Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Боевые искусства разных стран мира. Япония: каратэ и дзюдо. Боевое каратэ

Стиль – это магистральное направление, имеющее характерные черты, объединяющее разные школы и мастеров.

Острое соперничество между мастерами каратэ и их учениками, пытавшимися доказать превосходство своего наставника или школы, привели к быстрому развитию новых, современных стилей каратэ, которых в мире сегодня насчитывается несколько десятков.

  • Сёто кан,
  • Кёкусинкай,
  • Сито рю,
  • Годзю рю,
  • Вадо рю.

Одним из ведуших и классических стилей в мире является

Создан он в 30-е годы XX века мастером Гитином Фунакоси (1869-1957). Большой вклад в развитие данного стиля внесли также мастера Йоситака Фунакоси, Масатоси Накаяма, Сигеру Эгами, Генсин Хироноси, Исао Обата, Ногути Хироси.

Техника сёто кан

В основе стиля лежит техника староокинавского стиля Сюри тэ, для которого были характерны приемы боя на близкой дистанции и удары ногами, наносимые преимущественно на нижнем уровне. Фунакоси и его ученики дополнили стиль многими современными техническими приемами и ввели спортивный раздел каратэ до.

Преимущества

Сёто кан отличается преимущественно линейным приложением силы, поскольку кратчайший путь к цели – прямая, что контрастирует, к примеру, с Годзю рю, изобилующим круговыми движениями.

  • Низкие, широкие, прочные стойки.
  • Переходы динамичные и четкие.
  • Мощные и энергичные движения.
  • Удары идут от бедра.
  • Блоки жесткие, движения экономные: быстрота и максимальная эффективность при минимуме средств.
  • В защите – надежность и сила блока.
  • Основное оружие – мощные реверсивные прямые удары руками, удары в выпаде, резкие удары ногами по среднему уровню в корпус, подбивы под опорную ногу или под обе ноги.

Важное место в системе тренинга Сёто кан каратэ до, наряду с кихон и кумитэ, занимают формальные упражнения – ката. Этот стиль вобрал и органично объеденил в себе легкие и подвижные ката Сёрин рю: Хэйян, Бассай, Канку, Эмпи, Гангаку и более «тяжелые» и «силовые» ката Сэрей рю: Тэкки, Дзюттэ, Хэнгэтсу, Дзион.

Виднейшие мастера стиля

Гима Макото, Йоситака Фунакоси, Накаяма Масатоси, Канадзава Хирокэзу, Нисияма Хидэтака, Эноэда Кэйносукэ, Асано Сиро, Миками Такаюки, Казэ Тайдзи, Окадзаки Тэруюки, Оти Хидэо, Миядзаки Тору, Кавасоэ Масао, Сираи Хироси, Касуя Хитоши, Танака Масахика, Осима Цутому, Асаи Тецухико, Танака Такэнори, Абэ Кейго, Сугимура.

КЁКУСИНКАЙ (Союз искателей абсолютной истины)

Cоздан мастером Масутацу Оямой (1923-1994), выходцем из Кореи. В 1954 году был открыт первый додзё Кёкусинкай, где возрождалась древняя традиция боевых искусств в условиях новейшего времени. Реформы Оямы состояли прежде всего в возврате к изначальной, традиционной системе обучения.

Техника КЁКУСИНКАЙ

Техника Кёкусинкай внешне похожа на технику Годзю рю.

Базовая техника включает в себя:

  • изучение стоек,
  • перемещений,
  • ударов,
  • блоков,
  • комбинаций (рэнраку),
  • формальных упражнений.

Практикуются непрерывные спарринги, направленные на развитие автоматизма и выносливости, жесткие спарринги в полный контакт, поединки с несколькими противниками одновременно. Большое внимание уделяется разбиванию твердых предметов руками и ногами (тамэсивари), закалке ударных поверхностей. Причем тамэсивари рассматривается как способ активной медитации, позволяющий сконцентрировать энергию и волю для преодоления психологического барьера.

Прямой удар в кёкусинкай наносится не от бедра, а от груди. Техника ног включает расширенный арсенал приемов, в том числе много подсечек с обманными движениями. Стиль предъявляет высокие требования к ученикам, отличается серьезной атлетической подготовкой и суровой дисциплиной.

Ката, изучаемые в кёкусинкай каратэ: Тайкеку 1-3, Пинан 1-5, Сантин, Тэнсе, Цуки но ката, Янцу, Сайфа, Гэкисай дай, Гэкисай сё, Сэйэнтин, Канку, Суси хо, Га рю, Сэйпай. Дополнительно изучаются Ура тайкеку 1-3, Ура пинан 1-5, Кихон ката 1-2.

Виднейшие мастера стиля

Мацуи Шокей, Ояма Сигеру, Стив Арнейл, Н. Рояма.

СИТО РЮ (Школа Итосу (Сюри тэ) и Хигаонны (Наха тэ)

Один из крупнейших стилей японского каратэ до. Создан в середине 30-х годов XX века другом Фунакоси – Мабуни Кэнва (1889-1957), который назвал стиль по начальным иероглифам имен своих учителей: Итосу и Хигаонно.

