Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Мышечная система человека атлас. Большой атлас по анатомии. Рохен Й., Йокочи Ч., Лютьен-Дреколл Э

Методы диагностических исследований ..........................................................................предисловие
................................................................................................... 1
1. Общее строение человеческого тела ...................................................................................... 2
2. Остеология .................................................................................................................................... 4
3. Артрология .................................................................................................................................. 10
4. Миология ....................................................................................................................................... 16
5. Общее строение нервной системы .......................................................................................... 18
6. Общее строение кровеносной системы .................................................................................. 20

23
1. Кости черепа ................................................................................................................................. 24
2. Нижняя челюсть и зубная дуга ................................................................................................. 52
3. Височно-нижнечелюстной сустав ............................................................................................. 56
4. Черепные нервы .......................................................................................................................... 66
5. Около- и позадиглоточная область .......................................................................................... 82
6. Череп и оболочки мозга ............................................................................................................. 86
7. Мозговые артерии и вены .......................................................................................................... 92
8. Слуховой анализатор и вестибулярный аппарат ................................................................. 118
9. Зрительный анализатор и глазница ........................................................................................ 128
10. Полость носа и носовая перегородка ................................................................................. 139
11. Ротовая полость ...................................................................................................................... 146

150
1. Общее строение шеи .................................................................................................................. 151
2. Гортань ........................................................................................................................................ 154
3. Глотка .......................................................................................................................................... 160
4. Артерии и вены ............................................................................................................................ 164
5. Разрез шеи .................................................................................................................................... 170
6. Задний и сонный треугольники .................................................................................................. 172
7. Боковой вид шеи .......................................................................................................................... 174

182
1. Грудная клетка и позвоночный столб ....................................................................................... 183
2. Грудина и брюшная стенка ......................................................................................................... 194
3. Паховая область .......................................................................................................................... 205
4. Мышцы спины .............................................................................................................................. 209
5. Спинной мозг и спинномозговые нервы .................................................................................. 218
6. Задняя поверхность шеи ............................................................................................................ 220

227
1. Органы грудной клетки ............................................................................................................... 228
2. Легкие и плевра ........................................................................................................................... 232
3. Сердце .......................................................................................................................................... 236
4. Частная анатомия органов грудной клетки ............................................................................ 246
5. Частная анатомия сердца ......................................................................................................... 250
6. Заднее средостение ................................................................................................................... 256
7. Диафрагма ................................................................................................................................... 264
......................................................................... 272
1. Общее строение .......................................................................................................................... 272
2. Желудок ........................................................................................................................................ 276
3. Поджелудочная железа и желчные протоки .......................................................................... 278
4. Печень .......................................................................................................................................... 280
5. Сосуды органов брюшной полости ......................................................................................... 284
6. Частная анатомия органов брюшной полости ...................................................................... 286
7. Верхний этаж брюшной полости ............................................................................................... 291
8. Корень брыжейки и карманы брюшины ................................................................................. 298

303
1. Мочевая система ........................................................................................................................ 304
2. Почка ............................................................................................................................................. 306
3. Задняя брюшная стенка ........................................................................................................... 310
4. Мужская мочеполовая система ............................................................................................... 316
5. Сосуды органов малого таза ................................................................................................... 324
6. Мужские наружные половые органы .......................................................................................326
7. Мужская мочеполовая диафрагма ......................................................................................... 330
8. Женская мочеполовая система ............................................................................................... 332
9. Матка и придатки матки ............................................................................................................. 336
10. Женские наружные половые органы .....................................................................................340
11. Женская мочеполовая диафрагма .......................................................................................342
.......................................................................................346
1. Плечевой пояс и грудная клетка .............................................................................................. 347
2. Кости ...............................................................................................................................................352
3. Суставы и связки ......................................................................................................................... 356
4. Мышцы ........................................................................................................................................... 360
5. Сосуды и нервы .......................................................................................................................... 374
6. Области плеча .............................................................................................................................. 379
7. Подкрыльцевая область ............................................................................................................ 386
8. Частная анатомия плеча и предплечья ................................................................................... 391
9. Частная анатомия кисти ............................................................................................................. 400
......................................................................................... 407
1. Таз ................................................................................................................................................... 408
2. Кости ............................................................................................................................................... 409
3. Суставы и связки ......................................................................................................................... 420
4. Мышцы ........................................................................................................................................... 428
5. Сосуды и нервы ........................................................................................................................... 442
6. Передняя область бедра ........................................................................................................... 450
7. Ягодичная область ...................................................................................................................... 454
8. Задняя область бедра ............................................................................................................... 456
9. Область голени ............................................................................................................................ 461
10 Частная анатомия стопы .......................................................................................................... 468

