Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Классный час для младших школьников здоровье. Классный час «Цветок здоровья» (для младших школьников). Определение состояния своего здоровья

Игра-викторина для младших школьников

Здоровье не купишь - его разум дарит»

Цель:

формирование психологической установки: „Здоровье не купишь – его разум дарит”

Задачи:

    выявить, насколько хорошо учащиеся владеют информацией о том, что такое здоровье, здоровый образ жизни

    способствовать формированию навыков здорового образа жизни

у учащихся

Подготовительный период:

    разделиться на 3 команды, придумать названия командам, девиз

Оформление и оборудование: картинки и плакаты о спорте, здоровье, шары, игровое поле для игры „Крестики - нолики”, музыка, задания для конкурса капитанов, 3 грамоты, чистые листы, кроссворды

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя: В век технического прогресса и завоевания космоса нам, как и во все времена, прежде всего, дорого здоровье. Здоровье человека - это глав­ная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги. Но не зря говорят, что беречь здоровье надо смолоду. Здоровье не только физическое состояние, но и психологическое, духовное. Здоровье человека на 50% зависит от того, как он живёт, чем занимается, т.е. от образа жизни. Девизом нашего классного часа мы возьмём поговорку:

дарит"

У нас играют 3 команды. Я попрошу команды представиться и назвать свой девиз (представления команд)
І конкурс

А начнём мы с игры – викторины „Крестики-нолики” . В игре участвуют 2 команды, команда-победитель играет с третьей командой. Одна команда игроков называется "крестики", другая "нолики". При правильном ответе команда вправе в пустой клеточке сделать пометку "X" и "О". Победить в игре команды могут в двух случаях:

1) как только у какой-либо команды на игровом поле образуется выигрышная ситуация, а именно: три их знака расположены подряд по любой вертикали, горизонтали или диагонали;
2) каких знаков на игровом поле в конце игры будет больше.

Вопросы для игры:

1-ая игра:

1. Его не купишь ни за какие деньги. (Здоровье)
2. Что милей всего на свете? (Сон)
3.Массовое заболевание людей. (Эпидемия)
4. Рациональное распределение времени. (Режим)
5. Тренировка организма холодом. (Закаливание)
6. Жидкость, переносящая в организме кислород. (Кровь)
7. Наука о чистоте. (Гигиена)
8. Мельчайший организм, переносящий инфекцию. (Микроб)
9. Добровольное отравление никотином. (Курение)
10. Этот русский полководец в детстве был очень слабым ребёнком, но он прекрасно закалил себя. Лучшим способом закалки он считал русскую баню. Там он выдерживал ужасный жар на полке, после чего на него выливали 10 вёдер холодной воды. (Суворов)
11.Любительнюхать вредные вещества (Токсикоман)
12. Любимый цветок наркомана (Мак).

2-ая игра:

1.Для чего уже в Древнем Китае и Персии здоровые люди на­носили на царапину немного крови больных оспой?

(Таким образом заражённые люди переносили заболевание легче. Это как прививка).

2. Для нормального функционирования человеку необходимо в день 2,5 килограмма этого вещества. Что это?(Вода).

3. Такая вода содержит в своем составе комплекс солей, макро- и микроэлементов. Не зря ее называют «живой водой». Что это за вода?

(Минеральная).

4. Нужно ли проветривать комнату зимой? Почему?

(Нужно. При температуре 1-2 С болезнетворные бактерии погибают).

5. Назовите витамин, который вырабатывается в организме чело­века только под воздействием солнечных лучей.(Витамин Д).

6. В этом состоянии люди проводят треть своей жизни. Оно полезно и необходимо. Что это?(Сон).

7. Почему весной яблоки не так полезны, как осенью?

(Витамины разрушаются к весне).

8. Что нужно после долгой ходьбы сделать усталому путнику?

(Надо лечь, чтобы ноги были выше головы).

9. Можно после бега сесть и отдохнуть?

(Нет. Нужно походить, чтобы кровь не застоялась в венах).

10. Это занятие представляет собой естественный массаж, повы­шает тонус мышц, улучшает работу сердца. Что это?(Плавание).

11. Это средство может служить профилактикой кариеса. Однако
чрезмерное употребление приводит к проблемы с желудком. Что это?

( Жевательная резинка).

12. Что необходимо принимать перед сном обязательно, а в жаркую погоду - утром и вечером?(Душ).

Итак, справились отлично. Команда-победитель получает 10 баллов.

Проигравшие команды получают по 5 баллов.

Конкурс ІІ

Учитель: Какие продуктыявляются наиболее полезными для нашего здоровья?

Ребята: Овощи, фрукты, ягоды.

Учитель: Правильно. Сейчас вы получите кроссворды, где зашифрованы названия фруктов, овощей и ягод. За пять минут найдите на данных листах как можно больше ягод, фруктов и овощей (включается музыка)

Ответы: морковь, помидор, огурец, тыква, лук, капуста, апельсин, мандарин, лимон, яблоко, виноград, слива, арбуз, кукуруза, перец, гранат, груша, картофель, свёкла, ананас, вишня, дыня, черешня, клубника, банан, манго

Конкурс III

Учитель: Перейдём к следующему конкурсу. Он называется „Походка спортсмена”.

Капитанам предстоит изобразить походку спортсмена, который вам

достанется по карточке. Капитаны тянут карточки.

Если капитан хорошо, ясно показывает, то и его команда, и та, которая

первая отгадывает, получают по очку. Ведущий на своём примере показывает, ребята должны угадать., кого изобразил ведущий (изобразить бегуна, которому наступили на ногу) Начинает первая команда.

Карточки:

    Изобразить походку штангиста после того, как ему на ногу упала штанга.

    Изобразить пловца, которого разбил радикулит.

    Велосипедиста, который при падении повредил правый бок.

(Ребята показывают и отгадывают.)

Судьи оценивают команды.

Учитель: Молодцы! Здорово прогулялись спортивной походкой.

Спортсмен преодолел себя,

А это значит много.

И главное здесь даже не рекорд.

И не блестящие поверхности медали.

Здоровье - главное! Его приносит...

Ребята: Спорт.

Конкурс І V

Учитель:

Перед каждой командой лежит лист бумаги. За три минуты вам нужно написать названия спортивных снарядов, всех, что знаете и при помощи которых можно заниматься спортом, а значит, следить за своим здо­ровьем. Сигналом, как обычно, служит музыка. Начали! Какая команда напишет больше, та и победила. (Играет музыка.)

Учитель (читает):

    Турник. 7. Гири.

    Кольца. 8. Штанга.

    Канат. 9. Боксерские перчатки.

    Мячи. 10. Конь

    Скакалки. 11. Велосипед.

    Тренажеры. 12. Груша и т.д.

Конкурс V

Учитель: Здоровье не купишь. Под таким девизом мы проведем наш

блицтурнир. За правильный ответ - один балл. Быстро поднимайте руку.

1.Весной растет, летом цветет. Осенью осыпается, зимой отсыпается. А цветок - на медок. Лечит от гриппа, кашля и хрипа. (Липа)

2.Растет она вокруг

Она и враг и друг.

Как иглы - волоски,

Покрыли все листки.

Сломи хоть волосок -

И капнет едкий сок -

На кожу - хоть ори!

О-о-ой, волдыри!

Но если дружишь с ней,

Ты многих здоровей:

В ней витаминов - клад,

Весной ее едят. (Крапива)

3.Есть корень кривой и рогатый,

Целебною силой богатый,

И может два века он ждать человека

В чащобе лесной, под кедровой сосной. (Женьшень)

4.Почему я от дороги

Далеко не отхожу?

Если ты поранил ноги,

Я им помощь окажу.

Приложу ладошку к ране, -

Боль утихнет и опять

Будут ноги по дороге

В ногу с солнышком шагать. (Подорожник)

5.Он шипы свои выставил колкие,

Шипы у него, как иголки.

Но мы не шипы у него соберем, -

Полезных плодов для аптеки нарвем. (Шиповник)

6.Травка та растет на склонах

И на холмиках зеленых,

Запах крепок и душист,

А ее зеленый лист

Нам идет на чай.