Стиль СИТО РЮ

Стиль этот представляет собой нечто среднее между окинавскими стилями и Сётоканом, отличается жесткостью, большой мощью, резкостью и предельной концентрацией движений.

Ката, изучаемые в Сито рю: Пинан 1-5, Бассай дай, Косокун дай, Кусянку, Сотин, Чинто, Чинтэ, Нисэйси, Мацукадзэ, Унсу, Сайфа, Сэйпай, Сэйсан, Тэнсе и другие. Всего в стиле насчитывается более 50 ката.

Виднейшие мастера стиля

Ивата Мандзо, Кеней Мабуни.

ГОДЗЮ РЮ (Сила и мягкость)

Стиль создан на базе окинавского Наха тэ и китайского цюань шу учеником мастера Канре Хигаонно – Тедзюном Мияги (1888-1953) в 1928 году. В технике Годзю рю ярко выражены китайские корни. Слово «Годзю» представляет собой японский перевод китайского идиоматического выражения, состоящего из двух слов противоположного значения: «го» (твердое) и «дзю» (мягкое).

Техника ГОДЗЮ РЮ

Будучи человеком физически очень сильным, Мияги в своем стиле сделал основной упор на силу, жесткость. Однако в стиле четко выделяется хорошее сочетание резких и плавных действий. От «го» до «дзю» и от «дзю» до «го» должна быть свобода и легкость в чередовании движений. Когда противник атакует вас началом «го», то необходимо встретить его началом «дзю».

Если соперник противостоит началом «дзю», нужно встречать его началом «го» и сбивать с ног. Здесь жесткое начало «го» символизирует боевые искусства, а мягкое начало «дзю» – дзенскую медитацию.

Стиль

Как правило в Годзю рю атака не пресекается эквивалентным по жесткости блоком.

Его характерные черты:

  • высокие стойки,
  • медленные,
  • «тяжелые движения»,
  • мощные удары.

Стиль этот не так красив, как Сётокан, но более эффективен.

Ученик Мияги, Ямагути Гоген, ставший преемником учителя, в 1935 году организовал общенациональную организацию Годзю рю, объединившую множества школ по всей Японии. Он ввел в практику обучения методику парной работы: дзию кумитэ (свободный поединок).

В мае 1950 года Ямагути реформировал свою организацию, назвав ее «Каратэ до Годзю кай».

Базовые формы ГОДЗЮ РЮ

Базовыми формами Годзю рю являются ката Сантин и Тэнсё, так как они демонстрируют и «го» и «дзю». В Сантин напряжена каждая мышца тела. Здесь нет ни одной незащищенной точки и все ката наполнена боевым духом. Это типичное воплощение начала «го».

Ката Тэнсё в противоположность этому не раскрывает так явно боевой дух, он проявляется в медленных дугообразных движениях, будто бы человек ожидает момента для внезапного выброса энергии, глубоко запрятанной внутри тела. Это и есть начало «дзю».

ВАДО РЮ (Путь мира)

Создан мастером Хиронори Оцука (1892-1982), одним из первых учеников Фунакоси, в 1939 году. В отличие от предыдущих стилей является чисто японским, влияние китайской и окинавской техники в нем практически незаметно, тем более, что ряд приемов заимствован из джиу-джитсу. Он менее жесткий, чем Годзю рю и Сито рю, и ставка в нем делается не на силу, а на ловкость.

Техника ВАДО РЮ

Вместо тяжелых ударов и прямолинейных действий он предлагает обманные движения, финты и уходы. Оцука отказался от усиленной подготовки поверхностей рук и ног, считая это пустой тратой времени и сил. Главный смысл тренинга в Вадо рю состоит не в шлифовке технических приемов, не в принципах работы тела, а в развитии разума.

Ученик обязан всячески развивать в себе внутреннюю уверенность и спокойствие характера, самоконтроль, должен проявлять уважение к окружающим и быть истинно гуманным в отношениях с людьми. Оцука сделал акцент прежде всего на духовности.

Он говорил: «Насилие может быть истолковано как путь боевых искусств, однако истинное предназначение боевых искусств состоит в том, чтобы искать и добиваться мира и гармонии».

Ката, изучаемые в Вадо рю: Пинан 1-5, Пассай, Найханти, Кусанку, Дзион, Вансу, Сэйсн, Чинто, Дзюттэ, Нисэйхи, Рохай.

Виднейшие мастера стиля

Сигиура Кэнго, Дайтиро Аидзава, Татсуо Судзуки, Адзари Йосиаки, Сиомитсу Масафуми, Сунсукэ Янагита, Катсуми Хакоиси, Сейджи Нисимура.

Общие черты между всеми стилями каратэ

Как показывает практика, методика обучения, техника исполнения приемов и движений, психофизический тренинг – все это в общих чертах схоже во всех стилях каратэ. Разделение на «жесткие» и «мягкие» стили также очень условно, т. к. в каждом движении каратэ есть и жесткость и мягкость, напряжение и расслабление. Так что, несмотря на некоторые различия между стилями, общего между ними гораздо больше.