Предисловие к четвертому изданию

Через пятнадцать лет после первого издания атлас был тщательно пересмотрен и переработан. Два первых автора - сейчас известные профессора - были польщены согласием профессора Лютьен-Дреколл принять участие в работе в качестве соавтора. Она является автором большого количества оригинальных идей, касающихся атласа, с ее помощью было внесено много ценных дополнений. Это должно стать гарантией продолжения традиции данного атласа. В настоящее издание было введено большое количество новых иллюстрации: по вновь созданным образцам добавлено около 60 новых фотографий и 20 новых рисунков. Для того чтобы избежать нежелательного изменения объема книги, мы изъяли устаревшие рисунки из предыдущих изданий и пересмотрели соотношение частей книги.
В настоящее время большое внимание уделяют методу послойной анатомии, поэтому мы добавили некоторое количество изображений компьютерной и магнитно-резонансной томографии для уточнения детальных схем строения.
Кроме того, атлас дополнен небольшой вступительной главой профессора Вилли А. Календера, посвященной современным диагности-ческим методам исследования и проиллюстрированной наиболее характерными для каждой методики изображениями. Каждая глава данного издания состоит из двух частей.
Первая часть посвящена традиционному описанию анатомических структур органов, например конечностей: костей, суставов, связок, мышц, кровеносных сосудов и нервов. Во второй части представлены данные послойной анатомии, где за описанием поверхностного слоя следует описание среднего и глубокого слоев таким образом, чтобы студент мог ориентироваться в разрезах анатомических препаратов. При рассматривании фотографий мы настоятельно рекомендуем использовать лупу для более точного восприятия трехмерного изображения структур органов и тканей.
В ходе подготовки нового издания к печати авторы не переставали удивляться, насколько точно, красиво и целесообразно построено человеческое тело. И если эта книга поможет студентам или практикующим врачам оценить все подавляющее великолепие анатомического строения тканей и органов человека, то мы можем считать свою задачу выполненной. Глубокий интерес к изучению анатомии поможет пробудить любовь к человеку, которая сама по себе является важнейшей чертой врача, необходимой в его ежедневной медицинской практике.
Мы хотели бы выразить большую признательность всем соавторам, принимавшим участие в данной работе, без помощи которых создание данного атласа было бы невозможно. Мы также хотели бы выразить искреннюю благодарность всем сотрудникам Igaku-Shoin и F. К. Schattauer Publ. Соmр., которые всегда внимательно выслушивали все наши предло-жения и внесли большой вклад в дело создания этой книги.

Осень 1997.
Йоганесс В. Роен
ЧихироЙокочи
Элки Лютьен-Дреколл.

Благодарность

Мы хотели бы выразить признательность всем соавторам, чья помощь способствовала созданию данного атласа Мы особенно обязаны доктору К. Окамото (сейчас работает в Нагасаки, Япония) и Джеффу Брайнту, члену нашего коллектива; тем, кто создавал новые препараты для этого издания, за их огромные знания и навыки. Мы также благодарны профессору В. Нейгуберу и мистеру Тому Симпсону за их огромный вклад в создание данной работы. Препараты предыдущего издания также были созданы с большим энтузиазмом и умением профессором, доктором С. Нагашима (сейчас работает в Нагасаки, Япония), доктором Мутсуко Такахаши (сейчас работает в Токио), доктором Габриеллой Линднер-Фанк (Эрланген), доктором П. Лендграф (Эрланген) и мисс Рейчел М. Мак-Доннелл (сейчас работает в Далласе, США).
Мы также выражаем огромную благодарность профессору В. А. Календеру (заведующий кафедрой медицинской физики, Университет Эрлангена) за написание вступительной статьи о методах визуальной диагностики.
Компьютерные и магниторезонансные томограммы были любезно представлены фирмой Simens AG, Эрланген, а также профессором В. Дж. Хук (Эрланген), доктором Андреасом Хиком (Университет Мюнхена). Мы также обязаны мистеру Хансу Соммеру (компания СОМСО, Кобург), который любезно предоставил образцы человеческих костей (например, грудной клетки и черепа).
Мы выражаем большую признательность нашему фотографу, мистеру Марко Гебвейну, за прекрасные фотографии, сделанные им. Тщательно и неутомимо работали наши секретари -миссис Лиза Кехлер и Элизабет Глас, а также наши художники: миссис Аннет Гек и мистер Хеоком Шмидт, которые не только выполнили великолепные новые рисунки, но и активно участвовали в оформлении нового издания. Мы выражаем нашу признательность ученым, студентам и другим соавторам, особенно издательской компании Igaku Shoin(Токио) и Ф. К. Чаттауер (Штутгарт).