Что за травка? Отгадай. (Душица)

Своё здоровье

Учитель: В завершении нашего мероприятия я хочу, чтобы вы определили размер своего здоровья с помощью методики русского врача Н.М. Амосова. Он предложил определять размер здоровья - это условный параметр, не дающий ответа о состоянии здоровья, но позволяющий о нем задуматься:

Если Вы не болели в течение всего учебного года - у Вас самый высокий уровень здоровья (красный жетон).

Если заболевание возникло во время эпидемии - средний уровень здоровья (зеленый жетон).

Если Вы болеете во время обычных учебных нагрузок - уровень здоровья самый низкий (синий жетон).

Проанализируйте свое здоровье, возьмите жетон соответствующего цвета и прикрепите свои жетоны на доску. (Классный руководитель делает вывод о размере здоровья класса в целом).

Факторы здоровья

Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Ученые провели исследование и сделали вывод: от чего зависит наше здоровье. Мы попробуем эти данные обобщить в виде формулы здоровья.

Формула здоровья (100%) = (10%) медицина + (20%) наследственность + +(20%) окружающая среда + (50%) образ жизни.

Как вы думаете, какие из составляющих этой формулы зависят от самого человека? (Образ жизни).

Мы не будем с вами обсуждать факторы, не зависящие от нас. Поговорим об образе жизни. Какие факторы образа жизни влияют на состояние здоровья?

Факторы образа жизни (заполняется совместно с учениками):

Факторы образа жизни

Положительное влияние

Отрицательное влияние

1. Движение

Физические нагрузки, высокая двигательная активность

Гиподинамия

2. Закаливание

Воздух, вода, солнце

Их отсутствие

3. Питание

Правильное, сбалансированное

Неправильное

Четкий, правильный распорядок дня

Безволие, неорганизованность, слабохарактерность

5. Вредные привычки

Отказ от вредных привычек

Курение, алкоголь, наркотики, токсикомания

Заключительный этап:

Вот и закончилась наша игра. Давайте подведём итоги. Все команды выступили отлично. Но победила сегодня команда … . (Вручаются призы, грамоты)

Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Надеюсь, что сегодняшний классный час не прошел даром, и вы многое почерпнули из него. "Здоровье не купишь – его разум дарит" Так будьте здоровы!!!

Классный час для учащихся начальной школы.

Подготовила и провела учитель начальных классов Манькова Т.А.

Тема: «Мы в ответе за своё здоровье»
Цели:
Закрепить ранее полученные знания детей о здоровье
Показать преимущества здорового образа жизни, вызвать у детей желание быть здоровым и повлиять на здоровье родителей, вызывая у них потребность отказаться от вредных привычек

Связь с семьёй, привлечение родителей к поиску информации
Разучивание упражнений, способствующих формированию хорошей осанки, развитию гибкости, снятию напряжения глаз
Оборудование: На классной доске картинка с изображением доктора Айболита, листы бумаги в виде двух дорог, У учащихся жетоны для раскрашивания, макеты медалей, цветные карандаши или фломастеры.
Ход занятия
Организационный момент:
- «Здравствуйте!» говорим мы друг другу при встрече, желая, в первую очередь, здоровья. А здоровы ли вы, мои дорогие друзья? Хорошее ли у вас настроение? - Я очень рада, что у вас всё отлично! В народе говорят: «Здоровому всё здорово!» здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему и работать, и отдыхать
Сообщение темы:
- Сегодня я приглашаю вас совершить весёлый поход по Дороге Здоровья, во время которого мы будем учиться беречь и укреплять своё здоровье.
Давайте прочитаем вместе девиз нашего урока: «Здоровье не купишь – его разум дарит!»
Вступительная беседа:
- Когда вы только родились и были ещё совсем маленькими, о вашем здоровье беспокоились ваши мамы, которые правильно кормили вас, делали гимнастику для вас, малышей, вовремя укладывали спать, носили на прививку в больницу. Вы стали старше, мамы и сейчас оберегают вас от всех невзгод. Только теперь уже вы и сами должны заботиться о своём здоровье!
Работа по теме:
- Вы, наверно, знаете, как полезны для здоровья пешие прогулки, поэтому первую часть пути мы пройдём пешком! Раз-два! Три-четыре! (Дети маршируют)
- А вот и первый привал!
- Давайте продолжим пословицы, которые приготовил для вас добрый доктор Айболит (слайд 3)
Чистота - … (залог здоровья)
Береги платье снову, … (а здоровье смолоду)
Если хочешь быть здоров, … (позабудь про докторов)
Курить - … (здоровью вредить)
- А какие пословицы и поговорки о здоровье посоветовали вам записать и запомнить ваши родители, бабушки или дедушки?

(Дети рассказывают пословицы, прикрепляя листочек с пословицей на лист. Формируется информационный стенд «Пословицы и поговорки о здоровье»)

Ребята, много пословиц о здоровье вы узнали сегодня! А хотите узнать ещё больше?

Доктор Айболит советует вам воспользоваться возможностями Интернет, где можно найти ещё и другие пословицы, о которых мы не говорили сегодня. Сейчас вам нужно найти в Интернете и записать ещё одну пословицу о здоровье, чтобы наши знания стали ещё богаче! Стенд дополняется новыми пословицами и поговорками.)

Ребята, русский народ очень мудрый, в пословицах содержится очень много советов, как сохранить своё здоровье. Постарайтесь прислушаться к добрым советам и делать так, как советуют вам пословицы и поговорки!
- Чтобы идти дальше по Дороге Здоровья, давайте узнаем, какое здоровье у учеников нашего класса
- Вспомните, часто ли вы болели в течение учебного года? Доктор Айболит раздаёт всем вам жетоны. Вам нужно будет их раскрасить!

Если вы не болели в течение всего учебного года – у вас самый высокий уровень здоровья. Раскрасьте жетон красным цветом!

Если заболевание возникло во время эпидемии – у вас средний уровень здоровья. Раскрасьте жетон зелёным цветом!

Если вы болеете во время обычных учебных нагрузок – уровень здоровья низкий. Раскрасьте жетон синим цветом!
(Дети раскрашивают жетоны, а затем распределяются на группы в зависимости от цвета жетона. Определяется средний уровень здоровья учеников класса)

Зелёные жетоны-средний уровень здоровья

Красные жетоны-высокий уровень здоровья

Продолжаем наше путешествие по Дороге Здоровья. Чтобы сэкономить время, сделаем пробежку! (Звучит весёлая музыка. Ребята выполняют бег на месте) .
- Внимание, мы пришли на перекрёсток дорог, но где же наша дорога, дорога Здоровья? Куда идти, что выбрать? Указателей нет… Ну, что ж, придётся идти по …(Ребята предлагают выбрать путь).

Ребята, посмотрите, что встречается на нашем пути? (Сигарета)
- Это друг или враг нашего здоровья? (Ответы детей)
- Курение вредит нашему здоровью. Во Франции 2 юношей на спор выкурили по 60 сигарет и оба погибли от отравления. За 30 лет курения по 1 пачке в день человек выкуривает 1600 кг табака, при этом 800 грамм никотина попадает в его организм. Известно, что одна капля никотина убивает лошадь. Как вы думаете, нужно ли «дружить» с сигаретой?
- А вот еще что нам встречается на этой дороге. (Пепси-кола, сухарики, чипсы)
- Как вы думаете, для желудка эти продукты полезны или вредны? Почему?

Ребята, известно, что при постоянном употреблении этих продуктов в пищу, у человека развивается гастрит и другие болезни. Как вы думаете, стоит «дружить» с пепси-колой, сухариками и чипсами? (Нет, эти продукты приносят вред желудку, значит, это «враги» нашего здоровья)
- Как вы думаете, какие ещё «враги» нашего здоровья могут нас подстерегать на этой дороге? (Ученики называют «врагов» здоровья, Затем прикрепляют записки с именами «врагов» на лист, который изображает дорогу).