Какой стиль лучше?

Вопросы «чистоты» и оригинальности любого стиля или системы всегда относились к числу дискуссионных. Споры на данную тему ведутся ровно столько времени, сколько существуют различные школы боевых искусств, и будут продолжаться до тех пор, пока не исчезнет конкуренция между ними. А поскольку в обозримом будущем этого не произойдет, постольку будут продолжаться и споры. С позиций анатомии, физиологии и биомеханики ясно, что число вариантов наиболее эффективных способов защиты и нападения в схожих ситуациях ограничено.

Именно поэтому многие приемы самообороны по существу одинаковы в системах, возникших в разное время и в разных местах. Другое дело, что сами эти системы не могут быть полностью идентичны по своим принципам, методам тренинга, тактике ведения поединка, по соотношению ударных и болевых приемов и т. д.

За прошедшие века радикальные изменения произошли не в технике, а в характере ситуаций, требующих ее применения. К примеру, никто не станет сейчас нападать на прохожего с мечом, никому не придется выбивать всадника из седла ударом ноги в прыжке.

Итог выбора стиля

Стиль – это не разновидность движения, не форма перемещения. Это методика обучения одному и тому же. В разных школах учат одному и тому же, но разными методами.

В конечном счете, современное японское каратэ до – это детище нескольких окинавских мастеров, творчески переосмысленное японскими учениками, с учетом этнических и национальных традиций.

Карате (яп. 空手 — «пустая рука») - японское боевое искусство, которое представляет собой систему защиты и нападения. Термин «карате» был введён в обращение в XVIII веке.

В карате нет какой-то одной международной федерации, в нем каждый крупный стиль имеет свою федерацию.

История возникновения и развития карате

Многие считают, что жители острова Окинава (в то время он был центром независимого королевства Рюкю) вели постоянную партизанскую борьбу против японских захватчиков и ради этой борьбы создали искусство карате. Но существуют и противники данной теории, они утверждают, что боевые искусства на острове практиковались, в основном, среди потомков переселенцев из Китая, и уже от них постепенно перешли к другим жителям.

В конце XIX века Окинава стала префектурой Японской империи. Во время набора призывников в ряды доблестной японской армии, врачи заметили, что ряд призывников из Окинавы отличаются хорошей физической формой. Было установлено, что все они занимались местным боевым искусством тотэ. После этого, тотэ было включено в программу обучения в младших классах окинавских школ в качестве физкультуры.

Боевое искусство быстро вышло за пределы Окинавы и завоевало всю Японию. В 1936 году была открыта школа, получившая название Сётокан, где преподаваться стиль созвучный с названием школы. Позже он был признан классическим стилем карате. Для Сётокана не важна сила удара, основной упор делается на быстроту и точность.

После поражения Японии в 1945 году, все японские боевые искусства были запрещены. В 1948 году была создана Японская ассоциация карате (JKA). С этого времени карате стало развиваться и как система самозащиты, и как вид спорта. Карате начало стремительно набирать популярность во всем мире, в 1957 году состоялся первый японский чемпионат по карате, а в 1963 году в Чикаго прошёл чемпионат мира по неофициальному контактному карате.

Основные стили карате

Сито-рю (яп. 糸東流) - один из старейших стилей карате. Он включает в себя мощные ката Сюри-тэ, жёсткие и мягкие ката Наха-тэ и артистичные ката китайского стиля «Белого журавля». Основатель Кэнва Мабуни.

Годзю-рю (яп. 剛柔流) - один из самых распространённых стилей карате. В его основе лежит техника ближнего боя, включающая в себя удары локтями, коленями, бросковую технику, захваты и борьбу в партере. Существуют 3 основных варианта этого стиля — окинавский, японский и американский. Основатель Тёдзюн Мияги.

Вадо-рю (яп. 和道流) - один из четырёх крупнейших стилей. К особенностям стиля можно отнести стремление бойся свести к минимуму расход сил и амплитуду движений, совершаемых на защиту, не принося в жертву ее эффективность. Основатель Хиронори Оцука.

Сётокан (яп. 松濤館) - стиль, отличительными особенностями которого являются линейные перемещения и линейное приложение силы. Стойки низкие и широкие. Блоки жёсткие. Удары руками мощные и реверсивные с включением в удар бедра. Основатель Гитин Фунакоси.

Кёкусинкай (яп. 極真会) - контактный стиль карате, поединки в нем насыщены высокими ударами ногами и мощными ударами руками. В кёкусинкай запрещены удары руками в голову. Основатель Масутацу Ояма.

Стили в карате не перестают появляться, каждый выдающийся мастер пытается привнести что-то свое, что зачастую приводит к созданию нового стиля.

Система поясов и степеней в карате

Начать стоит с того, что в карате выделяют ученические степени — «кю» и мастерские степени — «даны». Обычно их количество равно десяти, но в зависимости от стилей может отличаться. Интересная особенность — номер «кю» уменьшается с ростом мастерства, а номер «дана», наоборот, возрастает.