Осень 1997
Йоганесс В. Роен
Чихиро Йокочи
Элки Лютьен-Дреколл

Предисловие к первому изданию

В настоящее время существует большое количество хороших анатомических атласов. Следовательно, следует обосновать необходимость создания нового варианта. Мы видим три основные причины для создания данной книги. В первую очередь, большинство опубликованных ранее атласов содержат только схематические или полусхематические изображения, которые отображают реальные предметы крайне ограничен-ным образом; у них нет третьего измерения, им не достает объемности. В противоположность этому, фотографии анатомических препаратов передают реальное изображение объекта, сохраняя их пропорции и пространственный размер в более точном виде, чем схематизированные цветные рисунки в большинстве предыдущих атласов.
Более того, фотографии препаратов человеческого тела соответствуют наблюдениям студента при прохождении курса анатомии. Таким образом он получает возможность быстро ориентироваться по фотографиям препаратов, а не только при работе с трупом. Во-вторых, в некоторых из существующих атласов приведена классификация по системам органов, а не по частям тела. В результате этого студенту требуется несколько книг, в каждой из которых он вынужден искать необходимую информацию по конкретной части тела. В настоящем же атласе сделана попытка максимально реалистично отобразить макроскопическую анатомию в плане топографии и функциональных особенностей самого объекта. Следовательно, он может оказаться полезным при изучении анатомии врачами различных специальностей, в том числе дантистами.
Третьей задачей авторов было сокращение курса до необходимого объема и представление его в виде дидактического самоучителя. К изображениям всех частей тела мы добавили схе-матические рисунки основных сосудов и нервов, мышечных механизмов и др., что улучшит понимание деталей изображений на фотографиях.
Сложное строение костей черепа представлено не в описательном виде, а посредством серии изображений, показывающих мозаику костей и их взаимоотношения таким образом, чтобы в конечном счете облегчить понимание строения черепных костей.
Наконец, к созданию атласа авторов сподвигнуло современное положение в медицинском образовании, когда, с одной стороны, постоянно ощущается дефицит трупов во многих анатомических отделениях, а с другой стороны, повсеместно постоянно увеличивается количество студентов. Вследствие этого студенты не имеют достаточного иллюстративного материала для занятий по анатомии. Конечно, фотографии никогда не заменят непосредственного изучения препарата, но мы думаем, что использование крупноформатного изображения вместо рисованного, в основном схематического изображения, более приемлемо и является значительным улучшением курса анатомии по сравнению с одними рисунками. Большинство препаратов, изображенных в атласе, были приготовлены авторами в анатомических отделениях Эрлангена, Германия; Стоматологического колледжа Kanagawa, Уоковика, Япония.
Препараты для главы, описывающей строение шеи и спинного мозга и демонстрирующие дорсальные ветви спинных нервов, были мастерски и с большим энтузиазмом приготовлены доктором К. Шмитом. Препараты связок позвоночного столба были приготовлены доктором Т. Мокрушем, а большинство препаратов, представленных в главах о нижней и верхней конечностях, были очень аккуратно подготовлены доктором С. Нагашима из Куруме, Япония.
Еще раз выражаем нашу искреннюю благодарность всем нашим сотрудникам за их полезнейшую, самоотверженную и высококвалифицированную работу.

Эрланген, весна 1983
Йоганесс В. Роен
Чихиро Йокочи

Анатомия - это область биологии (внутренняя морфология). Анатомия изучает организм человека по системам (систематическая анатомия). Соответственно она состоит из ряда разделов: учение о костной системе - остеология; учение о соединениях костей, суставах и связках - синдесмология и артрология; учение о мышечной системе - миология; учение о сосудистой системе - ангиология; учение о нервной системе - неврология; учение об органах чувств - эстезиология. Анатомия внутренних органов выделяется в особый раздел - спланхнологию. Систематическая анатомия дополняется топографической, или регионарной, описывающей в первую очередь пространственные отношения органов, что представляет особый интерес для . Исследование строения организма невооруженным составляет предмет макроскопической анатомии. Применение микроскопа позволяет изучать тонкое строение органов - микроскопическая анатомия.

