мяч. Игрок 2 передает мяч игроку 1 и ставит наружный заслон защитнику. Игрок 1 дождавшись постановки заслона, уходит с ведением в сторону заслона и атакует кольцо. Смена: игрок 2 становится на место защитника, тот перемещается в конец колонны за игроком 5, а игрок 1, подобрав свой мяч, передает его игроку 4 и становится в конец противоположной колонны.

Игровое упражнение. Игра на одно кольцо 2х2. Мяч, забитый в кольцо после заслона, приносит команде 3 (4) очка.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ТРОЙКАХ. «ТРЕУГОЛЬНИК»

При таком взаимодействии игрок с мячом, образующий защиту треугольника, находится дальше от щита, чем остальные два партнера. Продвинувшийся по краю игрок, получив мяч, снова отдает его партнеру в центр, откуда мяч немедленно направляется на другой фланг, чтобы завершить атаку. Данное взаимодействие требует быстрых передач.

Обучение взаимодействию «Треугольник».

1. Занимающиеся выстраиваются в 3 колонны таким образом, чтобы игрок, стоящий в середине составлял вершину треугольника; мяч у игрока в середине. Быстрые передачи вправо (влево).
2. То же, но по свистку смена направления передач.
3. Тройки игроков стоят в области линии штрафного броска. .Быстрые передачи, по свистку бросок с дистанции по кольцу.
4. То же, но в условиях пассивной и активной защиты*

"Тройка". Построение треугольником сохраняется. Передача следует на один фланг и постановка заслона на другом фланге нападения.

Обучение взаимодействию "Тройка".

1. Занимающиеся выстраиваются в 3 колонны по одному. .У игроков средней колонны по мячу, игрок 2 передает мяч игроку 3, а сам ставит заслон предполагаемому защитнику для игрока I, после чего тот выбегает для получения мяча. Получив мяч, игрок 1 атакует кольцо.Смена по часовой стрелке.
2. То же, но с пассивным защитником.
3. То же, но с активным защитником.
4. Игровое упражнение. Игра 3х3 на одно кольцо.

"Малая восьмерка". Три и игрока", используют взаимные последовательные пересечения с ведением мяча. После передачи игрок делает короткий рывок к щиту и возвращается с противоположной стороны для очередного приема передачи. Путь передвижения игроков напоминает цифру восемь, поэтому они могут повторять свои действия несколько раз пока не будет создана благоприятная обстановка для атаки корзины.

Упражнения для обучения «малой восьмерке».

1. Занимающиеся выстраиваются вдоль боковых линий 3-х секундной зоны справа и слева в колонну по одному. У направляющего одной из колонн мяч. Он начинает ведение по дуге, одновременно из второй колонны навстречу ему начинает движение игрок без мяча и в верхней точке дуги игрок I передает мяч игроку 2 (мяч передается от кольца). .При сближении игроков, игрок 3 без мяча начинает движение навстречу игроку 2 и тот передает ему мяч; игрок 3 передает мяч вышедшему навстречу игроку 4 и т.д.
2. Игроки образуют треугольник, мяч в центре. Игроки, перемещаясь по воображаемой восьмерке, передают друг другу мяч. Игрок с мячом движение может начать в любую сторону.
3. "Малая восьмерка" с пассивной защитой. \
4."Малая восьмерка" с активной защитой..
5. Игровое упражнение. Игра на одно кольцо 3х3.

Позиционное нападение - нападающие стараются переиграть организованную защиту противника. При этом игровую площадку следует использовать так, чтобы избежать скопления игроков в одном месте. Целесообразно, чтобы три игрока действовали вблизи корзины, а два в глубине площадки. Действия игроков в позиционном нападении базируются на трех возможных движениях нападающего после передачи мяча - к корзине, к партнеру с мячом, к партнеру без мяча.

В первом случае игрок после передачи мяча делает рывок к корзине, стараясь обойти защитника, и получить обратную передачу для броска. Во втором и третьем случаях он сам или его партнер освобождается для броска с помощью заслона, при котором нападающий отсекает от своего партнера опекающего его защитника. В игре применяются эти тактики в зависимости от ситуации, возникшей на площадке.

Позиционное нападение. Обучение начинается с расстановки игроков на площадке и определение игровых функций: центровых, нападающих, разыгрывающих. Определяются направления выходов на другие позиции. Нападающие добьются успеха, если игрок нападения выйдет на позицию, с которой можно успешно атаковать корзину, и если ему будет своевременно направлена передача.