Итак, ребята, много «врагов» у нашего здоровья. Это: (слайд 11-12)

    отсутствие физических нагрузок

    постоянное пребывание перед телевизором или компьютером

    нахождение в душном помещении

    отсутствие прогулок на свежем воздухе

    неправильное питание, переедание

    безволие, неорганизованность, слабохарактерность

    курение, алкоголь, наркотики

Расскажите, как они могут повлиять на организм человека. (Дети рассказывают небольшие случаи из своей жизни. Используется методика «Неоконченное предложение». «Однажды я заболел, потому что…»)
- Как вы думаете, может ли сможет ли человек оставаться всегда здоровым, если он в своей жизни выберет этот путь? (Нет)

- Он может превратиться в больного, хилого, слабого, безвольного человека, которому в жизни ничего не нужно и ничего не интересно. Хотите вы стать такими?(Нет.) Тогда давайте скорей вернёмся назад и выберем другой путь, где люди здоровы и веселы, любят зарядку и спорт. Они счастливы и здоровы!
(Снова звучит музыка, дети маршируют под музыку, выполняя различные движения по команде учителя)
- Ребята, мы вновь оказались на знакомом перекрёстке, но теперь мы уже знаем, где находится Дорога Здоровья.
- Кто же нам первый встретился на пути? (Ребята, которые любят спорт)
Раз-два! Три-четыре!
Стану всех сильнее в мире!
Буду в цирке выступать
Бегемота поднимать!
- Ребята, что помогло ребятам стать сильнее? (Занятия утренней зарядкой и занятия спортом)
(Учащиеся рассказывают, как в их семье берегут здоровье, кто самый крепкий и здоровый в семье, что помогает ему быть здоровым. Затем предлагают выполнить физические упражнения, подготовленные дома с родителями, для формирования хорошей осанки, для развития гибкости, для снятия напряжения глаз, для красивой фигуры, для развития силы рук.) (Составляется комплекс физических упражнений)

Ребята, давайте закончим комплекс физических упражнений словами «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!» (Дети повторяют слова «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»)

- Помните о том, что зарядку нужно делать каждое утро! Зарядка – друг нашего здоровья. Она укрепляет и развивает мышцы

беседа о здоровом питании, о потребностях организма в витаминах, особенно в зимнее время, напоминает правила:
- ешьте 4 раза в день и никогда не «перекусывайте»
- ешьте медленно, маленькими кусочками
- пережёвывайте пищу как можно тщательнее
- жареные блюда лучше заменить варёными и тушёными
- ограничьте потребление солёных блюд
- употребляйте хлеб и сахар в умеренных количествах

При нестерпимом чувстве голода в перерывах между едой съешьте яблоко, морковь, кусочек капусты или выпейте стакан молока. Народная мудрость гласит: «В молоке – здоровье, в масле – благо, в мясе – сила».
Поэтому обязательно пейте молоко, которое специально для вас делают в коробочках, чтобы вы могли его пить на перемене. Молоко – друг вашего здоровья! (Детям раздаётся молоко, они с удовольствием выпивают его)

Итак, друзьями нашего здоровья являются
Физическая культура, спорт, движение
Воздух, солнце и вода

Правильное питание

Чёткий, правильный распорядок дня

Отказ от вредных привычек

Человек, который выбирает эту дорогу весел, жизнерадостен, энергичен, успешен, у него всё в жизни складывается хорошо!

Ребята, наше путешествие подходит к концу, и сегодня вы должны решить, по какой дороге вы пойдёте в своей жизни дальше. (Дети высказывают своё мнение)
- Молодцы, я вижу, вы хотите быть здоровыми!
- Давайте проверим, чему мы научились сегодня и ответим на вопросы викторины

Викторина
Зарядка – это источник бодрости и здоровья (да)
Жвачка сохраняет зубы? (Нет)

Кактусы снимают излучение от компьютера? (Нет)

От курения ежегодно погибают более тысячи человек? (Да)
Бананы поднимают настроение? (Да)

Морковь замедляет процесс старения организма? (Да)

Есть безвредные наркотики? (Нет)
Отказаться от курения легко? (Нет)

Молоко полезнее йогурта? (Нет)

Взрослые чаще, чем дети, ломают руки и ноги? (Да)
Недостаток солнца может вызвать депрессию? (Да)

Летом можно запастись витаминами на целый год? (Нет)

Ежедневно надо выпивать два стакана молока? (Да)

Детям до 15 лет нельзя заниматься тяжёлой атлетикой? (Да)

Ребёнку достаточно спать ночью 8 часов? (Нет)

Результаты: более 10 правильных ответов – отличный результат. Учащиеся, не набравшие 10 баллов, выполняют по одному приседанию за каждый неправильный ответ

Друзья! На самом деле наше путешествие не заканчивается. Впереди – заливы и проливы, бухты, моря и океаны, материки и острова, рифы, «скалы и мели»… Словом, целая жизнь. И так важно быть здоровым!

Будьте здоровым! Умейте управлять своими эмоциями, настроением и желанием. Укрепляйте тело дух. Ваше здоровье в ваших руках!

Я беру голубую, как небо, гуашь
И рисую моря и реки
И апрельский, прозрачный почти, пейзаж:
В день весны в двадцать первом веке
Я беру золотую, как солнце, гуашь
И рисую всё то, что снится:
Златовласку, узоры причудливых чащ,
И рассвет, и поля пшеницы.
Я рисую… И сердцу светлей и теплей.
Пусть рука сама выберет краски.
(Дети рисуют медали «Вырасту здоровым!», на которых рисуют «друзей» здоровья. Можно нарисовать самого себя с румяными щёчками, занимающегося зарядкой и т.п. Медаль относят домой).
Завершающая беседа, итог занятия
- Молодцы! Устали? Вот, какой, оказывается, трудный путь мы преодолели, чтобы научиться быть здоровыми. Теперь мы знаем, кто - «враги» нашего здоровья, а кто - «друзья». Мы знаем, по какой дороге нужно идти, чтобы сохранить этот бесценный дар – своё здоровье! Давайте закончим Урок Здоровья общей песней «Если хочешь быть здоров» (Слова В.Лебедева-Кумача, музыка В. Соловьёва-Седого):

Закаляйся, если хочешь быть здоров,
Постарайся позабыть про докторов,
Водой холодной обливайся,
Если хочешь быть здоров!
Всех полезней солнце, воздух и вода,
От болезней помогают нам всегда
От всех болезней всех полезней
Солнце, воздух и вода!
(Дети исполняют песню, занятие заканчивается)

Программа внеурочной деятельности «Час здоровья»

1час в неделю

Учитель: Растопина И.И.

Пояснительная записка

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Поэтому проблема здоровья детей – всегда актуальна. Именно внеурочная работа в состоянии сделать для полноценного здоровья современного ученика больше, чем врач. И поэтому у нас в школе был введен 1 час в неделю внеурочной деятельности для смешанной группы школьников 1-2-3-4 классов не более 20 человек

Цель программы: формирование у младших школьников понимания здоровья как гармонии своего внутреннего мира, его биологических, социальных и духовных начал, а также гармонии с миром внешним – природной и социальной средой – через получение практических навыков такого взаимодействия.

Решаемые задачи: всестороннее гармоническое развитие личности учащихся, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья.

Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлены состоянием здоровья школьников и теми масштабными задачами решении этой проблемы, которые ставятся в ежегодных посланиях Президента, различных правительственных программах по модернизации процесса образования, президентской инициативе «Наша новая школа», в Концепции новых федеральных образовательных стандартов.

В основу предлагаемой программы модифицирована и положена разработанная авторами и широко апробированная на территории Нижегородской области и других территориальных образований РФ программа «Уроки здоровья и ОБЖ (1-4)». Положенный в основу этой программы аксиолого-компетентностный подход и вариативность форм её использования в школьной практике полностью отвечают требованиям ФГОС.

Программа «Час здоровья» направлена на достижение общих целей воспитания младших школьников – формирование в процессе внеурочной деятельности мировоззренческо- ценностных ориентиров на здоровье, здоровый образ жизни и устойчивые модели поведения в природной и социальной среде. Этому способствуют интегрированность содержание программы, его преемственность с основными учебными дисциплинами начальной школы, а также использование при проведении занятий деятельностного подхода, что и позволяет осуществлять новую образовательную парадигму, способствующих накоплению у учащихся «эмпирического опыта» в вопросах здоровья и здорового и безопасного образа жизни, который будет востребован ими в дальнейшей жизни и относится к категории общей культуры здоровья.