Для получения каждой следующей степени необходимо продемонстрировать мастерство выполнения ката, а также свободного боя. Многие ошибочно полагают, что степени в карате зависят от результатов соревнований. Атрибутом степени в карате является пояс (оби).

Наиболее распространена следующая система, она используется Японской Ассоциацией Каратэ (JKA) и большинством международных ассоциаций Сётокан:

  • 9-й кю — белый
  • 8-й кю — желтый
  • 7-й кю — оранжевый
  • 6-й кю — зеленый
  • 5-й кю — красный
  • 4-й кю — фиолетовый или темно-синий
  • 3-й кю — светло-коричневый
  • 2-й кю — коричневый
  • 1-й кю — темно-коричневый
  • 1-й дан и выше — чёрный

Черный пояс - именной и делается на всю жизнь, он более толстый и прочный чем пояса других цветов.

Рассмотрим систему поясов в кёкусинкай:

  • 10 кю (белый пояс)
  • 9 кю (белый пояс с голубой полоской)
  • 8 кю (голубой пояс)
  • 7 кю (голубой пояс с жёлтой полоской)
  • 6 кю (жёлтый пояс)
  • 5 кю (жёлтый пояс с зелёной полоской)
  • 4 кю (зелёный пояс)
  • 3 кю (зелёный пояс с коричневой полоской)
  • 2 кю (коричневый пояс)
  • 1 кю (коричневый пояс с золотой полоской)
  • 1-9 дан (чёрный пояс)
  • 10 дан (красный пояс)

Существуют минимальные интервалы времени между экзаменами, они разные в разных федерациях. Интервалы эти увеличиваются с увеличением степени. Ученические и мастерские степени присваиваются пожизненно.

2017-02-10

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему "Карате".

Каратэ — японское единоборство, попавшее в страну с острова Окинава, куда, вероятнее всего, попало из Китая с переселенцами. Изначально на острове располагалось независимое государство Рюкю, которое в 17 веке было захвачено японскими захватчиками. Существует мнение, что ради ведения партизанской войны жители острова и создали каратэ.

В конце 19 века, когда Окинава была просто одной из префектур Японской империи, во время отбора юношей для армейской службы, врачи заметили, что призывники с этого острова, занимавшиеся местным единоборством тотэ, находятся в великолепной физической форме. Это единоборство, впоследствии, было включено в школьную программу. Изучение в общеобразовательной школе добавило тотэ популярности, но начало превращать единоборство в военную гимнастику.

В 20 веке в связи с экономическим спадом множество жителей Окинавы переехали на основные острова Японии, привезя с собой и карате. Но популярностью это боевое искусство начало пользоваться только после победы мастера карате над западным боксером, о чем тогда написали в прессе. Японцы начали изучать это единоборство, но в физкультурном его виде, как более распространенном.

В карате выделяют стили, направления и школы. Направлений существует 3: спортивное, традиционное и прикладное. Стилей — гораздо больше. Они начали возникать со времен появления единоборства в Японии, с 30-х годов прошлого века зарегистрированы следующие стили:

Сетокан карате — один из наиболее распространенных стилей, созданный преподавателем карате Фунакоси Гитином. Этот стиль отличается линейными передвижениями и приложением удара. Стойки в сетокане низкие и широкие, блоки жесткие. Удары руками осуществляются с применением бедра. Основным является принцип победы с одного удара.

Самыми существенными моментами в этом единоборстве являются:

1) выработка хорошего баланса, что тренируется отработкой низких стоек;

2) вращательное движение бедер по горизонтали, по ходу или против хода удара, что усиливает нанесенные удары;

3) своевременное и моментальное включение всех мышц в конце удара или резкой остановкой, из-за чего возникает импульс от удара или блока, которая распространяется вглубь очага поражения.

Годзю-рю — стиль каратэ, совмещающий как твердую, так и мягкую техники. Это один из самых распространенных стилей, который существует в 3 вариантах — окинавском, японском и американском.

Годзю-рю вобрал в себя черты достаточно жестких систем китайского ушу, сохранив искусство реального боя, обладает большой эффективностью. В основе этого стиля — техника ближнего боя, поэтому годзю-рю можно применять в ограниченных пространством помещениях, в толпе.

Вадо-рю — этот стиль японского карате-до был создан в 1939 году Хиронори Оцукой. Главным отличием стиля является техника ведения боя, которая во многом схожа с дзю-дзюцу. В ходе поединка боец старается минимально расходовать силы, применяя более экономные приемы, блоки. Особенности в блокировании ударов совмещаются с постоянными маневрами, которыми сражающийся спортсмен уводит себя из-под удара, оставляя возможность контратаки. В спаррингах бойцов этого стиля много отвлекающих маневров, которые заставляют противника перейти в невыгодную позицию.

Сито-рю — этот стиль один из самых старых, создан Кэнвой Мабуни. Он ближе всего подходит к окинавским стилям. Сито-рю занимает промежуточное место между сетокан и годзю-рю, применяя принципы обоих техник. Этот стиль очень быстрый, но в то же время полный силы и внешней привлекательности, включает в себя мощные, жесткие и мягкие, артистичные ката самых разных стилей.