1. Построение в треугольниках, квадратах. Передачи стоя на месте различными способами по заданию учителя. Ученик выполняет передачу и перемещается в конец той колонны, в которую передал мяч.
2. Построение в треугольниках, квадратах. Ученик выполняет передачупосле финта, затем перемещается в колонну за передачей.
3. Три нападающих и трое защитников. По сигналу учителя нападающие, произвольно передвигаясь по залу, передают друг другу мяч, а защитники стараются перехватить его, играя в защите по системе личной опеки. После овладения мячом или его касания занимающиеся меняются функциями.
4. То же, только после передачи партнеру нападающий обязан поставить заслон его опекуну.
5. То же, только после передачи нападающий ставит заслон любому защитнику.
6. То же, только занимающиеся разбиваются на группы по 10 человек пять нападающих и 5 защитников.
7. То же, но на каждом кольце идет игра 5х5 на счет, причем каждая команда проводит 5-6 атак подряд, а затем меняется ролями с обороняющимися.
8. Игра 5х5 на одно кольцо, но за каждый мяч, заброшенный в корзину после «заслона» засчитывают не два, а 3-4 очка.
9. Игра 5х5 на одно кольцо, но после любого овладения мячом защитниками команды меняются ролями.

Подводящие подвижные игры.

«Игра 2х2»." .Игра ведется на одно кольцо по правилам баскетбола. Задача – забросить мяч в кольцо соперников. Игрокам защищающейся команды разрешается активно противоборствовать в трехсекундной зоне. Игрокам атакующей команды разрешается выполнять броски как из-за пределов трехсекундной зоны, так и в зоне, но после двух шагов. Подбор мяча может выполнять игрок, не выполняющий бросок, добивать мяч нельзя. После овладения мячом игрок обязан выйти из зоны. Выигрывает команда набравшая большее количество очков.

«Баскетбол двумя мячами». Игра проводится на баскетбольной площадке. Участвуют две команды по 6-10 человек в каждой. Игра проводится по баскетбольным правилам двумя мячами. Каждый играющий может вести борьбу за любой мяч, стараясь забить его в ворота соперника. После заброшенного мяча, мяч вводится из-под кольца. Побеждает команда, забившая наибольшее количество мячей. Судейство ведут два человека, причем каждый оценивает игровые моменты вокруг своего мяча (поэтому мячи должны отличаться окраской).

«Игра на одно кольцо 2х2 через нейтрального». Площадка - трехсекундная зона. Играют 2 команды. Состав - 2 человека. Задача игроков - забросить мяч в кольцо. Забросить мяч можно только после передачи партнера или нейтрального игрока. После подбора мяч необходимо вернуть нейтральному. . Добивать мяч после отскока нельзя. Нейтральный игрок располагается за пределами трехсекундной зоны. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков в установленное время.

Быстрый прорыв. - Игроки команды овладевшие мячом, каждый раз переходят в контратаку, стремятся в минимальное время преодолеть расстояние до щита соперника, добиться численного преимущества и, используя его, атаковать кольцо с близкой дистанции.

Игрок может убежать вперед и получить длинную передачу через всюплощадку. Возникшая ситуация называется отрывом (1х0).

Численное превосходство возникает тогда, когда двое нападающих играют против одного защитника или трое нападающих – против двух защитников. В этих случаях атаку заканчивает партнер, который оказался неприкрытым под корзиной противника.

Упражнения для обучения нападению быстрым прорывом.

1. Передачи в парах от лицевой линии о броском на противоположном щите на максимальной скорости без ведения мяча.
2. То же. но в тройках.
3. Два нападающих против одного защитника продвигаются к противоположному щиту с помощью передач до средней линии площадки, от средней линии один из нападающих начинает ведение мяча, чтобы защитник вышел на него, а его партнер без мяча сделав рывок под кольцо получил передачу и без сопротивления атаковал кольцо с близкого расстояния.
4. Трое нападающих против 2-х защитников. Ведение от средней линии начинает только игрок находящийся в середине и передачу может передать на правый или левый фланги, в зависимости от того какой игрок останется без защитника.
5. Занимающиеся разбиваются на тройки и выстраиваются лицом к щиту на расстоянии 1,5-2 м. У игроков в середине по мячу. Игрок ударяет мяч о щит, ловит его и передает одному из партнеров, который выполняет рывок к противоположному щиту в момент ловли мяча. Поймав мяч игрок с ведением устремляется к противоположному щиту, передав мяч третьему игроку, который и завершает атаку броском по кольцу из-под щита. То же выполняет следующая тройка и т.д.