Программа предполагает организацию занятий на основе диалогового общения учителя и ученика, чему способствуют современные педагогические технологии. Авторами предложено широкое использование игровых и проблемных ситуаций, элементов тренинговой формы, «мозгового штурма», различных видов совместной работы, что позволяет каждому ученику приобретать собственный положительный опыт в решении проблем и ситуаций. В ходе такой подготовки стремление к здоровью у ребёнка становиться естественной потребностью жизни.

Цели внеурочной деятельности этого направления сформированы через конечный результат, выражающий в деятельности учащихся.

Главным результатом являются практические навыки детей, их умение принимать решение в пользу своего здоровья и оказывать первую помощь в сложных критических ситуациях, связанных с угрозой здоровью или жизни.

Важным результатом программы можно считать изменение взглядов и представлении обучающихся о своём здоровье и способах его сохранения и преумножения.

Эти результаты можно оценивать посредством анкетирования, диагностирования.

Очень важно, чтобы сам ученик видел своё развитие и свои достижения в вопросах здоровья и вёл собственный «дневник здоровья», в котором фиксировал свои впечатления и самочувствие, выполнял задания, заполнял анкеты, строил графики и диаграммы.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Школа и здоровье.

Знакомство. Как взаимодействовать и контак­тировать друг с другом, с учителями в стенах школы. Мои инте­ресы и здоровье. Зачем человеку нужна школа. Как на­учиться учиться. Причины успехов и неудач на уроках. Как нуж­но слушать на уроке. Внимание и память. Правила познания и школьные предметы. Как работать с текстом учебника. Как гото­вить свой ответ на уроке.

Что такое здоровье. Здоровье, от чего оно зависит. Ос­новные факторы здоровья и их взаимосвязь. Здоровье тела и души. Здоровье и природа. Здоровье и общество. Образ жизни и здоровье. Нездоровье и болезнь. Какие бывают болезни, причины, их вызывающие. Что нужно знать, чтобы избежать инфекций. Основные правила личной гигиены: умывание, чистые руки, носо­вой платок, чистые зубы, баня, душ. Основные правила обществен­ной гигиены: чистота жилища, улиц, чистота воды, воздуха и почвы. Что нужно знать и уметь, чтобы быть здоровым. Что такое здоровье и от чего оно зависит. От чего зависит твое здоровье. В чем ты сам можешь помочь себе и другим. Когда надо звать на по­мощь взрослых, когда нужно обращаться к врачу.

Мир вокруг и я. Как я воспринимаю окружающий мир. Мои чувства, как они возникают. Органы зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Как чувствуют животные. Нервная система, зачем она человеку. Гигиена зрения, слуха и других органов чувств. Почему надо заботиться о зрении. Близорукость и дальнозор­кость. Почему вреден шум, громкие звуки и громкая музыка. Адаптация к условиям природы. Что такое погода, климат. Закаливание организма. Спорт. Игры на свежем воздухе. Как играть на улице, во дворе. Основные правила дорожного движе­ния. Ты и транспорт. Купание. Правила безопасности на водоемах зимой и летом. Как при этом не попасть в беду. Как оказать первую помощь. Я и мой внутренний мир. Как я устроен. Мышцы и скелет. Что такое правильная осанка. Основные внутренние органы. Мой мозг и моя душа. Я - личность. Основные качества личности (эмоции, душевные качества, деловые качества, образованность). Какой я сейчас - каким стану. Мои решения - моя будущая жизнь.

Дыхание и жизнь. Дыхание - основное свойство всего живого. Чем мы дышим. Как мы дышим, как дышат животные и растения. Чистый воздух - это здоровье. Режим и правила ды­хания. Как дышат девочки и мальчики. Дыхательные упражне­ния. Правильно ли мы дышим. Какие опасности угрожают дыха­нию. Как помочь человеку в беде, если он потерял дыхание. Спо­собы искусственного дыхания. Чистый воздух и инфекционные болезни. Почему вредна пыль дома и на улице. Проветривание помещений. Гигиена жилища (влажная уборка). Как сохранять чистый воздух. Легкие и чис­тота.

Питание и жизнь. Зачем мы едим. Кто и что употребля­ет в пищу. Значение питания для человека. Заболевания, обуслов­ленные неправильным питанием. Разнообразие в пище. Почему нужно употреблять разнообразные продукты. Что такое рацион. Основные правила здорового питания: сохранение нормального веса; уменьшение количества жиров, сахара и соли. Твое здоровье определяется тем, что ты ешь, или о рациональном питании. Гиги­ена продуктов питания. Свежие и несвежие продукты. Консер­ванты и здоровье. Ядовитые ягоды и грибы. Пищевые отравле­ния, признаки и первая помощь при экстренных ситуациях.

Движение и жизнь. Что дает нам возможность двигаться (мышцы, кости, суставы, нервы, мозг). Что нужно двигательной системе для нормальной работы. Как в организме образуется энергия. Мышцы и тренировка. Утренняя зарядка и другие виды физической активности. Подвижные игры, спорт, физкультура, физическая работа дома, в саду, на пришкольном участке. Почему это важно. Физическая активность, форма и образ жизни - за­лог долголетия. Заболевания двигательной системы, как их избе­жать. Травмы, переломы, мышечные растяжения. Как оказать пер­вую помощь.

Развитие и жизнь. Непрерывность жизни. Рождение. Что значит расти и развиваться. Что необходимо маленькому ребенку, чтобы вырасти здоровым. Питание, окружающая среда: природ­ная и человеческая. Резервы нашего организма. Что нам дается от рождения. Физические недостатки. Как развить свое тело и душу. Как чувствовать себя комфортно: самому с собой, с родите­лями, друзьями, с учителем, другими людьми. Как правильно раз­говаривать, задавать вопросы и отвечать на них. Почему мы не любим, когда кричат или громко говорят. Какие бывают люди, и чего от них ждать. Какой ты и какие они. Как научиться жить среди различных людей.

Непрерывность жизни. Рождение, жизнь и смерть. Сколько живет человек. Как продлить молодость. Мужчины и женщины, мальчики и девочки - в чем отличия между ними: внешние и внутренние. Как нужно относиться друг к другу. Дружба, любовь, семья. Ты и твоя семья - настоящая и будущая. Твое отноше­ние к членам семьи: любовь, уважение, доброта, взаимопомощь.

Здоровье и общество. Что такое общество. Почему люди живут вместе. Твое окружение: семья, друзья, школа, улица. Доб­рое и злое среди людей. Как возникают конфликты и как нужно поступать в таком случае. Что такое обида. Что делать, если ты кого-то обидел. Как относиться к обидам, неприятностям, к горю, наказанию. Страх и тревога. Как уметь снять напряжение, изба­виться от страха.

Что такое самовоспитание. Как правильно принять решение, как предвидеть последствия своих поступков. Ты и взрослые. Всегда ли нужно подражать взрослым. Дурные привычки. Опас­ности взрослого мира: курение, алкоголь, наркотики, насилие. Как они могут навредить твоему организму, изменить твою личность, общение с друзьями, родителями. Как это может сказаться на твоем будущем (семье, профессии, счастливой жизни, здоровье).

Познай себя. Твои жизненные ценности. Ты и твое здоровье. От чего зависит твое здоровье. Что дается тебе от рожде­ния. Что ты можешь сделать сам для своего здоровья.

Правила общения. Почему важно общаться с другими людь­ми. Основные правила общения с ровесни­ками, родителями, учителями и другими старшими людьми. Зна­комые и незнакомые люди, правила общения. Нужно ли соблю­дать осторожность при общений и в каких ситуациях.

Общение и конфликты

Здоровье и эмоции. Твои чувства, эмоции и здоровье. По­ложительные и отрицательные эмоции. Оптимизм и пессимизм. Умеешь ли ты управлять своими эмоциями. Как влияют эмоции на общение с людьми. Эмоции и конфликты.