Термином «нормальная анатомия» подчеркивается отличие ее от анатомии патологической, которая изучает изменения органов и систем при болезнях. Важная фаза в изучении строения тела - анализ, сопровождающийся тщательным описанием (описательная анатомия). Изучение строения тела в динамике в связи с функциями определяет содержание функциональной анатомии, специальным разделом которой является экспериментальная анатомия. Особенности строения тела и органов в процессе индивидуального развития организма исследует возрастная анатомия. Пластическая анатомия, изучающая внешние формы и пропорции тела человека, имеет большое прикладное значение для изобразительного искусства. Сравнительная анатомия систематизирует данные по анатомии представителей животного мира для выявления сложившихся в процессе эволюции анатомических особенностей человека.










Современная анатомия накопила большой материал по прижизненному строению органов, полученный с помощью и (рентгеноанатомия).

Данный раздел сайта является учебным пособием по анатомии человека в картинках. В нем излагаются вопросы по истории анатомии, общие вопросы, строение опорно-двигательного аппарата, пищеварительной, дыхательной, мочеполовой систем и железы внутренней секреции. Далее излагаются строение сердечно-сосудистой системы, лимфатическая система, центральная нервная система с проводящими путями, периферическая нервная система, головные нервы, вегетативная нервная система, органы чувств. Материал изложен по системному принципу, в каждом разделе отмечены функциональные и топографоанатомические особенности, органогенез, возрастные особенности, аномалии развития, приводятся сравнительно-анатомические данные. Анатомический атлас иллюстрирован цветными картинками и схемами.

Настоящее учебное пособие «Анатомия человека» рассчитано на студентов медицинских институтов и соответствует учебной программе. Материал учебника изложен таким образом, что первоначально разбираются частные вопросы, затем эмбриологические и филогенетические данные. Во многих разделах содержатся сведения о возрастных, топографических и функциональных особенностях органов. Приводимые в других учебниках сводные данные о кровоснабжении и иннервации в настоящем пособии опущены в связи с тем, что в период изучения внутренних органов студенты еще незнакомы со строением кровеносной и лимфатической систем, а также нервной системы. Подобный материал полезен для врачей и должен излагаться в руководстве или в крайнем случае в учебнике топографической анатомии. В данном пособии разделы, касающиеся строения костей, связочного аппарата и мышц, изложены более кратко, а строение внутренних органов - более детально. Это связано с тем, что врач в практике чаще сталкивается с заболеваниями внутренних органов.

Пособие имеет много иллюстраций, которые помогут усвоению материала. Естественно, что целью обучения является не заучивание многих анатомических терминов, которые без должного подкрепления со временем совершенно забудутся, а понимание общего плана строения человека. Анатомия представляет часть биологии, поэтому строение всех органов, систем, живой организм в целом рассматриваются в аспектах их развития и функциональных взаимоотношений. Изучение анатомии человека с правильных методологических позиций с первых дней знакомства с медициной должно способствовать формированию материалистического мышления и мировоззрения врача, так как анатомия вместе с биологией, гистологией, физиологией, патологией и биохимией составляет фундамент теоретической подготовки. Как и всякая наука, анатомия включает вопросы прикладного значения, важные для клинической медицины, биологические вопросы, нужные для расширения врачебного кругозора и нужные для того, чтобы ответить на естественный вопрос: «Как же устроен человек?» Существует мнение, что анатомия человека якобы трудна. Наши знания о самом совершенном и замечательном создании природы, каким является человек, сегодня еще неполны, но, как показывает история анатомии, они были еще более примитивными 2000-3000 лет назад. И если на пути познания строения человека много достигнуто, то лишь благодаря уму человека в его любознательности. Когда-то ученые были счастливы, если им удавалось заглянуть во чрево существа, себе подобного, теперь же, призвав на помощь современные достижения прикладных и фундаментальных наук, они раскрывают молекулярные сочетания и познают свою собственную природу. На этих путях много трудностей и много радостей. Познание строения человека является внутренней потребностью студента, посвятившего свою жизнь самому благородному делу - избавлению человечества от страданий, избравшего профессию врача, которая, начиная с древних времен требует от человека отдачи всей полноты нравственных и интеллектуальных сил.