6. «Быстрый прорыв». Игра ведется 2х2 или 3х3 на один щит. По сигналу ведущего команда, владеющая мячом, совершает быстрый прорыв к противоположному щиту, после чего игра продолжается уже у этого щита, вплоть до нового сигнала.

В а р и а н т:

I. Игра у щита проходит без ведения, только за счет передач.
2. Сигналом к началу проведения быстрого прорыва может служить любое овладение мячом (подбор у щита, перехват, выбивание, вырывание).).

Советы нападающему..

1. Бережно относиться к мячу в нападении. Каждая атака команды должна закончиться броском.
2. Быстро продвигать мяч в зону нападения, используя ведение или передачу мяча.
3. Действовать спокойно, уверенно и быстро.
4. Избегать фолов в нападении.
5. Постоянно двигайся, держа своего защитника в напряжении.


Вы не залогинились на !

Если возможно, игроки должны придерживаться определенных правил при постановке заслонов.

Когда ставится внутренний или боковой заслон, дриблер или проходящий игрок должен всегда двигаться мимо игрока, ставящего заслон, в сторону постановки заслона. Если левый игрок задней линии ставит заслон для нападающего на той же стороне, он двигается снаружи к лицевой линии, а нападающий должен пройти за игроком, ставящим заслон, тоже наружу. Когда ставится задний заслон или сдвоенный заслон, дриблер или проходящий игрок может пройти с любой стороны заслона. Игрок, ставящий заслон, определяет тип заслона. Проходящий игрок или дриблер проходит близко к заслону, рассчитывая движение так, чтобы защитник был фактически выключен из игры.

Позиция защитника, опекающего игрока, которому ставится заслон, определяет всю комбинацию с заслоном. Если защитник стоит близко, игрок, ставящий заслон, может передать мяч партнеру или поставить внутренний или боковой заслон после ведения. Внутренний заслон нужно применять при первой практической возможности. Желательно, чтобы игрок, ставящий заслон, был обращен лицом к корзине. При этом у него появляется большее поле зрения, что позволяет быстро двигаться к корзине без поворота кругом.

Когда защитник играет свободно (на расстоянии одного метра и более от подопечного), следует применять наружный заслон. Так как бросок в корзину через заслон является первым возможным продолжением в этой ситуации, игрок, которому ставится заслон, должен находиться в пределах своей дистанции броска. Если в момент движения для постановки наружного заслона защитник сблизится с нападающим, партнер должен применить внутренний или боковой заслон. Он может также выйти за спину игрока, которому хотел поставить заслон, и воспользоваться обратным заслоном для себя, если находится в пределах своей дистанции для броска с места.

Как только для нападающего поставлен заслон, он должен пройти из-за него, если защитные построения противника не позволяют выбрать более практичное продолжение. Например, если нападающий принял передачу от игрока задней линии, который следует за передачей для установки внутреннего заслона, а защитник, опекающий нападающего, смещается в сторону заслона, чтобы нейтрализовать его эффективность, следует выполнить проход вдоль лицевой линии. Нападающий не выходит из-за заслона, потому что защита дает нападающему лучшее продолжение.

Во всех случаях, когда игрок, которому ставят заслон, не владеет мячом, нужно делать проход. Если игрок, ставящий заслон, владеет мячом, выход из-за заслона ослабит давление защиты на острие атаки. Если ни постановщик заслона, ни игрок, которому он ставится, не владеют мячом, проход из-за заслона разрядит зону скопления игроков и, возможно, расчистит место для продолжения: атакующей комбинации.

В том случае, когда защитник начинает активные действия в середине площадки и мяч находится ближе к атакуемой корзине, чем защитник и его подопечный, игрок, владеющий мячом, должен вести мяч в позицию между защитником и корзиной. Опекаемый игрок должен медленно двигаться вперед до тех пор, пока дриблер не займет позицию между ним и корзиной. Затем он проходит как можно ближе к дриблеру, чтобы защитник не смог проскользнуть вместе с ним. Дриблер должен продолжать ведение, так как он сможет пройти к корзине, если его защитник переключится. Если переключения не произойдет, дриблер может передать мяч освободившемуся игроку, выполняющему проход. Все остальные партнеры по нападению оттягивают своих защитников от направления прохода, передачи или коридора для ведения мяча к корзине.