Хочешь знать, как быть здоровым - действуй! Знаешь, как быть здоровым, - расскажи своим близким. Помоги другим советом, добрым делом, своими знаниями. Правила общения с товарищами, друзьями, взрослыми. Знакомые и незнакомые люди. Как себя вести среди людей. Стоит ли безоглядно доверять незнакомым людям. Что такое осторожность. Как вести себя и взаимодей­ствовать на «Уроках здоровья». Какими знаниями о здоровье, по твоему мнению, должен владеть каждый. Что ты ценишь в жизни больше всего. Умеешь ли ты владеть своими эмоциями, мыслями, решениями и поступками. Почему это важно. Если ты умеешь, то посоветуй и помоги своим друзьям, просто знакомым, споим родным и близким словом и делом. Как сделать здоровье главной ценностью в своем поведении, в общении, в жиз­ни. Как принимать решения, делать выбор в пользу здоровья - своего, близких, других людей. Что конкретно ты можешь сделать, чтобы быть здоровым.

Ожидаемые результаты реализации программы

Потребностно-мотивационный уровень. Характеризуется положительным настроением, хорошим самочувствием, желанием участвовать в занятиях по культуре здоровья и состоянием актив­ности младших школьников, связанным с получением знаний о здоровом образе жизни. Следствием хорошего эмоционального состояния служат возникновение у детей интереса к знаниям о здоровом образе жизни и оценивание полученных знаний как полезных для дальнейшей жизни.

Когнитивный уровень. Данный уровень характеризуют по­нимание и осмысление детьми знаний, способов действий, соотне­сение новых представлений о сохранении здоровья с системой ранее изученных, наделение значимостью знаний о здоровье, о том, что и как необходимо делать, чтобы его сохранить, и о том, зачем,

почему, для чего его необходимо беречь. Таким образом, на этом этапе происходит осознание учащимися необходимости ведения здорового образа жизни, а также освоение способов сохранения здоровья.

Оценочно-ценностный уровень. Связан с решением проблем­ных ситуаций, в которых учащемуся нужно совершить выбор, опи­раясь на знания и понимания о ЗОЖ. При этом младший школь­ник должен проявить знание возможных альтернатив, умение оце­нить их с позиций здоровья и предпочесть один из вариантов решения в целях сохранения здоровья и безопасности жизни. Возможные альтернативы в таком возрасте, безусловно, могут быть более заманчивыми для школьников начальных классов, нежели выбор сохранения здоровья, но в идеале учащемуся необходимо сделать выбор, связанный со здоровым образом жизни.

Деятелъностно-поведенческий уровень. Осуществляется в ежедневной практической деятельности, направленной на сохра­нение здоровья, и в реализации здорового образа жизни в повсе­дневной жизнедеятельности, формах общения и безопасного пове­дения. Данная деятельность может быть различной и многообраз­ной и часто не связанной напрямую с категорией здоровья, но влияет на него косвенно через успешность в обучении, социальной реализации, социальном аспекте здоровья. Этот уровень может проявляться и в элементарной деятельности, которая выражается п гигиенических действиях, привычке к утренней зарядке, умении оказать практическую помощь при различных видах травм, пред­почтительном отношении к полезным для здоровья продуктам, и отказе от чипсов и кока-колы в пользу, например, яблока или/и сока. Все эти действия напрямую связаны с физическим аспек­том здоровья. В дальнейшем поведенческо-деятельностный уровень переходит в статус качества личности, то есть своего рода потенциальное состояние, полезную привычку, направленность лич­ности, когда процесс сохранения здорового образа жизни устойчиво реализуется в деятельности и поведении.

Методическое обеспечение :

1.Гладышева, О. С. Уроки здоровья и основы безопасности жизни: программа интегрированного курса для внеурочной деятель­ности (начальная школа) / О. С. Гладышева; министерство обра­зования Нижегородская. обл.; ГОУ ДПО НИРО. - Н. Новгород: Ни­жегородский институт развития образования, 2010. - 19 с.

2.Гладышева, О. С. Уроки здоровья и ОБЖ. 1-й год обуче­ния: методические рекомендации для учителя / О. С. Гладышева, И. Ю. Абросимова. - Н. Новгород: НГЦ, 2000. - 69 с.

3.Журнал »Здоровье школьника» М: Издательский дом МЦФЭР при поддержке Департаментов образования здравоохранения Москвы –www .za -partoi .ru

4. Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у младших школьников: методические рекомендации/ И.Ю. Абросимова. - Нижний Новгород: НГПУ, 2009.

5. Организация внеурочной деятельности младших школьников /сборник программ / сост. С.К.Тивикова, М.К. Приятелева. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2011г

Материально-техническое обеспечение.

Классная доска

Компьютер Колонки.

Мультимедийный проектор

И нтерактивная доска

Многофунк циональный лазерный центр (принтер/сканер/копир)

Фотоаппарат цифровой

Тематическое планирование по программе «Час здоровья»

в 1-2-3-4 классах (в смешанной группе учащихся)

1 час в неделю (34 ч)

Кол-во

часов

Тема

Дата

Я и школа(3часа)

Знакомство. Как взаимодействовать и контактировать друг с другом, с учителями в стенах школы. Зачем человеку нужна школа

Как на­учиться учиться. Причины успехов и неудач на уроках. Как нуж­но слушать на уроке

Внимание и память. Правила познания и школьные предметы. Как работать с текстом учебника. Как гото­вить свой ответ на уроке.

Мои интересы и здоровье.

Что такое здоровье ? (7 часов )

Здоровье, от чего оно зависит. Основные факторы здоровья и их взаимосвязь. Здоровье тела и души

Здоровье и природа

Здоровье и общество. Общение и конфликты Что такое конфликты. Почему возникают конфликты между людьми. Кто может стать участни­ком конфликта. Как найти пути решения конфликтной ситуаций. Посредничество. Как научиться прощать. Можешь ли ты усту­пить, пойти на компромисс. Конфликты и здоровье.

Здоровье и эмоции . Твои чувства, эмоции и здоровье. Положительные и отрицательные эмоции. Оптимизм и пессимизм. Умеешь ли ты управлять своими эмоциями. Как влияют эмоции на общение с людьми. Эмоции и конфликты

Образ жизни и здоровье. Нездоровье и болезнь. Какие бывают болезни, причины, их вызывающие. Что нужно знать, чтобы избежать инфекций

Основные правила личной гигиены: умывание, чистые руки, носовой платок, чистые зубы, баня, душ. Основные правила общественной гигиены: чистота жилища, улиц, чистота воды, воздуха и почвы.

Что нужно знать и уметь, чтоб быть здоровым. В чем ты сам можешь помочь себе и другим. Когда надо звать на по­мощь взрослых, когда нужно обращаться к врачу.

Мир вокруг и я (9 часов)

Как я воспринимаю этот окружающий мир. Мои чувства, как они возникают. Органы зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса

Как чувствуют другие животные. Нервная система, зачем она человеку

Гигиена зрения, слуха и других органов чувств. Почему надо заботиться о зрении, близорукость и дальнозоркость. Почему вреден шум, громкие звуки и громкая музыка

Адаптация к условиям природы. Что такое погода, климат?

Закаливание организма. Спорт. Игры на свежем воздухе.

Как играть на улице, во дворе. Основные правила дорожного движения. Ты и транспорт.

Купание. Правила безопасности на водоёмах зимой и летом. Как при этом не попасть в беду. Как оказать первую помощь

Как я устроен. Мышцы и скелет. Что такое правильная осанка?

Мой мозг и моя душа. Я – личность. Основные качества личности (эмоции, душевные качества, деловые качества, образованность). Какой я сейчас? Каким стану? Мои решения. Моя будущая жизнь

Дыхание и жизнь (5 часов)

Дыхание – основное свойство всего живого. Чем и как мы дышим? Как дышат животные и растения

Как дышат девочки и мальчики. Дыхательные упражнения. Правильно ли мы дышим?

Чистый воздух – это здоровье. Режим и правила дыхания. Какие опасности угрожают дыханию? Как уметь помочь в беде, если он потерял сознание. Способы искусственного дыхания

Чистый воздух и инфекционные болезни

Почему вредна пыль дома и на улице. Проветривание помещений.

Гигиена жилища (влажная уборка)

Питание и жизнь.(3 часа)

Зачем мы едим. Кто и что употребля­ет в пищу. Значение питания для человека. Заболевания, обуслов­ленные неправильным питанием. Разнообразие в пище. Почему нужно употреблять разнообразные продукты. Что такое рацион.