Принципы тактики боя данного стиля таковы:

Быстрый уход в сторону или разворотом с атаки противника.

Мягкие блоки, отправление удара противника круговой, отводящей защитой.

Жесткие блоки с резким и максимальным освобождением ударной силы.

Применение ударов навстречу, защита при помощи нападения.

Моментальный вход в пространство удара и такой же выход в безопасную зону после нанесения удара.

В 50-е года прошлого века появилось Кекусинкай , как очень жесткий контактный стиль карате. Показывая всем силу карате, Кекусинкай постепенно стал очень популярен во всем мире и сам был выбран основой для создания новых стилей.

Его основатель Масутацу Ояма целью создания своего стиля видел в возрождении карате как боевого искусства, отделяя систему воспитания воина от спорта, согласно духу бусидо.

За относительно недолгую жизнь, карате Кекусинкай нашло свое достойное место среди спортивных единоборств, изменив систему подготовки бойцов. В результате этих изменений стиль Кекусинкай стал очень быстро развиваться и достиг больших успехов в спорте.

Этот стиль карате — очень зрелищный вид спорта. Спортивные состязания проводятся полностью без защиты. Единственный запрет — удары по голове руками. Такие бои, с множеством высоких ударов ногами и сильных — руками, всегда собирают полные залы зрителей на соревнования.

Еще один неповторимый и очень практичный стиль — Асихара каратэ основывается на Кекусинкай и , а кроме того, на собственных приемах основателя стиля Хидэюки Асихара.

Фудокан — этот стиль создан югославом Ильей Йоргой. Он является максимально обоснованным с научной и медицинской точки зрения стилем карате-до. В поединках с применением этого стиля больше всего ценят достижение победы одним ударом.

Оперативное каратэ — этот стиль отличает простота, универсальность, большой диапазон технических приемов и широкие возможности применения в самых разных ситуациях, возникающих в бою. В конце 70-х годов прошлого века Рауль Рисо провел в Москве семинар для офицеров КГБ. Впоследствии, оперативное каратэ было принято для начальной подготовки сотрудников.

Основатель этого стиля Рауль Рисо подчеркивает отличие прикладного кубинского карате от спортивного карате. Этот стиль создан на основе всех видов единоборств на Кубе.

Уэти Рю — окинавский стиль карате, основанный Камбуном Уэти. Особенностью стиля является высокая стойка, широкие блоки, удары с применением пальцев рук и ног. Кроме того, особенностью этого окинавского стиля является упражнение «железная рубашка», которое помогает бойцу выносить мощнейшие удары без серьезных последствий

Кекусин Будокай был с самого начала создан как синтез каратэ и дзюдо. Этот стиль является универсальным, он продолжает развиваться и вбирать в себя техники других единоборств, таких как бразильский джиу-джитсу, муай-тай, самбо.

Правила проведения поединка в Кекусин Будокай приближены к условиям реальных боев и практически не имеют ограничений. Бойцы этого стиля с успехом выступают на соревнованиях по другим стилям и контактным видам единоборств. Изучение помимо прочих техник уличных и травмирующих приемов позволяют применять приемы стиля для самообороны.

Стилей карате много, и постоянно появляются новые, т.к. каждый хороший мастер приносит в карате что-то от себя. Иногда случается и обратное, когда за новым названием скрывается уже известный стиль. Поэтому в настоящее время школ и стилей карате выделяют более 200.

Ещё новости

Большинство видов боевых искусств, как недавно возникших, так и уходящих корнями в глубину веков, развивались обычно как мастерство ведения рукопашного боя. Различные системы единоборств вырабатывали принципы самозащиты и в процессе эволюции подразделялись на виды, направления, школы и стили. Определенные виды популярных в наше время боевых искусств, такие как айкидо и карате, возникли на основе синтеза Кэндзюцу (мастерства владения японским мечом), Дзюдзюцу (японской техники боя с «мягкой» техникой движений) и боевых искусств Окинавы.

Карате или «путь пустой руки» разрабатывали для самообороны люди, которым не полагалось иметь оружие. Основное отличие от других видов японских единоборств – минимальная степень контакта между участниками поединка при нанесении точных ударов.

История карате

Достоверных сведений о зарождении боевого искусства карте история не сохранила. Согласно легенде, создателем карате является основатель дзэн-буддизма Бодхидхарма, перенесший в 520 г. н.э. свою резиденцию из Индии в китайский монастырь Шаолинь, ставший центром чань-буддизма. Именно здесь, на склонах лесистой горы Шаоши, суровый патриарх обучал своих последователей основам своего учения, а также уделял внимание их физическому воспитанию. Разработанный «бородатым варваром» (а Бодхидхарма, в отличие от китайских монахов, был бородат) комплекс «18 движений рук архата» был основан на элементах самозащиты и принципах движений животных. Данные упражнения, укрепляющие силу духа и тела, требовали быстроты, ловкости и гибкости. Достичь уровня, необходимого для длительных медитаций, можно было только путем длительных тренировок. Вместе с чань-буддизмом этот комплекс перекочевал в Японию, где и смешался с местными боевыми искусствами.
Документальных подтверждений этой легенды очень мало. Достоверно известно, что жителей Окинавы познакомили со своим боевым искусством в XII в. разбитые в сражении и ушедшие на юг самурайские дружины дома Тайра. А в 1392 г. столицу Окинавы, город Наху, с целью распространения знаний по различным ремеслам посетили китайские колонисты. В 1392 г. в пригороде Нахи появилась китайская колония, а затем подобные поселения появились в городах Томари и Сюри. Именно эти колонисты познакомили японцев с боевыми искусствами Китая, которые со временем органично дополнились боевыми навыками самураев и дали начало новому виду боевого искусства — карате.
В конце ХIХ века карате получило в Японии широкое распространение, его даже стали использовать в обязательной армейской программе подготовки личного состава.