Этот принцип (проход мимо мяча, когда мяч находится между защитником и корзиной) применяется во всех случаях, за исключением того, когда центровой владеет мячом и пытается выполнить бросок с близкой дистанции. Если игрок, ставящий внутренний заслон, владеет мячом и происходит переключение на игрока, выполняющего проход, то игрок, ставящий заслон, открыт для броска, а если он ведет мяч, то может продолжать ведение.

Проход мимо мяча (рис. 39). Нападающий 1 ведет мяч между защитником 2, играющим против нападающего 2, и корзиной. Нападающий 2 наводит защитника на своего партнера и проходит к корзине, получая от него передачу, если оказывается открытым.

Когда игрок, проходящий мимо внутреннего заслона, владеет мячом и происходит переключение, игрок, ставящий заслон, если он обращен лицом к корзине, должен сделать шаг в направлении корзины ногой, разноименной со стороной прохода. Если он обращен спиной к корзине, то должен выполнить поворот кругом с выходом. Игрок, владеющий мячом, должен передать мяч партнеру, ставившему заслон, как только защитники начнут переключение. В этот момент коридор для передачи самый широкий, потому что переключающийся защитник нацелен на остановку дриблера, а блокированный заслоном защитник не имеет времени приспособить свою позицию для предотвращения действий игрока, поставившего заслон. В этой ситуации лучше всего использовать быструю передачу с отскоком от пола, хотя можно применить и передачу двумя руками на выход (от груди или над головой) или навесную передачу.

Передача игроку, ставившему заслон, после переключения (рис. 40). Нападающий 1 передает мяч партнеру 2 и ставит внутренний заслон его защитнику 2. Нападающий 2 выводит мяч из-за заслона направо, в направлении постановки заслона. Защитник 1, опекающий нападающего 1, переключается на его партнера, в то время как тот проходит к корзине. При переключении защитника 1 нападающий 2 немедленно передает мяч партнеру. Важно, чтобы мяч был передан при переключении, так как именно в этот момент коридор для прохода самый широкий и оба защитника нацелены на дриблера.

Когда ставится заслон, игрок, использующий его, должен правильно выполнить проход. При этом важно определить самую выгодную точку заслона и использовать обманные движения, если это необходимо, чтобы выиграть время и занять более удобную позицию, перед тем как пройти мимо заслона. Игрок, выполняющий проход, может, например, увлечь своего защитника ниже заслона и изменить направление, возвращаясь назад и проходя как можно ближе к партнеру, ставящему заслон. Это помешает защитнику выполнить проскальзывание между нападающими игроками.

Постановка заслона вдали от мяча (рис. 41). Нападающий 3 владеет мячом на вершине круга области штрафного броска. Нападающий 1 устанавливает внутренний заслон для партнера 2, который проходит мимо заслона. Если не происходит переключения, нападающий 2 остается свободным под корзиной. Если защитник 1 переключается, нападающий 2 должен идти прямо поперек области штрафного броска, а его партнер 1 должен выполнить поворот к корзине. Нападающий 3 передает мяч партнеру 1 в момент выполнения поворота.

Использование преимущества при переключении защитников (рис. 42). Высокорослый нападающий 2 поставил боковой заслон для. партнера 1, игрока задней линии, который выходит с мячом из-за заслона. Защитник 2 переключается на нападающего 1. В этот момент нападающий 2 выполняет поворот к корзине, где его сразу начинает опекать маленький защитник 1. Нападающий 2 занимает позицию центрового, пользуясь преимуществом в росте, и ожидает передачу от партнера 1. Вариантом продолжения комбинации могут быть действия игрока 1 один на один против высокого защитника 2, в то время как игрок 2 оттянет на себя защитника 1.

Когда два нападающих проходят мимо партнера в позиции центрового, игрок, передающий мяч центровому, всегда проходит первым, а второй нападающий рассчитывает свой проход по движениям первого игрока и двигается в его направлении. Игрок, выполняющий проход первым, может остановиться для постановки неподвижного заслона второму партнеру, задерживаясь ровно настолько, чтобы освободить его. Затем он может продолжить проход, если остался неприкрытым, отойти назад для подстраховки или занять позицию для добивания, если выполняется бросок. Расположение защитников определяет маневр нападающих.