Внутренние органы
Как уже было сказано выше, внутренние органы обеспечивают вегетативные (растительные) функции организма, т. е. питание, дыхание, выведение продуктов обмена веществ и размножение. Познакомимся подробнее с их строением и деятельностью, а также с некоторыми условиями, необходимыми для нормальной работы этих органов. Кровь, лимфа, сердечно-сосудистая система

Человек претерпел сложную биологическую эволюцию и объединил в себе с биологической стороны природно-естественное, а с исторической - социально-общественное существо. Его строение и функции полностью познаются биологией и социальными законами. Анатомия человека принадлежит к биологическим наукам. Анатомия человека представляет науку, изучающую происхождение, развитие, внешнее и внутреннее строение, функциональные особенности живого человека. Анатомия человека ставит своей задачей описание формы, макроскопического строения, топографии органов с учетом половых, индивидуальных, конституциональных особенностей организма, а также филогенетических (от phylon - род, genesis - развитие) и онтогенетических (от ontos - особь) моментов развития. Изучение строения человека проводится с позиций целостного организма. Анатомия привлекает и данные антропологии - науки о человеке. Антропология рассматривает у человека не только возрастные, половые и индивидуальные особенности, но и расовые, этнические, профессиональные, изучает социальные влияния, выясняет факторы, определяющие историческое развитие человека. Таким образом, биология рассматривает человека с эволюционных позиций, что играет роль в формировании материалистического мировоззрения советского врача.

Анатомия человека имеет важное прикладное значение для медицины. Анатомия вместе с гистологией, физиологией, биохимией и другими дисциплинами составляет основу теоретических знаний в подготовке врача. Выдающийся физиолог И. П. Павлов отметил, что, только познав строение и функции органов, мы можем правильно понять причины болезней и возможности их ликвидации. Без знания строения человека невозможно понять изменения, вызванные болезнью, установить локализацию патологического процесса, провести хирургические вмешательства, а следовательно, правильно диагностировать заболевания и лечить больных. По этому поводу еще 170 лет назад весьма образно высказался один из выдающихся русских врачей Е. Мухин (1766-1850): «Врач не анатом не только бесполезен, но и вреден». Когда в период схоластики и влияния религии (XIII век) врачам запретили вскрывать трупы и изучать хотя бы основы анатомии, знания врачей были настолько примитивны, что общественность требовала у церкви разрешения на вскрытие трупов.

Каково же содержание анатомии? Термин «анатомия» происходит от древнегреческого слова anatemnein - рассекаю, расчленяю. Это объясняется тем, что первым и основным методом исследования человека был метод расчленения трупа. В настоящее время, когда исследователь привлекает для познания внутреннего и внешнего строения живого человека многие другие методы, анатомия не соответствует содержанию своего названия. Тем не менее и ныне для описания строения и топографии органов применяется препарирование трупа, являющееся одним из методов изучения формы и строения. Однако строение органов и их функции полностью можно познать только при сочетании многих методов исследования.

1. С помощью метода антропометрии можно измерить рост, взаимоотношение частей, установить массу тела, конституцию, индивидуальные особенности строения человека, его расу.

2. Методом препарирования удается послойно рассечь ткани с целью их изучения и выделить из окружающих тканей и клетчатки мышцы, кровеносные сосуды, нервы и другие образования, видимые невооруженным глазом. Этот метод позволяет получить данные о форме органов, их взаимоотношениях.

3. Методом инъекции заполняются окрашенной массой, разведенной олифой, керосином, бензином, хлороформом, эфиром или другими растворителями полости тела, просвет бронхиального дерева, кишечника, кровеносных и лимфатических сосудов. Метод впервые применен в XVI веке. Для инъекции используются и твердеющие массы в виде латекса (жидкий каучук), полимеров, расплавленного воска или металла. Благодаря методу инъекции в значительной степени были расширены знания о строении сосудистой системы. Метод инъекции оказался особенно полезным в тех случаях, когда производятся последующая коррозия, просветление органов и тканей.

4. Метод коррозии впервые применен Сваммердамом (XVII век), а в России - И. В. Буяльским. Орган с кровеносными сосудами, наполненными затвердевшей массой, погружался в теплую воду и долгое время выдерживался в ней. Окружающие ткани сгнивали и оставался только слепок затвердевшей массы. Этот процесс может быть ускорен, когда ткани разрушаются концентрированной кислотой или щелочью, что применяется в настоящее время. С помощью метода коррозии можно увидеть истинную форму полости, куда вливалась масса. Недостатком метода является то, что слепок полости не взаимосвязан с тканями.

5. Метод просветления. После обезвоживания тканей препарат пропитывается жидкостью. В этом случае коэффициент преломления пропитанной ткани приближен к коэффициенту преломления жидкости. Инъецированные кровеносные сосуды или окрашенные нервы будут видны на таких относительно прозрачных препаратах. Преимущество этого метода перед коррозионным заключается в том, что в просветленных препаратах сохраняется пространственное расположение кровеносных сосудов или нервов.