Стили карате

Как и многие другие боевые искусства, карате разделяется на стили и школы. Так как все выдающиеся мастера карате

п
риносили в изначальный стиль что-то свое, а иногда, основывая свою школу, просто меняли название, в настоящее время выделя
ют около 200 различных школ и стилей карате.В 1930-м году в Японии официально зарегистрировали 4 основных стиля:
«Дом сосен и волн» — Сётокан или шотокан карате;
«Сила и мягкость» – Годзю-рю;
«Школа Пути гармонии» — Вадо-рю;
Сито-рю (название образовано из первых иероглифов мастеров-основателей).
Во второй половине ХХ века появились такие стили, как:
«Общество высшей истины» — Кёкусинкай;
Контактный стиль Асихара-каратэ;
Фудокан и др.

Стиль карате шотокан

Шотокан, относящийся к основным стилям карате, был разработан уроженцем Окинавы Гитином Фунакоси. Повсеместное распространение карате за пределы Окинавы началось с открытия в 1924 г в токийском университете Кэйо Гитином Фунакоси первого публичного клуба карате. Уже в 1936 г. Фунакоси основал школу Сётокан. Название школы произошло от литературного псевдонима Фунакоси — «Сёто», а сам стиль, эмблемой которого стал тигр, унаследовал название школы. Со временем Фунакоси изменил термин карате на каратэ-до («Путь каратэ»), и стиль стали называть шотокан карате-до.
Основа стиля — техника мастеров Адзато и Итосу, учителей Фунакоси. Особенностями этой техники был бой на короткой дистанции с применением изощренных приемов и ударов ногами на нижнем уровне. Благодаря Фунакоси, а затем и его ученикам техника дополнилась ударами ног на среднем и верхнем уровнях, а поединок стали вести по большей части на средней дистанции. Техника каратэ шотокан также характеризуется:
линейными перемещениями и линейным приложением силы;
широкими, прочными, низкими стойками;
четкими и динамичными переходами;
сложной и богатой техникой рук с мощными, энергичными движениями;
ударами от бедра с обязательным выходом, жесткими блоками;
сериями обманных движений перед атакой;
четким окончанием каждого приема;
правильным дыханием в каждом действии.
При защите важна надежность и сила блока, а при атаке — скорость, выбор подходящего момента для нападения и максимальная эффективность при использовании минимума средств.
Поскольку техника шотокан подразумевает одновременный бой с несколькими людьми, большое значение придается технике ката и поединку без правил. Для этого используется тщательно продуманная бросковая техника и эффективно действующие подсечки. Многие ката предполагают наличие у каратиста оружия.
Добиться успеха в изучении данного стиля можно при наличии хорошей физической подготовки, четкого знания техники и предельной самоотдачи.
Всемирная Федерация шотокан карате-до, проводящая время от времени чемпионаты мира и Европы, включает 25-30 стран, а филиалы ассоциаций и национальные федерации карате шотокан распространены по всему миру.

Самоучитель «Боевое карате и его нераскрытые тайны» рассказывает о школе карате Вадо-рю. Техника основана на хитроумных уходах, увертках, уклонах, нырках, качениях, зрительных и психологических обманах. Используя богатый тренерский опыт, автор разъясняет все тонкости рукопашной схватки – от азов до ведения боя с несколькими противниками.