Все игроки должны предугадывать переключения защитников. Когда игрок задней линии и нападающий или центровой объединяются для взаимодействия двое против двоих и в этот момент происходит переключение, чаще всего высокорослый защитник будет опекать менее высокого нападающего, а менее высокий защитник будет опекать более высокого нападающего. Маленький нападающий должен передать мяч в центр более высокому партнеру, которого опекает менее высокий защитник. Высокорослый нападающий в центре должен также понимать, что его менее высокий партнер окажется, по всей вероятности, более подвижным, чем его высокорослый опекун, и должен быть готов покинуть зону под корзиной, если не получит передачи. Лучшим продолжением в этой ситуации будет перевод игры в область штрафного броска, так как если высокий нападающий займет позицию центрового, то представится отличная возможность выполнить бросок и спровоцировать фол.

Заслон, ещё один термин в баскетболе, который обозначает попытку помешать игроку из команды соперника или задержать соперника при попытке занять нужную позицию на площадке. Правильно выполненным заслоном можно считать, заслон, когда игрок:
— стоит неподвижно в момент контакта,
— обеими ногами плотно стоит на полу, в момент контакта.
Неправильный заслон считается, когда игрок:
— находится в процессе движения, в момент осуществления контакта,
— не предоставляет сопернику необходимого расстояния, во время контакта,
— не обращает внимания на принцип расстояния и времени, к своему сопернику, который в данный момент находится в движении.
В случае, когда заслон выполняется так, что противник его видит, спереди или по бокам, то его могут ставить настолько близко, чтобы он просто не вызывал контакта. А если заслон выполняется вне поля зрения соперника, то игрок выполняющий заслон должен оставить пространство для выполнения минимум одного шага, в его сторону, и тем самым не вызвать физического контакта.
В случае, когда игроки находятся в движении, при выполнении заслона необходимо учитывать принципы расстояния и времени. При выполнении заслона, необходимо оставлять достаточное пространство для того, чтобы соперник мог избежать самого заслона, остановившись или поменяв направление движения и не вызвать своими действиями телесного контакта. Необходимое для этих действий расстояние, остаётся неизменным, минимум один нормальный шаг и не более двух шагов. Если игроку, поставили правильный заслон и при этом не были нарушены правила, то полная ответственность за дальнейший контакт ложится на его плечи.

Столкновение

Блокировка

Под блокировкой необходимо понимать неправильный телесный контакт двух и более игроков, не стоит брать во внимание факт наличия живого мяча.
Тот игрок, который выполняет заслон, становится ответственным за фол блокировки, если он происходит при движении защитника и неподвижном состоянии его соперника. Когда игрок, не беря во внимание мяч, располагается лицом к игроку из команды соперников и меняет своё положение на поле соответственно тому, как перемещается соперник, то он и становится ответственным за телесные контакты в дальнейшем. Исключением могут стать второстепенные факторы, возникающие на каждой игре.
К второстепенным факторам можно отнести специально созданный толчок, столкновение игроков или задержка игрока, при выставлении заслона. Игрок имеет право на выставление руки или ноги из своего личного пространства, цилиндра, но они обязаны быть возвращены на свою позицию, в момент выполнения соперником обхода. Если же во время обхода, рука или нога располагается вне своего цилиндра и это приводит к телесному контакту, то данный факт засчитывается как задержка игрока или блокировка его действий.

Читайте также:

Заслон – основной элемент нападения в баскетболе. Принято считать, что все атакующие действия баскетболистов в той или иной степени базируются на постановке заслона. Заслон – это неотъемлемая часть как индивидуальных действий в нападении, так и комбинативных, с участием всей команды. Заслон – баскетбольная азбука, без которой на площадке долго не протянешь.

Учитывая тот факт, насколько баскетбол динамичен, доли секунды могут быть сыграть решающую роль. Обратите внимание, но только в баскетболе проигрывая за 0,3 секунды до конца матча можно выйти в итоге победителем. Это подчеркивает ту невероятную скорость и динамику игры. Каким образом сюда причастен заслон? Ответ прост. Заслон позволяет отвоевать у обороны те нужные десятые доли секунды, оторваться от защитника на несколько сантиметров и получить определенную свободу, что создаст реальную угрозу кольцу противника. Но обо всем по порядку.