6. Микроскопический метод, при котором используется сравнительно небольшое увеличение, в настоящее время получил большое распространение в анатомии. Благодаря применению этого метода удалось увидеть образования, которые нельзя выявить на гистологических срезах. Например, методом микроскопической анатомии выявлены сети кровеносных и лимфатических капилляров, внутриорганные сплетения кровеносных сосудов и нервов, уточнены структура и форма долек, ацинусов и т. д.

7. Методами рентгеноскопии и рентгенографии удается изучить прижизненную форму и функциональные особенности органов у живого человека. Эти методы также успешно применяются при исследовании на трупе. Очень широко в клинической практике и эксперименте используется комбинация инъекции контрастных веществ с последующей рентгенографией. За счет подобного контрастирования более четко выделяются на экране или отпечатываются на рентгеновской пленке изучаемые образования.

8. Метод просвечивания отраженными лучами главным образом применяется на живом человеке, например для изучения кровеносных капилляров кожи, слизистых оболочек (капилляроскопия), сосудов сетчатки глаза.

9. Метод эндоскопических исследований позволяет с помощью приборов, введенных через естественные и искусственные отверстия, рассмотреть окраску, рельеф органов и слизистой оболочки.

10. Экспериментальный метод в анатомии применяется для выяснения функционального значения органа, ткани или системы. Он позволяет установить пластичность тканей, их восстановительные способности и т. д. С помощью эксперимента можно получить много новых данных по перестройке органов и организма в ответ на внешние воздействия.

11. Математический метод часто используется при анатомических исследованиях, так как в отличие от других методов он позволяет вывести более достоверные количественные показатели. С развитием электронно-вычислительной техники математические методы займут ведущее место в морфологических исследованиях.

12. Метод иллюстрирования применяется для передачи точного документального изображения или в виде создания схематизированных рисунков анатомических структур. Точные анатомические данные можно документировать путем фотографирования с последующим изготовлением фотоотпечатков или черно-белых или цветных диапозитивов (слайды), которые проецируются на экран. Во время препарирования многие анатомические структуры, особенно находящиеся в различных плоскостях, невозможно сфотографировать. В этих случаях производится точная зарисовка препарата. Иногда необходимо создавать схемы. Создание анатомических схем обусловлено тем, что ни фотографии, ни точные рисунки не передают внутреннюю архитектуру органа, например строение желез, топографию проводящих путей головного и спинного мозга и др. Схематический рисунок представляет наиболее сложную форму подготовки иллюстраций. Эта сложность обусловлена тем, что схемы создаются на основе данных, полученных методами препарирования, гистологических, гистохимических, электронографических и экспериментальных исследований и клинических наблюдений. Синтезируя данные многих методов, удается создать схематические рисунки.

В анатомических исследованиях в настоящее время широко используется и киносъемка, особенно при документации движущихся объектов. Этим методом возможно документировать последовательность вскрытия и препарирование трупа, топографо-анатомические данные. Методом киносъемки наглядно можно показать функциональные нарушения при экспериментальных исследованиях: движение крови, лимфы, выделение мочи, слюны, функцию опорно-двигательного аппарата и др.

13. Метод ультразвукового сканирования сравнительно новый и еще недостаточно используется в анатомических исследованиях. В настоящее время применяется в клинической практике с целью выявления топографии и формы органов при патологических состояниях, положения плода в утробе матери, рельефа полости черепа, спинномозгового канала, гнойных полостей, эхинококковых пузырей, камней желчевыводящей и мочевой системы, а иногда и опухолевых узлов.

14. Метод голографии применяется для получения объемного изображения объекта с помощью лазерных лучей. Представляет собой новое методическое направление в технике научных исследований и сыграет значительную роль в развитии морфологической науки.

Важнейшее требование науки, базирующейся на основах диалектического материализма,- исследование вещей и явлений в их происхождении и развитии с применением исторического метода. В.И.Ленин нацеливал ученых, что на вещи надо смотреть с исторических позиций: «... Подойти к вопросу с точки зрения научной,- это не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь» При историческом подходе используются материалы антропологии, палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии, что позволяет изучать человека как существо социально-общественное, прошедшее сложную эволюцию, активно приспосабливающееся к природе и изменяющее свои психофизиологические особенности под влиянием социальных условий развития общества.