Впервые освещаются ранее неизвестные аспекты карате. Описано около 200 приемов карате, приведено более 200 схем и 1150 фотографий.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Как читать текст
Условные обозначения
Стойки
Зенкуцу-дачи
Кокуцу-дачи
Киба-дачи
Фудо-дачи
Санчнн-дачи
Никоши-дачи
Стойка ожидания
Ударные поверхности
Удары руками
Удар 1£кц
Удары тейшо, иуките.
Удар уракен
Удар шуто
Удар татцуй
Удары хайто. мавашн-цки
Удары эмпн
Удары ногами
Удар мая-гери
Удар мая-гери-кеаге
Удар хиаа-гери
Удар йоко-гери
Удар сокуто-гери
Удар уширо-гери
Удар маваши-гери
Удар хиза-мавашн
Удар ура-маваши
Удар микадэуки-гери
Удар ура-микадзуки-гери
Подсечка
Блоки, принцип блокирования
Аге-уке
Удо-учн
Гедан-барай
Сото-уке
Отоши~уке
Тейшо
Тренировка блоков
Проникание ударов
Набивка
Постановка удара
Как держать удар
Азы передвижения
Тренировка устойчивости
Дыхание
Связки
Ю-кумите
Построение тренировочного процесса
Зоны поражения удара
Удары ногами с подшагом
Сурикоми мая-гери
Мая-гери ребром ступни
Сурикоми йоко-гери
Сурикоми маваши-гери
Кобра
Кобра с подходом, йоко-гери.
Кобра с подходом и с броском
Кобра, три шуто-учи
Кобр;», три шуто-учи в движении.
Кобра с подсечкой
Кобра, сокуто-гери с разворотом
Обратная кобра
Уход тая-собакн от мая-гери
Уход тая-собакн из стойки ожидания, йоко-гери
Количество повторяемости движении при отработке связок
Уход тая-собакн из зенкуцу-дачи левой в зенкуцу-дачи левую с контратакой
шуто-учи левой рукой
Гая-собаки задней ногой с контратакой йоко-гери
1 ая-собаки задней ногой с разворотом на 180 градусов с контратакой сокуто-гери
1 ая-собаки задней ногой с разворотом на 180 градусов с контратакой сокуто-гери в прыжке
Уход-тая собаки дальней ногой с разворотом на 90 градусов с контратакой какато-герн
Обратный поворот
Обратный поворот с блоком голенью наружу
Удар коленом наружу
Кокуцу-дачи. атака какато-герн гедан
Прыжковая техника
Иоко-гери в прыжке
Тройной йоко-гери в прыжке
Маваши-гери в прыжке с разворотом па 270 градусов
Переход из зенкуцу-дачи левой в зенкуцу-дачи правую с разворотом на 180 градусов,
с броском
Уходе уклоном, йоко-гери с разворотом
Передвижение по большому кругу
Передвижение из зенкуцу-дачи левой в зенкуцу-дачи левую
вперед под 45 градусов прыжком
Передвижение из зенкуцу-дачи левой в зенкуцу-дачи левую с разворотом
на 360 градусов
Захват мая-гери в солнце с броском
Уход от маваши-гери прыжком
Какато-гери в прыжке с разворотом, йоко-гери в прыжке
Кобра, какато-гери гедан, мавашн-герн с разворотом
Обучение спаррингу. Теория построения боя
Уход из кокуцу-дачи назад прыжком, контратака ушнро-гери
Уход из кокуцу-дачи назад прыжком, подшаг, контратака йо^гери
Уход из кокуцу-дачи назад прыжком, внутренний блок голенью,
йоко-гери с разворотом.
Внутренний блок голенью, контратака йоко-гери
Уход из кокуцу-дачи в сторону с уклоном, йоко-гери с согнутой ноги...
Уход тая-собаки нз стойки ожидания, маваши-герн
Уход тая-собаки на ближней дистанции из стойки ожидания с контратакой
цки в голову
Защита "солнце"
Мавашн-герн в прыжке вперед под 45 градусов
Зашита от мая-гери, смена ног, контратака йоко-герн
Уход от маваши-гери прыжком с разворотом на 180 градусов, уширо-гери
Уход от маваши-герн прыжком с разворотом на 180 градусов,
с ударом эмпи-учи в голову
Уход от маваши-герн прыжком с разворотом на 360 градусов,
с ударом предплечьем в голову
Ката для рук
Кобра правая, прыжок левой, йоко-герн в прыжке правой
Прямой поворот, кобра правая, мая-гери левой
Ката на отработку прямого и обратного поворота
Змейка
Кобра о прыжке
Внешняя передняя подсечка
Замок для открытой стопы:
Обучение спаррингу
Техника уходов вниз
Техника ухода вперед под 45 градусов
Бросковая техника
Защита от маваши-гери уходом вперед, зацеп изнутрис броском
Уход от маваши-гери вниз, йоко-гери в опорную ступню
Уход от мавашн-герн вниз, подсечка
Защита от мая-гери с захватом и броском вперед
Защита от маваши-гери. Уход с линии атаки с разворотом на 270 градусов
Раскрывание защиты руками
Работа ближней рукой
Работа одной нагой
Обучение кумнтэ
Догон отступающего противника.
Работа ногами
Мая-гери шодан, маваши-гери дэсдан
Двойной мая-гери
"Вертушка"
"Защита от мая-гери правого. Захват ноги в солнце.
Защита от мая-гери, замок стопы.
Бросок в прыжке в разворотом на 180 градусов
Уход тая-собаки из стойки ожидания, удар коленом наружу
Уход тая-собакн из стойки ожидания, ура-микадзуки
Уход тая-собаки из стойки ожидания, удар коленом сбоку (хиза-маваши)
Уход тая-собаки из стойки ожидания, удар шуто-учи (уракен) правой
"Защита от атаки рукой в голову проходом внутрь
Второй вариант контратаки
Защита от мая-гери в солнце, удар хайто-учи в пах
Удары в прыжке с разворотом
Иоко-гсри в прыжке с разворотом
Ура-микадзуки в прыжке с разворотом
Микадзуки в прыжке с разворотом на 360 градусов
Маваши-гери в прыжке с разворотом на 360 градусов
Зоны поражения при ударах в прыжке с разворотом
Обучение спаррингу
Уход тая-собаки с захватом руки, ноко-герн
Уход тая-собаки, йоко-гери в опорную ногу
Уход из кокуцу-дачи в фудо-дачи
Обратный поворот, сокуто-гери в опорную ногу.....
Обратный поворот, сокуто-гери шодан
Упражнение: кобра, сокуто-гери гедан с разворотом
Прямой поворот, йоко-гери.
Прямой поворот, джуджи, ноко-герн с уклоном
Защита от маваши-гери с подбивом тазом
Защита от маваши-гери захватом ноги с броском. Техника захвата
Уход тая-собаки от удара цки с захватом руки в замок
Внутренний блок голенью, ура-микадэуки
хсмы применения ура-маваши
Остановка противника
Короткое боевое ката
Ката для ног на месте
аваши-гери в прыжке с подготовкой
кшаиш-герн с обманом весом
Ката: виды, назначение* разработка
О6учение спаррингу
Защита от маваши-гери проходом внутрь
Удары после захвата
комбинация, шодан цкн
Жесткая защита
Атака из киба-дачи боковой, йоко-гери гедан.
Атака из киба-дачи боковой, йоко-гери шодан упреждающий
tauca из киба-дачи боковой, йоко-гери гедан, подсечка, маваши-герй дэедан
Атака из киба-дачи боковой, йоко-гери гедан, сокуго-гери (уширо-гери) шодан
Обучение кумитэ I
Защита от цкн в голову. Тазовая увертка с контратакой руки противника
Защита от цкн в голову с захватом
Защита от цкн шодан с захватом
Захваты рук противника в ближнем бою с добиванием
Защита от мая-гери с захватом и броском
Собра. проход по большому кругу
Гехиика ухода вниз. Упражнение
Уход нэ кокуцу-дачи от маваши-гери вниз с контратакой ударом тэйшо
Уход из кокуцу-дачи от маваши-гери вниз, бросок с захватом опорной ноги
Уход из кокуцу-дачи от маваши-гери вниз, бросок с захватом ударной ноги
Техника контратак после блока голенью наружу
Кобра, маваши предплечьем с разворотом
Ножницы
Упреждающая техника
Упреждающая техника, контратака уширо-гери
Упреждающая техника, маваши-гери
Упреждающая техника, йоко-гери в прыжке
Иоко-гери в прыжке с разворотом на 180 градусов упреждающий
Основные принципы уходов от атаки палкой
Уход вперед под 45 градусов, маваши-гери пяткой
Уход из кокуцу-дачи на месте, мая-гери упреждающий
Мая-гери, тая собаки, сокуто-гери
Защита от мая-гери, рычаг ноги через колено
Мая-гери с разворотом на 180 градусов
Уход от мавашн-герн вниз, контратака сокуто-гери с колена
Уход от мавашн-герн вниз, бросок с зацепом двумя ногами
Нырок под руку с уклоном
Уход нз кнба-дачи боковой с контратакой шуто в голову
Захваты с атакой локтями
Сокуто-гери с подготовкой
Теория прерывания и возврата связок
Техника маятника
Обобщение схем работы руками
Тройной шуто-учи
Л"ройной цки
Общая схема движения в маятнике
Ката для ног в движении
Мавашн-гери в прыжке с разворотом упреждающий
Тая-собакн, мнкадзуки в прыжке....
Боевые связки. Назначение, Разработка....
Теория дистанции....
Обучение кумнтэ с несколькими противниками....
Ловушка
Четыре меча
Послесловие