Основные правила здорового питания: сохранение нормального веса; уменьшение количества жиров, сахара и соли. Твое здоровье определяется тем, что ты ешь, или о рациональном питании.

Гиги­ена продуктов питания. Свежие и несвежие продукты. Консер­ванты и здоровье. Ядовитые ягоды и грибы. Пищевые отравле­ния, признаки и первая помощь при экстренных ситуациях.

Движение и жизнь. (3 часа )

Что дает нам возможность двигаться (мышцы, кости, суставы, нервы, мозг). Что нужно двигательной системе для нормальной работы.

Как в организме образуется энергия. Мышцы и тренировка. Утренняя зарядка и другие виды физической активности. Подвижные игры, спорт, физкультура, физическая работа дома, в саду, на пришкольном участке. Почему это важно. Физическая активность, форма и образ жизни - за­лог долголетия.

Заболевания двигательной системы, как их избе­жать. Травмы, переломы, мышечные растяжения. Как оказать пер­вую помощь

Развитие и жизнь. (1час)

Непрерывность жизни. Рождение. Что значит расти и развиваться. Что необходимо маленькому ребенку, чтобы вырасти здоровым. Питание, окружающая среда: природ­ная и человеческая. Резервы нашего организма. Что нам дается от рождения. Физические недостатки. Как развить свое тело и душу. Как чувствовать себя комфортно: самому с собой, с родите­лями, друзьями, с учителем, другими людьми. Как правильно раз­говаривать, задавать вопросы и отвечать на них. Почему мы не любим, когда кричат или громко говорят. Какие бывают люди, и чего от них ждать. Какой ты и какие они. Как научиться жить среди различных людей

Хочешь знать, как быть здоровым – действуй(3ч).

Знаешь, как быть здоровым, - расскажи своим близким. Помоги другим советом, добрым делом, своими знаниями. Как нужно это делать?

Правила общения с товарищами, друзьями, взрослыми.

Знакомые и незнакомые люди. Как вести себя среди людей. Стоит ли очень доверять незнакомым людям? Что такое осторожность? Как вести себя и взаимодействовать на «Уроках здоровья»

Итого: 34 часа

Учитель: Пискун Ирина Валентиновна МОУ «Средняя школа № 14», г. Петрозаводск
Тема: Спорт и здоровье.
Цель: формирование здорового образа жизни у младшего школьника.
Ход классного часа:
1 Знакомство, вступление.
­Добрый день, ребята. Сегодня мы будем вместе работать, общаться, играть во время
классного часа. Улыбка создает счастье, она ничего не стоит, но многое дает. Давайте
повернемся и подарим улыбку друг другу. Настроимся на волну хорошего настроения.
Наш классный час будет посвящен одной очень важной теме.
СЛАЙД 1.
­Постарайтесь разгадать слово, написанное на звезде. Какое слово вы прочли?
­ Вы любите заниматься спортом? Какой вид спорта вам нравится?
­А какое самое яркое спортивное событие у нас прошло в 2014 году?
­Соревнования Олимпийских Игр в Сочи, прошли по каким зимним видам спорта?





Биатлон
Бобслей: бобслей и скелетон
Керлинг
Хоккей на льду
Санный спорт



Конькобежный спорт: фигурное катание, шорт­трек и скоростной бег на коньках
Лыжный спорт: горные лыжи, лыжные гонки, лыжное двоеборье, прыжки на лыжах с
трамплина, фристайл и сноуборд.
­Давайте сегодня мы поговорим о спорте и здоровье.
СЛАЙД 2.
­Ребята, давайте все вместе хором прочитаем это стихотворение.
Спорт, ребята, очень нужен.
Мы со спортом крепко дружим.
Спорт – помощник,
Спорт – здоровье,
Спорт – игра.
Физкульт­ ура!
­Ребята, а человека, который занимается спортом, легко узнать среди всех остальных
людей? (Ответы).
СЛАЙД 3.
­Я вам приготовила список слов. Выберите, пожалуйста, только те слова, которые, как вы
считаете, должны соответствовать спортивному человеку. Спортивный человек, какой?
красивый стройный неуклюжий
сутулый румяный подтянутый
ловкий рассеянный
бледный крепкий
СЛАЙД 4.
– (работа вместе с детьми) Больше двигайся! Малоподвижный образ жизни вредит
здоровью, поэтому старайся больше двигаться. Утром делай зарядку. Почаще, играй в
подвижные игры, особенно на свежем воздухе. Занимайся физическим трудом,
физкультурой.

4.Физминутка.
В стране здоровья тоже есть свои тайны, чтобы их раскрыть – необходимо
много сил. А поможет нам в этом физминутка.
СЛАЙД 5.
Что такое физкультура?
Тренировка и игра.
Что такое физкультура?
"Физ" и "куль" и "ту" и "ра".
Руки вверх, руки вниз.
Это "физ".
Крутим шею словно руль.
Это "куль".
Ловко прыгай в высоту.
Это "ту".
Бегай полчаса с утра.
Это "ра".
Занимаясь этим делом, будешь сильным, ловким, смелым.
Плюс хорошая фигура.
Вот что значит физкультура!
­А теперь давайте похвалим себя, за то, что отлично выполнили физминутку! В конце
физпаузы все учащиеся громко говорят: "Молодцы” (З р.) и правой рукой гладят себя по
голове.
Игра “Съедобное – несъедобное”.
­Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Я буду произносить какое­либо действие. Ваша
задача, в зависимости от того, как оно влияет на наше здоровье, хлопать в ладоши (если
сохраняет – хлопок, если мешает – сидеть спокойно).
Примеры фраз:
Надо трудиться
Соблюдать чистоту
Закаляться
Делать зарядку
Весело жить
Смеяться
Лениться
Мало двигаться
Ходить зимой без шапки
Грустить
Простужаться
Унывать

Заниматься спортом
Гулять побольше
Слушать родителей
Одеваться по погоде
Мыть руки
­Молодцы, я вижу, что вы все это выполняете.
Ссориться с друзьями
Есть много сладкого
­ А спорт помогает быть здоровым человеком? (Конечно, помогает.)
­Человек, который занимается спортом какой всегда? (бодрый, веселый, не болеет).
­ Молодцы! Групповая работа.
­Давайте поднимем настроение себе! Сейчас я вам предлагаю коротенькое стихотворение –
кричалку, в котором надо сочинить недостающие слова. Порадуйте нас дружным
исполнением кричалок!
СЛАЙД 6.Тексты:
Я здоровье берегу, сам себе я ……………. помогу!
Если день начать с зарядки, то всегда все будет……в порядке!
Витамины укрепляют и вес нам………………… прибавляют
Всем улыбка, всем – привет, вот и в этом весь …………………секрет!
Мы здоровьем наслаждаемся, потому что …………………..улыбаемся!
От болезней убежим, соблюдая мы………………………………режим!

­А кто скажет, что значит здоровый образ жизни? (Это соблюдение всех правил, норм для
поддержания хорошего здоровья). Сейчас мы закрепим понятия, которые связаны со
здоровым образом жизни.
СЛАЙД 7.
Конкурс «Анаграммы»
­. На доске записаны в разном порядке буквы. Нужно собрать слово, связанное со
здоровьем.

Цель:

  • выяснить, что такое “здоровье”;
  • заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровыми, приобщение к здоровому образу жизни;
  • добиться формирования у учащихся активной позиции по данной проблеме;
  • определить факторы, влияющие на здоровье и вывести “формулу здоровья“;
  • создать условия для развития коммуникативных умений учащихся в процессе групповой работы.

“Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений”.
“Здоровье-это единственная драгоценность”.
(Монтень).

  1. Вступление (тема, цель, эпиграф)
  2. Определение состояние своего здоровья (практическая работа)
  3. Факторы здоровья (беседа, исследовательская деятельность)
  4. Заключение, (составление синквейна)

Оборудование: презентация (Приложение 1)

Вступление:

“Здравствуйте!” говорим мы при встрече друг другу, желая, в первую очередь здоровья, а уже потом всего остального. Мы можем менять свои костюмы, прически, но не можем менять себя. Организм нам дается один на всю жизнь. Очень важно это помнить и заботиться о нем. Здоровье человека является фундаментом всей его жизни. Когда человек здоров, он активен, работоспособен, самодостаточен и счастлив, наконец.