Технически правильная постановка заслона . Заслон можно выполнять как по отношению к игроку с мячом, так и без. В любом случае, игрок А3 атакующей команды приближается к защитнику З1 или З2 и создает препятствие перпендикулярно на пути его следования. При этому руки А3 могут находиться либо горизонтально у груди, либо соединены в районе бедер. Заслон выполняется статично (по аналогии с поставленным на пути соперника забором), любые дополнительные движения по задержке соперника при этом могут трактоваться судьями как фол. Использовать руки для того, чтобы придержать оппонента также запрещено. Как правило, постановкой заслона занимаются массивные игроки по отношению к более легким, что позволяет полностью отслонить соперника без нарушения правил (используется только преимущество в массе). Опытные защитники всегда готовы к заслонам против себя, к тому же слышат подсказки партнеров по команде о том, что соперник собирается ставить заслон в каком-то направлении. Они пытаются оббежать того, кто ставить заслон, и поэтому, для пущего усложнения жизни защитникам заслон ставят в основном мощные игроки. Быстрый и стойкий заслон без дополнительных движений – наиболее эффективен с точки зрения продолжения атаки и низкой вероятности фола в нападении.

Продолжение атаки после заслона . Существует масса вариантов продолжения атаки после постановки заслона. Первый вариант – атака кольца. В этом случае заслон необходимо ставить игроку с мячом (А1 ), который совершает неприкрытый бросок или идет в проход под кольцо. Полученные в результате заслона сантиметры и секунды преимущества относительно защитника 31 или совершившего размен защитника З3 позволяют выполнить неприкрытую атаку по кольцу. Очень часто при заслоне происходит размен между игроками (это один из методов противодействия заслону), то есть защитники меняются опекаемыми игроками: З3 защищается против А1 , а З1 отстается с А3 . Если заслон ставил большой, затем произошел размен, значит игрок с мячом существенно меньше своего защитника, он имеет преимущество в скорости и маневренности. В таком случае оптимально совершать резкий проход под кольцо. Еще один вариант продолжения атаки после заслона – получение мяча игроком, который выполнял постановку заслона (А3 ). В этом случае он совершает резкий разворот и открывается для получения мяча от А1 (преимущественно в сторону кольца). Данный маневр называется «провалиться» после заслона. Разновидностью «провала» является опция, когда игрок А3 из атакующей команды делает вид, что собирается ставить заслон, приближается к защитнику и всем своим видом показывает желание поставить заслон, однако, не поставив его, резко проваливается и отрывается от защитника. Такая комбинация позволяет воспользоваться замешательством игроков защиты (ведь они готовятся противодействовать заслону, хотя его не будет, и теряют концентрацию на несколько мгновений).

Вышеперечисленные методы продолжения атаки после заслона рассматривались для игроков с мячом. Однако, заслоном можно отсечь от защитника и игрока без мяча (А2 ). В этом случае, нападающий А2 получает немного свободы для приема мяча. Более того, используя заслон, можно сделать размен между защитниками, в результате чего маленький нападающий остается против большого защитника или наоборот, что позволяет использовать преимущество в физических данных. Для того, чтобы наглядно продемонстрировать использование заслона предлагаю следующую картинку.

В данной игровой ситуации, Кевин Гарнетт выполняет заслон своему одноклубнику Полу Пирсу, отсекая при этом Метта Ворлд Писа (Рон Артест). Гарнетт поставил заслон в левую сторону относительно Пирса, в результате у последнего появилась возможность обойти защитника с левой стороны. Вероятнее всего, Пол воспользуется своими умениями и пойдет в проход под кольцо, либо совершит остановку с выполнением броска (тут уж ему выбирать, какой сценарий развития атаки после заслона реализовать). Обратите внимание, что Метта Ворлд Пис всячески пытается противодействовать и обойти данный заслон, оттесняя и оббегая Гарнетта. Тем не менее, физические данные мощного Гарнетта вряд ли позволят Рону догнать Пирса.

Подведем итоги : Заслон позволяет развивать невероятно сложные и эффективные комбинации. Большинство командных взаимодействий как раз и строится на заслонах. Возможно, у Вас создается впечатление, что это универсальное средство атаки, своеобразный лом, против которого нет приема. Безусловно, заслон очень важен и эффективен в нападении, однако существует масса способов противодействия заслону со стороны защитников. Детальнее о методах борьбы и правильной защиты против заслона мы поговорим в отдельной статье. Не пропустите ее выход!

Продолжайте тренировку вместе с !



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!