ТЕЙШО
.
Блок основанием ладони выполняется в верхний, средний и нижний уровень. Блок тейшо очень часто используется как дополнительное, страховочное движение одной рукой, в то время, когда вторая рука совершает какое-либо техническое действие.

Для выполнения верхнего блока от удара в голову, выставьте правую руку вперед, а левую поставьте в исходное положение к левому подреберью (см. фото 135). Затем, возвращая правую руку, нанесите открытой напряженной пяткой ладони левой руки удар по конечности противника, блокируя удар в голову. Мышцы в этот момент напряжены, ладонь держится вертикально. Пальцы руки лучше в этот момент держать вместе, чтобы не травмировать их, случайно зацепившись за одежду противника.

Ладонь левой руки при верхнем блоке не выходит за правую проекцию корпуса наружу, но несколько выходит за проекцию головы, чтобы учесть кривизну траектории боковых ударов в голову и надежно защититься. После верхнего блока тейию можно контратаковать правой рукой цки в корпус или левой вертикальный уракен в голову (см. фото 136). Однако это только простейшие примеры. Возможности каратэ безграничны, подобно шахматным комбинациям все варианты перечесть и предусмотреть нельзя, их диктует логика боя.
Средний блок тейшо выполняется подобно верхнему, но от ударов в средний уровень. Блокирующая рука не выходит за линию корпуса (см. фото 137). Для контратаки можно нанести уракен левой горизонтальный или мавашицки правой рукой в голову (см. фото 138).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!