Сегодня у нас классный час на тему “ Здоровье – единственная драгоценность ”. Мы не просто выясним, что такое здоровье, но и научимся определять параметры своего здоровья, узнаем правила сохранения здоровья и факторы, влияющие на него. Нам предстоит самостоятельно вывести формулу здоровья.

Работа будет проводиться в 4 группах.

Давайте проведем небольшую разминку.

Игра “Собери пословицу”.

Вам необходимо в течение 1 минуты собрать пословицы:

  1. В здоровом теле,(здоровый дух)
  2. Голову держи в холоде, (а ноги в тепле)
  3. Быстрого и ловкого (болезнь не догонит)
  4. Землю сушит зной, человека (болезни)
  5. К слабому и болезнь (пристает)
  6. Любящий чистоту – (будет здоровым)
  7. Здоровье сгубишь – (новое не купишь).
  8. Было бы здоровье, (а счастье найдется).
  9. Не рад больной и (золотой кровати).
  10. Здоров будешь – (все добудешь).
  11. Где здоровье, (там и красота)
  12. Береги платье снову, а (здоровье смолоду).

В: А какие вы знаете пословицы или поговорки о здоровье

– Вы видите, что про здоровье люди думали и в древности, ведь пословицы – это народная мудрость.

В: Так что же такое здоровье? И какой смысл в понятие “здоровье” вкладываете вы?

(Ответы учащихся.)

– здоровье – это отсутствие заболеваний;

– здоровье – умение человека осознавать свои потребности и удовлетворять их.

Спасибо за интересные определения, чувствуется, что проблема здоровья находится в поле вашего внимания. Всемирная организация здравоохранения еще в 1946 году в своем Уставе записала, что "… здоровье следует понимать как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов".

Определение состояния своего здоровья.

В современном мире людей больше волнует финансовый достаток, наличие дорогих вещей, компьютеры и машины. А ведь здоровье – это самое дорогое, чем обладает человек. Существует множество методик определения состояния своего здоровья. Возьмем две наиболее простые из них.

Методика 1 (шуточная викторина).

Вопросы:

  1. Зарядка – это источник бодрости и здоровья (да).
  2. Жвачка сохраняет зубы (нет).
  3. Кактусы снимают излучение от компьютера (нет).
  4. От курения ежегодно погибает более 10 тысяч человек (да).
  5. Бананы поднимают настроение (да).
  6. Морковь замедляет процесс старения организма (да).
  7. Есть безвредные наркотики (нет).
  8. Отказаться от курения легко (нет).
  9. Молоко полезнее йогурта (нет).
  10. Взрослые чаще, чем дети, ломают ноги и руки (да).
  11. Недостаток солнца вызывает депрессию (да).
  12. Летом можно запастись витаминами на целый год (нет).
  13. Ежедневно надо выпивать два стакана молока (да).
  14. Детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой (да).
  15. Ребенку достаточно спать ночью 8 часов (нет).

Результаты: Ели вы ответили 8 раз ДА – отличный результат. Остальные, не набравшие нужное количество правильных ответов не расстраивайтесь, у вас все впереди.

Методика 2 (научная)

Русский врач Н.М. Амосов предложил определять размер здоровья – это условный параметр, не дающий ответа о состоянии здоровья, но позволяющий о нем задуматься: У вас на столах жетоны трех цветов: красный, желтый, голубой.

– Если Вы не болели в течение всего учебного года – у Вас самый высокий уровень здоровья (красный жетон).
– Если заболевание возникло во время эпидемии – средний уровень здоровья (желтый жетон).
– Если Вы болеете во время обычных учебных нагрузок – уровень здоровья самый низкий (голубой жетон).

Вывод: проанализируйте свое здоровье, сдайте жетон соответствующего цвета лидеру группы, который сделает выводы. (Классный руководитель делает вывод о размере здоровья класса в целом).

Факторы здоровья.

Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Ученые провели исследование и сделали вывод: от чего зависит наше здоровье. Мы попробуем эти данные обобщить в виде формулы здоровья.

В: Как вы считаете, из каких компонентов будет состоять формула здоровья? что же влияет на здоровье человека?

Ответы учащихся:

Наследственность
Образ жизни
Окружающая среда
Качество медицинских услуг

Формула здоровья (100%) = (10%) медицина + (20%) наследственность +(20%) окружающая среда + (50%) образ жизни.

В: Как вы думаете, какие из составляющих этой формулы зависят от самого человека?

(Образ жизни).

Мы не будем с вами обсуждать факторы, не зависящие от нас. Поговорим об образе жизни.

В: Что в вашем понимании есть здоровый образ жизни? Какие факторы образа жизни влияют на состояние здоровья?

Факторы образа жизни (заполняется совместно с учениками):

Сейчас приглашаю вас послушать рубрику “Это интересно” .

1-ый ученик. Российские медики разработали тест “Доживете ли вы до 70?”, который дает возможность оценить факторы риска различных видов образа жизни человека. Ученые собрали большой фактический материал и сделали выводы относительно влияния некоторых особенностей образа жизни человека на его долголетие. Оказалось, что физический труд, в отличие от умственного, прибавляет несколько лет жизни. Спорт также увеличивает ее продолжительность. Установлено, что лица, занимающиеся спортом 5 раз в неделю, живут на 4 года дольше, чем те, кто игнорирует физические нагрузки или обращается к спорту лишь эпизодически.

2-ой ученик. Длительный сон (свыше 10 часов в сутки) отрицательно влияет на продолжительность жизни, сокращая ее на 4 года по сравнению с 7–8-часовым сном, что объясняется снижением двигательной активности, а значит, и ухудшением кровообращения. Доказано, что агрессивные люди вспышками гнева укорачивают свой век, тогда как спокойные – удлиняют его благодаря собственной уравновешенности. Разница в продолжительности жизни этих двух категорий лиц составляет шесть лет. На продолжительность жизни отрицательно влияют курение, употребление наркотиков, алкоголя, положительно влияет образование: среднее удлиняет ее на год, высшее – на два. Образование развивает интеллект и культуру, которые влияют на всю организацию жизни человека.

Обобщение ответов и выводы.

1. Четкий и правильный распорядок дня. Благодаря четкому режиму организм испытывает меньшую нагрузку, затраченные силы быстрее и полнее восстанавливаются.

Неспособность человека себя заставить придерживаться определенного и четкого режима – признак безволия, неорганизованности, слабохарактерности.

2. Высокая двигательная активность, достаточные физические нагрузки.Организм не может развиваться без достаточной физической нагрузки (это закрепилось в процессе эволюции) . Гиподинамия – что это такое? Почему мы так мало двигаемся?

3. Постоянное пребывание на природе, использование благотворных ее факторов – свежего воздуха, воды, солнца.

4. Правильное. Сбалансированное питание.

5. Отказ от вредных привычек (алкоголь, курение, наркотики).

Научиться быть здоровым – наша задача.

Учитель: Правильное питание – первый шаг к здоровью.

Сейчас вам предлагается побывать в роли диетологов. В последние годы эта профессия становится модной и высокооплачиваемой. И как знать, может кто-то из вас выберет эту профессию в будущем и прославится, как знаменитый диетолог.

На столе у каждой группы имеется конверт, в котором представлены изображения разных продуктов (мясо, рыба, яйца, творог, грибы, мёд, шоколад, сдоба, молоко, сыр, ягоды, яблоки, бананы, апельсины, лимоны и другие). (Приложение 2)

Задания для 1-й группы : выберите продукты, необходимые ребенку дошкольного и младшего школьного возраста.

2-я группа необходимые продукты для школьника среднего и старшего звена.

3-я группа – делает отбор для пожилых людей.

4-я группа – продукты, которые необходимо включать в рацион питания с осторожностью, и присутствие которых должно быть обязательным.

Время выполнение задания: 5–7минут.

Ученики одной из групп после выполнения задания высказывают своё мнение и обосновывают сделанный выбор. Другие группы дополняют ответ.

Итог:

Действительно, рацион питания человека в разном возрасте различен.

Обязательно в рационе должны присутствовать молочные продукты, нежирные сорта мяса, рыба, овощи и фрукты, натуральные соки.