Анатомию человека методически можно изучать различно: по отдельным системам (систематическая анатомия); описывать только внешнюю форму человека (пластическая, или рельефная, анатомия); исследовать строение органов и систем в зависимости от их функций (функциональная анатомия); изучать взаиморасположение систем и органов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (топографическая анатомия), изучать строение органов в различные возрастные периоды (возрастная анатомия).

Систематическая анатомия главным образом излагает форму, строение, топографию, возрастные особенности, индивидуальные различия, развитие и аномалии, филогенетические особенности по отдельным системам. Подобный подход в изучении анатомии наиболее приемлем для тех, кто не знаком с предметом, так как сложное раскладывается на составные части.

Пластическая анатомия содержит сведения о внешних формах тела, которые определяются развитием костного скелета, выступающих бугров и гребней, прощупываемых через кожные покровы, контурами мышечных групп и тонусом мышц, эластичностью и цветом кожи, глубиной ее складок, толщиной подкожной жировой клетчатки. Состояние внутренних органов изучается только в таком объеме, чтобы показать, как это отражается на внешнем строении. Пластическая анатомия имеет прикладное значение не только для художников и скульпторов, но и для врачей, так как по внешним формам можно судить и о состоянии здоровья человека.

Функциональная анатомия дополняет данные описательной анатомии. Она ставит задачей изучение строения органов и систем в единстве с функцией, рассматривая тело человека в динамике, выявляя механизмы перестройки формы под влиянием внешних факторов.

Топографическая анатомия изучает строение человека по отдельным областям, пространственное соотношение органов и систем с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Элементы топографической анатомии обязательно сопутствуют систематическому изложению материала.

Возрастная анатомия изучает строение человека в различные возрастные периоды. Под влиянием возраста и внешних факторов с определенной закономерностью изменяются строение и форма органов человека.

У детей первых лет жизни, взрослых и пожилых людей отмечаются значительные различия в анатомическом строении. В клинической практике даже возникли самостоятельные дисциплины, например педиатрия - наука о ребенке, гериатрия - наука о пожилом человеке.

Вместе с описательной анатомией человека необходимо изучать (хотя бы в общих чертах) анатомию беспозвоночных и позвоночных животных - сравнительную анатомию. На основе данных сравнительной анатомии можно понять эволюцию и развитие живых существ. Оперируя сравнительно-анатомическими данными и данными эмбриологии, которые излагаются преимущественно в стадии органогенеза, удается находить общие признаки, способствующие пониманию истории развития человека, его органов и систем.

представляет собой рисунки и схемы, на которых изображены все основные органы и системы человека с необходимыми пояснениями. Язык изложения простой и понятный, это позволяет пользоваться материалами как врачу - специалисту, так и медицинским работникам любой квалификации. А, кроме того, всем тем, кто хочет поподробнее узнать, как же устроено наше тело и отдельные его органы.

Текст атласа полностью отвечает актуальным научным данным. Вся информация разбита на главы, при этом каждая глава описывает одну из систем организм в определённой последовательности. Анатомический атлас человека в картинках может служить дополнением к учебникам анатомии, или использоваться как самостоятельное учебное пособие, удобное в использовании и компактное. Такое онлайн-издание окажется полезным и интересным для любого человека, интересующегося анатомией.

Анатомия человека - это естественная наука, предметом изучения которой является строение человеческого организма. Различают несколько направлений:

  • систематическую анатомию, предмет изучения которой - отдельные системы организма (например, опорно-двигательная) и их взаимосвязь;
  • топографическую, изучающую расположение отдельных органов и тканей друг относительно друга. Имеет большое прикладное значение;
  • пластическую, занимающуюся изучением внешней формы тела: пропорций и закономерностей его строения.

Современными способы изучения человеческого организма являются рентгеноскопия и рентгенография. Для того, чтобы сохранить и систематизировать анатомические исследования, необходимы анатомические атласы. На сегодняшний день известно много высококачественных, например, старые и проверенные временем труды Раубера - Копша и Шпальтегольца, или новые материалы Вольфа - Хайдеггера и В.П.Воробьёва. Но необходимость в новых качественных анатомических атласах и иллюстрациях сохраняется, особенно в связи с появлением новых данных.

Атлас в онлайн-формате, построенный согласно систематическому направлению анатомии, содержит большое число иллюстраций ко всем системам человеческого онанизма. Содержание атласа - масса фактического материала из достоверных медицинских источников.