До трёх лет лучше совсем не давать ребёнку шоколад и шоколадные конфеты.

Детям школьного возраста нельзя острое, жирное, газированные лимонады, чипсы, гамбургеры. С осторожностью нужно употреблять какао. В рационе должно быть достаточно овощей и фруктов, натуральных соков.

У взрослых в зависимости от вида деятельности суточная потребность в калорийности продуктов разная. Она зависит от того, физически или умственно работает человек, имеются ли у него хронические заболевания.

При отсутствии аллергии и противопоказаний все продукты в умеренном количестве можно и нужно употреблять.

Пожилым людям для укрепления костей необходим кальций, источником которого являются молочные продукты, рыбу, мясо. Лучше ограничивать приём сладкого. Кушать больше овощей и фруктов, натуральные соков.

Таким образом, пищевой рацион должен соответствовать энергетической потребности организма в том или ином возрасте, содержать достаточное количество пищевых веществ с определенным - сбалансированным - соотношением между ними.

В: А как вы думаете, имеет ли значение цвет продуктов для сохранения и укрепления нашего здоровья?

Учитель: Цвет продуктов может не только создать хорошее настроение, но и сохранить здоровье.

Задание: выяснить, как влияет цвет продуктов на состояние организма человека.

1-я группа – оранжевый цвет.
2-я группа – зелёный цвет.
3-я группа – красный цвет.
4-я группа – жёлтый цвет.

Ученики каждой группы выполняют задание.

На выполнение задания: 5 минут

Учитель: Теперь я предлагаю вам обменяться полученной информацией. На мой взгляд, прозвучали интересные и малоизвестные факты.

Если сегодня мы говорим о правильном питании, то нельзя незатронуть тему витаминов. Вам в качестве домашнего задания было подготовить выступление по теме “Витамины. К чему приводить их недостаток? Вред и польза”

1-я группа – Витамин А
2-я группа – Витамин Д
3-я группа – Витамин В1, В2
4-я группа – Витамин С,Е

Название К чему приводит недостаток В чем содержится
Витамин С Снижение иммунитета, воспаление десен, поражения кожи Капуста, черная смородина, молодой картофель, сладкий перец, апельсины, незрелые грецкие орехи
В 1 (тиамин) Быстрая утомляемость, потеря аппетита и веса, рассеянность, боли в ногах, одышка Пшеничные отруби, клубника, печень, почки
В 2 (рибофлавин) Слабость, резь в глазах, поражение слизистой оболочки рта Молоко, зеленые овощи, печень, грибы, сыры
В 2 (пиридоксин) Нарушение белкового обмена и синтеза жиров, утомляемость Рисовые отруби, пшеничные зародыши, мясо, молоко, треска, сыры, грибы
В 12 Анемия Печень, почки
РР (никотиновая кислота) Поражения кожи, расстройства пищеварения, психические расстройства Отруби, пшеничные зародыши, печень, почки
Витамин А Нарушения иммунитета, роста, ухудшения зрения Салат, шпинат, зеленый лук, морковь, сливочное масло, рыбий жир
Витамин Е Накопление холестерина, появление тромбов, перебои в работе сердца Зелень, зародыши злаков, капуста, бобы

Учитель: Как вы считаете, достаточно ли человеку для того, чтобы правильно питаться только перечисленных знаний?

Может быть, мы упустили что-то важное в разговоре?

Ученики высказывают свои предположения.

Учитель: Очень важно не только, чем человек питается, но и в какое время, какими порциями и сколько раз он принимает пищу.

Задание: Каждой группе необходимо разработать короткую памятку, содержащую советы по режиму питания.

На работу вам предлагается 5–7минут.

Ученики каждой группы выполняют задание. После выполнения происходит обсуждение проектов памятки, и учитель подводит итог.

Учитель: Я тоже хочу предложить вам один из вариантов такой памятки.

  1. Питайтесь регулярно, 3–4 раза в день и в одно и тоже время.
  2. Не употребляйте пищу на ночь.
  3. Не торопитесь, прием пищи должен занимать не менее 15 минут.
  4. При избыточном весе ешьте малокалорийную пищу и устраивайте разгрузочные дни (обязательно после консультации с врачом).
  5. Обязательно завтракайте.
  6. Ешьте разнообразную пищу растительного и животного происхождения.

Режим питания означает определенное время приема пищи, ее распределение в течение дня по калорийности, набору продуктов и объему.

Старинная индийская притча гласит: “Бог при рождении каждого человека отмеряет ему то количество пищи, которое он должен съесть. Тот, кто сделает это слишком быстро– быстрее умрет, тот, кто ест помалу и медленно– тот живет долго”. Каждому из нас рекомендуется 4-х разовое питание по калорийности – 30% на завтрак, 40% – на обед, 10% – на полдник, 20% – на ужин.

Задание: На столе у каждой группы белый круг Представьте, что круг символизирует суточный рацион калорий, запишите, какие продукты вы предлагаете включать в рацион подростка на:

1-я группа – завтрак.
2-я группа – обед.
3-я группа – полдник.
4-я группа – ужин.

На выполнение задания: 5–6 минут.

Ученики каждой группы выполняют задание, предлагают свои варианты разбиения круга.

Учитель: вывешивает на доске вариант и предлагает учащимся сделать вывод о верности сделанных предположений.

Ученые института питания РАМН, изучив влияние пищи на работоспособность мозга, сделали ряд важных заключений. Деятельность клеток мозга можно стимулировать с помощью пищи, причем самой обычной! Главное знать, ЧТО ЕСТЬ и в каком наборе. Для того, чтобы человеческий мозг, этот сложнейший механизм, функционировал нормально, его клеткам, которых насчитывается свыше ста миллиардов!) необходимо получать большое количество энергии. Мозг, как известно, забирает 20% всей энергии, получаемой с пищей.

На ужин, за 2 часа до сна, рекомендуются молочные, фруктово-овощные, крупяные и другие блюда, не перегружающие работу органов пищеварения. Исключаются острые приправы, кофе, какао, чай, шоколад и другие продукты, возбуждающие нервную систему. Переедание и голод ухудшают сон.

Еду лучше начинать с закусок (салат, винегрет, сыр, копченые колбасы и др.), возбуждающих аппетит. Пищу нужно хорошо пережевывать. Плохо пережеванная пища усиливает образование слизи в желудке, снижает кислотность и переваривающие свойства желудочного сока. Неприятные разговоры, чтение газет и другие отвлекающие моменты также тормозят секрецию органов пищеварения и ухудшают аппетит.

Ешьте в одно и то же время. Нерегулярный и беспорядочный прием пищи нарушает работу желез органов пищеварения, ухудшает усвоение пищи и способствует развитию различных заболеваний.

Переедание вызывает чувство тяжести, сонливость, снижение трудоспособности. Длительное переедание приводит к ожирению и ранней старости.

У каждого из нас есть изъяны в здоровье. Надо учиться их видеть и избавляться от них. Нужно научиться слышать себя, постижение самого себя – процесс не только интересный, но и дарующий счастье.

Заключение.

Составление синквейна на тему “Здоровье”.

Правила написания синквейна

Синквейн – это “стихотворение”, состоящее из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;
3-я строка – три глагола, показывающие действия понятия;
4-я строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;
5-я строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

В заключение классного часа, я хочу обратить ваше внимание на рисунок “ЗОЖ”.

Листья этого дерева – дни жизни человека. Каждый лист будет свеж и зелен, если поддерживать крону будут равноценные ветви: “Я могу, я хочу, я должен”. Эти ветви поддерживают ствол “ЗОЖ”, питаемый корнями, составляющими основу здорового образа жизни:

  • правильное дыхание;
  • правильное рациональное питание;
  • двигательная активность;
  • положительные эмоции;
  • закаливание;
  • любовь к природе и ее сохранение;
  • предупреждение формирования пагубных привычек.

Мне очень хочется, чтобы вы по-новому взглянули на себя, свой организм, который столь совершенен и уникален, чтобы еще больше ценили драгоценный дар жизни и вели здоровый образ жизни.

(В завершении классного часа каждому ученику вручается яблоко на листике, которого написаны правила правильного питания.)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!