  • Скелет человека
  • Соединения костей
  • Мышцы тела человека
  • Внутренние органы (внутренности)
  • Органы иммунной системы
  • Сердечно-сосудистая система

Атлас мышц тела человека должен знать каждый тренирующийся атлет, будь это начинающий спортсмен, продвинутый "качок" или практикующий тренер. Ведь без знания анатомии мышц и принципа работы каждой из мышечной групп, невозможно правильно подобрать цикл упражнений для тренировки с отягощениями.

После мы детально изучим физиологию мышц и их строение, а также рассмотрим упражнения, которые их прорабатывают. Сейчас ознакомимся с каждой группой мышц в отдельности.

1. Мышцы спины

Крупная мышечная группа парных мышц, которые деляться на глубинные и поверхностные. С точки зрения бодибилдинга, больший интерес представляют глубокие мышцы, т. к. они определяют визуальный эффект (силует, прорисовку, массивность спины).

а) трапецевидная мышца (в быту "трапеция"). Отвечает за подъем плечевого пояса и сведение лопаток.

Упражнения, которые лучше всего подходят для тренировки: шаги со штангой или гантелями, подъем штанги к подбородку узким хватом, становая тяга.

б) широчайшая (в быту "крыло"). Именно благодаря этой мышце мы получаем треугольную форму спины. Широчайшая отвечает приведение плеча к корпусу в вертикальной плоскости.

Упражнения для проработки: подтягивания на перекладине, тяга блока за голову и к груди.

в) ромбовидная. Получила название из-за своей формы. Располагается под трапецией и отвечает за приведение лопаток и поднятие их вверх. Прорабатывается вместе с крыльями и трапециями такими упражнениями, как становая тяга, тяга штанги и гантели в наклоне, горизонтальной тяге блока к поясу.

г) зубчатая мышца. Располагаются под ромбовидными. Основной функцией является поднятие и опускание ребер во время дыхания

д) длинная мышца спины (в быту поясничная). Отвечает за разгибание корпуса и наклон в сторону.

4. Мышцы плечей

Основными мышцами плечевого пояса являются дельтовидные. Они состоят из трех головок: передней, средней и задней. Каждая из головок отвечает за отведение руки:

а) передняя головка отводит руку вперед и вверх

б) средняя головка отводит руку в сторону

в) задняя головка отводит руку назад

Прокачивать дельтовидные нужно жимами штанги и гантелей сидя, тягой штанги к подбородку широким хватом, разведением гантелей в стороны, назад и подъемом вперед.

5. Мышцы рук

Основными мышцами рук являются бицепс и трицепс.

а) Бицепс (двуглавая мышца руки). Состоит из длинной и короткой головок. Основной анатомической функцией является сгибание руки в локтевом суставе. Также учавствует в отведении (длинная головка) и приведении (коротка) руки. Для проработки подходят подъем штанги на бицепс стоя, подъем гантелей стоя и сидя, подъемы штанги и гантелей через лавку Скотта. Для смещения акцента нагрузки в сторону длинной головки бицепса достаточно применять хват по принципу "молот",т.е. без разворота кисти

б)Трицепс (трехглавая мышца руки). Состоит из внешней (длинной), средней (медиальной) и латеральной головок. Отвечает за разгибание руки в локтевом суставе и отведение плеча от корпуса.

Для проработки подходят жим штанги узким хватом,французский жим лежа и стоя, разгибания рук из-за головы, отжимания от пола и брусьев узким хватом, отжимания от лавки, разгибание рук на блоке

6. Мышцы живота

В быту просто - пресс

а) прямая мышца живота. Из-за прерывания сухожильными нитями делится на "кубики". Три пары кубиков, расположенных выше, называют верхним прессом. Нижний пресс имеет форму треугольника и располагается снизу. Прямые мышцы живота отвечают за скручивание корпуса в районе поясничного отдела позвоночника, причем верхний пресс прижимает грудной отдел к ногам, а нижний поднимает низ тела к гурди. Отсюда и особенности проработки верхнего пресса за счет подъемов корпуса, а нижнего при подъеме ног.

б) наружная и внутренняя косые мышцы. Осуществляют повороты корпуса и помогают прямым мышцам живота в скручиваниях корпуса.

Для прокачки мышц брюшного пресса лучше всего подходят подъемы корпуса на лавке, скручивания, подъемы ног

По разным подсчетам у человека на теле расположены от 600 до 750 различных крупных и мелких мышц. Выше изложено описание основным мышц тела человека, которые наиболее интересны для изучения в силовых видах спорта. Получив эти знания, вы можете смело приступать к выбору упражнений для прокачки необходимых вам мышц.

©2014 Павел Курской



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!